Проектирование

 

Проектные работы над линейными кораблями с 406-мм артиллерией велись довольно интенсив­но, и уже в середине 1918 г. были готовы первые эс­кизные проекты. Особенно большие проблемы воз­никли при создании 3-х орудийных башен, ранее не использовавшихся в английском флоте. После капитуляции Германии постройка этих кораблей перешла из области военной целесообразности в сферу политики. Так, в открытую печать "просочи­лась" информация о подготовке к закладке 4-х ли­нейных крейсеров, якобы названных "Инвинсибл", "Инфлексибл", "Индомитебл" и "Индефатигебл" — в память о погибших и отличившихся кораблях и предназначенных для их замены. Великобритания после окончания 1-ой мировой войны сумела со­хранить за собой первенство в области морских во­оружений и по праву считалась законодательницей мод в этой области. Поэтому как США, так и Япо­ния — наиболее вероятные противники англичан в предстоящей войне за господство на море — не только не прекратили, но даже ускорили работы над своими линейными крейсерами (в США типа "Лек­сингтон", а в Японии — по программе "8—8").

Сами же англичане смогли подготовить заклад­ку своих линейных крейсеров лишь к концу 20-х гг. Ее осуществление затягивалось из-за финансового и экономического положения страны в послевоен­ный период, а с другой стороны — английский флот и так имел большое количество кораблей, хотя морально устаревших, но сравнительно недавней постройки. Эти два обстоятельства весьма затрудня­ли проведение через парламент законопроекта о вы­делении средств на 4 линейных крейсера, сто­имость каждого оценивалась свыше 7 млн фунтов ст. Тем не менее политические соображения возоб­ладали, и на октябрь 1921 г. запланировали заклад­ку всех 4-х кораблей, объявленных в официальных документах как "линейные крейсера программы 1921 г." И тут как нельзя кстати поступило пригла­шение президента США Хардинга прибыть пре­мьер-министру Англии в Вашингтон для обсужде­ния вопросов сокращения морских вооружений.

В начале 20-х годов сложилась весьма своеоб­разная ситуация, характерная стремлением веду­щих морских держав сохранить сложившееся в по­слевоенный период соотношение линейных сил. Страны Европы, ослабленные войной, не могли продолжать численно и качественно наращивать свои флоты. США и Япония, получившие от войны значительные политические и финансовые выгоды, полагали, что обладают довольно мощными линей­ными силами и смогут решить свои проблемы, и в первую очередь в Восточной Азии и Тихом океане.

Руководство японского флота исходило из того, что американцы, не имевшие в то время линейных крейсеров, прекратят их постройку после подписа­ния соглашения, и Япония благодаря этому получит неоспоримое преимущество, так как обладала 4 ли­нейными крейсерами (типа "Конго"). Англичане же рассчитывали на то, что конференция в Вашингто­не позволит им избавиться от большого количества устаревших дредноутов и воспрепятствует заклад­ке новых линкоров в других странах мира, с одновременной разбор­кой уже заложенных ко­раблей. Тем самым анг­лийские политики пла­нировали сохранить в составе своего флота на­иболее совершенные линкоры (прежде всего с 381-мм артиллерией) при сложившемся соот­ношении линейных фло­тов мира.

Как и предполага­лось, работа Вашингтон­ской конференции в 1922 г., с участием пред­ставителей Великобрита­нии, США, Японии, Франции и Италии, в ос­новном сосредоточилась вокруг проблемы линей­ных сил. В итоге, по принятому на конферен­ции соглашению, были установлены следующие предельные нормы тон­нажа линейных флотов: для Великобритании и США -525000 т, для Японии —315000 т, а для Франции и Италии — по 175 000 т. Предель­ный калибр артиллерии для линкоров установи­ли в 16 дюймов (406 мм), а водоизмещение каждого из вновь закла­дываемых кораблей ог­раничили 35000 тонна­ми. Кроме того, в по­стройке линкоров объя­вили 10-летний перерыв, а все заложенные и уста­ревшие дредноуты над­лежало разобрать.

