Устройство
Корпус и наружный вид
Линейные корабли типа "Орион" имели характерный для своего времени корпус со слегка изогнутым форштевнем, сохранившим таранное образование (шпирона как такового не было), округлой кормой с подзором и длинным полубаком, доходящим до середины корабля и заканчивающимся у орудийной башни "Q". Корпус корабля разделили водонепроницаемыми переборками на XXI отсек. Двойное дно было установлено на 76% длины корабля. Способ связей конструкции клепаного корпуса — смешанный набор поперечных шпангоутов и продольных стрингеров.
Не обошлось и без очередного конфуза, когда было объявлено, что этот тип кораблей был склонен к сильной бортовой качке. Это известие явилось причиной небольшой паники среди создателей проекта, которые поначалу все отрицали, отказываясь в это верить. Масло в огонь подлила статья, появившаяся в "The Standard and St. lames's Gazette", которая повергла в ужас создателей проекта. Газета писала: "... Наш новейший супердредноут "Орион" в своем первом же выходе прошел серьезную проверку огромными морскими волнами в Бискайском заливе. В сообщениях, поступивших в нашу газету, было кое-что относительно его бортовой качки, однако насколько велика была эта качка, чтобы стать причиной серьезного беспокойства и далеко идущих выводов, нам пока неизвестно. Однако, если верить слухам, то из-за сильной качки корабль чуть не перевернулся. Но для создавшейся паники нет, как мы полагаем, никакой реальной почвы, а только распространившиеся слухи, основанные на старой морской истории о "громадных броненосцах с 13,5-дюймовыми орудиями, которые при каждом выходе в море подвергались сильной бортовой и килевой качке, подчас зарываясь носом в волну по самые мачты", хотя ни в одном случае со старыми броненосцами как типа "Адмирал", так и типа "Роял Соверен" ничего подобного не случалось, несмотря на то, что они действительно были подвержены сильной бортовой качке и, впоследствии на них пришлось установить скуловые кили..."
Основные кораблестроительные элементы линейных кораблей типа «Орион» на день спуска на воду (1 февраля 1911 г.)
1 |
Водоизмещение (т) |
9184 |
2 |
Судовые системы (т) |
1430 |
3 |
Корпус корабля (т) |
7820 |
4 |
Суммарное водоизмещение (т) |
10614 |
5 |
Осадка в носу (м) |
2,87 |
6 |
Осадка в корме (м) |
3,14 |
7 |
Длина между перпендикулярами (м) |
166,2 |
8 |
Ширина (без броневой обшивки) (м) |
26,95 |
9 |
Общая длина котельных отделений (м) |
34,74 |
Тем не менее, не было веских оснований и верить слухам, и опасаться, что "Орион" может последовать примеру старого "Кэптэна" (1869) (Напомним, что "Кэптэн" первый (наряду с "Монархом", 1868) броненосец с башенной артиллерией, которая располагалась вдоль осевой линии. Четыре 305-мм орудия были размещены в двух башнях на уровне основной палубы между мачтами. Но такая расстановка оказалась для него фатальной: во время незначительного шторма в ночь на 6 сентября 1870 года он опрокинулся из-за плохой остойчивости и затонул со всей командой и капитаном 3-го ранга К. Кользом. — Прим. авт.) и опрокинуться, но ошибки, допущенные, вероятно, при проектировании, были серьезными, и их необходимо исправлять.
Во время официального расследования о плавании "Ориона"и после нескольких проведенных контрольных расчетов выяснилось, что задача на исправление допущенных просчетов не так сложна, как казалось на первый взгляд, и приняли решение, единственное правильное в этой ситуации, увеличить по длине и ширине скуловые кили. Но этим дело не закончилось — возникала другая проблема, а именно: с увеличением скуловых килей на этом типе кораблей увеличилась подводная ширина, и оказалось, что новейшие супердредноуты не смогут входить в существующие доки. В результате поисков было найдено компромиссное решение по величине скуловых килей, которое позволяло бы уменьшить бортовую качку и разместить корабль в доке. Между прочим, решение этой задачи принадлежало инженерам судоверфи, но не проектировщикам, которые не считали эти изменения столь уж необходимыми. Что касается бортовой качки (угол крена достигал 20°), которая возникала у "Ориона" в своем первом выходе в Бискайский залив, то она больше не повторялась.
После окончания строительства новых супердредноутов и зачисления в состав флота многие печатные издания отмечали, что "... линейные корабли типа "Орион" были прекрасными боевыми кораблями с мощным вооружением, что придавало им исключительно необычный вид, производящий глубокое впечатление". Действительно, их было трудно отличить один от другого, потому что эти отличия состояли только из нескольких деталей, как например, на "Орионе" бросалась в глаза выступающая страховочная решетка, установленная над дымовыми трубами, кроме того, на каждой дымовой трубе были нанесены по две горизонтальные белые марки (полосы); на "Конкероре" 102-мм орудия противоминной артиллерии были защищены только противоосколочными броневыми щитами; на "Монархе" на передней дымовой трубе были нанесены две горизонтальные белые марки; на "Тандерере" размещенная на фок-мачте рубка с прибором управления огнем находилась ниже поста управления огнем, размещенного также на фок-мачте. На каждой дымовой трубе были нанесены по три горизонтальные белые марки.
Линейные корабли типа «Орион» проекта «L»
Основные характеристики в окончательном варианте
1 |
Водоизмещение (т): |
22500 |
Бронирование: |
||
Основные размерения: |
21 |
Главный пояс (в середине) (мм): |
305 |
||
2 |
Длина между перпендикулярами (м): |
166,1 |
22 |
Средний пояс (в середине) (мм): |
229 |
3 |
Ширина (м) |
27,0 |
23 |
Верхний пояс (мм): |
208 |
4 |
Высота надводного борта в носу (м): |
7,93 |
24 |
Главные переборки (мм): |
254-152 |
5 |
Высота надводного борта на миделе (м): |
5,21 |
25 |
Барбеты (мм): |
254-229-152-76-51 |
6 |
Высота надводного борта в корме (м): |
5,33 |
26 |
Орудийные башни (лоб, стенки) (мм): |
280-203 |
7 |
Осадка нормальная (м): |
8,38 |
27 |
Боевая рубка (стенки) (мм): |
280 |
8 |
Осадка полная (м): |
9,55 |
28 |
Рубка с приб. управления огнем (стенки)(мм): |
76 |
Высота расположения 343-мм орудий над ватерлинией (осадка нормальная): |
29 |
Броневая коммуникационная труба, носовая (стенки), (мм): |
127 |
||
9 |
Высота башни «А» (м): |
9,3 |
30 |
Броневая коммуникационная труба, кормовая (стенки), (мм): |
76 |
10 |
Высота башни «В» (м): |
12,2 |
31 |
Броневые экраны пороховых и снарядных погребов, (мм): |
38 |
11 |
Высота башни «Q» (м): |
7,3 |
32 |
Броневые кожухи дымовых труб, (мм): |
38 |
12 |
Высота башни «X» (м) : |
9,9 |
33 |
Верхняя палуба, (мм); |
45-38 |
13 |
Высота башни «У» (м): |
7,0 |
34 |
Главная палуба, (мм): |
38 |
14 |
Высота броневого пояса над ватерлинией (м): |
5,03 |
35 |
Средняя палуба, (мм): |
25 |
15 |
Высота броневого пояса ниже ватерлинии (м); |
1,02 |
36 |
Нижняя палуба в носу (мм): |
63-25,4 |
16 |
Высота расположения верхней палубы над килем (м): |
13,4 |
37 |
Нижняя палуба в корме, (мм): |
102-76 |
Вооружение: |
|
|
|
||
17 |
Количество 343/45-мм орудий (обозначались как 305-мм с индексом «А») |
10 |
38 |
Боекомплект 343-мм орудий (снарядов) |
1120 |
18 |
Количество 102/50-мм орудий: |
16 |
39 |
Боекомплект 102-мм орудий (снарядов) |
2400 |
19 |
Количество 533-мм торпедных аппаратов: |
3 |
40 |
Для 5 пулеметов «Максим-Виккерс» (патр.) |
5000 |
20 |
Количество торпед (боезапас): |
12 |
41 |
Для 10 пулеметов «Льюис» (патронов) |
5000 |
С началом войны, в сентябре 1914 года, белые марки, ранее нанесенные на дымовые трубы, были закрашены.
