В составе флота

 

Оба корабля были заложены 28.12.1922 г. "Нельсон" на верфи Armstrong & Со в Ньюкасле, "Родней" — на верфи Cammell-Laird & Со в Биркенхеде. По английским стандартам их постройка про­текала крайне медленно. Наряду с чисто технологи­ческими причинами это объясняется тяжелым фи­нансовым положением страны. "Нельсон" сошел на воду 2 сентября 1925 г., а "Родней" — 17 декабря то­го же года. На достройку линкоров было затрачено еще 2 года. Первый из них сдали флоту 10 сентября 1927 г., а второй — 10 ноября 1927 г. До этого ре­кордсменом по продолжительности постройки сре­ди английских кораблей был линейный крейсер "Худ", заложенный в сентябре 1916 г. и вошедший в строй в марте 1920 г., строившийся 3,5 года. При­чем его проект за это время был основательно пере­смотрен. "Нельсон" обошелся налогоплательщикам в 7,504 млн, а "Родней" — 7,617 млн ф. ст.

При проведении ходовых испытаний главные механизмы обоих кораблей достигли мощности 46 000 л. с., что позволило "Нельсону"развить ход в 23,5 узла, а "Роднёю" — 23,8 узла. Одновременно были выявлены и конструктивные недостатки — корабли плохо управлялись, особенно в узкостях и при боковом ветре (из-за высокого надводного бор­та и массивной надстройки), медленно реагировали на перекладку руля на скоростях до 15 узлов. Результаты испытаний вызвали новую волну критики в их адрес. Однако, ради справедливости, надо от­метить, что, пожалуй, единственным компромис­сом в них была скорость хода. В остальном оба ко­рабля вполне отвечали требованиям, предъявляе­мым к тяжелым артиллерийским кораблям того периода, что затем доказала их боевая деятельность.

Учитывая особый статус линкора, на "Нельсо­не" в 1939 г., одном из первых (по другим дан­ным, самом первом) установили радиолокацион­ную станцию обнаружения воздушных целей, изве­стную как радар типа 79 Y. Ее антенна размещалась на топе грот-мачты, а приборы — в специальном помещении между ее стойками. К тому времени были демонтированы 12,7-мм зенитные пулеметы. В дополнение к одноствольным 40-мм автоматам "Нельсон" вооружили 2 счетверенными установка­ми Виккерса Мк III. Их разместили в специальных спонсонах на носовой надстройке.

Иначе перевооружался "Родней". В 1933 г. вме­сто постов управления 120-мм зенитными ору­диями на нем смонтировали 2 восьмиствольные 40-мм установки Виккерса Мк VIA (пом-пом) с кассетными механизмами подачи боеприпасов. Эта модернизация явно носила экспериментальный ха­рактер, т. к. установки Мк VIA в тот период не име­ли систем управления огнем и отличались ненадеж­ностью. Лишь в 1938 г. на носовой надстройке уста­новили пирамидальную конструкцию, на которой разместили стабилизированный пост наводки. Что­бы освободить место для приборов управления ог­нем, пришлось вынести трапы наружу надстройки. Уже в ходе боевых действий стабилизированный пост наводки на "Роднее" дополнили антенной рада­ра "тип 282".

В 1934 г. оба линкора вооружили гидросамоле­тами. На "Роднее" их было 2, а на "Нельсоне" только 1. В принципе, корабли не имели приспособлений для использования авиации и самое главное — ан­гаров для гидросамолетов. Они хранились на верх­ней палубе, либо непосредственно на катапульте, которая имелась только на "Роднее". Кран для подъ­ема гидросамолетов находился слева от носовой надстройки. На "Нельсоне" гидросамолет мог взле­теть только с воды, что ограничивало его боевое ис­пользование.

Не менее сложным был запуск самолета с ката­пульты на "Роднее". Пневматическая складывающа­яся катапульта располагалась на башне "С". Ее раз­ворачивали перпендикулярно диаметральной пло­скости корабля (либо наводили самой башней на траверзный курсовой угол), раскладывали, а уж за­тем приводился в действие пусковой механизм. При стрельбах артиллерией главного калибра гид­росамолеты должны были быть в воздухе или убра­ны за носовую надстройку. В противном случае они разрушались дульными газами. В общем авиа­ционное вооружение линкоров имело массу недо­статков, тем не менее оно сохранялось до зимы 1943/44 года. За это время сменили друг друга 2 типа гидросамолетов. Первоначально это был "Swordfish" Mk I в варианте разведчика-корректи­ровщика. Когда авиационное вооружение с линкоров убрали, кран остался и обеспечивал подъем и спуск шлюпок, катеров, различных грузов и бое­припасов.

После вступления в строй оба корабля вошли в состав Атлантического флота. В течение 14 лет, иск­лючая промежуток времени с января по август 1940 г., "Нельсон" являлся его флагманским кораб­лем, и за этот период на нем держали свой флаг 7 командующих.

Незадолго до войны Атлантический флот реор­ганизовали во Флот Метрополии. Оба корабля вош­ли в состав 2-ой эскадры линкоров и даже после на­чала боевых действий продолжали оставаться наи­более современными и мощными артиллерийски­ми кораблями английского флота.

К 31 августа 1939 г. английский флот был раз­вернут по районам дислокации военного времени. Командующий Флотом Метрополии адмирал Форбс держал свой флаг на "Нельсоне".