Проектирование и строительство
После победы в русско-японской войне Япония обрела статус великой державы. Но после первой мировой войны ее отношения с ранее благожелательными англосаксонскими державами резко ухудшились и в особенности с США, где противоречий было много, начиная с чисто экономических и кончая расовыми.
Очень точно описал эту ситуацию В.И. Ленин: "Экономическое развитие этих стран в течение нескольких десятилетий подготовило бездну горючего материала, делающего неотвратимой схватку этих держав за господство над Тихим океаном и его побережьем. Все дипломатические и экономические усилия были совершенно неэффективными, ибо на почве капитализма предотвратить назревающий острый конфликт между Японией и Америкой стало невозможно" (В.И. Ленин. ПСС. т. 36, стр. 330).
В силу географического положения обеих стран основным инструментом решения этой проблемы должен оказаться военно-морской флот. Он и стал самым быстро развивающимся родом войск японской империи. Войну с Россией Япония выиграла, воюя на кораблях, построенных в Англии. Верфи Японии в начале 20-го века не могли строить корабли крупнее крейсера. Но через несколько лет за счет упорнейшего труда, идеальной организации производства и умелого освоения западных технологий положение в судостроительной промышленности изменилось — Японии удалось развернуть строительство кораблей всех классов.
К 1916 году в империи было построено девять линейных кораблей ("Кавачи", "Сетсу", 4 типа "Исе" и 3 типа "Конго"). Оканчивалась подготовка к строительству очередной серии линейных кораблей, когда с другой стороны Тихого океана начали приходить тревожные известия. 29 августа 1916 года конгресс США принял план усиления флота, который через некоторое время был пересмотрен в сторону увеличения. В 1916-1920 гг. в США планировалось построить 10 линкоров, 6 линейных и 10 легких крейсеров, 270 эсминцев и 84 подводные лодки.
Эта грандиозная программа вызвала серьезную тревогу в Британии и Японии. Первая в это время не могла дать адекватного ответа, так как вела войну с Германией. Япония же, несмотря на формальное состояние войны, находилась в лучшем положении.
Вскоре японский парламент вносит изменения в существующую программу, в результате появляется знаменитая программа "8-8". По ней в период с 1916-1927 гг. для императорского флота должны были построить по 8 линкоров и линейных кораблей, 34 легких крейсера, 77 эсминцев.
Но ни одна из этих программ не была выполнена. В США умели считать деньги, а расходы на строительство и эксплуатацию оказались очень велики и легли бы тяжелым бременем на бюджет. Поэтому госсекретарь США предложил обсудить все проблемные вопросы, связанные с Тихим океаном, а заодно заинтересованным странам было предложено договориться о сокращении военно-морских вооружений. Единственными кораблями программы "8-8", вступившими в строй стали "Нагато" и "Мутсу".
Разработкой проекта под обозначением А-102 руководил адмирал Юзира Хирага. Это был первый проект линкора, созданный без консультаций с зарубежными специалистами. Конструкторы внимательно изучили доступную информацию об иностранных линкорах, в особенности британских типа "Куин Элизабет". Корабли типа "Нагато" стали первыми кораблями, в которых учли опыт Ютландского сражения.
Ю. Хирага внес в проект следующие "новинки": главный калибр увеличили — он стал равен 406 мм и приняли систему бронирования, "все или ничего". Первоначальный проект утвердили в середине 1916г. Решение усилить новые корабли вместо принятых на уже построенных линкорах 356-мм орудий на 406-мм принял морской министр Японии адмирал Томасабуро Като.
Новые линкоры обладали повышенной скоростью и заметно превосходили свои английские аналоги — линкоры типа "Куин Элизабет", вооруженные 381-мм артиллерией.
В нараставшей гонке морских вооружений японские кораблестроители смогли опередить и своих заокеанских оппонентов. "Мериленд" — первый американский линкор с 406-мм артиллерией спроектировали чуть позднее, и вступил он в состав флота в июле 1921 г., т.е. спустя восемь месяцев после вступления в строй "Нагато".
На момент вступления в строй тактико-технические характеристики линкоров типа "Нагато" были следующими:
Водоизмещение 32720 т (стандартное), 33800 т (нормальное), 38500 т (в полном грузу).
Размерения: длина 215,8 м (наибольшая), 201,4 м (между перпендикулярами), 21 3,36 м (по ватерлинии, ширина 28,96 м., осадка 9,08 м.
Механизмы: проектная мощность 80000 л.с., 4 турбины системы Тихон, 21 котел системы Кампон (5 угольных и 16 нефтяных), 4 вала, 4 винта, 2 руля. Запас топлива 1600 т угля, 3400 т мазута, скорость хода 26,5 узла, дальность плавания 5500 миль со скоростью 16 узлов.