В 1914-1915 годах на линейных кораблях "Конкерор" и "Орион" установили приборы системы управления артиллерийским огнем центральной наводки орудий главного калибра (на "Орионе" в апреле 1915 года). На всех кораблях типа "Орион" рубку с приборами управления огнем установили на площадку, расположенную ниже поста управления огнем. Летом 1914 года все 102-мм орудия противоминной артиллерии на всех "орионах" получили броневые противоосколочные щиты. С фок-мачты всех кораблей сняли брам-стеньгу. Для улучшения приема радиосигналов на кормовые грузовые полумачты (короткие деррик-краны) установили радиоантенны.
В 1915-1916 годы со всех кораблей сняли противоторпедные сети. На "Монархе", "Тандерере" и "Орионе" штурманская площадка была увеличена в размере и имела продолжение к кормовой части. На "Тандерере" штурманская площадка имела продолжение до передней дымовой трубы; на "Монархе" и "Орионе" она имела удлиненную конструкцию и простиралась с обеих сторон треногой фок-мачты (на "Конкероре" штурманская площадка была удлинена незадолго перед началом первой мировой войны). Стеньга на фок-мачте всех кораблей была значительно уменьшена по высоте.
В 1916-1917 годах местоположение некоторых прожекторов подверглось изменению. Было сокращено количество 102-мм орудий противоминной артиллерии до четырнадцати на "Тандерере" и до тринадцати на остальных трех кораблях. Демонтированные 102-мм орудия были либо перенесены и установлены на новых позициях, либо их передали на другие корабли. Орудия не всегда были установлены симметрично по правому и левому бортам. "Монарх" и "Орион" оснастили оборудованием для подъема аэростата. Для этого была выделена специально обученная команда. На "Конкероре" в конце 1917 года добавили в качестве зенитных два орудия — одно 102-мм и одно 76-мм, другие три корабля получили только одно 102-мм зенитное орудие, установленное в кормовой части. Дополнительные "отрезающие огонь" броневые экраны были установлены вдоль бортов, образуя сплошную продольную защитную переборку (следствие горького опыта и неутешительного итога Ютландского сражения), правда, официального подтверждения этому не было.
Линейные корабли тип «Орион» (проект «L») Исчисление веса в окончательном варианте
При проектном нормальном водоизмещении, т/% |
При полном водоизмещении, т/% |
||||||
1 |
Корпус |
7950 |
35,3 |
1 |
Корпус |
7950 |
30,3 |
2 |
Бронирование |
6460 |
28,7 |
2 |
Бронирование |
6460 |
24.6 |
3 |
Вооружение с башнями |
4000 |
17,8 |
3 |
Вооружение с башнями |
4065 |
15,5 |
4 |
Энергетическая установка |
2420 |
10,8 |
4 |
Топливо (уголь) |
3275 |
12,5 |
5 |
Топливо (уголь) |
900 |
4,0 |
5 |
Топливо (нефть) |
860 |
3,3 |
6 |
Основное оборудование |
670 |
3,0 |
6 |
Энергетическая установка |
2680 |
10,3 |
7 |
Запас водоизмещения |
100 |
0,4 |
7 |
Основное оборудование |
812 |
3,1 |
8 |
Суммарное водоизмещение |
22500 |
100 |
8 |
Запас водоизмещения |
100 |
0,4 |
|
|
|
|
9 |
Суммарное водоизмещение |
26202 |
100 |
Линейные корабли типа «Орион». Данные заводских ходовых испытаний.
(Приведен средний суммарный результат)
|
Дата испытаний |
Частота вращения гребных валов, об/мин |
Общая мощность турбин, л.с. |
Достигнутая скорость, узлы |
1. «Орион» |
19 ноября 1911 года |
358,3 |
30,112 |
21,045 |
2. «Монарх» |
9 декабря 1911 года |
334,3 |
32,277 |
21,883 |
3. «Конкерор» |
7 июня 1912 года |
339,2 |
33,198 |
22,126 |
4. «Тандерер» * |
5 марта 1912 года |
300,0 |
27,427 |
20,799 |
* Результаты, показанные «Тадерером», были худшими из-за того, что один из котлов вышел из строя. |
Название корабля |
Фирма-строитель корабля |
Фирма-изготовитель механизмов |
Дата закладки корабля |
Дата вступления в строй |
Испытания |
Тип котлов |
|
30-часовые |
8-часовые при полной мощности |
||||||
«Орион» |
Судоверфь в Портсмуте |
Уоллсенд |
29 ноября 1909г. |
Январь 1912г. |
18916 л.с. = 19,5 уз. |
29 108л.с.= 21,02уз. |
Бабкок |
«Конкерор» |
Частная с/верфь Бердмор |
Бердмор |
5 апреля 1910г. |
Ноябрь 1912г. |
19 100 л. с. = 19,5 уз |
28400л.с.= 22,13уз. |
Бабкок |
«Тандерер» |
Частная с/верфь Темз |
Темз |
13 апреля 1910г. |
Июнь 1912г. |
18 927 л.с. = 18,8 уз. |
27 416 л. с.= 20,8 уз. |
Бабкок |
«Монарх» |
Частная с/верфь в Элсвике |
Хоторн |
1 апреля 1910г. |
Март 1912г. |
19 128 л.с. |
28 555 л. с.= 21, 88 уз. |
Ярроу |
Были приняты меры по координальному улучшению противопожарной защиты внутренних отсеков и меры по улучшению системы затопления пороховых и снарядных погребов. Дальномеры закрыли защитными кожухами. В тот же период на линейный корабль "Монарх" была нанесена камуфляжная окраска.
