Проектирование и строительство

 

После победы в русско-японской войне Япо­ния обрела статус великой державы. Но после пер­вой мировой войны ее отношения с ранее благо­желательными англосаксонскими державами резко ухудшились и в особенности с США, где противо­речий было много, начиная с чисто экономичес­ких и кончая расовыми.

Очень точно описал эту ситуацию В.И. Ле­нин: "Экономическое развитие этих стран в тече­ние нескольких десятилетий подготовило бездну горючего материала, делающего неотвратимой схватку этих держав за господство над Тихим оке­аном и его побережьем. Все дипломатические и эко­номические усилия были совершенно неэффектив­ными, ибо на почве капитализма предотвратить назревающий острый конфликт между Японией и Америкой стало невозможно" (В.И. Ленин. ПСС. т. 36, стр. 330).

В силу географического положения обеих стран основным инструментом решения этой проблемы должен оказаться военно-морской флот. Он и стал самым быстро развивающимся родом войск японской империи. Войну с Росси­ей Япония выиграла, воюя на кораблях, постро­енных в Англии. Верфи Японии в начале 20-го века не могли строить корабли крупнее крейсе­ра. Но через несколько лет за счет упорнейшего труда, идеальной организации производства и умелого освоения западных технологий положе­ние в судостроительной промышленности изме­нилось — Японии удалось развернуть строитель­ство кораблей всех классов.

К 1916 году в империи было построено де­вять линейных кораблей ("Кавачи", "Сетсу", 4 типа "Исе" и 3 типа "Конго"). Оканчивалась подготов­ка к строительству очередной серии линейных ко­раблей, когда с другой стороны Тихого океана на­чали приходить тревожные известия. 29 августа 1916 года конгресс США принял план усиления флота, который через некоторое время был пере­смотрен в сторону увеличения. В 1916-1920 гг. в США планировалось построить 10 линкоров, 6 ли­нейных и 10 легких крейсеров, 270 эсминцев и 84 подводные лодки.

Эта грандиозная программа вызвала серьез­ную тревогу в Британии и Японии. Первая в это время не могла дать адекватного ответа, так как вела войну с Германией. Япония же, несмотря на формальное состояние войны, находилась в луч­шем положении.

Вскоре японский парламент вносит изме­нения в существующую программу, в результа­те появляется знаменитая программа "8-8". По ней в период с 1916-1927 гг. для императорско­го флота должны были построить по 8 линко­ров и линейных кораблей, 34 легких крейсера, 77 эсминцев.

Но ни одна из этих программ не была вы­полнена. В США умели считать деньги, а расходы на строительство и эксплуатацию оказались очень велики и легли бы тяжелым бременем на бюджет. Поэтому госсекретарь США предложил обсудить все проблемные вопросы, связанные с Тихим оке­аном, а заодно заинтересованным странам было предложено договориться о сокращении военно-морских вооружений. Единственными кораблями программы "8-8", вступившими в строй стали "Нагато" и "Мутсу".

Разработкой проекта под обозначением А-102 руководил адмирал Юзира Хирага. Это был первый проект линкора, созданный без консуль­таций с зарубежными специалистами. Конструк­торы внимательно изучили доступную информа­цию об иностранных линкорах, в особенности британских типа "Куин Элизабет". Корабли типа "Нагато" стали первыми кораблями, в которых учли опыт Ютландского сражения.

Ю. Хирага внес в проект следующие "новин­ки": главный калибр увеличили — он стал равен 406 мм и приняли систему бронирования, "все или ничего". Первоначальный проект утвердили в се­редине 1916г. Решение усилить новые корабли вме­сто принятых на уже построенных линкорах 356-мм орудий на 406-мм принял морской министр Японии адмирал Томасабуро Като.

Новые линкоры обладали повышенной ско­ростью и заметно превосходили свои английские аналоги — линкоры типа "Куин Элизабет", воо­руженные 381-мм артиллерией.

В нараставшей гонке морских вооружений японские кораблестроители смогли опередить и своих заокеанских оппонентов. "Мериленд" — пер­вый американский линкор с 406-мм артиллерией спроектировали чуть позднее, и вступил он в со­став флота в июле 1921 г., т.е. спустя восемь меся­цев после вступления в строй "Нагато".

 

На момент вступления в строй тактико-тех­нические характеристики линкоров типа "Нагато" были следующими:

Водоизмещение 32720 т (стандартное), 33800 т (нормальное), 38500 т (в полном грузу).

Размерения: длина 215,8 м (наибольшая), 201,4 м (между перпендикулярами), 21 3,36 м (по ватерлинии, ширина 28,96 м., осадка 9,08 м.

Механизмы: проектная мощность 80000 л.с., 4 турбины системы Тихон, 21 котел системы Кампон (5 угольных и 16 нефтяных), 4 вала, 4 винта, 2 руля. Запас топлива 1600 т угля, 3400 т мазута, скорость хода 26,5 узла, дальность плавания 5500 миль со скоростью 16 узлов.