Вооружение: 8 406-мм/45 кал. (16 дм.) орудий в четырех двухорудийных башнях (дальность стрельбы 37000-45000 м) [согласно Conway's (6) 8 410-мм/45 кал. (16,1 дм.)], 20 140-мм/50 кал. (5,5 дм.), с дальностью стрельбы 17000 м и 4 76-мм/40 кал. (противовоздушных) орудий. Торпедное вооружение состояло из 8 533-мм торпедных аппаратов — 4 надводных и 4 подводных.
Бронирование: главный бортовой пояс состоял из плит 102-305 мм (4-12 дм.), носовой и кормовой траверзы из 152 мм (6 дм.), палуба 44-мм (1,7 дм.) броневая (нижняя) палуба 51-76 мм (2-3 дм.) барбеты башен из 76-305 мм (3-12 дм.), башни 97-356-371 мм (3,8-14-14,6 дм.).
Экипаж насчитывал 1333 человека.
"Нагато" и "Мутсу" стали в 1920-30-е годы олицетворением силы японского императорского флота, его крупнейшими и мощнейшими кораблями и первыми получившими новую систему бронирования "все или ничего". Впервые ее использовали американцы на линкоре "Невада" (ВВ-36).
Она представляла из себя цитадель с продольными и поперечными переборками, которая проходила от первой до четвертой башни. Борт цитадели состоял из трех рядов вертикальных плит, при этом он являлся важным элементом продольной прочности корабля. Бортовой бронированный пояс высотой 2,8 м защищали плиты толщиной 305 мм (сталь марки VC — Vickers Cemented), и проходил он от барбета башни № 1 (46 шп.) до барбета башни № 4 (270 шп). Конструктивная подводная защита состояла из топливных цистерн шириной 3,125 м, и коффердамов шириной 3,049м, которые так же можно было использовать, как топливные цистерны и продольных бронированных переборок.
В корпусе имелось пять палуб. Средняя высота палуб равнялась всего 2 метрам. Корпуса кораблей были клепаными (на изготовление каждого ушло более 3 732 000 заклепок).
На линкорах имелись 4 турбины, каждая из которых работала на свой вал. Каждая турбина находилась в отдельном машинном отделении, представляющим из себя водонепроницаемый отсек. Эти турбины были спроектированы японскими конструкторами, работавшими в Морском техническом департаменте в 1916-1917 годах, и они получили обозначение 'Тихон".
Каждая турбина состояла из турбин низкого и высокого давления, а также зубчатой передачи, передающей ее вращение на вал. Интересной особенностью, практически не имеющей аналогов в то время, было отсутствие на линкорах крейсерской турбины.
Каждая турбина работала на свой трехлопастной винт, диаметром 4300 мм. Турбины для "Нагато" изготовил военно-морской Арсенал в Куре, для "Мутсу" военно-морской Арсенал в Йокосуке.
Общая площадь отсеков котельных отделений на линкорах составляла 638 м2. Всего на линкоре типа "Нагато" было 2 котельных отделения. В носовом находились 6 малых котлов "Каппой" смешанного отопления (мазут или уголь), в кормовом 15 больших той же системы.
Кормовые котельные отделения делились продольной переборкой на две части.
Первые котлы системы Канпон были сконструированы Морским техническим департаментом в 1902-1903 годах. Базовой конструкцией при их разработке стали английские котлы системы Ярроу.
В 1924-1925 годах в проект были внесены серьезные изменения, чтобы повысить их паропроизводительность. В японском форте существовало три вида котлов: малые, средние и большие.
Интересно то, что истинная скорость линкоров типа "Нагато" японцами тщательно скрывалась. Все справочники мира говорили о том, что их скорость составляет 23 узла. Лишь в конце 1930-х гг. общественности стали известны данные испытаний "Нагато" в 1920 г. Тогда линкор развил скорость 26,7 уз. при водоизмещении 34000 т. и мощности машин 95000 л.с. Их истинная скорость была близкой к скорости линейных крейсеров!
Только с окончанием строительства в 1941 г. в США появились более сильные линкоры типа "Норт Каролина" (ВВ 55). Но в том же 1941 году они уступили это место линкорам типа "Ямато".
И тем не менее в войне линкоры типа "Нага-то" проявили себя "незаметно". Сменявшие друг друга главнокомандующие объединенным флотом берегли их для решающей битвы, которая так и не состоялась. Хотя, если бы они знали, что на "Нагато" в конце войны будет поднят звездно-полосатый флаг, они предпочли бы увидеть его гибель.