Непотопляемость, остойчивость и водоотливные средства
Для обеспечения непотопляемости корабля последний снабжен двойным дном и бортовыми коридорами и разделен водонепроницаемыми переборками на отсеки. Второе дно идет от 13-го до 99 шпангоута, на высоте 4 фут от нижнего, и поднимается до скоса нижней броневой палубы.
Пятый стрингер сделан водонепроницаемым и пространство между пятыми стрингерами и верхним и нижним дном называется междудонным отделением. Междудонное же отделение, от пятого стрингера до нижней броневой палубы, называется нижним бортовым коридором.
Вертикальный киль водопроницаем на всем протяжении корабля, кроме части его от 73 до 86 шпангоута, где образованные им, правое и левое междудонные отделения приспособлены для автоматического уменьшения крена, в случае затопления одного машинного отделения. Междудонные отделения и нижние бортовые коридоры разделены водонепроницаемыми шпангоутами 15, 18, 21, 24, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 50, 53, 56, 59, 62, 65, 68, 70, 73, 76, 79, 82, 86, 90 и 94, образуя 27 междудонных отделений и по 27 нижних бортовых коридоров, с каждого борта, т.е. всего 54 нижних бортовых коридора.
Горловин на 5 стрингере нет; устроены только сточные трубы с клапанами для стока воды из нижних бортовых коридоров в междудонные отделения.
Между нижней броневой и жилой палубами, от 13 до 99 шп., поставлена двойная броневая водонепроницаемая переборка, в расстоянии 6 фут от наружного борта, образуя 15 верхних бортовых коридоров с каждого борта, разделенных водонепроницаемыми переборками на шпангоутах: 18, 24, 28, 34, 40, 46, 50, 56, 62, 68 1/2, 73 1/2, 78, 86 и 93 1/2, образуя 30 верхних бортовых коридоров.
Верхние бортовые коридоры сообщения друг с другом не имеют. Попадать же в них можно с жилой палубы, через горловины, закрываемые броневыми крышками. Между нижними бортовыми коридорами имеются водонепроницаемые двери, на шпангоутах: 15, 21, 24, 31, 34, 37, 43, 50, 53, 59, 65, 68, 70, 76, 79, 82, 90 и 94.
Корабль делится на 8 главных отсеков водонепроницаемыми переборками на шпангоутах: 18, 34, 50, 62, 73, 86 и 99. Такое деление не особенно удобно: 2-й отсек получается слишком большим и сложным, и было бы желательно иметь 9 отсеков, считая переборку на 28 шп. за отделяющую третий отсек от второго. Переборка на 18 шп, доходит до верхней палубы, а остальные до жилой.
По жилой палубе корабль делится на отсеки переборками, расположенными на 18, 38,48, 69, 80 и 100 шп., причем между переборками 48 и 69 считаются два отсека, соответствующие отсекам, расположенным до жилой палубы. Кроме указанных, имеются водонепроницаемые переборки: на 2 шп. от нижней броневой палубы до жилой, на 4 шп. от трюма до жилой, на 13 шп. от трюма до жилой, на 24 шп. до платформы и на 23 шп. от платформы до нижней броневой, на 28 шп. до жилой, на 40, 46, 56 и 68 до нижней броневой, на 96 шп. до платформы, на 91 и 95 шп. от платформы до нижней броневой, на 93 шп. от нижней броневой до жилой, на 104 шп. до нижней броневой и продольная переборка между машинами.
Для разобщения отсеков имеются 11 клинкетных дверей, закрывающихся с жилой палубы: 2 на 86 шп., одна на продольной переборке на 78 шп., 2 на 73 шп. и по одной на 68. 62, 56, 50, 46 и 40. шп.
Палубы корабля носят следующие названия, начиная снизу: верхнее дно, платформа, кубрик, нижняя броневая, жилая, верхняя, навесная палуба и крыши казематов 120-мм орудий, из которых пять последних бронированы.
Нижняя броневая палуба имеет скосы к оконечностям и бортам корабля. При углублении корабля 27 фут 9 дюймов средняя ее часть приходится на высоте ватерлинии; края у бортов ниже ватерлинии на 4 фт. 9 дм., у тарана на 8 фт. 9 дм. и у ахтерштевня на 5 фт. 9 дм. При том же углублении края палуб у миделя отстоят от ватерлинии—жилой палубы на 9 фт. 3 дм., верхней на 18 фт., навесной на 27 фт. 3 дм. и крыш 120 мм. казематов на 34 фт. 9 дм.
В междудонных отделениях (4-13), (13-15), (15-18), (18-21), (21 -24), (24-28), (28-31) и (104-112) установлены 8 приборов Подгурского. В случае попадания воды в эти отделения замыкается ток к звонку и красным лампочкам, установленным в помещении центральной телефонной станции, откуда дежурный телефонист сообщает по телефону на вахту о действии прибора.
Остойчивость
Определение остойчивости корабля было произведено на внутреннем рейде Свеаборгского порта 31 октября 1913г. корабельным инженером Поздюниным.
