Непотопляемость, остойчивость и водоотливные средства

 

Для обеспечения непотопляемости корабля после­дний снабжен двойным дном и бортовыми коридорами и разделен водонепроницаемыми переборками на отсе­ки. Второе дно идет от 13-го до 99 шпангоута, на высоте 4 фут от нижнего, и поднимается до скоса нижней броне­вой палубы.

Пятый стрингер сделан водонепроницаемым и пространство между пятыми стрингерами и верхним и нижним дном называется междудонным отделением. Междудонное же отделение, от пятого стрингера до нижней броневой палубы, называется нижним борто­вым коридором.

Вертикальный киль водопроницаем на всем про­тяжении корабля, кроме части его от 73 до 86 шпангоута, где образованные им, правое и левое междудонные отде­ления приспособлены для автоматического уменьшения крена, в случае затопления одного машинного отделе­ния. Междудонные отделения и нижние бортовые коридоры разделены водонепроницаемыми шпангоутами 15, 18, 21, 24, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 50, 53, 56, 59, 62, 65, 68, 70, 73, 76, 79, 82, 86, 90 и 94, образуя 27 междудонных от­делений и по 27 нижних бортовых коридоров, с каждого борта, т.е. всего 54 нижних бортовых коридора.

Горловин на 5 стрингере нет; устроены только сточные трубы с клапанами для стока воды из нижних бортовых коридоров в междудонные отделения.

Между нижней броневой и жилой палубами, от 13 до 99 шп., поставлена двойная броневая водонепроница­емая переборка, в расстоянии 6 фут от наружного борта, образуя 15 верхних бортовых коридоров с каждого бор­та, разделенных водонепроницаемыми переборками на шпангоутах: 18, 24, 28, 34, 40, 46, 50, 56, 62, 68 1/2, 73 1/2, 78, 86 и 93 1/2, образуя 30 верхних бортовых коридоров.

Верхние бортовые коридоры сообщения друг с другом не имеют. Попадать же в них можно с жилой па­лубы, через горловины, закрываемые броневыми крышками. Между нижними бортовыми коридорами имеются водонепроницаемые двери, на шпангоутах: 15, 21, 24, 31, 34, 37, 43, 50, 53, 59, 65, 68, 70, 76, 79, 82, 90 и 94.

Корабль делится на 8 главных отсеков водонепро­ницаемыми переборками на шпангоутах: 18, 34, 50, 62, 73, 86 и 99. Такое деление не особенно удобно: 2-й отсек получается слишком большим и сложным, и было бы же­лательно иметь 9 отсеков, считая переборку на 28 шп. за отделяющую третий отсек от второго. Переборка на 18 шп, доходит до верхней палубы, а остальные до жилой.

По жилой палубе корабль делится на отсеки пере­борками, расположенными на 18, 38,48, 69, 80 и 100 шп., причем между переборками 48 и 69 считаются два отсе­ка, соответствующие отсекам, расположенным до жилой палубы. Кроме указанных, имеются водонепроницае­мые переборки: на 2 шп. от нижней броневой палубы до жилой, на 4 шп. от трюма до жилой, на 13 шп. от трюма до жилой, на 24 шп. до платформы и на 23 шп. от плат­формы до нижней броневой, на 28 шп. до жилой, на 40, 46, 56 и 68 до нижней броневой, на 96 шп. до платформы, на 91 и 95 шп. от платформы до нижней броневой, на 93 шп. от нижней броневой до жилой, на 104 шп. до нижней броневой и продольная переборка между машинами.

Для разобщения отсеков имеются 11 клинкетных дверей, закрывающихся с жилой палубы: 2 на 86 шп., одна на продольной переборке на 78 шп., 2 на 73 шп. и по одной на 68. 62, 56, 50, 46 и 40. шп.

