1. Проектирование

 

Эскадренный броненосец "Император Павел I", однотипный с "Андреем Первозванным", проектиро­вался в период, когда русский флот завершал програм­му судостроения 1898-1905 гг. Русское судостроение в тот период располагало обширным творческим заде­лом — целым семейством проектов вполне современ­ных броненосцев. Совсем недавно в 1897 г. в Петербурге при прямом участии членов МТК и под их непосредственным наблюдением был разработан удач­ный проект эскадренного броненосца "Князь Потем­кин-Таврический". Этот проект не явился "из головы" проектировщиков, а составлял последовательное раз­витие избранных в качестве прототипов броненосцев "Три Святителя" и "Пересвет". Проектирование "Им­ператора Павла I" как корабля новой программы рас­смотрение в работе автора "Линейный корабль "Андрей Первозванный"" (С-Пб, 2002).

Для продолжения строительства кораблей пове­лением императора Николая II в Особом совещании под председательством графа Д.М. Вольского 14 декаб­ря было решено на 1903 г. отпустить 12 млн. руб. в счет будущей судостроительной программы. Такую же сум­му выделили на следующий год. Тип "измененного "Бо­родино" ("для сохранения однотипности") и с заменой 152-мм орудий на 203-мм был избран на совещании 27 января 1903 г. под председательством начальника ГМШ вице-адмирала Ф.К. Авелана. Измененный про­ект рассчитывали получить уже через три месяца. Вско­ре, однако, пришлось убедиться, что с учетом всех изменений (в частности, котлы хотели расположить вдоль корпуса) водоизмещение по проекту возрастает до 16000 т (с соответствующим увеличением главных размерений), а к началу постройки ранее чем через год приступить не удастся.

20 января 1903 г. император решил в текущем году приступить к постройке для Балтийского флота двух броненосцев усовершенствованного типа "Боро­дино". "Для возможного соединения на них наиболь­ших средств защиты и обороны" водоизмещение разрешалось увеличить до 16500 т. 27 января 1903 г. под председательством (вскоре 13 марта почившего в бозе) управляющего Морским министерством Павла Петровича Тыртова состоялось обсуждение проек­тов-заданий, разработанных МТК и ведомством Главного корабельного инженера Санкт-Петербург­ского порта Д.В. Скворцова. Как когда-то произош­ло с проектом крейсера "Рюрик", МТК и подчиненная ему структура хотели сохранить проект полностью за казной. Балтийский завод, в отличии от прежней практики работ с проектом "Бородино", к участию в проектировании не приглашали.

Существенной разницы проекты не обнаружили. В проекте МТК броневую продольную переборку Бертена вместо 1,8 м (как на "Бородино") установили от борта в расстоянии 4,87 м, а для повышения живучести двух групп котлов установили их на высокие (2,44 м) фундаменты, использовав их пространство для разме­щения погребов боеприпасов. Д.В. Скворцов продоль­ную переборку установил в 2,44 м от борта и увеличил число главных поперечных переборок.

30 января 1903 г. на основе решений совещания 27 января Главному корабельному инженеру С-Пб порта Скворцову было поручено при участи МТК разрабо­тать проект "улучшенного броненосца типа "Бороди­но". Характеристики задавались следующие: водоизмещение не свыше 16500 т, скорость не менее 18 уз, углубление в нормальном грузу не более 26 фут. Артиллерия предусматривалась из четырех 12-дм 40-калиберных пушек в двух вращающихся башнях, за­щищенных такой же броней, как на "Бородино" и 12 8-дм 50-калиберных пушек в шести башнях. Двадцать 75-мм полуавтоматических пушек, как на "Бородино", полагалось прикрыть 3-дм броней. Еще требовалось предусмотреть 20 47-мм полуавтоматических и 37-мм автоматических, два 75-мм десантных орудий, 8 пулеме­тов, пять подводных и один надводный (в корме) мин­ных аппаратов. "Сетевое заграждение должно быть восстановлено".

Бронирование бортов на длине и высоте — "как на "Бородино", но с увеличением толщины брони ниж­него пояса до 9 дм, а верхнего — 7 дм или же с увели­чением толщины обоих поясов до 8 дм в том случае, если бы это было выгоднее по "соображениям о боевой плавучести броненосца". Добавлялась и замечатель­ная фраза о возможности уменьшить высоту корпуса корабля на одну палубу, "если то окажется по Вашим расчетам безвредным для мореходности броненосца". Этот документ подписали председатель МТК вице-адмирал Дубасов, за Главного инспектора корабле­строения Гуляев и и.д. старшего делопроизводителя Введенский (РГА ВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 69, л. 363).

1 мая Д.В. Скворцов представил в МТК дорабо­танный им проект (характеристики приведены в книге "Андрей Первозванный"). 8 мая в опытовом бассейне оп­ределили параметры килевой качки, 4 июня по результа­там модельных буксировочных (длина корабля 133,5 м, ширина 24,7 м, осадка 7,92 м) определили, что мощность для 18-уз скорости должна составить 16600 л.с.

