"Рудиментов в молодых мирах..."
Несмотря на очередной текущий ремонт, проведенный в конце 1945 года, эсминец "Сталин" 17 декабря 1946 года был перечислен в категорию "несамоходных учебных судов" . В это же время наименование "Сталин" было передано новейшему эсминцу "Охотник" Северного флота. "Самсон" снова стал "Самсоном". Его механизмы были законсервированы и больше не вводились в строй. После списания 17 июня 1949 года корабль был исключен из состава ВМС и 23 сентября 1949 года передан Владивостокской организации Добровольного Общества содействия флоту (ДОСФ-ЛОТ) для использования в качестве учебного корабля. 26 февраля 1953 года он вновь был принят в состав Тихоокеанского флота, разоружен и переформирован в плавучую казарму (ПКЗ-37) приказом от 16 июня 1951 года, а затем с 26 ноября 1953 года в ПКЗ-52. 30 августа 1956 года корабль был исключен из списков флота и передан в отдел фондового имущества для разборки на металл. При разборке корабля его орудия передали на хранение в музей Тихоокеанского флота. Штурвал же "Самсона" хранится в Центральном Военно-морском музее России в г. С-Петербурге.
Не намного пережил его и "Войков", списанный приказом от 17 сентября 1949 года. Окончательно его вывели из состава кораблей ВМФ 30 мая 1956 года и 28 августа 1956 года направили для разборки на металл.
На Черном море оба переживших войну "новика" — "Незаможник" и "Железняков" за участие в Великой Отечественной войне указом президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года были награждены орденами Красного Знамени. Как и их собратья, они в течение нескольких послевоенных лет продолжали службу как учебные корабли. "Незаможник" был исключен из состава флота в начале 1949 г. Служба же "Железнякова" в течение 1947-1948 гг. входившего в состав ВМФ Народной Республики Болгария оказалась несколько длиннее — с 1953 г. он служит плавказармой и только в 1956 г. его отправили на слом.
На Северном флоте по окончании войны "Урицкий" был почти сразу же направлен в капитальный ремонт. И, хотя по окончании его общее состояние корабля было признано удовлетворительным (по истечении 30 лет активной эксплуатации!), состояние второго дна в машинно-котельных отделениях внушало большие опасения. Время жизни и этого корабля истекало. 28 ноября 1950 года его вывели из боевого состава и 6 марта 1951 года разоружили, переименовали и переклассифицировали в учебное электромеханическое судно "Реут". После четырех лет этой службы, 26 июня 1954 года, корабль сдали в порт для разборки.
Но судьба уготовила старому кораблю истинно солдатскую смерть. Новое время ставило новые и невиданные до того задачи. Безопасность и независимость советского государства в нарастающей "холодной войне" супердержав могло обеспечить только "оружие гарантированного уничтожения"— ядерное оружие. На архипелаге Новая Земля спешно создавался самый северный ядерный полигон мира. На сентябрь 1955 года был назначен первый в Советском Союзе подводный ядерный взрыв. Для обеспечения "Объекта-700" в губу Черную пришли своим ходом корабли-мишени самых различных классов из бригады опытовых кораблей: все три "североморских" "новика" (бывшие "Урицкий", "Куйбышев" и "Карл Либкнехт"), эсминец "Гремящий", два базовых тральщика проекта, четыре подводные лодки: две советские Б-9 и С-19 и две немецкие, переименованные в С-81 и С-84, а также два транспорта.
Корабли-мишени устанавливались на бочках и штатных якорях в губе Черной. На кораблях во время взрыва личного состава не было. Команды на запуск регистрирующей аппаратуры осуществлялись со штабного корабля с помощью системы радиотелеуправления. В центре боевого поля стоял малый тральщик Т-393 (проекта 253л), с которого на тросе на глубину 12 метров опускалась 533-мм торпеда с ядерным зарядом малой мощности. Об этих испытаниях был снят учебно-документальный фильм (Консультантами кинематографистов были офицеры 6-го Управления ВМФ. В результате был создан фильм "Подводный атомный взрыв". Это был первый фильм 6-го Управления ВМФ, который демонстрировался офицерам флота и кораблестроителям, и судя по всему, копии этого фильма до сих пор хранятся в городе Красногорске, в государственном архиве кинофотодокументов. (28)).
Взрыв был произведен 21 сентября 1955 года. Смерть установленного в 300 метрах от точки эпицентра взрыва "Забияки"-"Урицкого"-"Реута" была почти мгновенна: "...затонул сразу от гидродинамического удара столба воды (султана)...". (28) Но расположенные, соответственно на 1200 и 1600 метрах от эпицентра, "Валериан Куйбышев" и "Карл Либкнехт" пострадали на удивление незначительно: "..."Валериан Куйбышев" получил незначительные повреждения, не влияющие на боеспособность; "Карл Либкнехт" имел постоянную течь корпуса, которая после взрыва усилилась, и корабль пришлось отбуксировать на мель, механизмы не пострадали". Участие в ядерных испытаниях не стало последней строчкой в их биографии.
По всей видимости, радиоактивное заражение кораблей оказалось настолько незначительным (по меркам и стандартам своего времени!), что "Валериан Куйбышев", исключенный из списков флота приказом от 30 декабря 1955 года, оказалось возможным утилизировать, и в 1957-1958 годах он был разобран на металлолом на базе "Главвторчермета" в Архангельске.
Что же касается "Карла Либкнехта", то списанный из состава флота тем же числом и приказом, он продолжал использоваться как плавучий причал для порта в архипелаге островов Новая Земля. Вполне возможно, что его корпус и по сей день лежит на "последнем берегу", ожидая реставрации... Может быть, 21 век ещё поставит запятую в его биографии... Кто знает грядущее?