В 1917-1918 годы увеличили в размерах бронированный фор-марс, с размещенным в нем постом управления стрельбой. Циферблатные указатели дистанции до цели установили либо на передней внешней стороне поста, либо выше его, а также в конце кормовой палубной надстройки. На орудийные башни "А" и "X" или "В" и "У" (всех четырех кораблей) краской нанесли шкалы горизонтальной наводки орудий. Все 610-мм прожектора (за исключением двух пар) заменили новыми 914-мм ламповыми. Три "кофейные банки" ("Кофейными банками" сигнальщики метко прозвали рубки управления прожекторами, находящимися вокруг второй дымовой трубы, из-за того, что дым и копоть настолько задымляли помещения, что работать иногда приходилось в противогазах. — Прим. авт.) были размещены вокруг второй дымовой трубы; на каждой из них был установлен один 914-мм ламповый прожектор. На всех дальномерах сняли защитные кожухи. На крышах орудийных башен "В" и "Q" линейного корабля "Орион", "В" и "X" — "Конкерора" и "Тандерера", "В" — "Монарха" установили взлетные площадки для самолетов-корректировщиков.
В 1919-1920 годы на всех кораблях закрасили (нанесенные ранее на орудийные башни) шкалы горизонтальной наводки орудий.
В феврале-марте 1921 года в доке портсмутской верфи линейный корабль "Тандерер" прошел обширный ремонт и переоборудование и стал учебным кораблем. На нем количество 102-мм орудий противоминной артиллерии было уменьшено до восьми, которые разместили в специально оборудованных казематах. Официальные источники утверждали, что в качестве зенитной артиллерии корабль получил два 76-мм орудия, но на существующих фотографиях отчетливо можно рассмотреть только одно орудие, установленное на кватердеке. С крыш орудийных башен сняли платформы для взлета самолетов. В кормовой палубной надстройке (на месте прежде размещенного дальномерного поста) оборудовали жилую каюту.
В 1922-1934 годы со всех кораблей сняты циферблатные указатели дистанции до цели.
Артиллерийское вооружение
Отмечая архитектуру нового супердредноута О. Парке писал: "... При первом ознакомлении с "Орионом" возникало ощущение, что его силуэт, это только орудийные башни и дымовые трубы, в отличие от таких монстров, как старые французские "Гош", или "Маджента", от огромных надстроек которых трудно было отвести взгляд".
Основным новшеством нового дредноута являлось вооружение — десять 343-мм орудий главного калибра в пяти башнях. Все башни имели сектор обстрела 300°. Артиллерия главного калибра этих линкоров во всех отношениях была шагом вперед не только в английском флоте, но и в практике мирового кораблестроения.
Поворотная часть каждой башни (вместе с орудиями) массой почти 800 т вращалась на катках по погону, закрепленному на цилиндрической основе, опиравшейся на настил второго дна.
Установленные на первых "супердредноутах" скорострельные 343-мм орудия раздельного заряжания (разработала фирма "Виккерс" в 1910 году специально для кораблей типа "Орион") относились к "пятой модели" этого калибра (по официальной британской терминологии "Марка V" или Мк. V), имели более совершенную и удачную конструкцию, обладали большей точностью и большим эффектом поражения, чем 50-калиберные 305-мм орудий образца Мк. XI.
На 1910 год это была самая мощная в Королевском флоте морская артиллерийская система. Канал ствола 343-мм орудия имел длину 45 калибров (15435 мм) и длину нарезной части 12943 мм, общая длина орудия (с затвором) составляла 15898 мм, ствол орудия весил почти 76 тонн. Традиционно для британского флота стволы тяжелой морской артиллерии скреплялись при помощи высокопрочной калиброванной стальной проволоки, которая в нагретом состоянии наматывалась несколькими слоями на внутреннюю трубу до нарезки. При этой технологии орудия обладали малой продольной прочностью, вибрировали при выстреле и были значительно тяжелее скрепленных цилиндрами, не говоря уже о сложности их изготовления.
В России же выработалась своя система скрепления стволов тяжелых орудий. Так например, при изготовлении 305-мм пушек с длиной ствола 50 калибров Обуховским сталелитейным заводом для черноморского дредноута "Императрица Мария", внутренняя труба скреплялась тремя рядами цилиндров (по два в ряду), поверх которых надевался кожух с выступающими кольцевыми гребнями для соединения с салазками станка. Сзади в кожух ввинчивался казенник, в который помещался поршневой затвор.
В дальнейшем "проволочная" технология уступила место технологии "скрепленных цилиндров", широко применявшейся в странах с высоко развитым военно-морским строительством, такие как Германия и США.
Орудия стреляли фугасным снарядом весом 567 кг, вес бронебойного снаряда составлял 635 кг, при этом вес заряда нитроглицерино-пироксилинового бездымного пороха (кордит "МД") составлял соответственно 132,9 кг и 134,7 кг с начальной скоростью у дульного среза 824 м/сек, развивали дульную энергию 19260 т/м и обладали большим "проникающим эффектом". По своей огневой мощи "Орион" превосходил любой из ранее построенных линкоров, а вес бортового залпа орудий главных калибров составлял 5670 кг, против 3084 кг "Дредноута" и 3856 кг "Нептуна".
Стволы орудий имели угол возвышения 20°, что давало максимальную дальность стрельбы чуть менее 22000 м (около 118 каб.). Боекомплект равнялся 1000 снарядам (бронебойных, полубронебойных фугасных) для всех десяти 343-мм орудий или по 100 снарядов на ствол. Скорострельность орудий составляла 1,5 выстрелов в минуту.
На начало войны (август 1914 г.) в погребах на каждом корабле находилось 1120 343-мм снарядов с зарядами.
В башенных установках с 343-мм орудиями наибольшее влияние на скорострельность оказывала система подачи боеприпасов. На "Орионах" к башенным орудиям подача боеприпасов осуществлялась в два этапа. Сначала снаряд из снарядного погреба транспортером доставлялся в нижнее погрузочное отделение, где подавался в карман заборника. Затем, двигаясь вверх при помощи подъемника по подачкой трубе, снаряд поступал в нижнее погрузочное отделение для пороховых зарядов, где в заборник догружались два полузаряда. После этого, двигаясь вверх, и снаряд, и пороховые заряды попадали в специальное помещение, находившееся непосредственно под столом башни, которое называлось рабочее погрузочное отделение, где комплектовался выстрел. Здесь комплект боеприпасов для производства одного выстрела перегружался в подаватель (лифт для подачи снарядов), который по специальным изогнутым направляющим поднимал боеприпасы в боевое отделение башни на линию заряжания. Механизм подачи являлся гидравлическим. Далее выстрел досылался в камору ствола цепным прибойником (гидравлическим досылателем) — первым шел снаряд, за ним пороховые заряды. После заряжания орудия затвор закрывался, подаватель разобщался с орудием и уходил вниз в рабочее перегрузочное отделение за новым выстрелом.
Зарядные погреба 343-мм орудийных башен располагались выше снарядных. Для снарядных и зарядных погребов были предусмотрены системы орошения и затопления через кингстоны с гидроприводом.