В силу решений Ва­шингтонской конферен­ции Англия потеряла право на постройку сво­их четырех линейных крейсеров программы 1921 года. Однако 2-я статья этого соглашения предусматривала заклад­ку 2 линейных кораблей с договорными тактико-техническими элемента­ми. Если же говорить о потерях, то больше всех, как ни странно, в результате работы конференции потеряли сами США. Им пришлось прекратить постройку уже заложенных 6 кораблей типа "Саут Дакота", из которых "Индиана" имела готовность по корпусу 34%, а "Массачусетс" — 11%. Из 4 линкоров типа "Мериленд" пришлось отказаться от ввода в строй "Вашингтона", имевшего готовность 75,9%. Кроме того, на стапелях разобрали 4 линейных крейсера типа "Лексингтон", а 2 других корабля это­го типа переоборудовали в авианосцы.

 

Тактико-технические элементы линейных кораблей "Нельсон" и "Родней"

 

"NELSON"/"RODNEY"

Водоизмещение проектное, т

32800

Водоизмещение стандартное, т

33 313/33 730

Полное водоизмещение (с полностью погруженными боеприпасами и снаряжением), т

38400/38316

Длина наибольшая, м

216,55/216,61

Длина между перпендикулярами, м

201,3/201,3

Ширина наибольшая, м

32,33/32,33

Средняя осадка, м

8,56

Вес броневой и стальной защиты, т

10102

Вес снаряжения, т

1205

Вес машинной установки, т

2508

Вес главной артиллерии, т

2936

Вес прочего вооружения, т

933

Вес боеприпасов, т

474

Вес корпуса (без бронирования) , т

14248

Вес запасов топлива, т

3956

Вес котельной воды (100%), т

246

Пояс по ватерлинии (цементированная броня) , мм

356 (в р-не гл. артиллерии)

 

330 (в р-не гл. механизмов)

Барбеты башен гл. калибра (цементированная броня) , мм

381—305

Башни гл. калибра, мм

406 (лоб)

280—228,6 (борта)

228,6 (тыл)

184,1 (крыша)

Боевая рубка, мм

356 (борта)

305 (фронтальная часть)

254 (тыльная часть)

165,1 (крыша)

102 (палуба)

Шахта боевой рубки, мм

152

Носовой траверз (нецементированная броня) , мм

Кормовой траверз

305 и 203

 

254 и 102

Противоторпедная переборка, мм

38

Орудийные башни ПМК, мм

38 (фронт)

Пост управления огнем ПС, мм

50,8 (фронт)

Посты управления огнем ПМК, мм

38 (фронт)

Средняя палуба, мм

158,7 (над погребами ПО

Палуба в корме со скосами, мм

107,9

Носовой мостик, мм

25,4 (вязкая сталь)

Перегрузочные отделения ПМК, мм

25,4 (вязкая сталь)

Главные механизмы

2 турбинных аппарата типа "Brown-Curtis" (зубч. передача, со ступенями крейсерского хода) проектной мощно­стью 45 000 л. с.

Котельная установка

8 3-х барабанных водотрубных котлов адмиралтейского типа (17,5 кгс/см )

Электроэнергетическая установка

6 электрогенераторов по 300 кВт (4 — на приводах с турб. зубч. передачей, 2 — на дизелях)

Вооружение (на момент вступления в строй кораблей) : 3x3 406-мм/45 орудий МК I в башенных установках МК I;  6x2 152-мм/50 орудий типа МК XXII в башенных установках МК XVIII; 6x1 120-мм/43 орудий МК VIII в одноорудийных установках МК XII; 8 х 1 40-мм (2-фунт.) зен. автоматов "Виккерс" в установках МК II; 2 х 622-мм ТА (10 торпед типа "МК I"); 4x1 76-мм салютных пулеметов Гочкиса; 5x1 7,62-мм пулеметов Левис; 4 паравана типа "В. V."

