Приложение № 2. Как были устроены русские мониторы
(Из журнала "Морской сборник" № 1 за 1865 г.)
Однобашенные броненосные лодки (мониторы)
Обстоятельства, требовавшие возможно быстрого сооружения броненосных судов для прибрежной обороны, заставили нас прибегнуть к системе американских мониторов, как всего более соответствующей этому назначению, а главное потому, что броня для них, составляемая из нескольких слоев однодюймовых листов, может быть приготовлена гораздо скорее, чем сплошная, которая, хотя и действительнее составной, но не могла была сделана у нас в России и так быстро, как того требовали исключительные обстоятельства, при которых начата была постройка этих лодок. К тому же, офицеры наши, посланные в Америку после сражения «Мерримака» с «Монитором», для изучения системы броненосных судов и в особенности лодок с вращающимися башнями Эриксона (мониторы), нашли, что в сравнении с другими типами броненосных судов, они были бы всего пригоднее для защиты наших портов и прибрежий.
Суда эти составлены, так сказать, из двух частей: нижняя, менее длинная, имеет форму плоскодонных судов, а верхняя длиннейшая представляет плот с правильно заостренными оконечностями, образующими свесы: в носу — с колодцем для якоря, а в корме для прикрытия руля и винта. Борта верхней части лодки прикрыты наделкой из дубовых и сосновых брусьев, толщиной в 39 д., которая одета броней из однодюймовых железных листов, в пять рядов. Надводная часть возвышается над горизонтом воды всего на 14 д. и потому представляет огню противника весьма незначительную цель; носовая же оконечность может, в случае нужды, служить тараном.
Внутри каждая лодка разделена, непроницаемыми переборками, на шесть отделений. В первом с кормы находится батарея электрического телеграфа и помещение для механических припасов; в втором помещается механизм с котлами; в третьем — уголь; в четвертом — механизм для вращения башни, камбуз и штульцы; в пятом — помещение для команды и офицеров и крюйт-камера; в шестом же, носовом, брашпиль.
На верхней палубе, не имеющей фальшбортов, около середины длины лодки помещается вращающаяся башня с двумя орудиями, а над ней другая неподвижная башня или рубка для рулевого и командира. Башня и рубка состоят их железных листов, толщиной в 1 д.: первая из 11, вторая из 8, за исключением двух лодок, на которых рубка также сделана из 11 рядов. Палуба покрыта двумя рядами железных листов, толщиной каждый в 11/ д., положенных на некоторых лодках сверху, а на других под палубную настилку. Дымовая труба на высоту 8 д. от палубы покрыта блиндированным кожухом, составленным из 6 рядов 1-дюймовых листов.
Дав таким образом понятие о фигуре этого оригинального типа судов, покажем главные размерения их:
Крайняя длина по палубе с броней ................... 201 ф .
Длина самого судна ....................................... 159 ф. 2 1/2 д.
Наибольшая ширина с броней ............................ 46 ф.
Ширина самого судна ................................... 38 ф. 8 д.
Глубина интрюма между верхней кромкой
бимсов и наружной обшивкой у киля ............. 77 ф. 10 д.
Погибь бимсов по средине ....................................... 5 д.
Погибь палубы по длина по средине ..................... 7 ф.
Длина носового свеса без брони ............... 10 ф. 11 д.
Алина носового свеса с броней ..................... 75 ф. 7 д.
Алина кормового свеса без брони ....................... 20 ф, 3 д.
Алина кормового свеса с броней ......................... 25 ф.
Водоизмещение верхней части ...................... 757,62 тонн
Водоизмещение нижней части .................. 808,25 тонн
Водоизмещение всего судна ........................... 1565,87 тонн
Строевых тонн ....................................................... 1350
Углубление ............................................................. 77 ф. 6 д.
Внутренний диаметр башни ...................................... 27 ф.
Высота башни ................................................................. 9 ф.