При стрельбе особое значение приобретало торможение накатывающей массы орудия, которое после выстрела силой отдачи откатывалось примерно на 600 мм. Для этой цели станки каждого орудия были оснащены двумя гидрокомпрессорами, которые принимали участие в торможении, а затем плавно при помощи одного гидравлического накатника, расположенного между гидроцилиндрами компрессоров, приводились в исходное положение, после чего происходило перезаряжание орудия.
Станки орудий обладали хорошей скоростью наката (примерно 2 сек.), которая позволяла обеспечивать 1,5 выстрелов в минуту. Каналы стволов орудий после каждого выстрела продувались сжатым воздухом, смешанным с углекислотой (кроме того, камора охлаждалась еще и водой), во избежание выброса горячих газов, оставшихся в канале ствола орудия от предыдущего выстрела, на заряжающих.
Для придания орудиям нужного угла возвышения (угла вертикальной наводки) стволы при помощи качающейся части станка поднимались на цапфах — массивных втулках с каждой стороны станка, концы которых запрессовывались в опорные подшипники, корпуса которых были вмонтированы в мощную стальную подцапфенную станину, установленную на вращающемся столе. Ствол орудия крепился на станке при помощи выступающих на нем кольцевых гребней, которые входили в ответные пазы скользящей части станка.
Наведение орудий по горизонту осуществлялось вращением всей башни относительно своей вертикальной оси при помощи механизма горизонтальной наводки, который состоял из собственно двигателя механизма и системы зубчатых шестерен. Последняя из них, находясь в зацеплении с зубчатым ободом, наглухо закрепленным вокруг внутренней поверхности цилиндрической опоры башни, передавала вращение всей башне.
Углы наводки как горизонтальной, так и вертикальной задавались наводчику орудий артиллерийским офицером с поста управления огнем. Орудия башни могли наводиться и самостоятельно с помощью башенных прицелов, при этом каждая башня имела два поста вертикальной наводки и один пост горизонтальной, располагавшиеся рядом с орудиями.
Данные для стрельбы вычислялись с помощью таблиц командиром башни и по его команде вводились в прицельное устройства.
Стволы орудий имели угол склонения — 5° и угол возвышения +20°, но дальность действия прицелов в 1914 году ограничилась углом возвышения +15°. Это положение исправили, когда на "Орионах" в каждой башне на визирах орудий установили призматическое устройство "супервозвышение +6°", что позволило увеличить дальность стрельбы.
Противоминная артиллерия линейных кораблей типа "Орион" рассматривалась как главная неудача этого проекта и, к сожалению, во всех отношениях (выбор калибра орудий, размещение, бронирование) была шагом назад. Она состояла из 16 скорострельных (8 выстрелов в минуту) 102-мм орудий с длиной канала ствола 50 калибров (5100 мм) образца QF. Мк VII. (марка VII). Орудия стреляли снарядами весом 14,1 кг с начальной скоростью 873 м/сек на расстояние до 58 кабельтовых (около 11000 м). Общий боекомплект 102-мм орудий составлял 2400 снарядов или по 150 выстрелов на ствол. Орудия имели ручное заряжание.
Размещение 102-м орудий на линейных кораблях типа "Орион" резко отличалось от их установки на линейных кораблях типа "Колоссус" прежде всего тем, что их распределили поровну между носовой и кормовой палубными надстройками, при этом шельтердеки как носовые, так и кормовые были срезаны под углом (в плане по направлению к возвышенным башням "В" и "X"), чтобы обеспечить максимально эффективную стрельбу. Наиболее логичным было сгруппировать орудия противоминной артиллерии большей частью в носу, что объяснялось бы стремлением обеспечить плотный заградительный огонь именно с носовых углов, откуда наиболее вероятными были атаки эсминцев.
Выбор калибра орудий противоминной артиллерии специалистами Управления по военному кораблестроению исходил прежде всего из того, что многие из них считали, что 102-мм орудие обладало важными достоинствами: скорострельностью и быстротой наводки, кроме этого, на момент создания этого орудия, считали, что 102-мм 50-калиберные противоминные орудия разработки 1900 года являлись достаточно мощными орудиями с длинным стволом и настильной траекторией полета снаряда, позволяющими уверенно поражать миноносцы на большой дистанции.
Была еще одна "весомая" причина, по которой калибр орудий противоминной артиллерии не мог быть увеличен, — адмирал Джон Фишер, занимая кресло Первого Морского лорда, яростно противился всякому увеличению калибра орудий и отходу от 102-мм калибра. Кроме этого, увеличение калибра орудий повлекло бы за собой нежелательное увеличение водоизмещения и, самое главное, дополнительные финансовые расходы (около 170000 фунтов стерлингов на каждый корабль), на которые правительство Великобритании не было готово, хотя финансирование проекта было отменным. Возрастание размеров германских эсминцев делало 102-мм противоминную артиллерию линейных кораблей типа "Орион" (Так строящийся одновременно с "Орионом" германский линейный корабль "Кайзер" (и последующие корабли этого типа, программа 1909 года) вооружили 14 150-мм 45-калиберными орудиями противоминной артиллерии. — Прим. авт.) малоэффективной, а мощь действия ее снарядов явно недостаточной (Особенно это стало очевидным после появления в составе флота Открытого моря тысячетонных эсминцев "мобилизационного" типа (V25), начало постройки которых было вызвано подготовкой к предстоящей войне, с мощным торпедным (шесть 500 мм ТА) вооружением, способных сопровождать тяжелые корабли на всей акватории Северного моря. — Прим. авт.).
Из восьми носовых 102-мм орудий шесть разместили в забронированных спереди 76-мм плитами казематах вдоль углов в носовой части палубной надстройки (по три побортно), а два орудия (по одному побортно) — на шельтердечной палубе в одиночных забронированных 76-мм плитами казематах по обеим сторонам боевой рубки. Восемь кормовых 102-мм орудий разместили в кормовой палубной надстройке в открытых установках (по четыре побортно): два вверху, два — внизу, и они первоначально были защищены броневыми противоосколочными экранами, и только во время войны их разместили в забронированных спереди 76-мм плитами казематах. Летом 1917 года число 102-мм орудий противоминной артиллерии сократили до тринадцати. Первоначально же все 16 102-мм орудий противоминной артиллерии не были защищены и размещались в открытых установках, и только во время войны они получили броневую защиту.
В конце 1914 г. на линейных кораблях типа "Орион" в кормовой части были установлены две 76-мм зенитные пушки Гочкиса патронного заряжания с боезапасом по 350 выстрелов на ствол. Во время войны корабли перевооружили, заменив пушки Гочкиса на 76-мм зенитные орудия образца QF. Мк. I с длиной канала ствола 45 калибров (3420 мм) с боезапасом по 150 выстрелов на ствол. Спроектированное в 1914 г. зенитное орудие калибра 76-мм стреляло фугасным снарядом весом 7,94 кг с начальной скоростью 617 м/сек на расстоянии 65 кабельтовых (12 000 м).
Кроме того, на каждом корабле было установлено одно скорострельное 102-мм орудие образца QF. Мк. VII патронного заряжания с боезапасом 75 выстрелов, переделанное из противоминного орудия и имеющее угол возвышения +60°.