Палубы корабля носят следующие названия, на­чиная снизу: верхнее дно, платформа, кубрик, нижняя броневая, жилая, верхняя, навесная палуба и крыши ка­зематов 120-мм орудий, из которых пять последних бронированы.

Нижняя броневая палуба имеет скосы к оконеч­ностям и бортам корабля. При углублении корабля 27 фут 9 дюймов средняя ее часть приходится на высоте ва­терлинии; края у бортов ниже ватерлинии на 4 фт. 9 дм., у тарана на 8 фт. 9 дм. и у ахтерштевня на 5 фт. 9 дм. При том же углублении края палуб у миделя отстоят от ватерлинии—жилой палубы на 9 фт. 3 дм., верхней на 18 фт., навесной на 27 фт. 3 дм. и крыш 120 мм. казема­тов на 34 фт. 9 дм.

В междудонных отделениях (4-13), (13-15), (15-18), (18-21), (21 -24), (24-28), (28-31) и (104-112) установлены 8 приборов Подгурского. В случае попадания воды в эти отделения замыкается ток к звонку и красным лампоч­кам, установленным в помещении центральной телефон­ной станции, откуда дежурный телефонист сообщает по телефону на вахту о действии прибора.

 

Остойчивость

 

Определение остойчивости корабля было произ­ведено на внутреннем рейде Свеаборгского порта 31 ок­тября 1913г. корабельным инженером Поздюниным.

Корабль имел отданным правый якорь, причем канат его смотрел по носу; левый канат был заведен на бочку, расположенную относительно корабля так же не­сколько в нос. С кормы завели на бочки через шпили два перлиня; эти перлиня каждый раз во время отсчета тра­вились, делая корабль свободным с кормы. Обойтись без перлиней с кормы не представлялось возможным в виду размещения прочих судов на рейде. Состояние по­годы было для опыта хорошее: ветер небольшой. С дру­гой стороны, целый день шел дождь, помешавший вос­пользоваться для отсчетов углов крена теодолитом.

Крен корабля производился затоплением борто­вых отсеков. Углы крена наблюдались по вескам; их было установлено три: 1) носовой весок в шахте для по­грузки мин, длиной 9,52 м, 2) кормовой в шахте погреба перед кормовой башней, длиной 9,03 м, 3) кормовой ве­сок в той же шахте, но длиной 4,55 м; этот весок был ус­тановлен дополнительно, так как шахта оказалась узкой для длинного веска, по которому по этой причине не удалось получить всех отсчетов. Все отсчеты сняли с до­сок, на которых отмечалось карандашом каждый раз по­ложение веска после окончания опыта. За начало отсче­тов было принято положение весков при полном крене корабля на левый борт.

Среднее углубление корабля, замеченное перед началом опыта по маркам углубления, составило 27 фт. 8 дм. или 8,45 м. Этому углублению по масштабу Бонжана соответствует водоизмещение при солености воды 1,01 — 17800 мтр. тонн.

Таким образом, будем иметь окончательные ре­зультаты: водоизмещение при нагрузке по боевому шта­ту 19160 метр, тонн или 18902 английских тонн.

После проведения всех опытов осадка корабля при солености 1,01 равна 8,98 м или 29 фт 6 дм, а мета-центрическая высота 1,34 м или 4 ф 4 и 3/4 дм.

 

Пожарное устройство

 

Для тушения возникающих на корабле пожаров имеются:

1) Пожарная магистраль с отростками.

2) Огнетушители.

3) Паропровод для тушения пожара в уголь­ных ямах.

Пожарная магистраль была сделана железной, но в 1912 году вся проржавела и пришла в совершенную негодность.

Поэтому в 1913 году она была заменена, вместе со всеми отростками, новой медной диаметром 5 дм., кроме концов от 23 шп. в нос и от 95 шп. в корму, кото­рые остались железными. Магистраль проходит под нижней броневой палубой, в среднем в расстоянии од­ного фута от нее.

