Модернизации

 

Первое время после вступления в строй ко­рабли не проходили крупных модернизаций, свя­занных с изменением силуэта.

"Нагато" с 1 декабря 1921 года по 1 декабря 1931 года был флагманом 1-й дивизии линкоров. В это время корабль дважды выводился в резерв для модернизации (с 1 декабря 1924 года по 1 де­кабря 1925 года и с 1 декабря 1927 года по 1 де­кабря 1930 года). "Мутсу" также находился в со­ставе 1-й дивизии линкоров Первого флота и дважды выводился в резерв (1 декабря 1925 года по 1 декабря 1926 года и с 1 декабря 1930 года по 1 декабря 1932 года).

В этот период силуэты обоих линкоров от­личались незначительными деталями, которые все же могут помочь в идентификации кораблей. Так, вторые клюзы "Мутсу, по сравнению с "Нагато", находились ближе к носовой части. Дальномер в башне № 2 главного калибра "Мутсу" был боль­шим по сравнению с "Нагато". Иным было распо­ложение и постов управления огнем — на "Нага-то" они были обширней. Имелись отличия в конструкции носовой надстройки.

 

1921-1927 гг.

 

В 1921 году на "Нагато", чтобы избежать за­дымления поста управления огнем, первая дымовая труба была изогнута. В 1927 году аналогичные работы произ­вели и на "Мутсу". В июне 1924 года по корпусу недостроенно­го линкора "Тоза", противотор­педная защита которого была такой же, как и на "Нагато", были проведены стрельбы бро­небойными снарядами серии "тип 91". Дистанция стрельб со­ставляла 20000 м. Выяснилось, что 406-мм снаряды смогут про­бить броневую переборку и лин­коров типа "Нагато".

Наблюдатели отметили, что один из снарядов вошел в воду под углом 17° в 25 м от кор­пуса "Тоса", пробил борт под бронированным поясом, затем 76-мм переборку и взорвался в машинном отделении. Через эту пробоину внутрь корпуса попа­ло 3000 тонн воды, что во вре­мя боя привело бы к выходу ко­рабля из строя. Чтобы этого избежать, приняли решение на находившихся в строю линкорах увеличить число отсеков проти­воминной защиты.

12 сентября 1922 года на совещании в Морс­ком Генеральном штабе приняли решение о модер­низации всех 10 линейных кораблей. На "Нагато" и "Мутсу" работы планировалось провести по ос­новным направлениям:

1) Увеличить угол возвышения орудий глав­ного калибра, чтобы дальность стрельбы была до­ведена до 30000 метров.

2) Усилить бронирование палуб над машин­ными и котельными отделениями, и в особеннос­ти над погребами боезапаса.

3) Усилить противоминную защиту, чтобы она выдерживала попадание ныряющего снаряда.

4) Увеличить дальность плавания и мощ­ность главной энергетической установки.

5) Улучшить маневренные качества.

6) Создать центральный пост по управлению борьбой за живучесть.

7) Забронировать топливные цистерны.

8) Улучшить систему подачи воды к котлам.

9) Приспособить кубрики для плавания в тропиках.

10) Установить дальномер с базой 10 м и приборы для управления огнем на больших дис­танциях.

4 августа 1924 г. приказом по флоту была вве­дена в действие новая система управления огнем. Ее стали устанавливать на всех тяжелых кораблях Императорского флота, не были исключением и линкоры типа "Нагато". Для новой системы предусматрива­лись следующее расположение постов:

1) В корпусе под броневой палубой должен был находить­ся центральный пост управления огнем главного калибра (ЦАП), с центральным автоматом стрельбы (ЦАС) и телефонный пост службы связи по управле­нию всей артиллерией.

2) Резервный пост управле­ния огнем главного калибра и пост управления зенитным ог­нем с соответствующим автома­том стрельбы располагались ря­дом с боевой рубкой.