На день вступления в строй все линейные корабли типа "Орион" имели по четыре 47-мм салютные пушки Гочкиса с комплектом холостых патронов с бездымным порохом, рассчитанным на 64 выстрела.
На каждом корабле имелась одна 76-мм десантная пушка, пять пулеметов калибра 7,71 мм системы "Максим-Виккерс" образца 1909 года с боекомплектом 5000 выстрелов и десять 7,71-мм ручных пулеметов системы "Льюис" образца 1915 года с таким же боезапасом. Пулеметами вооружались десантные партии при свозе с корабля на берег, при этом пулеметы системы "Максим" устанавливались на съемных станках с поворотной турелью на паровых катерах и баркасах. Пулеметный расчет состоял из двух человек.
Каждый линейный корабль типа "Орион" был оснащен 7 дальномерами оптико-механической фирмы "Бар и Струд". С его помощью можно было определить расстояние до цели с точностью до нескольких метров путем совмещения двух половинок раздвоенного силуэта корабля, видимого наблюдателем в бинокулярный видоискатель. Дальномеры размещались: один с базой 4,57 м был установлен на крыше поста управления стрельбой: по одному дальномеру с базой 5,49 м было установлено на каждой крыше орудийных возвышенных башен "В" и "X"; по одному дальномеру с базой 2,74 м на крыше орудийных башен "A", "Q" и "У"; один дальномер с базой 4,57 м стоял на платформе в кормовой части шельтердечной палубы для контроля за торпедной стрельбой (позже был перенесен на рубку поста управления торпедной стрельбой).
Система управления огнем центральной наводки включала в себя: усовершенствованный пост управления огнем "Скотт"-"Виккерс", оснащенный приборами для определения прицела и целика, механизмами горизонтальной и вертикальной наводки, задающим прибором и спусковым устройством с револьверной рукояткой; прибор управления огнем Дрейера, выдававший данные по углу горизонтальной и вертикальной наводки, а также скорость изменения расстояния до цели; принимающие приборы, находившиеся в каждой орудийной башне. К лету 1915 г. все линейные корабли типа "Орион" оснастили системой управления огнем центральной наводки.
В начале 1912 г. состоялась встреча адмирала Перси Скотта с Первым Лордом Адмиралтейства Уинстоном Черчиллем, на которой адмирал Скотт продемонстрировал новую систему наведения орудий, названную им "управление огнем". Суть системы управления огнем корабельной артиллерии центральной наводки заключалась в том, что орудия наводились и стреляли по единой команде, и основывалась на синхронной передаче и совмещении стрелок задающих и принимающих приборов прицела и целика. Управлять огнем корабельной артиллерии можно было бы с центрального поста, расположенного на марсе фок-мачты. По чертежам Скотта компания "Виккерс" разработала пост управления огнем.
Артиллерийский офицер, управляющий огнем, устанавливал на шкалах своего прибора нужные цифры, точно такие же шкалы имелись в каждой башне, где установщик прицела совмещал стрелку, указывающую угол наводки, с красной задающей, и орудие получало вертикальное и горизонтальное наведение на цель. Когда все орудия были готовы к стрельбе (без вмешательства орудийного наводчика), из центрального поста управления огнем управляющий огнем артиллерийский офицер нажимал на спуск, и производился артиллерийский залп. После ознакомления с новой системой Скотта Черчилль распорядился провести 13 ноября 1912 года состязание в стрельбе из орудий главного калибра между линейными кораблями "Тандерер", имевшим систему управления артиллерийским огнем центральной наводки, и "Орионом", не имевшим такой системы. Стрельба производилась на предельной скорости практическими зарядами на дистанции 42 каб. по щитам размером 15 х 18 м, буксируемым вспомогательными судами "Тандерер", стрелявший залпами, за 3,5 минуты выпустил 39 снарядов, из которых 23 попали в цель, "Орион" стрелял одиночными, выпустил 27 снарядов, из которых только четыре попали в цель.
К 1917 году на всех линейных кораблях типа "Орион" были размещены по два больших циферблата, на которых для других кораблей с помощью стрелок показывалось расстояние до кораблей противника. Циферблаты получили название "указатели дистанции до цели" и были установлены: один — на фок-мачте под площадкой фор-марса на рубке прибора управления стрельбой, второй — на кормовой палубной надстройке. Циферблатные указатели просуществовали до 1922 года, после чего были сняты.
Торпедное вооружение
Торпедное вооружение на всех кораблях типа "Орион" было одинаковым и состояло из трех 533-мм торпедных аппаратов, размещенных в трех торпедных отсеках — двух бортовых, расположенных на трюмной палубе на уровне траверза внутренней поверхности барбета орудийной башни "В", и одного кормового (впоследствии был снят) с общим боезапасом 12 торпед. Труба торпедного аппарата была снабжена задней крышей, при открывании которой торпеда подавалась внутрь трубы вручную с подачного устройства. Для опускания торпеды в торпедный отсек в верхней палубе существовал специальный люк. Торпеда выстреливалась сжатым воздухом, который подавался трубопроводами от компрессора, в аварийной ситуации в каждом торпедном отсеке имелись баллоны со сжатым воздухом, подключенные к основной магистрали.
Авиационное вооружение
С 1917 г. линейные корабли типа "Орион" имели на вооружении по два (кроме "Монарха", который имел только один самолет) легких колесных разведывательных самолета-биплана типа "Сопвич-Кэмел" (или "Соп-вич-ПАП"), взлетающих со специально установленных на орудийных башнях платформ. На "Орионе" взлетные платформы были установлены на крышах башен "В" и "Q", на "Конкероре" и "Тандерере" — "В" и "X", на "Монархе" — "В". При взлете самолета башни с платформами разворачивались против ветра.
Бронирование (Согласно R.A. Burt)
Увеличение главного калибра тяжелой артиллерии на линейных кораблях Королевского флота подтолкнуло флоты зарубежных государств вооружить свои дредноуты более мощными орудиями главного калибра, и как следствие, броневая защита новейших британских супердредноутов была значительно улучшена по сравнению с бронированием более ранних дредноутов. Сравнивая бронирование "Ориона" и "Ко-лоссуса" (был "старше" всего на пять месяцев), можно обнаружить следующие отличия:
1. Главный (нижний) броневой пояс, прикрывающий ватерлинию, был на "Орионе" на 25,4 мм толще, чем на "Колоссусе" (280 мм) и составлял 305 мм, кроме того, нижняя кромка броневого пояса не имела утоньшения.
2. Носовые оконечности главного броневого пояса (305 мм-229 мм) от уровня главной палубы до уровня нижней палубы на "Орионе" имели бронирование 152 мм-102 мм против 178 мм-63 мм бронированных носовых оконечностей на "Колоссусе".
3. Верхний 203-мм броневой пояс на "Орионе" располагался от уровня верхней палубы до уровня главной палубы и протянулся от траверза внутренней поверхности орудийной башни "А" до траверза внутренней поверхности орудийной башни "У".
4. Броневая палуба на "Орионе" была расположена над четырьмя палубами (вместо трех на "Колоссусе"), перемещенная с главной палубы на поверхность верхней палубы, а по длине протянулась на длину верхнего броневого пояса.