Механизм судовой ................................................. 760 л.сил
Механизм башенный ................................................ 80 л.сил
Главные тяжести, находящиеся на этих лодках, составляют:
Боковая броня (330 листов) ....................... 12740 пудов
Палубная броня (600 листов) .......................... 6740 пудов
Башня с рубкой и бимсами без станков
и орудий ................................................. 13380 пудов
Рубка отдельно .............................................. 7650 пудов
Блиндированный кожух дымовой трубы ........... 750 пудов
Паровые судовые и башенные механизмы лодок «Латник», «Броненосец», «Вещун» и «Колдун» изготовлены заводчиками, строившими корпуса лодок. Судовые механизмы «Лава» и «Перун» — на адмиралтейских Ижорских заводах, «Ураган», «Тифон», «Стрелец» и «Единорог» — на заводе г. Берда. Башенные же механизмы первых двух — самими строителями лодок, для «Урагана» и «Тифона» — на адмиралтейских Ижорских заводах, а для «Стрельца» и «Единорога» — у г. Берда.
После заключения контрактов с подрядчиками, результаты чарльстонского боя и сведения, сообщенные из Америки, заставили сделать в спецификациях лодок некоторые изменения, из которых особенно выделяются следующие:
1) В подкладку под боковую броню в носовой части врезаны ряды железных полос или стрингеров, в 5 д. толщиной, которые увеличивают таким образом толщину брони в этих местах до 9 д.
2) На башни, около основания их, положено массивное железное кольцо толщиной в 5, высотой в 15 дюймов, которое увеличивает крепость основания башни.
3) Под шельф или навес брони подведены деревянные чаки и скреплены железом, для того, чтобы наполнить угол, составляемый шельфами с бортом, и тем увеличить плавучесть лодок.
4) Удлинены кильсоны, на которые упирается штыр, служащий осью и поддерживающий башню, для того, чтобы тяжесть последней разрешилась на возможно большее пространство.
Кроме того, так как заводчики Семянников и Полетика объявили, что они не могут исполнить пункта контракта, по которому им поставлялось в обязанность делать бимсы из цельного курляндского дуба, по трудности достать его, и просили, имея в виду короткость срока, данного на построение лодок, позволения деревянные бимсы заменить на железные, — то это и было дозволено.
Стенам рулевых рубок предполагали дать толщину в 8 д., а потом, по получении из Америки сведений, увеличили до 11 д., но так как впоследствии оказалось, что от этого лодки сядут глубже, распоряжение это было отменено. На лодках же «Вещун» и «Колдун», уже заложенных в то время в Бельгии, оставлена прежняя толщина в 11 дюймов.
Прежде употреблявшийся способ крепления листов, составляющих стену башни, оказался неудовлетворительным в деле под Чарльстоном, во время которого потеря людей в рубках и башнях происходила от разрыва и выскакивания внутрь железных болтов, скрепляющих листы брони, вследствие чего у нас решено было из 11 слоев связать вместе 10 слоев (считая с наружной стороны) обыкновенными заклепными бортами, а 11-й внутренний слой прикрепить к стене винтами с нарезкой, сделав из него таким образом рубашку, которая остановила бы проскакивание болтов внутрь.
На лодках же «Вещун» и «Колдун», части которых уже изготовились в то время, оставлен способ связки листов такой же, как принят в Бельгии при строении железных мостов. Для большей же безопасности, ряд болтов прикрыт 1/2 д. вертикальными железными листами в роде пилястр. На лодках этих сначала предполагалось иметь:
1) При главной машине: две трюмных помпы, способные выкачивать в 1 минуту 144 талона, воды.
2) Одну помпу при машине для вентиляции, выкачивающую в 1 минуту 360 галлонов.
3) Одну наружную помпу на 90 галлонов.
Всего же в минуту 594 галлона.
Впоследствии это количество помп было найдено недостаточным для судов такого рода, на которых выкачивающая сила помп должна быть самых больших размеров, почему и признано необходимым в добавок к прежним:
4) Применить к охлаждению пара в холодильнике воду из трюма, причем воздушный насос может выкачивать 640 галлонов.