3) На площадках башенноподобной фок-мачты долж­ны стоять дальномеры и визи­ры, для получения данных о цели и посты управления про­жекторами.

По возможности все посты дублировались.

Для воплощения в жизнь этого приказа на линкорах были проведены обширные ра­боты, а для улучшения разме­щения артиллерийских боевых постов было принято решение перестроить фок-мачту. За об­разец взяли фок-мачту линко­ров типа "Фусо".

Параллельно демонтиро­вали противоторпедные сети. На линкорах установили про­жекторы с диаметром зеркала 110 мм. Эти работы были про­изведены в 1926 году.

При эксплуатации кораб­лей выяснилось, что во время пе­реходов па большой скорости, волны заливают дальномеры но­совых башен и носовые над­стройки. Следствием чего явилась невозможность исполь­зовать при стрельбе оптические приборы. При определенной скорости хода волны достигали и боевой рубки. На основании этого приняли решение изме­нить форму носовой оконечнос­ти, сделав ее более острой.

Перестройку носовой час­ти "Мутсу" провели в январе-мае 1927 года, в корме появилась вставка. В ре­зультате наибольшая длина корабля стала равной 217,39 м. С заливанием удалось справиться. Вско­ре подобные работы провели и на "Нагато". Пос­ле завершения переоборудования во внешнем виде линкоров появились отличия: на "Нагато" якор­ные клюзы остались на прежнем месте, а на одно­типном корабле были перенесены вперед на над­строенную часть корпуса.

 

1932-1934 гг.

 

В два этапа произвели работы по усилению зенитного вооружения. В первый с 1932 по 1934 годы с кораблей демонтировали все пулеметы, а вместо них установили 4 двухствольных установ­ки 13,2-мм пулеметов (по бортам у первой трубы, и у грот-мачты). Во второй с 1933 по 1934 годы установили 40-мм автоматы и 13-мм пулеметы.

В 1932-1934 годах на "Мутсу" в башнях № 2 и № 3, установили дальномеры с базой 10 м, а между грот-мачтой и башней главного калибра ката­пульту. Вскоре аналогичные рабо­ты выполнили и на "Нагато".

В 1934 году на линкорах на платформе у второй дымовой тру­бы установили по 2 40-мм автома­та производства британской фир­мы "Виккерс". Перестроили ходовой мостик — он стал закры­тым. В этот же период между тру­бами появилась платформа, на ко­торой установили прожекторы, зенитный дальномер с базой 4,5 метра, и приборы управления зе­нитным огнем.

 

1934-1936 гг.

 

В этот период была произве­дена кардинальная модернизация кораблей. Работы на "Нагато" вы­полнила военно-морская верфь в Куре. Увеличили размер носовой надстройки, для размещения новых боевых постов, демонтирова­ли первую дымовую трубу, изменили форму и раз­мер второй дымовой трубы, на топе фок-мачты установили новый 10 м дальномер.

Главный броневой пояс ниже ватерлинии те­перь состоял из двух рядов плит: верхнего толщи­ной 305 мм и высотой 2800 мм и нижнего толщи­ной 150 мм (по другим данным, 200 мм). Толщина нижней кромки пояса равнялась 100 мм, находи­лась она на 2,77 м ниже конструктивной ватерли­нии. Имелся также верхний броневой пояс. Он на­ходился непосредственно над главным, имел на всем протяжении толщину 150 мм.

Линкоры типа "Нагато" имели две брониро­ванные палубы. Общая толщина главной брони­рованной палубы равнялась 69 мм. Она набира­лась из двух 25 мм плит стали высокого сопротивления, положенных на 19-мм настилку из этой же стали. Примыкала она к бортовому поясу. Палуба защищала помещения между барбетами ба­шен № 2 и № 3. Над погребами с боезапасом ее толщина увеличивалась.

Нижняя броневая палуба толщиной 75 мм со­стояла из трех рядов 25-мм плит из стали высоко­го сопротивления.