5. Бронирование главной палубы на "Орионе" имело продолжение в сторону кормы от нижнего края главной 203-мм кормовой переборки до верхнего края 63-мм наружной кормовой переборки.
6. Толщина бронирования нижней палубы в носовой части на "Орионе" составляла 63 мм-25,4 мм против 63 мм-45 мм на "Колоссусе".
7. Наибольшая толщина бронирования барбетов и орудийных башен осталась прежней, но толщина бронирования барбетов ниже уровня главной палубы была уменьшена с 102 мм (на "Колоссусе") до 76 мм (на "Орионе").
Основной вертикальный броневой пояс на "Орионе" имел протяженность 104,9 м (от траверза центра носового барбета башни "А" до траверза центра кормового барбета башни "У") и покрывал 59,3% длины корпуса на участке расположения главных жизненных частей корабля (энергетической установки, снарядных и пороховых погребов, постов управления). Он располагался по высоте от уровня верхней палубы до отметки 1,22 м ниже ватерлинии при нормальном водоизмещении. Пояс был набран из плит разной толщины (как это практиковалось в британском флоте), изготовленных из легированной крупповской стали. Крупповская броня была вязкой с внутренней и закаленной с наружной поверхности. Наружная поверхность броневой плиты подвергалась сначала цементации, затем закаливанию, что позволяло плитам сопротивляться удару снаряда, вызывая его разрушение, и в то же время не раскалываться при попадании благодаря довольно "мягкой" основе. Основной вертикальный броневой пояс имел высоту 6,25 м и подразделялся на главный и верхний броневые пояса.
Главный броневой пояс состоял из двух отдельных поясов — 305-мм нижнего, защищающего ватерлинию до уровня средней палубы, и 229-мм верхнего, располагавшегося по высоте от средней палубы до уровня главной палубы. Общая высота главного броневого пояса составляла 4,14 м. Верхний 203-мм броневой пояс протянулся от одного до другого траверзов внутренней поверхности башен "А" и "У", а по высоте располагался от главной до верхней палубы. Главный броневой пояс (305 мм - 229 мм) имел продолжение в носовую часть на той же высоте (на уровне главной палубы), что и в середине корабля — сначала от траверза центра носового барбета башни "А" толщиной 152 мм и длиной 16,8 м, затем продлевался дальше толщиной 102 мм и длиной 14,8 м, не доходя до форштевня 12,8 м. В кормовую часть главный броневой пояс (305 мм-229 мм) имел продолжение от траверза центра кормового барбета башни "У" толщиной 64 мм и длиной 17,8 м, не доходя до штевня 13,7 м. Общая длина главного (305 мм-229 мм) броневого пояса с носовыми и кормовыми оконечностями составляла 148,6 м (84% длины корабля).
Бронирование верхней палубы имело протяженность от наружной поверхности барбета орудийной башни "А" до наружной поверхности барбета орудийной башни "У". Толщина броневого настила верхней палубы составляла 38 мм.
Бронирование главной палубы в носовой и кормовой оконечностях составляло 38 мм и располагалось от нижней кромки 38-мм наружной носовой переборки до нижней кромки 203-мм главной носовой переборки и от верхней кромки 51-мм наружной кормовой переборки до нижней кромки 203-мм главной кормовой переборки.
Средняя палуба располагалась выше 305-мм главного броневого пояса, и ее бронирование было ограничено его длиной и составляло по толщине 25,4 мм на плоскости и на скосах.
Нижняя палуба находилась ниже ватерлинии, а ее оконечности разместились от наружных оснований носовой и кормовой 254-мм наклонных переборок к штевням. Бронирование палубы в носовой части составляло 25,4 мм и протянулось от наружной поверхности главной носовой переборки к внутренней поверхности наружной (102-мм) носовой переборки, от наружной поверхности наружной носовой переборки до форштевня бронирование палубы составляло 64 мм. Бронирование нижней палубы в кормовой части имело толщину 76 мм и размещалось от наружной поверхности главной (254-мм) кормовой переборки до внутренней поверхности наружной (64-мм) кормовой переборки, толщина бронирования нижней палубы от наружной поверхности наружной кормовой переборки до ахтерштевня составляла 102 мм ( над рулевым механизмом).
Главные носовые и кормовые переборки (траверзы) располагались следующим образом: в носовой части 203-мм поперечная переборка закрывала оконечности верхнего (203-мм) броневого пояса от главной до верхней палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей 203-мм броневого пояса к наружной поверхности барбета башни "А"; 152-мм носовая переборка закрывала оконечности главного (305-мм-229-мм) броневого пояса от нижней до главной палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей главного броневого пояса к наружной поверхности барбета башни "А".
В кормовой части 203-мм поперечная переборка закрывала оконечности верхнего (203-мм) броневого пояса от главной до верхней палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей 203-мм броневого пояса к центру барбета башни "У"; 305-мм кормовая поперечная переборка закрывала оконечности главного (305-мм-229-мм) броневого пояса от нижней до главной палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей главного броневого пояса к наружной поверхности барбета башни "У".
Наружная носовая переборка толщиной 102 мм закрывала 102-мм оконечности главного броневого пояса и палубное бронирование между нижней и главной палубой и затем продолжалась вверх от главной до верхней палубы, уменьшаясь до толщины 38 мм. Наружная кормовая переборка толщиной 64 мм закрывала 64-мм оконечности главного броневого пояса и палубное бронирование между нижней и главной палубами.
Все орудийные башни главного калибра на линейных кораблях типа "Орион" имели одинаковую конструкцию и бронирование: толщина лобовой плиты и боковых стенок составляла 280 мм, толщина броневых плит, покрывавших крышу башни в передней части 102 мм, в задней части 76 мм, толщина броневого настила пола 76 мм, тыл башни прикрывали броневые плиты толщиной 203 мм.
Бронирование башенных барбетов колебалось от 76-152-178-229 мм до 254 мм в зависимости от места расположения (наименьшее за броневыми поясами и палубами, наибольшее выше верхней палубы).
Носовая надстройка, в которой размещались 102-мм орудия противоминной артиллерии, была защищена спереди 76-мм броневым поясом, между орудиями боковые стенки казематов имели толщину бронирования 76 мм. Крыша и палуба были забронированы 25,4-мм плитами. 102-мм орудия в кормовой надстройке были размещены в открытых установках и имели в качестве защиты только противоосколочные щиты.
Боевая рубка имела бронирование боковых сторон толщиной 280 мм, крыши 76-мм, основание 102 мм. Колпак боевой рубки имел толщину бронирования 102 мм, толщина бронирования стенок коммуникационной трубы составляла 127 мм.
Боевая рубка управления торпедной стрельбой, размещенная на кормовой надстройке, имела 152-мм бронирование стен и 76-мм крыши.
Кожухи дымовых труб имели толщину бронирования 25,4 мм-38 мм выше уровня средней палубы до уровня шельтердечной палубы.