5) В отделение башенного механизма поставит центробежную помпу, которая приводится в движение машиной для вентиляции.
6) Поставить в главном машинном отделении еще одну центробежную помпу с особым паровым цилиндром, пар в которой провести из общих котлов. Помпа эта выкачивает в 1 минуту 1000 галлонов. Итого в 1 минуту 2140 галлона, а вместе с прежними — 2734 галлона.
Кроме всех этих помп, в жилом отделении лодок поставлены еще две Даутоновы помпы, выкачивающие воду через палубу. Каждая из лодок имеет судовой механизм в 160 л. сил и два вспомогательных, один в 15 сил для двух вентиляторов, а другой в 15 же сил для вращения башни. Оба вспомогательных механизма получают пар из тех же котлов, что и главный. Винты у лодок четырехлопастные, 12 ф. в диаметре; рули балансирные, а якоря особой конструкции, короткие, четырехрогие.
Лодки эти предполагали вооружить одним 15-дюйм. чугунным и одним 9-дюйм. стальным нарезным орудиями, но по неготовности же 15-дюйм. орудий, лодки вооружены в настоящее время двумя 9-дюйм. стальными пушками, которые будут нарезаны впоследствии.
Двухбашенная броненосная лодка «Смерч»
Господин Митчель предложил построить к лету 1864 года в С.-Петербурге на Галерном островке, при пособии устроенных уже там, для батареи «Не тронь меня», мастерской и прочих механических приспособлений, железную броненосную двухбашенную лодку, по системе капитана Кольза, в роде той, которая строилась в то время на верфи г. Непира в Глазгове для датского правительства.
Так как броненосное судно такого рода может спокойно плавать по Балтийскому морю и в этом отношении иметь неоспоримое преимущество перед американскими мониторами, которые по конструкции своей не удобны для плавания на большом волнении, то правительство согласилось на это предложение г, Митчеля и контракт на лодку «Смерч» заключен с ним 13 июня 1863 г. Постройка лодки начата 7 августа , а закладка произведена 19 ноября 1863 года. Спущена же лодка 11 июня 1864 года. Главные размерения ее следующие: длина по килю с уклоном форштевня 183 ф. 5 д., углубление на полном грузу 38 ф. 2 д., наибольшая ширина с броней 14 ф. 3 д., глубина нитрюма 10 ф. 6 д. Водоизмещение 1401,52 тонн. Строевых тонн 1246,18.
Лодка эта возвышается от воды всего на несколько футов. Откидной железный фальшборт ее, отброшенный наружу, открывает палубу с двумя невысокими башнями, эллиптические порты которых с дулами орудий находятся почти на высоте палубы. Между передней башней и трубой стоит блиндированная также как борта и башни, овальная рубка для командира. Основания башен с механизмом, для вращения скрыты под палубой и защищены таким образом от действия неприятельских ядер. Нос вооружен небольшим острым шпироном, на глубине 4 фут под горизонтом воды. Корма же обделана небольшим блиндированным свесом, закрывающим руль и винт.
Лодка «Смерч» построена совершенно сходно с датской лодкой, но так как г. Митчель, делая еще предложение, обязался, не увеличивая цены лодки, добавить в корпус ее 60 тонн железа, в том случае, если правительство наше найдет нужным увеличить крепость лодки за счет ее веса, то это добавочное железо и употреблено на устройство двойных бортов в средней части лодки, на протяжении 190 фут по длине ее, и двойного днища, так что пространство между ними разделенное поперечными переборками на отсеки, можно будет наполнять водой, для большего погружения судна во время боя. Это устройство доставляет и ту выгоду, что устраняет главные последствия от пробоин в надводной части снарядами, а в подводной минами, и от посадки на камни. Для укрепления боковой качки, в подводной части прикреплены два добавочных киля, в 100 фут длиной.
