Заключение

 

"Навигатори" были типичными представите­лями "скаутов" первой мировой войны — больше, чем эсминцы, но меньше, чем крейсера. Во время учений мирного времени они обычно использова­лись как малые крейсера, а не как представители торпедных сил. Они обычно взаимодействовали с крейсерами типа "Ди Джуссано". Также уделялось внимание еще одной идее: использованию их как лидеров для 32 миноносцев типа "Спика". Позже "Навигатори" были переклассифицированы в эс­минцы и составили 3 "squadriglia" (флотилии), из 15 с которыми Италия вступила во вторую мировую войну, и их приписали к "Division!" (бригадам) лин­коров и крейсеров.

Но реальность войны изменила эти планы, и "Навигатори" в основном стали использоваться для охранения конвоев, задачей, ставшей теперь глав­ной. Они очень хорошо показали себя при выпол­нении этих заданий, для которых не проектирова­лись. Этому помогли большие водоизмещение, вооружение и дальность плавания, чем у эсминцев более новых проектов. Следует отметить, что не последним по важности доводом в пользу "Навига­тори" были лучшая остойчивость и хорошие море­ходные и маневренные качества. При этом они вы­полняли и ранее отработанные задачи, то есть были лидерами эсминцев и миноносцев. Их военная служ­ба показывает, что они могли успешно выполнять различные задачи по охранению тяжелых кораблей, обстрелы вражеского побережья, установки минных заграждений, перевозки войск, боеприпасов, пред­метов снабжения, топлива и спасения.

Они постоянно ходили через Средиземное море. Некоторые из них прошли около 70000 миль, и при этом дальность маршрута составляла до 500 миль!

Эти цифры меняют укоренившийся миф, кото­рый возникает всякий раз, когда заходит речь о про­водке конвоев из Италии в Северную Африку, о пас­сивности итальянского флота, отдавшего инициативу врагу. Каждый день военные корабли Италии выходили в море. С июня 1940 года по январь 1943 года в Ливию было проведено 993 конвоя. В порты назначения прибыли 91% войск, 85% военного сна­ряжения и 80% топлива. С января по апрель 1943 года, во время доставки снаряжения итало-немец­кой армии в Тунисе, было проведено 276 конвоев, и, несмотря на подавляющее превосходство союз­ников, доставлено 91% военных грузов. Каждый конвой в среднем состоял из 2 транспортов, а ох­ранение — 2,2 военных корабля. Кроме этого, за 39 месяцев в Грецию и Албанию проведено множе­ство конвоев, а их потери составили 0,072% в лю­дях и 0,36% в материалах. 756 конвоев проведены вдоль побережья Северной Африки.

Если рассматривать ведение Италией войны на море на стратегическом и тактическом уровне через выполнение этой задачи, то становится ясно, что многие традиционные аргументы послевоенных историков фальшивы. Например, отказ от захвата Мальты не имел никакого влияния на проводку кон­воев, так как не изменилось положение с топливом для кораблей и с наличием у противника радиоло­кационных станций. Эти факторы теперь признаны более важными.

Да, правда, что военное снаряжение прибы­вало на фронт медленно и в ограниченном количе­стве из-за атак на конвои, правда и то, что часто тан­керы и транспорты выходили в море с неполной загрузкой. Но они все-таки выходили в море!

Моряки и корабли хорошо показали себя в этой войне, во время которой "Навигатори" оказа­лись непревзойденными.

 

Иностранные аналоги эскадренных миноносцев типа "Навигатори"

 

Тип "Шакал" (Франция). 5 ед.

Головной построен в 1926 году. Водоизмещение: 2160 т (стандартное), 3098 т (в полном грузу), размерения: 126,8x11,2x3,65 м.

Механизмы: 5 котлов Du Temple, 2 турбины Rateau. Мощность механизмов 50000 л.с., скорость хода 35 узлов, даль­ность плавания 2900 миль со скоростью 16 узлов.

Вооружение: 5 130-мм, 2 75-мм, 6 550-мм ТА.

Экипаж: 195 человек.

 

Тип "Бизон" (Франция). 6 ед.

Головной построен в 1929 году. Водоизмещение: 2474 т (стандартное), 3251 т (в полном грузу), размерения: 130,2x11,76x4,03 м.

Механизмы: 4 котлов Пено, 2 турбины с зубчатой пе­редачей, мощность механизмов 64000 л.с., скорость хода 35,5 узлов, запас топлива 581 т (нефти), дальность плавания 3450 миль со скоростью 14,5 узлов.