 

О том что закладка в Англии линейных крейсе­ров программы 1921 г. носила чисто политический характер, свидетельствует прекращение постройки кораблей спустя месяц после ее начала — 18 ноября 1921 г., т. е. задолго до окончания работы Вашинг­тонской конференции, на которой и объявили их истинные тактико-технические элементы. Это об­стоятельство позволило английской делегации на­вязать свою волю партнерам по переговорам и до­биться замены устаревших дредноутов своего флота 2 новыми кораблями.

Законопроект о начале их постройки без каких-либо проблем прошел через парламент уже в конце 1922 г. По настоянию 1-го Морского Лорда на лин­корах сохранялись вооружение и бронирование ли­нейных крейсеров программы 1921-го года. При этом конструкторам следовало, по возможности, добиться скорости хода не меньшей, чем у линко­ров типа "Куин Элизабет" и тем самым сохранить известную однородность английского линейного флота. Такой подход к проблеме создания линкоров нового поколения встретил серьезные возражения среди части высших офицеров Адмиралтейства. Они предлагали сократить число 406-мм орудий до 6 и благодаря этому сохранить скорость линейных крейсеров, что позволяло бы использовать корабли совместно с линейным крейсером "Худ". Но все оригинальные, но нежизнеспособные проекты в ко­нечном счете были отменены после того, как по­ступило предложение "укоротить" линейные крей­сера с 406-мм артиллерией до водоизмещения в 35 000 т и при этом обеспечить им ход не менее 23 узлов при суммарной мощности механизмов в 45 000 л. с.

Хотя это предложение не в полной мере отвеча­ло запросам Адмиралтейства, оно позволяло сэко­номить на проектных работах и использовать уже имеемый запас судостроительной стали, что в усло­виях существовавшего дефицита средств было крайне важным. Тем не менее, дебаты вокруг проек­та линкоров продолжались даже после утверждения эскизного проекта. Главным доводом его противни­ков была сравнительно малая скорость хода. При этом забывалось, что наиболее современные и ско­ростные американские и японские линкоры даже на пробах, при форсировании механизмов, едва дости­гали хода в 22 узла.

Так или иначе, но строить стали линейные ко­рабли с 9-ю 406-мм орудиями, даже несмотря на скорость в 23 узла, считавшуюся в начале 20-х го­дов явно недостаточной для линейного корабля но­вого поколения.

В принципе, перед английскими конструкторами стояла весьма непростая задача. Впервые прихо­дилось создавать корабль, водоизмещение которого было ограничено не какой-либо оперативно-такти­ческой целесообразностью, а строго оговоренной величиной, и на 13 000 т меньшей, чем у уже разра­ботанного почти "идеального" линкора. С другой стороны, концентрация артиллерии в носовой око­нечности, позволявшая использовать основательное бронирование при сравнительно небольшом водо­измещении, теоретически не годилась для корабля, имевшего ограниченную скорость хода. Однако пришлось и здесь принести в жертву оборонитель­ным качествам наступательные. При этом англича­не исходили из того, что после уничтожения гер­манского флота наиболее вероятными противника­ми считались США и Япония, флоты которых не располагали быстроходными линейными корабля­ми. Японские же линейные крейсера типа "Конго", имевшие ослабленное бронирование и артилле­рию, значительно уступавшую по огневой мощи ар­тиллерии проектируемых англичанами кораблей (9 406-мм орудий против 8 343-мм), не могли счи­таться серьезным противником.

Таким образом, используя рабочие чертежи ли­нейного крейсера программы 1921 г., англичане смогли к ноябрю 1922 г. закончить проектирова­ние, а 28 декабря того же года заложить оба "дого­ворных" линейных корабля с 406-мм артиллерией. Их назвали "Нельсон" и "Родней" в честь наиболее прославленных английских адмиралов. Любопытно, что первое имя уже использовалось в броненосном флоте Ее Величества трижды и каждый из этих ко­раблей морально устаревал еще в процессе построй­ки. Достаточно вспомнить классический эскадрен­ный броненосец "Лорд Нельсон", который был сдан флоту в октябре 1908 г., т. е. на 2 года позже "Дред­ноута" — линкора нового поколения.