Магистраль делится на 4 части тремя разобщи­тельными клапанами, поставленными между 28 и 29, 55 и 56, 86 и 87 шп., и снабжена восемью предохранитель­ными коробками с цинками.

Пожарная магистраль получает воду от десяти малых и двух больших трюмно-пожарных насосов. На­гнетательные трубы от этих насосов поднимаются на высоту кубрика и сообщаются с пожарной магистра­лью. Диаметр всех приемных труб 4 дм., а нагнетатель­ных 3,5 дм.

Кроме трюмно-пожарных насосов, пожарная ма­гистраль сообщается еще в двух местах с водонапорной магистралью водоотливных турбин.

От магистрали отходят на верхние палубы девять 4-х дюймовых отростков. От отростков взято 13 рожков с двумя пожарными клапанами каждый и 45 рожков с одним клапаном. Всего на корабле 71 клапан. У каждо­го клапана имеется по вьюшке и на них по одному парусиновому шлангу 36 фт. длины, которые могут быть сращиваемы друг с другом. Все клапана перену­мерованы, начиная с носу, и распределены по отсекам и помещениям.

Производительность трюмно-пожарных насосов как ординарных, так и двойных, 56 тонн в час, при дав­лении в отливной трубе 150 фунтов. Во время пожарной тревоги, при действии всех насосов, давление равня­лось 75 фунтам. При скачивании якорного каната дав­ление давалось 100 фун. Более высокое давление в шлангах нежелательно, так как, во-первых, может лоп­нуть шланг, а, во-вторых, является весьма трудным уп­равлять пипкой.

Огнетушители системы "Эврика-Богатырь", снабжены порошком "Лорантин'' и подкисленной во­дой, заключающейся в откупоренной бутылке. Способ употребления их написан на самом огнетушителе. Всего их 42, и они перенумерованы.

Паропровод, для тушения пожара в угольных ямах, взят непосредственно от магистрали вспомога­тельных механизмов. На каждом квадрате, на магистра­ли, установлены коробки, от которых идут отростки с клапанами к трюмно-пожарному насосу, компрессору или мусорной помпе и с клапаном-детандером к магистрали тушения пожара. Магистраль эта дает отростки для тушения пожара в угольных ямах.

Для затопления бомбовых и зарядных погребов устроены специальные кингстоны с трубопроводами, клапанами и клинкетами, образующие шесть групп за­топления. Первая, пятая и шестая группы имеют по од­ному кингстону; вторая, третья и четвертая по два, рас­положенных симметрично с правого и левого бортов, образуя вторые, третьи и четвертые группы затопления правого и левого бортов. Из кингстона вода поступает в патрубок, перекрывающийся клинкетом затопления. После клинкета вода поступает в клапанную коробку, от которой отходят трубы для затопления каждого погреба в отдельности. Исключение составляет лишь одна труба, затопляющая сразу три погреба: два лабораторных и один мелко-патронный. Таким образом, для затопления какого-нибудь погреба необходимо открыть: соответ­ственный кингстон, клинкет затопления и клапан зато­пления на соответственной трубе.

Скорость затопления погребов от 12 до 15 мин.

Кроме артиллерийских погребов имеются: ларь для хранения зарядных отделений мин, стоящий в поме­щении минных аппаратов, и помещение для хранения подрывных патронов в фонарной выгородке левого бор­та, затапливаемые через особый трубопровод, взятый от пожарной магистрали.

Для затопления подрывных патронов нужно дав­ление в пожарной магистрали и необходимо открыть: клапан затопления зарядных отделений мин, из VI ко­мандного отделения, клапан затопления подрывных патронов у ларя и кран на трубке для выпуска воздуха из фонарной выгородки. Кран открывается рядом с клапа­ном затопления подрывных патронов. Устройства для выпуска воздуха из ларя не сделано. Затопить патроны, не топя зарядных отделений, нельзя.