Продольные броневые экраны, защищающие пороховые погреба в носовой и кормовой частях, имели толщину от 25,4 мм-45 мм, в середине корабля 38 мм.
Слабым местом проекта линейного корабля "Орион" было отсутствие сплошных броневых продольных переборок внутри корпуса.
Главные механизмы
На всех кораблях типа "Орион" энергетическая установка состояла из двух комплектов турбин Парсонса, установленных в трех водонепроницаемых помещениях машинного отделения, разделенных между собой двумя продольными переборками. Длина машинного отделения составляла 20,7 м. Каждый комплект состоял их турбин высокого давления переднего и заднего хода и турбин низкого давления переднего и заднего хода с прямой передачей на четыре гребных вала с трехлопастными винтами, изготовленными из легированной марганцевистой бронзы. Турбины высокого давления, вращающие наружные гребные валы, были установлены побортно в крайних помещениях машинного отделения, турбины низкого давления, вращающие внутренние гребные валы, были установлены в центральном помещении машинного отделения. Винты, установленные на наружных валах, отстояли от винтов, установленных на внутренних валах на 6,5 м. Каждый вал имел значительный вылет из корпуса и поддерживался V-образным стальным литым кронштейном.
В расположенных на кораблях трех котельных отделениях были установлены 18 водотрубных котлов (по шесть котлов в каждом помещении). Длина всех трех котельных отделений была одинаковой и составляла 11,58 м, что в сумме давало 34,74 м. На кораблях стояли котлы типа "Бабкок и Вилькокс", кроме "Монарха" — на нем установили котлы типа "Ярроу". Каждый котел был оборудован тремя форсунками адмиралтейского типа, которые распыляли 136,1 кг нефти за час непосредственно на горящий уголь. При этом, чтобы уменьшить чрезмерное задымление поста управления стрельбой, размещенного на платформе фор-марса, а также снизить температуру его нагрева от раскаленных газов, передняя дымовая труба, расположенная перед фок-мачтой, обслуживала только шесть котлов, в то время как вторая (задняя) дымовая труба обслуживала двенадцать. Суммарная проектная мощность на валах составляла 27000 л.с. и позволяла развить скорость 21 узел . На предварительных ходовых испытаниях при пробеге на мерной миле в Полперро "Орион", с установленными на нем экспериментальными четырехлопастными винтами, показал наихудшую скорость (ниже 20 узлов) по сравнению со скоростью своих однотипных "систершипов", которые развили проектную суммарную мощность на валах 27 000 л.с. и легко достигли скорость 21 узел.
Линейный корабль «Орион». Данные метацентрической высоты и остойчивости.
Результаты на основании экспериментов по кренованию, проводимых 9 сентября 1911 г.
|
Водоизмещение, тонн |
Осадка, м (средняя) |
Метацентрическая высота, м |
Максимальная остойчивость |
Остойчивость исчезает при: |
Вариант «А»* (в полном грузу) |
— |
7,93 |
1,65 |
33,75° |
67,75° |
Вариант «В»** (при полном водоизмещении) |
— |
9,1 |
1,8 |
34° |
65,5° |
* Полностью снаряженный + 360 тонн угля в верхних и 540 тонн угля в нижних угольных ямах. |
|||||
** Полностью снаряженный + 3300 тонн угля + полные нефтяные танки. |
Линейный корабль «Орион»
Результаты ходовых испытаний на мерной миле в Полперро в сентябре 1911 года
|
Частота вращения внешних гребных валов, об/мин |
Мощность на внешних гребных валах, л. с. |
Частота вращения внутренних гребных валов, об/мин |
Мощность на внутренних гребных валах, л. с. |
Суммарная мощность турбин, л. с. |
Достигнутая скорость, узлы |
Дымовые заслонки открыты |
||||||
Первый пробег |
||||||
Левый борт |
280 |
3516 |
113,3 |
5984 |
18,470 |
18985 |
Правый борт |
286,7 |
3562 |
303,3 |
5408 |
|
|
Шестой пробег |
||||||
Левый борт |
300 |
4429 |
283,3 |
5178 |
18,967 |
19,072 |
Правый борт |
303,3 |
4295 |
286,7 |
5064 |
|
|
Дымовые заслонки закрыты (форсированная тяга) |
||||||
Первый пробег |
||||||
Левый борт |
326 |
5213 |
300 |
4872 |
19,714 |
20,341 |
Правый борт |
310 |
4742 |
295 |
4897 |
|
|
Четвертый пробег |
||||||
Левый борт |
310 |
4957 |
293,3 |
4763 |
19,361 |
19,56 |
Правый борт |
313,3 |
4758 |
296,7 |
4883 |
|
|
При полной мощности турбин |
||||||
Первый пробег |
||||||
Левый борт |
345 |
6189 |
360,0 |
8596 |
28,762 |
21,180 |
Правый борт |
345 |
5773 |
360,0 |
8204 |
|
|
Третий пробег |
||||||
Левый борт |
353,3 |
6353 |
376,7 |
9477 |
30,532 |
21,268 |
Правый борт |
345 |
5843 |
370 |
8939 |
|
|
Четвертый пробег |
||||||
Левый борт |
350 |
6310 |
370 |
9471 |
30,563 |
20,925 |
Правый борт |
345 |
5843 |
370 |
8939 |
|
|
Средний суммарный результат: 358, об/мин; при полной мощности турбин 29 869 л. с., 21.045 узла. |
После окончания первой серии пробегов был проведен тщательный технический осмотр "Ориона", после которого было установлено, что один из валов имел небольшой продольный прогиб, что вкупе с проигрышными в скорости четырехлопастными винтами дало столь низкие результаты. После этого экспериментальные винты сняли, вал заменили и установили проектные трехлопастные винты.
На каждом корабле нормальный запас угля составлял 900 тонн, полный 3300 тонн, запас нефти -800 тонн. Расход угля в сутки на 10-узловом ходу составлял 122 тонны. Дальность плавания равнялась 4110 милям при скорости 17-18 узлов, максимальная дальность плавания 6730 миль при скорости 10 узлов, когда нефть сжигалась в распыленном состоянии в качестве добавки к углю.
За турбинным отделением были установлены два главных и два вспомогательных конденсатора поверхностного типа, служащие для охлаждения и конденсации пара, отработанного в турбинах. Главные конденсаторы были размещены в центральном помещении, а вспомогательные — по одному в крайних бортовых помещениях.
Рули. Каждый линейный корабль имел по два параллельных подвесных балансирных руля. Рули имели обтекаемую форму, были эффективны в сложных маневренных условиях, делали корабли очень поворотливыми с небольшим тактическим радиусом циркуляции.