Ни о какой однотипности речи уже не было.

Проводивший испытания заведующий опытовом бассейном подполковник А.Н. Крылов был хорошо знаком с практикой МТК, который уже однажды, ради уменьшения нагрузки в проекте крейсера "Аврора", не задумался уменьшать число 152-мм пушек с 10 до 8, но не пожелал принять полученные бассейном обводы, обещавшие повышение скорости. Ясно было, что и в новом проекте (без полубака) обводы менять не будут. И когда, естественно, обнаружилось, что модель без по­лубака основательно зарывается в воду, А.Н. Крылов, зная, что о переделках речи быть не может, философс­ки заметил, что с этой бедой в море предстоит справ­ляться командиру. Надо будет, чтобы уменьшить качку и заливаемость, соответственно менять его курс и ско­рость. Иначе говоря, вместо общего мирового правила строить корабли лучшими в мире, в МТК уже заранее признавали, что корабль, который еще не построили, будет лишен свободы маневра в бою и должен при не­погоде уступить выгодную позицию противнику.

Поразительно, но никому из всех, кто столь обы­денно совершал заурядное головотяпство, не пришло в голову вспомнить об опыте крейсера "Адмирал Нахи­мов", который еще в плавании 1887 г. так отчаянно зарывался во встречном волнении, что явилось предло­жение снять с корабля носовую башню и установить полубак. Такое было время, таков дух эпохи, такие были понятия об исторической ответственности долж­ностных лиц. Их не трудно представить сегодня, обра­тившись к совершающимся на наших глазах "реформам", бесполезным ваучерам и "монетизации" льгот пенсионеров.

13 июня Д.В. Скворцов представил свой проект, 19 июля 1903 г. состоялось его рассмотрение в МТК. Заме­чания, как всегда, касались деталей общего расположе­ния и расстановки орудий, влияния на борт и надстройки конуса газов. Отмечена была недостаточная высота машинного отделения (отчего нельзя было снимать крышки с цилиндров). Опасение вызывала и недостаточ­ная вентиляция котельных отделений. Играть опять приходилось по жестко предписанным (16500 т!) прави­лам. В поступающем на рассмотрение проекте МТК ука­зал на чрезмерное завышение ожидаемых дальностей плавания 10-уз скоростью при нормальном - 900 т и уси­ленном 1900 т запасу угля. Вместо начисленных в проекте 3500 и 7400 миль, фактические дальности, по мнению механического отдела, не могли превышать 1910 и 2770 миль. Даже в такой серьезный отрасли официальная методика расчета дальности все еще отсутствовала.

Правда, еще в 1899 г. в Справочнике ВКАМ на основе длительных исследований отечественного и мирового опыта виднейший отечественный инженер-механик (с 1896 г. почетный член) В.И. Афонасьев пред­ложил подобную методику. На основе этой методики автор в свое время вычислил дальности плавания и другие показатели всех отечественных и иностранных кораблей. Они вошли в соответствующие указатели названий и таблицы кораблей в книгах "Крейсер "Ва­ряг" (1979), "Броненосец Потемкин" (1980), "Крейсер "Очаков" (1986) в таблицах к статье в журнале "Судо­строение" за 1978 г. № 7 (с. 68-69) о русских броненос­цах и к обзорной статье о развитии русских крейсеров ("Судостроение", 1990, № 11, с. 52-55).

Расчеты подтвердили фантастичность (очевидно, из рекламных целей) дальностей плавания многих ино­странных кораблей и бросающиеся в глаза, но не заме­чаемые составителями справочников, явные нелепицы вроде двойного превышения дальности (при такой же скорости) у корабля, обладающего меньшими запасами топлива. Дальности плавания для "Павла I" по методи­ке В.И. Афонасьева при скорости 10 уз и запасе топли­ва 1350 т должна была составлять 3300 миль. По Судовому списку 1914 г., с запасом 1460 т "Павел I" имел дальность плавания экономической скоростью 2100 миль. Такая же дальность приведена в Списке, со­ставлявшемся МГШ в 1917 г.

В конечном счете вместо корабля принципиаль­но нового типа (обсуждался и такой вариант) получил­ся усовершенствованный проект на основе "Бородино", в котором при увеличении до 16600 т водоизмещения, вооружение составляли 4 305-мм, 12 203-мм, 20 75-мм, 20 47-мм пушек и шесть минных аппаратов. Скорость со­хранили 18 уз.

Броня предусматривалась из двух поясов толщиной 9 и 7 дм (или одинаково 8 дм). По примеру французского броненосца "Анри IV" усилили (отодвинув продольную переборку на 6 фут) противоминную защиту.

Эти характеристики, установленные совещанием 17 января 1903 г., через три дня были утверждены импе­ратором. 16 августа на постройку двух кораблей по этому проекту с увеличенным до 16630 т водоизмещени­ем выдали наряды — один Адмиралтейскому, другой — Балтийскому заводам. 26 сентября корабль Балтий­ского завода получил название "Император Павел I".