Вооружение кораблей

 

Артиллерия главного калибра состояла из 9 406-мм орудий. О чисто технических причинах своеобразного размещения артиллерии на линкорах уже говорилось, и поэтому остановимся на тактиче­ском аспекте вопроса.

Общей чертой расположения главной артилле­рии на линкорах начала 1-ой мировой войны было ее размещение в 2-х либо 3-х орудийных башнях. Башни, как правило, стояли в диаметральной пл­оскости кораблей, сосредотачиваясь в 2-х группах — носовой и кормовой. Такая схема была использова­на на английском "Куин Элизабет", немецком "Баерне" и считалась классической. Однако у офицеров флота она вызывала резкую критику. Во-первых, из-за деформации корпуса корабля оси орудий кор­мовых башен отклонялись от расчетных положе­ний, что не могло учитываться приборами управле­ния огнем и влекло за собой большое рассеивание залпа при стрельбе. Незадолго до 2-ой мировой войны эту проблему решили путем сосредоточения орудий и приборов управления огнем в одной и той же оконечности корабля. Во-вторых, о чем уже час­тью говорилось, кормовые башни находились позади дымовых труб и основной массы надстроек. Там видимость их прицелов и дальномерных постов бы­ла крайне плохой из-за дыма, разряженного возду­ха и возможных пожаров в средней части корабля. Порою в бою огонь кормовых башен оказывался совершенно парализован либо терял всякий смысл. И, наконец, даже в ходе скоротечного боя возникало неравенство баллистических условий стрельбы у носовой и кормовой групп орудий.

Естественно, создатели линкоров "Нельсон" и "Родней" не могли не учитывать этих обстоятельств. Надо сказать, что сосредоточение по крайней мере 2/3 артиллерии главного калибра в одной из око­нечностей при постройке линкоров использовали практически все (за исключением Германии) стра­ны мира.

Применение же 3-х орудийных башен было вызвано стремлением сократить пространство, за­нимаемое 406-мм артиллерией. Оно вызывало кри­тику у специалистов, но тем не менее признавалось мерой вынужденной. Хотя в английском флоте это единственный случай при постройке дредноутов, Армстронг еще в 1910 г. изготовлял 3-х орудийные башни для австро-венгерского флота — так что опыт был.

Гораздо сложнее обстояло дело с самими 406-мм орудиями. Традиционно англичане крепили их стволы проволокой. При этой технологии орудия обладали малой продольной прочностью, вибриро­вали при выстреле и были значительно тяжелее скрепленных цилиндрами, не говоря уже о сложно­сти самой технологии изготовления. Так, только на один 406-мм ствол приходилось наворачивать бо­лее 250 км проволоки. Традиционным оставалось использование вычислительных приборов, приборы управ­ления стрельбой, так и дальномеры поставлялись фирмой Барра и Струда. Они были типичными для своего времени. Надо сказать, что на "Нельсоне" в 1933 году смонтировали гироскопы (приборы, по­зволявшие выдерживать направление стрельбы на цель после того, как она ушла из поля зрения даль­номеров и визиров) 2-х различных фирм — амери­канской Сперри и английской Броун. Причем у последней гироскоп был со­вмещен с гироскопами ко­рабля. 406-мм орудия изго­товлялись фирмой Армст­ронга.

 

Артиллерийское вооружение лилейных кораблей "Нельсон" и "Родней"

Главная артиллерия, мм

406

152

Марка орудия

Мк. I

Мк-ХХII

Марка установки

Мк.1

Мк. XVIII

Длина ствола (без затвора), клб

45

50

Вес снаряда, кг

928,768

45,35

Вес заряда, кг

231,285

13,605

Начальная скорость, м/сек

822,95

897,636

Живучесть ствола (при стрельбе полными зарядами)

200

290

Вес орудия.

108

 

Максим, дальность стрельбы, км

38,34

22,951

Угол возвышения (максим.), гр.

40

45

Вес вращающейся части, т

1480

 

Максимальный боезапас (на орудие)

100 бронебойных снарядов, 10 уч. снарядов (в мирное время 80 снарядов на орудие)

135 фугасных снарядов, 15 фугасных (бризантных) снарядов, 72  пристрелочных снаряда (на весь корабль) 24 уч. снаряда

Система управления артилле­рийской стрельбой

Носовой и кормовой посты наведе­ния с 4,57-метровыми дальномерами. ПАП с системой контроля управления стрельбой и передачи данных в баш­ни. Связь с постами наведения и боевы­ми рубками с помощью автомати­зированной параллельной системы управления. 12,5-метровый дальномер в каждой из башен ПС 6 пеленгаторов