Корабль имел отданным правый якорь, причем канат его смотрел по носу; левый канат был заведен на бочку, расположенную относительно корабля так же несколько в нос. С кормы завели на бочки через шпили два перлиня; эти перлиня каждый раз во время отсчета травились, делая корабль свободным с кормы. Обойтись без перлиней с кормы не представлялось возможным в виду размещения прочих судов на рейде. Состояние погоды было для опыта хорошее: ветер небольшой. С другой стороны, целый день шел дождь, помешавший воспользоваться для отсчетов углов крена теодолитом.
Крен корабля производился затоплением бортовых отсеков. Углы крена наблюдались по вескам; их было установлено три: 1) носовой весок в шахте для погрузки мин, длиной 9,52 м, 2) кормовой в шахте погреба перед кормовой башней, длиной 9,03 м, 3) кормовой весок в той же шахте, но длиной 4,55 м; этот весок был установлен дополнительно, так как шахта оказалась узкой для длинного веска, по которому по этой причине не удалось получить всех отсчетов. Все отсчеты сняли с досок, на которых отмечалось карандашом каждый раз положение веска после окончания опыта. За начало отсчетов было принято положение весков при полном крене корабля на левый борт.
Среднее углубление корабля, замеченное перед началом опыта по маркам углубления, составило 27 фт. 8 дм. или 8,45 м. Этому углублению по масштабу Бонжана соответствует водоизмещение при солености воды 1,01 — 17800 мтр. тонн.
Таким образом, будем иметь окончательные результаты: водоизмещение при нагрузке по боевому штату 19160 метр, тонн или 18902 английских тонн.
После проведения всех опытов осадка корабля при солености 1,01 равна 8,98 м или 29 фт 6 дм, а мета-центрическая высота 1,34 м или 4 ф 4 и 3/4 дм.
Пожарное устройство
Для тушения возникающих на корабле пожаров имеются:
1) Пожарная магистраль с отростками.
2) Огнетушители.
3) Паропровод для тушения пожара в угольных ямах.
Пожарная магистраль была сделана железной, но в 1912 году вся проржавела и пришла в совершенную негодность.
Поэтому в 1913 году она была заменена, вместе со всеми отростками, новой медной диаметром 5 дм., кроме концов от 23 шп. в нос и от 95 шп. в корму, которые остались железными. Магистраль проходит под нижней броневой палубой, в среднем в расстоянии одного фута от нее.
Магистраль делится на 4 части тремя разобщительными клапанами, поставленными между 28 и 29, 55 и 56, 86 и 87 шп., и снабжена восемью предохранительными коробками с цинками.
Пожарная магистраль получает воду от десяти малых и двух больших трюмно-пожарных насосов. Нагнетательные трубы от этих насосов поднимаются на высоту кубрика и сообщаются с пожарной магистралью. Диаметр всех приемных труб 4 дм., а нагнетательных 3,5 дм.
Кроме трюмно-пожарных насосов, пожарная магистраль сообщается еще в двух местах с водонапорной магистралью водоотливных турбин.
От магистрали отходят на верхние палубы девять 4-х дюймовых отростков. От отростков взято 13 рожков с двумя пожарными клапанами каждый и 45 рожков с одним клапаном. Всего на корабле 71 клапан. У каждого клапана имеется по вьюшке и на них по одному парусиновому шлангу 36 фт. длины, которые могут быть сращиваемы друг с другом. Все клапана перенумерованы, начиная с носу, и распределены по отсекам и помещениям.
Производительность трюмно-пожарных насосов как ординарных, так и двойных, 56 тонн в час, при давлении в отливной трубе 150 фунтов. Во время пожарной тревоги, при действии всех насосов, давление равнялось 75 фунтам. При скачивании якорного каната давление давалось 100 фун. Более высокое давление в шлангах нежелательно, так как, во-первых, может лопнуть шланг, а, во-вторых, является весьма трудным управлять пипкой.
Огнетушители системы "Эврика-Богатырь", снабжены порошком "Лорантин'' и подкисленной водой, заключающейся в откупоренной бутылке. Способ употребления их написан на самом огнетушителе. Всего их 42, и они перенумерованы.
Паропровод, для тушения пожара в угольных ямах, взят непосредственно от магистрали вспомогательных механизмов. На каждом квадрате, на магистрали, установлены коробки, от которых идут отростки с клапанами к трюмно-пожарному насосу, компрессору или мусорной помпе и с клапаном-детандером к магистрали тушения пожара. Магистраль эта дает отростки для тушения пожара в угольных ямах.
Для затопления бомбовых и зарядных погребов устроены специальные кингстоны с трубопроводами, клапанами и клинкетами, образующие шесть групп затопления. Первая, пятая и шестая группы имеют по одному кингстону; вторая, третья и четвертая по два, расположенных симметрично с правого и левого бортов, образуя вторые, третьи и четвертые группы затопления правого и левого бортов. Из кингстона вода поступает в патрубок, перекрывающийся клинкетом затопления. После клинкета вода поступает в клапанную коробку, от которой отходят трубы для затопления каждого погреба в отдельности. Исключение составляет лишь одна труба, затопляющая сразу три погреба: два лабораторных и один мелко-патронный. Таким образом, для затопления какого-нибудь погреба необходимо открыть: соответственный кингстон, клинкет затопления и клапан затопления на соответственной трубе.
