1. Уроки Синопа и Кинбурна

 

В истории развития науки и техники бывают периоды, когда какое-либо нов­шество делает коренной переворот и все, создававшееся до этого в течение десяти­летий, устаревает, открывая дорогу ново­му.

В судостроении к таким новшествам следует отнести появление на кораблях сначала паруса, а потом и артиллерии. Переворот, тесно связанный с развитием техники и металлургии, произвела поя­вившаяся на судах в начале девятнадца­того века паровая машина, а спустя пол­столетия защита кораблей от вражеской артиллерии броней.

Первые броненосцы появились в кон­це Крымской войны. За месяц до неудав­шейся бомбардировки Севастополя, 5 сен­тября 1854 г. император Франции предус­мотрительно отдал приказ о постройке пяти плавучих бронированных батарей. По первоначальному проекту эти мало­мореходные суда хотели снабдить тради­ционным парусным вооружением, кото­рое впоследствии отменили, оставив две легкие мачты и небольшую парусность. Батареи имели водоизмещение 1460 т, длину 53 м. Их деревянные корпуса пред­ставляли собой обыкновенные платформы прямоугольной формы шириной 13,1 м для удобного размещения артиллерии, которые обшили железными плитами толщиной 102 мм. Вооружение батарей составили восемнадцать 50-фунтовых гладкоствольных орудий. Для противо­действия навесным выстрелам верхнюю палубу также покрыли листами железа. Маломощная паровая машина сообщала этим судам ход всего в 3-4 узла, и даже при небольшом волнении их приходилось буксировать.

Сразу же по готовности три батареи под конвоем фрегатов были посланы в Черное море, где они, соединившись с ан­гло-французским флотом, после бомбар­дировки 8 октября 1855 г. Одессы, пере­шли в район Кинбурна. 18 октября с рас­стояния всего четырех кабельтовых от фортов Кинбурна батареи открыли по ним огонь, оставаясь в течение шести часов неуязвимыми для русских орудий благо­даря своей защите. В одну батарею попало около 75 бомб и ядер разного калибра, в другие две - по 60, но ни одна из них так и не пробила брони.

Потеряв на батареях двух человек убитыми и двадцать пять ранеными, со­юзники овладели Кинбурном - крепостью с шестидесятью двумя орудиями. Весь флот: десять линейных кораблей, двад­цать фрегатов, корветов и шлюпов, двад­цать две канонерские лодки, бывшие при штурме, оставались лишь безучастными свидетелями. "Мы вправе всего ожидать от этих грозных боевых машин", - писал об этом событии в своем официальном ра­порте адмирал Брюа, командовавший французской эскадрой в Черном море.

Сразу же после Крымской войны Франция первой приступила к созданию броненосного флота. В связи с этим глав­ный строитель флота Дюпюи де Лом в 1856 г. составил план, который спустя год был рассмотрен специальной комиссией. На артиллерийском полигоне тем време­нем проводились многочисленные опыты по выбору способов крепления броневых плит. После обсуждения плана 20 марта 1858 г. его утвердили в Морском мини­стерстве.

В первое десятилетие создания море­ходного броненосного флота на верфях Франции были построены или находились в постройке два линейных корабля, двад­цать один фрегат, одиннадцать корветов, пять таранов общим водоизмещением 195, 840,8 т. Все эти суда в 1870 г. представляли боеспособный флот, бывший до­стойным соперником на море флоту Анг­лии.

Наиболее мощными из всех броне­носцев, построенных в тот период во Франции, являлись спроектированные Дюпюи де Ломом семь броненосцев типа "Marengo". Эти фрегаты, головной из ко­торых спустили в 1868 г., представляли оригинальный тип кораблей, вооружен­ных всего 12-ю орудиями. Восемь 240-мм орудий находились в батарее, а четыре 190-мм в неподвижных барбетах, которые вынесли за пределы борта, дав им воз­можность обстреливать весь горизонт. Другой особенностью фрегатов было то, что набор корпуса состоял из дерева в подводной части, а в надводной из железа. Корабли имели водоизмещение 7057 т, скорость 13 уз, броню борта 200 мм, бар­бетов - 160мм.

Уступив на год первенство в начале строительства броненосцев, Англия, ре­вниво следившая за состоянием судостро­ения своего давнего конкурента, в мае 1859 года заложила спроектированный главным кораблестроителем флота Уаттсом своей первый броненосный фрегат "Warrior", а в октябре того же года одно­типный с ним "Black Prince". Имея разви­тую металлургическую и судостроитель­ную промышленность, Адмиралтейство строило корабли целиком из железа, что давало им несравненно большие преиму­щества перед французской системой по­стройки из дерева. Помимо долголетия, преимущества заключались еще и в обес­печении непотопляемости водонепрони­цаемыми переборками.

За первое десятилетие в строительст­ве броненосного флота в Англии создали тридцать девять броненосцев, из них тридцать три фрегата, по два шлюпа, кор­вета и тарана. Общее водоизмещение по­строенных или находившихся в постройке в 1870 г. броненосцев равнялось 281 599 т, что было на 43,7 процента больше, чем во Франции.

Вершиной английского судостроения того времени стали спущенные в 1868 г. казематный "Sultan" и башенный "Monarch". Первый имел водоизмещение 9286 т, скорость 14 уз, был вооружен во­семью 254 и четырьмя 229-мм орудиями. Его борт защитили 229-мм, а каземат 152-мм броней. Второй при водоизмеще­нии 8320 т имел четыре 305-мм 25-тон­ных орудия в двух башнях Кольза. Борт защищали 178-мм, башни - 254-мм пли­ты.