Система противоминной защиты и брониро­ванная цитадель предназначалась для прикрытия жизненно важных мест корабля, таких, как машин­ные и котельные отделения, погреба боезапасов, важнейшие посты управления от непосредственно­го воздействия подводного взрыва.

Проведенные в 1924 г. испытания с исполь­зованием корпуса недостроенного линкора "Тоза" в корне изменили основные положения концепции противоминной защиты, и поэтому приняли решение о перестройке всей ее системы. Были добавлены новые противоминные перебор­ки, снаружи установили були, между барбетами башен № 1 и № 4, (что составляло 137,144 м или 63,15% длины корпуса), высотой 13,5 м и шири­ной 2,84 м. В верхней части булей шел коридор, заполненный рядами стальных труб диаметром 225 мм. Верхняя кромка булей была выше ватер­линии на 1,76 м.

В результате увеличилось водоизмещение ко­раблей. Стандартное водоизмещение "Нагато" вы­росло до 39130 т, а для "Мутсу" аналогичный по­казатель стал равен 39050 т. На испытания корабли вышли со следующим водоизмещением "Нагато" - 43580 т (при садке 9,494 м), "Мутсу" 43439 т. Полное водоизмещение "Нагато" в тот период со­ставляло 46356 т (при осадке 10,04 м), стандартное 37715 т (при осадке 8,31 м).

Во время модернизации была произведена замена стволов артиллерии главного калибра, уси­лено бронирование башен установкой дополни­тельных плит. Увеличилась дальность стрельбы с 33000 м до 37000 м. Этого удалось добиться за счет увеличения угла возвышения орудий с 30° до 43°. С линкоров демонтировали по два 140-мм орудия, находившихся в носовом каземате. Увеличили дальность стрельбы казематных орудий с 15800 (верхний ярус) и 17000 (нижний ярус) до 20000 мет­ров. Этого удалось добиться за счет увеличения углов возвышения орудий с 20° (верхние) и 25° (нижние) до 35°.

Состоящая на вооружении средняя зенитная артиллерия и ее приборы управления огнем были стандартизированы. В 1935-1936 годах на воору­жение японского флота начали поступать 25-мм автоматы. Они постепенно вытеснили устаревшие 13 и 40-мм пулеметы и автоматы.

С "Нагато" и "Мутсу" сняли по 4 подводных торпедных аппарата и одноствольные 40-мм орудия.

Не избежала изменений и энергетическая ус­тановка. На ней произвели замену турбин на но­вые, состоящие каждая из 4-х турбин, высокого, среднего и низкого давления. Мощность механиз­мов "Нагато" составила 84000 л.с. Заменили и кот­лы — на линкорах установили 10 котлов (4 боль­ших и 6 малых) типа "RO". Все они работали на жидком топливе, имели рабочее давление 22 кг/см2, температуру пара 300°С.

После завершения работ площадь машинно­го отделения составила 516 м2, котельных отделе­ний 648 м2. Энергетическая установка "Нагато" ве­сила 3140 т, "Мутсу" 3071 т.

Во время испытаний обнародованная мощ­ность механизмов "Нагато" составила 82300 л.с., при скорости 24,98 узла, "Мутсу" 81443 л.с., при скорости хода 25,28 узла. Запас топлива "Нагато" составил 5788 т. "Мутсу" 5690 т.

Бронирование кораблей усилили. Теперь оно должно было выдержать попадания 406-мм бро­небойных снарядов ("Тип 91"), с дистанции 20000-28000 метров.

Стоимость работ на двух линкорах состави­ла 50 920 816 йен.

 

1936-1941 гг.

