Послесловие
"Новики" стали первыми по-настоящему серийными кораблями в истории русского судостроения. В тоже время принцип серийности и здесь не удалось довести до логического завершения. Внутри серии выделилось шесть "подсерий" постройки разных заводов, весьма серьёзно отличных между собой вплоть до числа котлов и дымовых труб.
После проведенной на "новиках", в 1920-1930-х годах, модернизаций различие между кораблями "подсерий" возросло ещё больше. Но даже после этого к началу Великой Отечественной войны они имели недостаточное артиллерийское вооружение, слабую противолодочную оборону и торпедное вооружение. Реальная скорость упала из-за перегрузки и износа механизмов до 25-30 узлов. И всё же с учетом специфики Великой Отечественной Войны на морях "Восточного фронта" оказались востребованы даже они. Активно участвуя в боевых действиях, они внесли свой посильный вклад в нашу Победу. А на Северном флоте они показывали себя даже более мореходными, чем эсминцы "семерки" постройки тридцатых годов. Об отличной мореходности "новиков-североморцев" свидетельствует и участие "Карла Либкнехта" в обеспечении эвакуации дрейфующей полярной станции И.Д. Папанина 6-15 февраля 1938 года (Атлантический океан, 10-1 1-балльный шторм, крен до 45°) и его же штормовое плавание 2 октября 1939 года (11 баллов, порывами до 12, нордовая зыбь до 9 баллов, крен до 45°), в ходе которого перо руля практически было сорвано — сохранилось 25% его площади. Но даже в таком состоянии корабль смог продолжать выполнять боевые задачи в ходе начавшейся Финской кампании. О героическом же участии "новиков" в спасении команды гибнущего "Сокрушительного" написано в этой книге.
Корабли старели, не поспевая за бегом времени, и переделки лишь отдаляли их срок списания... Но океан оставался тем же, что и многие тысячи лет назад. И требования, десятки лет назад заложенные в проекте, продолжали оставаться современными в том же вечном и необъятном Океане, не взирая на узлы и калибры новых времен...