Для осушения корабля имеются мощные водоот­ливные средства—турбины и циркуляционные помпы, отливающие большое количество воды, но не выбираю­щие ее досуха и менее сильные трюмно-пожарные пом­пы, выбирающие воду из помещений почти всю. Водоот­ливные средства корабля состоят из 11 турбин, системы полковника Ильина, изготовленных заводом "Пирвиц" в Риге, мощностью по 500 тонн каждая, и насосов, слу­жащих для вращения этих турбин: двух мощностью по 120 тонн каждый, изготовленных заводом "Листа" в Москве и двух, изготовленных и установленных Балтий­ским заводом для работы мусорных эжекторов и при­способленных также и для турбин.

Кроме того, из машинных отделений, можно уда­лять воду с помощью главных циркуляционных помп.

При испытаниях турбин, произведенных в 1911 г. приемной комиссией, выяснилось, что турбины развива­ют мощность 500 тонн в час, если напорное давление у турбины не ниже 245 ф.

Водонапорные насосы установлены: один на ниж­ней броневой палубе у 27 шп., другой на той же палубе у 92 шп. От насосов вода подается в стальную водонапор­ную магистраль, диаметром 5 дм., которая начинается у носового насоса и идет, по правой стороне нижней броневой палубы, до кормового насоса. К турбинам идут стальные отростки, диаметром 3 дм. Все турбины распо­ложены на верхнем дне и берут воду, без помощи каких-либо приемных труб и клапанов, прямо из под себя. Тур­бины, расположенные в машинах и кочегарках, берут из всего помещения и никаких выгородок для них не устро­ено. Отливные трубы стальные, диаметром 11 дм., снаб­жены отливными клинкетами и невозвратными клапа­нами. В каждой машине установлены по две главных циркуляционных помпы. Каждая из этих помп может выкачивать около 1000 т. в час.

Осушительная система состоит из осушительной магистрали с отростками, из которой воду берут 12 трюмно-пожарных насосов и отливают ее, через невозвратные клапаны, за борт. Трюмно-пожарные насосы, системы Балтийского завода, двух родов: десять ординарных и два двойных. Осушительная магистраль идет по верхнему дну корабля от 13 до 104 шп. За 13 шп. магистраль кончается клапанной коробкой, от которой спускается отросток на нижнее дно провизионного отделения, за 104 шп. конча­ется клапанной коробкой, от которой спускается отрос­ток на нижнее дно кормовой шкиперской.

От магистрали отходят отростки на верхнее и нижнее дно корабля, снабженные клапанами. Магист­ральные отростки от 34 до 86 шп. под кочегарками и машинами—медные, а в концах корабля—железные.

Диаметр их 4 дм. Магистраль идет по диаметральной плоскости судна и у 73 шп. входит в левую машину. У 77 шп. имеется крестовина, от которой одна часть магист­рали идет дальше, в левый коридор гребного вала, где и кончается у 87 шп. приемным отростком с верхнего дна, а другая часть возвращается к 74 шп., переходит в правую машину, правый коридор гребного вала и идет в корму до 104 шп.

На магистрали имеется 10 разобщительных кла­панов. От магистрали отходят 22 отростка на верхнее дно и 30 на нижнее. Все клапаны отростков, берущих воду с верхнего дна и из междудонных (под кочегарка­ми) — невозвратные, остальные обыкновенные.

Для осушения верхних бортовых коридоров, вода из них спускается через 30 спускных клапанов в нижние коридоры. Из нижних бортовых коридоров, вода спус­кается через 54 спускных клапана в междудонные отде­ления откуда удаляется по осушительным трубам, как было указано выше.

Кроме перечисленных способов удаления воды, на корабле имеются две электрические переносные тур­бины и три брандспойта. Турбины выкачивают по 200 тонн в час каждая и находятся: носовая в I командном отделении с правой стороны, кормовая в кондукторском отделении с левой стороны. На обе турбины имеются 6 приемных жестких шлангов и 14 мягких отливных.