Вооружение: 8 406-мм/45 кал. (16 дм.) ору­дий в четырех двухорудийных башнях (дальность стрельбы 37000-45000 м) [согласно Conway's (6) 8 410-мм/45 кал. (16,1 дм.)], 20 140-мм/50 кал. (5,5 дм.), с дальностью стрельбы 17000 м и 4 76-мм/40 кал. (противовоздушных) орудий. Торпедное воо­ружение состояло из 8 533-мм торпедных аппара­тов — 4 надводных и 4 подводных.

Бронирование: главный бортовой пояс состо­ял из плит 102-305 мм (4-12 дм.), носовой и кормо­вой траверзы из 152 мм (6 дм.), палуба 44-мм (1,7 дм.) броневая (нижняя) палуба 51-76 мм (2-3 дм.) барбеты башен из 76-305 мм (3-12 дм.), башни 97-356-371 мм (3,8-14-14,6 дм.).

Экипаж насчитывал 1333 человека.

 

"Нагато" и "Мутсу" стали в 1920-30-е годы олицетворением силы японского императорского флота, его крупнейшими и мощнейшими корабля­ми и первыми получившими новую систему бро­нирования "все или ничего". Впервые ее исполь­зовали американцы на линкоре "Невада" (ВВ-36).

Она представляла из себя цитадель с продоль­ными и поперечными переборками, которая про­ходила от первой до четвертой башни. Борт цита­дели состоял из трех рядов вертикальных плит, при этом он являлся важным элементом продольной прочности корабля. Бортовой бронированный пояс высотой 2,8 м защищали плиты толщиной 305 мм (сталь марки VC Vickers Cemented), и про­ходил он от барбета башни № 1 (46 шп.) до барбета башни № 4 (270 шп). Конструктивная подвод­ная защита состояла из топливных цистерн шири­ной 3,125 м, и коффердамов шириной 3,049м, ко­торые так же можно было использовать, как топливные цистерны и продольных бронирован­ных переборок.

В корпусе имелось пять палуб. Средняя вы­сота палуб равнялась всего 2 метрам. Корпуса ко­раблей были клепаными (на изготовление каждо­го ушло более 3 732 000 заклепок).

На линкорах имелись 4 турбины, каждая из которых работала на свой вал. Каждая турбина на­ходилась в отдельном машинном отделении, представляющим из себя водонепроницаемый отсек. Эти турбины были спроектированы японскими конструкторами, работавшими в Морском техни­ческом департаменте в 1916-1917 годах, и они по­лучили обозначение 'Тихон".

Каждая турбина состояла из турбин низкого и высокого давления, а также зубчатой передачи, передающей ее вращение на вал. Интересной осо­бенностью, практически не имеющей аналогов в то время, было отсутствие на линкорах крейсерс­кой турбины.

Каждая турбина работала на свой трехлопа­стной винт, диаметром 4300 мм. Турбины для "Нагато" изготовил военно-морской Арсенал в Куре, для "Мутсу" военно-морской Арсенал в Йокосуке.

Общая площадь отсеков котельных отделе­ний на линкорах составляла 638 м2. Всего на лин­коре типа "Нагато" было 2 котельных отделения. В носовом находились 6 малых котлов "Каппой" смешанного отопления (мазут или уголь), в кор­мовом 15 больших той же системы.

Кормовые котельные отделения делились продольной переборкой на две части.

Первые котлы системы Канпон были скон­струированы Морским техническим департа­ментом в 1902-1903 годах. Базовой конструкци­ей при их разработке стали английские котлы системы Ярроу.

В 1924-1925 годах в проект были внесены се­рьезные изменения, чтобы повысить их паропроизводительность. В японском форте существова­ло три вида котлов: малые, средние и большие.

Интересно то, что истинная скорость линко­ров типа "Нагато" японцами тщательно скрыва­лась. Все справочники мира говорили о том, что их скорость составляет 23 узла. Лишь в конце 1930-х гг. общественности стали известны данные испы­таний "Нагато" в 1920 г. Тогда линкор развил ско­рость 26,7 уз. при водоизмещении 34000 т. и мощ­ности машин 95000 л.с. Их истинная скорость была близкой к скорости линейных крейсеров!

Только с окончанием строительства в 1941 г. в США появились более сильные линкоры типа "Норт Каролина" (ВВ 55). Но в том же 1941 году они уступили это место линкорам типа "Ямато".

И тем не менее в войне линкоры типа "Нага-то" проявили себя "незаметно". Сменявшие друг друга главнокомандующие объединенным флотом берегли их для решающей битвы, которая так и не состоялась. Хотя, если бы они знали, что на "На­гато" в конце войны будет поднят звездно-полоса­тый флаг, они предпочли бы увидеть его гибель.