 

Ухудшающаяся международная обстановка требовала поддержания боевой готовности импе­раторского флота на высоком уровне. Поэтому мо­дернизации на линкорах продолжались. В конце 1936 года они прибыли на верфи в Куре и Йокосуку. С кораблей срезали один ярус кормовой над­стройки, это было сделано для увеличения числа базирующихся на линкорах самолетов. Авиагруп­па линкора теперь состояла из трех самолетов Е7К2. Один из них находился на катапульте, а два на тележках поблизости. Основным их назна­чением была разведка и корректировка артилле­рийского огня.

Сильными сторонами этих самолетов явля­лась большая дальность полета и мощная радио­станция. Работы на "Мутсу" были завершены в конце 1937 года. 30 января 1938 года в состав ко­рабельной авиагруппы вошел новый самолет E4N2.

Плановое перевооружение на новые гидро­самолеты повлекло за собой установку более со­вершенных катапульт, которые могли использо­ваться для старта самолетов большой массы. Работы на "Нагато" по установке новой катапуль­ты завершили в декабре 1938 года.

"Мутсу" в это время был флагманским ко­раблем. Поэтому работы на нем провели с 15 де­кабря 1938 года по 15 ноября 1939 года.

В этот период заменили и рельсовые пути для гидросамолетов для того, чтобы по ним могли дви­гаться более новые гидросамолеты типа E8N1.

16 августа 1940 года на очередном заседании Морского Генерального штаба было принято ре­шение о повышении боевой готовности и подго­товке частей флота и кораблей к войне.

"Мутсу" и "Нагато" касались следующие по­ложения:

1) Корабли Объединенного флота должны иметь на борту запасы по штатам военного вре­мени.

2) Линкоры типа "Нагато" должны в крат­чайший срок, до конца 1941 года, заменить ство­лы орудий главного калибра и усилить брониро­вание их башен.

Вскоре оба линкора прибыли на верфи для прохождения очередной модернизации. Кроме ра­бот по замене орудий, также установили щиты для защиты от ветра на ходовом мостике и на мостике управления зенитным огнем и новые зенитные ав­томаты. По бортам линкоров проложили кабели размагничивания магнитных полей корпусов.

После модернизации во внешнем виде лин­коров появились отличия в носовых надстройках и кормовых постах управления огнем.

 

Общие тактико-технические данные линко­ров после модернизации 1936 года стали следу­ющими:

Водоизмещение: нормальное 33130 т, ("Мут­су" 39400 т), полное 43807 т, ("Мутсу" 44011 т).

Длина: наибольшая 224,94 м, по ватерлинии 221,07 м (221,23 м "Мутсу"), между перпендикуляра­ми 201,16 м, ширина наибольшая 34,6 м, ширина по ватерлинии 32,46 м, осадка 9,49 м, (9,58 м "Мутсу")

Линкор "Мутсу" имел следующие весовые на­грузки (вес в тоннах/% от водоизмещения): корпус 12074 /27,8, бронирование 8000/18,4, снаряже­ние 2626/ 6, артиллерийское вооружение 6827/15,7, торпедное вооружение 52/0,12, электрооборудова­ние 546/1,3, авиационное вооружение 50/0,11, вода 159/0,36, механизмы 3711/8,5, жидкое топливо 3808/ 8,8, уголь 61/0,14 котельная вода 138/0,31, смазочное масло 79/ 0,18, бензин 26/0,15, остальное 26/0,15. Всего 43439 т/100.

 

1941-1945 гг.

 

Основным модернизационным направлением стало усиление мелкокалиберной зенитной артиллерии. В июле 1944 года перед операцией у Фи­липпин в верхней части надстройки была установ­лена антенна радиолокационной станции "Тип 21", затем во время стоянки в Куре на линкоре устано­вили радиолокационную станцию "Тип 22", а на грот-мачте антенны двух радаров "Тип 13".

На 10 июля 1944 года мелкокалиберная зе­нитная артиллерия включала в себя 98 25-мм зе­нитных автоматов. К концу 1944 года их число до­стигало 128. В этот же период на линкоры установили две установки 127-мм орудий.