Лодка имеет две башни, 22 ф. в диаметре каждая, покрытые 41/ дюйм, броней; против портов же, в передней стороне башен, броню эту предполагалось положить вдвое, т.е. до 9 д. толщины, но так как на опытах, произведенным над двойным рядом плит, оказалось, что ядра, разбивая наружный ряд, срезают болты, которыми он прикреплен к телу башни, и, следовательно, оставляют второй ряд, сидящий на тех же болтах, без укрепления, отчего он легко может свалиться, то признано за лучшее, двойной ряд плит около бортов башен заменить одним рядом, но в 6 д. толщиной.
Броня на средине судна положена в 7 фут по ширине и потом, как показано на чертеже, к носу и корме постепенно суживается. Толщина ее 4 1/2 д., за исключением пространства по 15 ф. от оконечностей, где она сделана в 4 д.
Плиты брони прокатны и изготовлены на заводе Биль и К° в Англии; 8-дюймовые же плиты - у гг. Брауна и К°. Подкладка под броней сделана из тика, 8 д. толщины. Подкладка же под броней на башне состоит из двух рядов тика в 8 и 4 д. толщиной, скрепленных каждый диагональными железными ридерсами. Кроме того, с внутренней стороны, башни обшиты железными листами толщиной в 1 дюйм. Палуба лодки защищена 1-дюймовым листовым железом, положенным под настилку на бимсы. Настилка же толщиной от башен до ватервейсов в 3 д., а на средине судна в 4 дюйма. Вес каждой башни с тиковой подкладкой и креплением 87,21 тонн. Вес блиндированной капитанской рубки с подкладкой и креплением 9,65 т. Вес же боковой брони с болтами 214 тонн.
Каждую башню лодки предполагалось сначала вооружить двумя 60 ф. орудиями, но в последствии, с введением у нас стальной артиллерии, предположение это изменилось, а так как переделывать башни было уже поздно, то решено было поставить в каждой, вместо двух чугунных, одно стальное 8 дюймовое нарезное орудие. Мореходные качества лодки сохранились те же, и она получила, считая со снарядами, артиллерию почти того же веса, но несравненно сильнейшую, по действенности выстрелов.
Рангоут лодки «Смерч» железный, мачты треножные, по системе капитана Кольза, телескопические, изготовлены в Англии и собраны у нас, так что техники наши имели случай ознакомиться с работами этого рода. Имеет марселя по системе Куннингама и брамсели. Бизань-мачта голая.
200-сильная двойная машина изготовлена на заводе Модзлея сына и Фильда в Лондоне. Два винта, каждый в 8 ф. в диаметре. Кроме этих машин и донки, лодка имеет 6-сильную вспомогательную машину с особенным котлом и при ней помпу. Машина эта приводит в движение вентилятор, служащий для освежения кают и увеличения тяги к топкам, и служит также для вращения башен. Кроме всего этого, лодка имеет плавильную печь для плавки металла в бомбы Мартина.
Общая стоимость лодки, не считая расходов на то, что по условию должно быть сделано казной, простирается до 504000 р., из них на механизм 90000 р.
Двухбашенные броненосные лодки "Русалка" и "Чародейка"
(Из журнала "Морской сборник" № 6 за 1866 г.)
Броненосные канонерские лодки, с двумя башнями, системы капитана Кольза, «Чародейка» и «Русалка» строятся по одному чертежу. Размерения их следующие: наибольшая длина 210 ф., длина по грузовой ватерлинии 200 ф.; наибольшая ширина 42 фута; глубина под верхнюю палубу 14 фут 6 дюймов; водоизмещение 1850,36 тонн; строевых тонн 1626. Число башен — две; наружный их диаметр 26 фут, а внутренний 22 дюйма; углубление на ровный киль 11 фут. Броня, на этих судах, будет расположена следующим образом: толщина ее на главной части будет составлять 4 1/2 дюйма, с постепенным уменьшением к носу и корме, начиная с уменьшения не далее пятидесяти фут от носа и кормы, где толщина брони будет, — у форштевня 3 1/4 дюйма, а у ахтерштевня до 3 1/4 дюймов. Толщина подкладки под броню от 12 до 18 дюймов. Суда эти будут вооружены четырьмя 300-фунтовыми орудиями, но два в каждой башне.