Скорость затопления погребов от 12 до 15 мин.
Кроме артиллерийских погребов имеются: ларь для хранения зарядных отделений мин, стоящий в помещении минных аппаратов, и помещение для хранения подрывных патронов в фонарной выгородке левого борта, затапливаемые через особый трубопровод, взятый от пожарной магистрали.
Для затопления подрывных патронов нужно давление в пожарной магистрали и необходимо открыть: клапан затопления зарядных отделений мин, из VI командного отделения, клапан затопления подрывных патронов у ларя и кран на трубке для выпуска воздуха из фонарной выгородки. Кран открывается рядом с клапаном затопления подрывных патронов. Устройства для выпуска воздуха из ларя не сделано. Затопить патроны, не топя зарядных отделений, нельзя.
Для осушения корабля имеются мощные водоотливные средства—турбины и циркуляционные помпы, отливающие большое количество воды, но не выбирающие ее досуха и менее сильные трюмно-пожарные помпы, выбирающие воду из помещений почти всю. Водоотливные средства корабля состоят из 11 турбин, системы полковника Ильина, изготовленных заводом "Пирвиц" в Риге, мощностью по 500 тонн каждая, и насосов, служащих для вращения этих турбин: двух мощностью по 120 тонн каждый, изготовленных заводом "Листа" в Москве и двух, изготовленных и установленных Балтийским заводом для работы мусорных эжекторов и приспособленных также и для турбин.
Кроме того, из машинных отделений, можно удалять воду с помощью главных циркуляционных помп.
При испытаниях турбин, произведенных в 1911 г. приемной комиссией, выяснилось, что турбины развивают мощность 500 тонн в час, если напорное давление у турбины не ниже 245 ф.
Водонапорные насосы установлены: один на нижней броневой палубе у 27 шп., другой на той же палубе у 92 шп. От насосов вода подается в стальную водонапорную магистраль, диаметром 5 дм., которая начинается у носового насоса и идет, по правой стороне нижней броневой палубы, до кормового насоса. К турбинам идут стальные отростки, диаметром 3 дм. Все турбины расположены на верхнем дне и берут воду, без помощи каких-либо приемных труб и клапанов, прямо из под себя. Турбины, расположенные в машинах и кочегарках, берут из всего помещения и никаких выгородок для них не устроено. Отливные трубы стальные, диаметром 11 дм., снабжены отливными клинкетами и невозвратными клапанами. В каждой машине установлены по две главных циркуляционных помпы. Каждая из этих помп может выкачивать около 1000 т. в час.
Осушительная система состоит из осушительной магистрали с отростками, из которой воду берут 12 трюмно-пожарных насосов и отливают ее, через невозвратные клапаны, за борт. Трюмно-пожарные насосы, системы Балтийского завода, двух родов: десять ординарных и два двойных. Осушительная магистраль идет по верхнему дну корабля от 13 до 104 шп. За 13 шп. магистраль кончается клапанной коробкой, от которой спускается отросток на нижнее дно провизионного отделения, за 104 шп. кончается клапанной коробкой, от которой спускается отросток на нижнее дно кормовой шкиперской.
От магистрали отходят отростки на верхнее и нижнее дно корабля, снабженные клапанами. Магистральные отростки от 34 до 86 шп. под кочегарками и машинами—медные, а в концах корабля—железные.
Диаметр их 4 дм. Магистраль идет по диаметральной плоскости судна и у 73 шп. входит в левую машину. У 77 шп. имеется крестовина, от которой одна часть магистрали идет дальше, в левый коридор гребного вала, где и кончается у 87 шп. приемным отростком с верхнего дна, а другая часть возвращается к 74 шп., переходит в правую машину, правый коридор гребного вала и идет в корму до 104 шп.
На магистрали имеется 10 разобщительных клапанов. От магистрали отходят 22 отростка на верхнее дно и 30 на нижнее. Все клапаны отростков, берущих воду с верхнего дна и из междудонных (под кочегарками) — невозвратные, остальные обыкновенные.
Для осушения верхних бортовых коридоров, вода из них спускается через 30 спускных клапанов в нижние коридоры. Из нижних бортовых коридоров, вода спускается через 54 спускных клапана в междудонные отделения откуда удаляется по осушительным трубам, как было указано выше.
Кроме перечисленных способов удаления воды, на корабле имеются две электрические переносные турбины и три брандспойта. Турбины выкачивают по 200 тонн в час каждая и находятся: носовая в I командном отделении с правой стороны, кормовая в кондукторском отделении с левой стороны. На обе турбины имеются 6 приемных жестких шлангов и 14 мягких отливных.