Вооружение: 5 139-мм, 4 37-мм, 4 13,2-мм, 6 550-мм торпедных аппаратов, 2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя.

Экипаж: 230 человек.

 

Тип "Кодрингтон" (Англия). 1 ед.

Построен в 1930 году. Водоизмещение: 1564 т (стан­дартное), 2041 т (в полном грузу), размерения: 104,5х10,29х3,76 м.

Механизмы: 3 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса, мощность механизмов 39000 л.с., скорость хода 35 уз­лов, запас топлива 432 т (нефти), дальность плавания 4800 миль со скоростью 15 узлов.

Вооружение: 5 120-мм, 240-мм, 8 533-мм торпедных аппаратов.

Экипаж: 185 человек.

 

Тип "Трайбл" (Англия). 16 ед.

Головной построен в 1938 году. Водоизмещение: 1883 т (стандартное), 2559 т (в полном грузу), размерения: 114,9x11,1x2,75 м.

Механизмы: 3 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса. мощность механизмов 44000 л.с., скорость хода 36 уз­лов, запас топлива 532 т (нефти), дальность плавания 5700 миль со скоростью 15 узлов.

Вооружение: 8 120-мм, 4 40-мм, 8 12,7-мм (пулемета), 4 550-мм торпедных аппаратов.

Экипаж: 190 человек.

 

Тип "Фубуки" (Япония). 20 ед.

Головной построен в 1928 году. Водоизмещение: 1778 т (стандартное), 2159 т (в полном грузу), размерения: 118,41x10,36x3,2 м.

Механизмы: 4 котла Канпон, 2 турбины Канпон, мощ­ность механизмов 50000 л.с., скорость хода 35 узлов, запас топлива 482 т (нефти), дальность плавания 5000 миль со скорос­тью 14 узлов.

Вооружение: 6 127-мм, 2 13-мм (пулемета), 9 610-мм торпедных аппаратов.

Экипаж: 197 человек.

 

Тип "Дубровник" (Югославия). 1 ед.

Построен в 1932 году. Водоизмещение: 1910 т (стандар­тное), 2845 т (в полном грузу), размерения: 113,2x10,66x3,22 м.

Механизмы: 3 котла Ярроу, 2 турбины Парсонса и 1 маршевая турбина, мощность механизмов 42000 л.с., ско­рость хода 37 узлов, запас топлива 528 т (нефти), дальность плавания 6600 миль со скоростью 13 узлов.

Вооружение: 4140-мм, 2 84-мм, 6 40-мм, 6 533-мм тор­педных аппарата, 40 мин заграждения.

Экипаж: 200 человек.

 

Тип "Чуррука" (Испания). 7 ед.

Головной построен в 1929 году. Водоизмещение: 1560 т (стандартное), 2120 т (в полном грузу), размерения: 101,5х9,68х3,2 м.

Механизмы: 4 котла Ярроу, 2 турбины Парсонса, мощ­ность механизмов 42000 л.с., скорость хода 36 узлов, запас топлива 508 т (нефти). Дальность плавания 4500 миль со скорос­тью 14 узлов.

Вооружение: 5 120-мм, 1 76-мм, 4 пулемета, 6 533-мм торпедных аппаратов.

Экипаж: 175 человек.

 

Тип "Портер" (США). 8 ед.

Головной построен в 1936 году. Водоизмещение: 1863 т (стандартное), 2638 т (в полном грузу), размерения: 116,5x11,28х3,12 м.

Механизмы: 4 котла Бабкок и Вилкокс, 2 турбины, мощность механизмов 50000 л.с., скорость хода 37 узлов, за­пас топлива 508 т (нефти), дальность плавания 6500 миль со скоростью 12 узлов.

Вооружение: 8 127-мм, 8 28-мм, 2 12,7-мм пулемета, 6 533-мм торпедных аппаратов.

Экипаж: 230 человек.

 

Тип "Ленинград" (СССР). 3 ед.

Головной построен в 1938 году. Водоизмещение: 2032 т (стандартное), 2693 т (в полном грузу), размерения: 127,5x11,7x4,18 м.

Механизмы: 3 котла, 2 турбины, мощность механиз­мов 86000 л.с., скорость хода 43 узла, дальность плавания 2100 миль со скоростью 20 узлов, запас топлива 600 т (нефти)

Вооружение: 5 130-мм, 2 76-мм, 4 37-мм, 6 7,62 пулеме­та, 6 533-мм торпедных аппаратов, 2 бомбосбрасывателя, 76 мин заграждения.

Экипаж: 344 человека.