15. Вместо эпилога

 

Связанные, как, наверное, никогда не бывало в истории, общностью и единообразием своих проектной, построечной и военной судеб, лишь изредка и ненадол­го разлучаясь, "Император Павел I" и "Андрей Перво­званный" и предвоенную службу, и войну, и революцию почти все время прошли в кильватере один другому.

Только сегодня можно видеть, а главное, еще иметь возможность сказать, как много возможностей в судьбах этих кораблей было безвозвратно упущено. Обоим судьба не дала возможности разрядить свои ору­дия по противнику (даже из зениток по самолетам), обо­им не позволила сыграть роль спасителей флота. Общность судеб "Республики" и "Андрея Первозванно­го" — в их драме неиспользованных боевых возможно­стей, которые, как ни горько это признать, оказались бесполезны во время войны и революции. Непостижи­мое, неподдающееся сегодняшнему пониманию толсто­вское непротивление злу насилием, подчиненность преступному для офицера чувству безысходности ока­зались на этих кораблях всеохватывающими.

О судьбах служивших на корабле офицеров до настоящего времени известно немного.

К пяти погибшим в дни мятежа 3 марта 1917 г. офицерам следует добавить геройски погибшего в 1916 г. летчика мичмана А.Н. Горьковенко. Счастливо во­евал второй из перешедших в летчики офицеров лейтенант В.В. Дитерихс (1891-1951, Париж). Прочув­ствовав всю беспросветность надвигавшейся новой власти, он не захотел ей служить. Большинство же ос­талось, не желая покидать родину и надеясь быть ей полезными в качестве военспециалистов. В числе пер­вых за эту доверчивость поплатился прежний старший офицер "Павла I" капитан 1 ранга К.П. Гертпер (1878-1918). Занимавший ответственную должность в Крас­ном флоте, он по приказу объявившего красный террор Троцкого был злодейски умерщвлен потопле­нием на барже с большой группой ни в чем не повин­ных офицеров. Подтверждая этот факт В.А. Белли в своих воспоминаниях (РГА ВМФ, ф. 2224, оп. 1, д.2, л. 56) подчеркивал, что "он хорошо знал Константина Павловича и не сомневался в том, что он ни в чем ви­новат не был".

Свой выбор сделал в те годы последний старший артиллерийский офицер корабля старший лейтенант А.А. Соболев 2 (1890-7). Уроки гражданской войны на стороне красных заставили его, получив назначение военного атташе в Турции (как свидетельствовал В.А. Белли), покинуть полпредство в Анкаре и отказаться вернуться в СССР. Судьба его осталась неизвестной. С ним вместе из числа в разное время служивших на "Им­ператоре Павле Г'-"Республике" в разных краях эмиг­рантского расселения за рубежом (от Парижа до Рио-де-Жанейро), от Гельсингфорса до Туниса и Нью-Йорка) оказалось по меньшей мере 15 человек. Из них лейтенант Б.П. Андреев (1888-1951, Сан-Франциско), дослужившийся у белых до чина капитана 2 ранга, в 1929 г. опубликовал дневники за февраль-июнь 1915 г., когда он был штаб-офицером морского управления штаба Верховного Главнокомандующего. В 1931 г. в Шанхае вышла его книга воспоминаний "Брызги моря", а в 1934 г. там же "На "Варяге" -— о выпавшем ему по поручению МГШ плавании на крейсере в 1916 г. для службы при русской миссии во Франции. Словно предчувствуя свою смерть, он успел опубликовать в 1951 г. несколько статей. Тело его было найдено в зарос­лях городского парка.

Морским агентом в США с 1915г. был прежний старший офицер "Павла I" капитан 2 ранга Н.В. Миштовт (1881-1974, Вашингтон). Это и определило его судьбу. Во Франции окончил свои дни лейтенант В.В. Котовский (1885-1953), прошедший путь белой борьбы. О судьбах других офицеров свидетельствовали публи­кации и документы архивов русского зарубежья, но и их, по-видимому, нельзя считать полными. Офицеры могли легально выехать на службу в объявившиеся о своей независимости государства. На Украине от рук петлюровцев в 1919г. погиб последний начальник шта­ба командующего Балтийским флотом князь М.Б. Чер­касский, многие безвестно погибли в белом движении. На долю тех, кто остался служить новой власти, выпа­ли унижения и репрессии. Служившему в Красном фло­те прежнему командиру "Императора Павла I" С.Н. Дмитриеву (1876-1921) за командование в 1919-1920 гг. Действующим отрядом Балтийского флота (ДОТ), за ликвидацию Мятежа на Красной Горке и ко­мандование бригадой миноносцев "пришили" участие в Кронштадтском мятеже 1921 г. и без проволочки рас­стреляли.

