Приложение : Линейные корабли "8 — 8"

 

Тип "Тоса"

 

Проект А-127 разработал известный конст­руктор Ю. Хирага. За основу был взят линкор "Нагато", его увеличили, корпус сделали гладко-палубным. В первых вариантах проекта рассмат­ривалась возможность монтажа на новых линко­рах турбоэлектрической установки, но позже от нее отказались. Первоначально планировалось вооружить корабли 8 610-мм торпедными аппаратами — из них 4 надводных и 4 подводных. От после­дних отказались, из-за невозможности произво­дить выстрел на полном ходу, поэтому в проекте остались только надводные. Бронирование выпол­нили со следующим расчетом: оно должно было выдержать попадание 406-мм снаряда на дистан­ции от 12000 до 20000 метров.

 

Тактико-технические характеристики проектируемых кораблей должны быть следующими:

Водоизмещение. 39900 т (нормальное), 44200 т (в полном грузу).

Размерения. длина: 231,7 м (наибольшая), 218 м (между перпендикулярами), ширина 30,8 м, осадка 9,4 м.

Механизмы. 4 турбины Кертисса, 12 котлов Канпон (8 нефтяных, 4 смешанных). Мощность механизмов 91000 л.с. Скорость хода 26,5 узлов. Запас топлива: нефти 3600 г, угля 1700т., дальность плавания 6500 миль со скоростью 14 узлов, 5500 миль со скоростью 16 узлов, 2250 миль со скорос­тью 26.5 узлов.

Бронирование. Пояс по ватерлинии 280 мм, траверзы 280-220 мм, барбеты и башни главного калибра 305-229 мм; палуба 102 мм; боевая руб­ка 356 мм.

Вооружение. 10 406-мм, 20 140-мм, 4 76-мм (зенитных орудий), 8 610-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 1333 человека.

 

"Тоса". 16 февраля 1920 года заложен на вер­фи Мицубиси в Нагасаки, спущен на воду 18 де­кабря 1921 года. Работы планировали завершить в марте 1923 года, но строительство корабля остановили 5 февраля 1922 года во исполнение реше­ний Вашингтонской конференции и 1 апреля 1924 года его вычеркнули из списков флота. Позднее приняли решение использовать корпус в качестве мишени. Потоплен во время стрельб 9 февраля 1925 года в проливе Бунго.

"Кага". 19 июля 1920 года заложен на верфи Кавасаки в Кобе, спущен на воду 17 ноября 1921 года. Работы планировалось завершить к 25 декаб­ря 1922 года. 5 февраля 1922 года во исполнение решений Вашингтонской конференции строитель­ство корабля продолжили как авианосца, и 31 мар­та 1928 года он вошел в состав флота. Несколько раз модернизировался, участвовал в японо-китай­ской войне. В 1941-1942 году находился в составе ударного авианосного соединения.

5 июня 1942 года во время сражения у атол­ла Мидуэй потоплен американской палубной авиа­цией. Место гибели корабля — точка с координа­тами 30"20'W/179"17'E. Потери экипажа составили около 800 человек.

 

Тип "Кии"

 

В японском Генеральном штабе в начале 1920-х гг. приняли решение об упразднении под­класса линейных крейсеров и начале строительства только быстроходных линейных кораблей. Все ос­тальные морские державы пришли к этому реше­нию в середине 1930-х гг.

 

Тактико-технические элементы новых быст­роходных линкоров должны были выглядеть сле­дующим образом:

Водоизмещение. 42600 т (нормальное), 48500 т (в полном грузу).

Размерения. длина: 250 м (наиб.), 234,8 м (меж­ду перпендикулярами), ширина 30,8 м, осадка 9,7 м.

Механизмы. 4 турбины Тихон, 19 котлов Канпон. Мощность механизмов 131000 л.с. Пред­полагаемая скорость хода 29,75 узлов, дальность плавания 8000 миль со скоростью 14 узлов. Запас топлива: 3900 т нефти, 2500 т угля.

Бронирование. Пояс по ватерлинии 292 мм, (скосы 120), траверзы 76 мм, палуба 120 мм, барбе­ты и башни главного калибра 280-229 мм, боевая рубка 356 мм.

Вооружение. 10 406-мм, 16 140-мм, 4 76-мм зенитных орудий, 8 610-мм торпедных аппаратов.

 

"Кии" (№ 9). Заказан 12 октября 1921 года Военно-морской верфи в Куре. Планировалось заложить в 1922 году, завершить работы в 1925 году. Не закладывался. Работы оставлены 5 февраля 1922 года. Заказ аннулирован 14 апреля 1924 года.

"Овари" (№ 10). Заказан 12 октября 1921 года Военно-морской верфи в Йокосуке. Планирова­лось заложить в 1922 году, передать флоту 1925 году. Работы остановлены 5 февраля 1922 года, заказ аннулирован 14 апреля 1924 года.

№ 11. Дата заказа неизвестна. Верфь-строи­тель Кавасаки в городе Кобе. Заказ аннулирован 5 февраля 1922 года.

№ 12. Заказ получила верфь Мицубиси в Нагасаки. Заказ аннулирован 5 февраля 1922 года.