4 поста наведения с 3,65-метровым дальномерами ЦАП с 2 указателями типа "S". 4 прибора "Evershed" для наведения на цель боевых прожекторов. 2 прибора "Evershed" для наведения на цель при стрельбе осветительными снарядами

 

Противоминная артил­лерия из 12 152-мм орудий располагалась в 6 башнях, которые находились в кор­мовой части корабля. С од­ной стороны, это позволяло обеспечить хорошие секто­ра обстрела, а с другой — сконцентрированный огонь противоминной артилле­рии довольно крупного ка­либра в известной степе­ни заменял собой огонь 406-мм орудий на кормо­вых курсовых углах. Кроме того, сосредоточение башен в одном месте дало воз­можность подавать боезапа­сы из одного погреба, на­дежно защищенного броне­вой цитаделью. Башни имели силовые приводы, но сами орудия, для простоты обслуживания, при­шлось оставить с ручным наведением.

С чисто тактической точки зрения подобный принцип расположения артиллерии помимо пре­имуществ имел целый ряд недостатков. Так, наибо­лее угрожаемые в отношении торпедных атак носо­вые курсовые углы корабля оказались обеспечены лишь огнем артиллерии главного калибра. Башни 152-мм орудий прилегали к надстройкам, грузо­вым стрелам и громоздкой трубе. Считалось, что во время боя их огонь из-за пожаров, клубов дыма и падающих обломков мог быть легко парализован. Кроме того, каждая из групп противоминной ар­тиллерии имела свой отдельный пост управления огнем, и в результате весьма сложным оставался вопрос о целеуказании и распределении целей. "Нельсон" и "Родней" создавались в период, когда зенитной артиллерии придавалось сравнительно небольшое значение, и ей на этих кораблях доста­лось немного места. 4 120-мм орудия размещались на шельтердеке в специальных спонсонах. Их секто­ра обстрела ограничивали надстройки корабля. Не­сколько в лучших условиях находились 2 120-мм зенитных орудия, смонтированные на верхней па­лубе за шельтердеком. Тем не менее к середине 30-х годов 120-мм орудия морально устарели, а их схема расположения и вовсе никуда не годилась. Эту проблему пытались решить путем усиления зенитной автоматической артиллерии, которая бы­ла первоначально представлена 4 одноствольными 40-мм автоматами Виккерса и 16 малокалиберны­ми пулеметами (12,7 мм), практически не имевшими боевого значения. В 1933/34 гг. вместо при­боров управления огнем 120-мм орудий (на барбе­тах дальномерных постов) установили в спонсонах 8-ствольные 40-мм автоматы Виккерса Мк 2. Эти автоматы имели весьма несовершенную систему подачи боеприпасов. Кроме того, сами корабли не приспособили для хранения большого числа 40-мм патронов. Значительная часть их размещалась в кранцах на самих спонсонах и в пуленепробивае­мых ящиках на шельтердеке. Любопытно то, что приборы управления появились лишь в 1937 г. Од­нако двух 8-ствольных 40-мм автоматов для борь­бы с пикирующими бомбардировщиками было яв­но недостаточно, и в 1940 г. "Нельсон" получил на башнях "С" и "В" по две 20-ствольные установки для неуправляемых зенитных снарядов, а "Родней" две таких же .только на башне "В", так как башня "С" была занята катапультой для гидросамолетов. В дальнейшем неуправляемые ракетные снаряды из-за их низкой боевой эффективности заменили зе­нитными автоматами. Более подробно о перевоору­жении кораблей в ходе их службы будет сказано ни­же. Здесь же надо заметить, что зенитное вооруже­ние линкоров "Нельсон" и "Родней" не отличалось большой огневой мощью и имело несовершенную систему управления огнем. По отдельным показа­телям оно даже уступало зенитному вооружению некоторых из переоборудованных линейных кораб­лей типа "Куин Элизабет". Положение не могли ис­править многочисленные "довооружения" кораблей, что, естественно, накладывало ограничения на их боевое использование.

Если в отношении противоминной артиллерии английские конструкторы нашли весьма прогрес­сивные решения, то, сохранив на "договорных" лин­корах торпедное вооружение, они пошли на поводу у консервативно настроенных высших офицеров Адмиралтейства. 2 609-мм подводных неповорот­ных торпедных аппарата в носовой оконечности кораблей были явным анахронизмом для периода 2-й мировой войны.

Запасные торпеды, которые размещались в спе­циальном отсеке, загружались в него грузовыми стрелами через люк в верхней палубе. Это был тру­доемкий и весьма небезопасный процесс. Под влия­нием офицеров флота и в первую очередь команди­ров кораблей в 1937/38 гг. все торпедное вооруже­ние демонтировали.