Контракт на постройку этих судов первоначально был заключен с коммерции советником Кудрявцевым, а впоследствии, за смертью его, дальнейшее производство работ передано строителю железных судов Чарльзу Митчелю и К° . Контракт заключен 14 января 1865 г. и тогда же приступлено к работам; приготовить лодки к спуску на воду назначено осенью нынешнего года, а окончательно достроить и отделать к маю 1867 года. Оба судна строятся из русского железа, с полной и окончательной отделкой, кроме рангоута, вооружения, шпилей, камбузов, водоопреснительных аппаратов, помп, фонарей, посуды, компасов, навигационных инструментов и вообще всех тех предметов, которыми суда снабжаются на кампанию, а также без брони.
Контрактная цена на каждое судно 539000 р. От порта даны контрагенту — эллинги, мастерские, плаз и магазины для хранения материалов, каменный уголь и прочее топливо, необходимое для работ; в обязанности порта отнесены также содержание и действие паровой машины в мастерской, освещение газом эллингов, плаза и мастерской. В Кронштадте, для крепления брони, будут даны: горны, печи, механизмы, прессы, стойки, перевозные тележки, краны и вообще все необходимые для производства работ механические приспособления и нужный такелаж.
Из ста шестнадцати блиндажных плит на обе лодки, восемьдесят приготовляются на Камском железоделательном заводе горного ведомства, а остальные тридцать шесть будут прокатаны на железопрокатном заводе Адмиралтейских Ижорских заводов. Наблюдающие за постройками судов: по лодке «Чародейка» корабельный инженер подпоручик Самойлов, а по лодке «Русалка» штабс-капитан Михайлов.
Механизмы на каждое судно, в 200 нарицательных сил, со всеми к ним принадлежностями, инструментами, запасными вещами и полной установкой их на суда, изготовляются также на литейном и механическом заводе наследников дворянина Берда, в С.-Петербурге, по 127000 руб. за каждый механизм. Непременным условием, при выполнении этого контракта, постановлено, чтобы машины, котлы и все их принадлежности были отделаны в России из русских металлов и материалов. Машины должны быть горизонтальной системы, прямого действия, и устроены так, чтобы могли работать каждая пара отдельно и обе вместе, для чего каждая должна иметь свой гребной винт.
Работы по постройке обоих лодок, доведены до следующей степени готовности. На каждую из этих лодок назначено употребить железа по 600 тонн (37200 пуд.); из этого количества, по настоящее время, употреблено в дело до 508 т. {31556 пуд.). Все это железо пошло на изготовление набора, который, за исключением 7 последних носовых шпангоутов, весь уже поставлен.
Наружная обшивка положена почти вся на место; оба старнпоста на месте; а форштевни отковываются на Адмиралтейских Ижорских заводах и в непродолжительном времени будут доставлены к месту постройки; с постановкой их на место, будут поставлены и те 7 шпангоутов, о которых сказано выше, и тогда же закончится наружная обшивка. Половина тиковой подкладки положена на место и закреплена; бимсы, карлингсы, связные поясья или стрингеры, боковые кильсоны или интеркастели, все поперечные переборки, кроме последней кормовой, и все продольные поставлены на место и укреплены.
Железная настилка верхней палубы вся на месте и закреплена, кроме небольшого пространства в носовой части. Начата приделка боковых килей; обделываются рули и румпеля и заготовляются фальшборты. Словом, работы доведены до такой степени, что лодки, согласно условию контракта, могут быть спущены на воду своевременно.
Во время церемонии закладки место для закладных дощечек, на обоих лодках, было тщательно вырублено, как раз по величине их, на старнпостах, под последним листом обшивки нижнего поста. Лист этот отведен был от старнпоста, на особо приспособленным шарнире, и лежал на рычаге, на противоположном конце которого от шарнира, прикреплен был, в толщину заклепки, болтик, входивший, при поднятии листа, в заклепочную дыру следующего за ним второго пояса обшивки.