Электрооборудование
Главная электростанция на каждом корабле типа "Орион" состояла из двух турбогенераторов мощностью 400 квт и вырабатывала постоянный ток напряжением 200 вольт в электрической сети. Распределение электроэнергии шло от центрального щита на питание следующих агрегатов: механизмов орудийных башен главного калибра, электродвигателя кормовой шпилевой машины, электродвигателей вентиляторов, электродвигателей насосов гидравлической системы орудийных башен и водоотливных насосов, электрических насосов для системы холодного водоснабжения бытовых помещений: кают, кубриков, лазарета, камбузов, бань, ванных комнат и т. п., электродвигателей шлюпочных кранов, электродвигателей лифтов, лебедок для погрузки угля и подъема шлака, электродвигателей станков мастерских, электродвигателей насосов подачи подогретой нефти к топкам угольных котлов и насосов перекачки нефти на борт в топливные цистерны, на освещение помещений, на работу шестнадцати 610-мм ламповых прожекторов, сигнальной станции и приемо-передающих устройств радиорубок, системы управления артиллерийской стрельбой, холодильных установок, ледоделательной и хлебопекарной машин, опреснительной установки и ряда других устройств.
Оба турбогенератора располагались в отапливаемом отсеке на трюмной палубе. При выходе из строя главной электростанции и главного электрощита включалась аварийная электростанция, состоящая из одной динамо-машины, приводимой в действие паровой поршневой машиной, и вырабатывающая постоянный ток напряжением 200 в. Мощность динамо-машины составляла 100 квт.
Якорное устройство
Каждый линейный корабль типа "Орион" имел: два бесштоковых становых якоря конструкции Байерса массой 7,11 т, один бесштоковый (запасной) якорь конструкции Уэстени Смита массой 7,11 т, один кормовой якорь массой 2,13 т.
Выбор якорной цепи производила носовая штилевая машина, которая приводила в движение головки шпилей (два носовых шпиля приводились в действие одной паровой машиной мощностью 500 л.с.). Управление шпилевой машиной проводилось из машинного отсека, расположенного на трюмной палубе, а также вручную при помощи маховика, соединенного с валопроводом якорного шпиля. Выбранная якорная цепь собиралась в цепной ящик, расположенный над отсеком шпилевой машины.
Спасательные плавсредства
В состав спасательных плавсредств входили: два паровых полубаркаса длиной 15,3 м, один паровой катер длиной 12,8 м, один парусно-гребной полубаркас длиной 11м, три парусно-гребных катера длиной 9,8 м, три вельбота длиной 8,2 м, одна гичка длиной 9,1 м, один скиф-динги длиной 4,9 м, один складной бальзовый плот длиной 4,2 м.
Основным местом размещения плавсредств являлась платформа в центре шельтердечной палубы. Для сохранности катеров и шлюпок, размешенных на шельтердечной палубе, платформу со всех сторон прикрыли броневыми экранами толщиной 25,4 мм от возможного попадания осколков, образовав уникальную "колодезную" конструкцию, которая впоследствии ни на одном корабле не повторялась.
Для спуска и подъема катеров и шлюпок, расположенных на шельтердечной палубе, использовалась грузовая стрела, установленная на фок-мачте. Для оперирования со шлюпками, размещенными на верхней палубе перед наружной поверхностью барбета орудийной башни "Q" и на кормовой палубной надстройке, с каждого борта надстройки установили две грузовые полумачты (деррик-краны). Шлюпбалки, расположенные по одной побортно, напротив фок-мачты, несли на себе по одному спасательному вельботу.
Прожектора
На день окончания строительства (1912 г.) все линейные корабли типа "Орион" были оснащены шестнадцатью 610-мм ламповыми прожекторами, которые использовались в качестве осветительных и сигнальных. Расположение прожекторов было попарным: четыре пары установили по обеим сторонам носовой мостиковой конструкции, четыре пары — на кормовой палубной надстройке.
В 1917 году 610-мм прожектора (за исключением двух пар, используемых в дальнейшем в качестве сигнальных) заменили новыми лаповыми прожекторами с диаметром зеркала 914 мм. Каждый корабль оснастили семью прожекторами, из них: два прожектора установили на платформе по одному с каждой стороны ходового мостика, три — вокруг кормовой дымовой трубы на вращающихся колпаках специально оборудованных прожекторных рубках ("кофейных банках"), два — на кормовой палубной надстройке.
Сигнальные станции
На каждом линейном корабле типа "Орион" была установлена только одна сигнальная станция, размещенная позади боевой рубки.
Радиотелеграфное оборудование
На каждом корабле типа "Орион" имелись приемо-передающие радиотелеграфные станции, установленные в радиорубках, размещенных на главной палубе в средней части корабля. Главная радиорубка была оснащена радиостанцией "Тип 1-34", вспомогательная рубка — радиостанцией "Тип 3" ближнего радиуса действия.
Размещение экипажа
Размещение экипажа на линейных кораблях типа "Орион" по жилым отсекам шло вразрез всем традициям на британском флоте, когда матросы располагались в кубриках носовой части, а офицеры — в относительно просторных каютах в корме. Следуя указанию тогда еще Первого Морского лорда адмирала Д. Фишера, начиная с "Дредноута" (1905 г.) и на всех последующих крупных судах размещение экипажа было поставлено "с ног на голову": адмиральские апартаменты, салон, кают-компания и все офицерские каюты находились в носу, а кубрики матросов и старшин в корме. Это решение Первого Морского лорда было вызвано тем, чтобы максимально приблизить офицеров к их основным боевым постам в рубках на мостиках, а матросов — к котельным и машинным отделениям. Однако такое размещение экипажа на флоте не прижилось, и, начиная со следующей серии супердредноутов типа "Кинг Джордж V", размещение офицеров и команды вернулось к существовавшему до 1905 г.: офицерский состав — в корме, рядовой и старшинский — в носу.
На линейных кораблях типа "Орион" размещение экипажа было одинаковым, а именно: каюта командира корабля располагалась на палубе полубака между носовой и кормовой дымовыми трубами; кают-компания старших офицеров располагалась на верхней палубе перед носовой башней "А"; ниже кают-компании на главной палубе располагались офицерские каюты, которые были довольно тесными. Для личных вещей как офицеров, так и рядовых были предусмотрены рундуки. Большинство предметов мебели были металлическими. На средней палубе ниже офицерских кают располагались ванные комнаты для офицерского состава. Рядом с кают-компанией старших офицеров на верхней палубе располагалась кают-компания младших офицеров. На главной палубе в носовой части также располагались мичманские каюты и столовая. Кубрики рядового состава размещались в кормовом отделении на средней палубе, над ними на главной палубе располагался лазарет. Там же на главной палубе между орудийными башнями "Q" и "X" размещались кубрики морских пехотинцев, ниже на средней палубе баня для них.
Экипаж, предусмотренный штатным расписанием для мирного времени, был примерно одинаков для всех кораблей типа "Орион" и составлял: на "Орионе" в 1911 г. 754 чел.; на "Монархе" в 1911 г. 738 чел.; на "Тандерере" в 1912 г. 738 чел.; на "Конкероре" в 1912 г. 752 чел.
В военное время экипаж на кораблях увеличивался и к 1918 г. составлял от 1090 чел. до 1107 чел. Если корабль являлся флагманским, то на его борту дополнительно размещались адмирал, для которого были подготовлены адмиральские апартаменты (салон, ванная комната) на верхней палубе ближе к середине корабля и его штаб, который размещался также на верхней палубе в помещениях по левому борту между носовой и кормовой дымовыми трубами.