Такая же участь ожидала, по-видимому, и учас­тника Цусимы на крейсере "Олег", прежнего старшего офицера "Императора Павла I" (в 1915-1916 гг.), пос­леднего (в 1917-1918 гг.) командира "Республики", на­чальника штаба Петроградской морской базы в 1919г. В.Е. Затурского (1883-?). Начальника разведки в шта­бе Комфлота, автора бесценного в истории отечествен­ного флота военного дневника И.И. Ренгартена от застенков избавила смерть от сыпного тифа во время служебной командировки в Москву в 1920 г. Власть даже поместила о нем как о красном командире некро­лог в "Морском сборнике" (№ 3), отмечавший его зас­луги в радиотехнике. Его сослуживец по штабу лейтенант с "Павла I" и один из призеров шлюпочных гонок корабля в 1911 г. Ф.Ю. Довконт (1884-1960, Рио-де-Жанейро) сделал другой, горький, но спасший ему жизнь выбор.

Из оставшихся в своем отечестве лишь немно­гие уцелели. Каким-то чудом уцелели П.В. Римский-Корсаков и последний старший механик корабля, герой боя "Варяга" С.С. Спиридонов (1882-1932). В ссылке в городе Трубачевске Брянской области окон­чились дни избежавшего расстрела штурмана "Пав­ла I" времен начала мировой войны Б.Л. Дандре

(1886-1968), с которым автор успел обменяться не­сколькими письмами. В руках центральной фильтру­ющей комиссии в 1921 г. побывал инженер-механик первого экипажа "Павла 1" капитан 2 ранга К. А. Стриж (1887-после 1933), которого после тюрем­ного заключения в Харьковской тюрьме ВЧК нашли полезным использовать в Военно-морской академии. Судя по помещавшимся в первые годы спискам авто­ров Морского сборника, К.А. Стриж вплоть до 1933 г. регулярно выступал на его страницах. Неизвестна и судьба поступившего в 1917 г. в класс летчиков мичмана "Республики" Рощина.

Самой благополучной оказалась, по-видимому, судьба старшего артиллерийского офицера "Павла I" в 1910 г., сына погибшего в Цусиме командира крейсе­ра "Аврора", состоявшего позднее в предреволюцион­ном и советском морском Генеральном штабе, а затем в Морской Академии В.Б. Егорьева (1883-1967). Но и его, как свидетельствовал В.А. Белли, в порядке нео­днократно предпринимавшихся мер по ликвидации "дворянского гнезда", как в верхах называли Морскую академию, в звании контр-адмирала в 50-е годы уволи­ли в отставку с должности начальника кафедры исто­рии военно-морского искусства. Присланная в Академию для ее погрома очередная инспекция призна­ла работу В.Е. Егорьева — автора блистательного ис­следования "Операция Владивостокских крейсеров" (М.—Л.,1939) — "неудовлетворительной".

Не претендуя на высшие должности и вовремя уйдя в тень узкой специализации научно-техническо­го творчества до преклонных лет счастливо дожил один из первых артиллерийских офицеров "Павла I" С. А. Изенбек (1883-1962). Участник составления "Опи­сания" корабля, он в годы войны был переведен в МГШ для разработки заданий на проектирование бу­дущих линейных кораблей, а в советское время стал ве­дущим специалистом в области разработки ПУС. Об остальных более чем 200 офицерах, в разное время про­шедших службу на "Павле I", что-то может открыть­ся после выхода в свет всех изданий Ленинградского "Мартиролога" и "Книги памяти", еще продолжаю­щих, несмотря на все трудности, выходить в разных го­родах нашего отечества.

Непрост, долог и, может быть, безысходен ока­жется поиск среди них судеб офицеров "Императора Павла I". Но он необходим, ибо только через него воз­можно осознать всю глубину трагедии корабля и его людей, которые по воле правящего режима оказались лишены возможности исполнить свой исторический долг. И, может быть, сегодня, осознавая, как много мог совершить, но не совершил "Император Павел I", ока­жется возможным понимание того "Канона покаяния", с которым в глухую пору николаевского гнета и мрако­бесия обратился в 1854 г. к России поэт Александр Сте­панович Хомяков (1804-1860):

"В судах черна неправдой черной

И игом рабства клеймена,

Бесстыдной лести,

Лжи тлетворной, лени мертвой и позорной,

И всякой мерзости полна".

А нам пора понять, что путь России к прогрессу откроется только тогда, когда она перестанет допус­кать к власти убогих и недалеких людей и не позволит им судьбу страны превращать в "Историю одного го­рода" М.Е. Салтыкова-Щедрина.

И да послужат на пути к этому прозрению, вме­сте с "Каноном покаяния", уроки "Императора Павла I" и судьбы его людей .

 

P.M. Мельников. Санкт-Петербург. 2005г.