Когда Его Величество густо вымазал суриком место для дощечки, заложил ее и когда она было вплотную загнана на место, несколькими ударами молотка. Его Высочеством, а также г. Управляющим Морским министерством, директором Кораблестроительного департамента, строителям и другим лицами, мастеровые в тот же миг подняли, с помощью рычага, обшивной лист и двумя заклепками прикрепили его на место.
Во время забивки заклепок были подняты на флагштоках, по команде наблюдающих, флаг и гюйс, музыканты играли поход и народный гимн. На закладных дощечках, на лицевой стороне, были сделаны следующие надписи:
4-х пуш. железная, броненосная, 2-х башенная канонирская лодка в 200 нарицательных сил «Русалка». Заложена в С.-Петербурге, на Галерном островке, 25 мая 1866 г., в присутствии Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала и управляющего Морским министерством генерал-адъютанта Краббе.
На обратной стороне:
Директор кораблестроительного департамента контр-адмирал Шварц. Строитель К. Митчель, наблюдавший за постройкой корабельный инженер штабс-капитан Михайлов.
На дощечке для лодки «Чародейка» была сделана та же надпись, но наблюдающий за постройкой этой лодкой — корабельный инженер подпоручик Самойлов.
После всего сказанного о работах гг. Митчеля и Свана, считаем излишним прибавлять что-нибудь здесь, относительно работ на лодках «Чародейка» и «Русалка». Как на корвете «Пожарский», так и на этих судах совершенство работ одинаково.
На этом мы оканчиваем роль современного летописца и бросим взор на недавнее прошлое Галерного островка.
Кто поверит, глядя на нынешнее его благоустройство, приспособленное к одновременной постройке трех броненосных судов, что все это создано в какие-нибудь три года? Нам памятно еще то время, когда Галерный островок служил только для исправления камелей и портовых судов, и для склада сосновых бревен. При генерал-интенданте Васильеве, в сороковых годах, сюда свозили из города мусор для засыпки ям; звенели здесь кандалами арестанты из «круглого дома», засыпая ямы и при разных валовых работах.
Значение Галерного островка поднялось лишь с 1854-56 г., когда здесь приступили к постройке винтовых канонерских лодок, когда камели отслужили свой век и когда, взамен их, начали строить здесь пять частей гидравлического плавучего дока. Для этих работ пришлось делать тут разные улучшения, устройства и приспособления.
Спуск доков потребовал того же, затем строились здесь пароходо-фрегат «Смелый», фрегат «Дмитрий Донской» и два клипера «Алмаз» и «Жемчуг». Все эти работы потребовали улучшений островка. Например, здесь не было ни плаза, ни сарая для обделки частей корпуса. Разбивка строимого здесь судна, как например фрегат «Дмитрий Донской», производилась на плазу в Новом адмиралтействе; сколько от этого терялось времени, от одной только переноски лекал, — трудно исчислить. Набор валялся под открытым небом и известка была плохая для него защита от снегов, дождей, ветров, оттепелей и морозов; бывало грунт то смерзался, то растаивал и блоки под связываемым набором то выпирало, то подавало в грунт.
Фрегат «Дмитрий Донской» строился под парусинной крышей. А теперь?
Справа и слева на пути к трем образцовым, крытым эллингам лежат огромные склады каменного угля, леса, всюду проведен газ, устроены, из желобчатого гальванизированного железа, светлые и обширные машинные мастерские, проложены железные дороги, устроен плаз. Словом, все, чего только потребовало время и обстоятельства, все это в совершенно какие-нибудь три-четыре года.
Если мосты убавили значение охтенской верфи, то открытые воды перед Галерным островком, постройка здесь дока, удобное место для затопления его и прочие указали Галерному островку славную его будущность, которой уже мы живые свидетели.