4. Проектирование "монитора-крейсера

 

Способ проектирования корабля в се­редине девятнадцатого века коренным образом отличался от способа проектирова­ния, начавшегося применяться спустя полвека, в общих чертах существующего и сейчас. Вся тяжесть проектирования ло­жилась на одного человека, объединявше­го в одном лице все конструкторское бю­ро. Теоретические расчеты, составление теоретического чертежа, спецификации корпуса, распределение весовых нагру­зок - все это лежало на плечах корабель­ного инженера, составлявшего проект. Контр-адмирал А. А. Попов являлся прежде всего моряком с большим стажем плавания и, естественно, ему пришлось прибегнуть к помощи профессиональных кораблестроителей. По тому, как быстро было создано своеобразное конструктор­ское бюро, можно сделать вывод, что при­зрачный тогда "монитор-крейсер" дейст­вительно заинтересовал высокопостав­ленных царских особ, видящих в нем в бу­дущем одно из действенных средств в политических отношениях с Англией. "Управляющий Морским министерством приказал мне содействовать Вам в разра­ботке проекта "монитора-крейсера" на­значением корабельного инженера, - пи­сал 29 января 1867 г. А. А. Попову предсе­датель Кораблестроительного отделения МТК генерал-майор С. И. Чернявский. - Вам, по моему мнению, будут полезны ка­питаны Коршиков и Шведе, штабс-капи­тан Соболев и подпоручик Субботин. Ес­ли же угодно избрать кого-либо из офице­ров, служащих в чертежной Кораблестро­ительного отделения МТК, то он будет немедленно назначен".

Через несколько дней А. А. Попов по своей инициативе привлек для работы чертежника Ермакова, участвовавшего до этого в проектировании броненосного фрегата "Минин" и разрабатывавшего впоследствии проект "монитора-крейсе­ра" со всеми его дополнениями и измене­ниями вплоть до вступления корабля в со­став флота, и "вольного инженера" Гота-англичанина, служившего в чертежной МТК, также много сил отдавшего состав­лению проекта.

Весь февраль 1867 г. ушел на изучение спецификаций корпусов только что начатых строиться низкобортных башен­ных фрегатов "Адмирал Лазарев" и "Ад­мирал Спиридов". Учитывался и зарубеж­ный опыт. Принимались к сведению все технические решения, принятые на мони­торах, проектировавшихся Э. Ридом для индийских колоний Англии. Информация о них поступила в МТК от военно-морско­го атташе в Лондоне контр-адмирала И. Ф. Лихачева. В середине сентября раз­работка чертежей в основном уже была окончена и некогда призрачные очерта­ния "монитора-крейсера" превратились в конкретный, со скрупулезным старанием и точностью воплощенный пока еще толь­ко на бумаге в нескольких десятках черте­жей проект низкобортного, трехмачтово­го, двухтрубного и двухбашенного испо­лина водоизмещением 7496 т. В конце сентября по приказанию управляющего Морским министерством в модельной ма­стерской Морского музея приступили к изготовлению его трехметровой модели. И все же окончательный выбор проекта А. А. Попова на конкурсной основе сдела­ли лишь спустя два с половиной месяца. В середине декабря 1867 г. на докладе "по­кровителю флота", генерал-адмиралу Константину Николаевичу, управляю­щий Морским министерством адмирал Н. К. Краббе, адмирал Н. Ф. Шанц, вице-адмиралы К. И. Истомин, Г. И. Бутаков, А. Е. Беренс, генерал-майор И. С. Дмит­риев, капитан 1 ранга С. П. Шварц и пол­ковник А. Я. Гезехус одновременно с чер­тежами "монитора-крейсера" представи­ли и проект броненосца, разработанного генерал-майором С. И. Чернявским. "Проект контр-адмирала А. А. Попова бо­лее соответствует тому назначению, ко­торое предначертано для нашего броне­носного флота," - было единодушное за­ключение всех участников доклада. 8 февраля 1868 г. объединенное собрание МТК, включавшее в себя Кораблестрои­тельное и Артиллерийское отделения, в присутствии главного инженера-механи­ка флота и начальника броненосной эс­кадры вице-адмирала Г. И. Бутакова де­тально рассмотрело представленные А. А. Поповым чертежи, весовую нагруз­ку и спецификацию корпуса. В представ­ленной позже управляющему Морским министерством докладной записке от объ­единенного собрания МТК говорилось: ".вычисления, сделанные контр-адмира­лом А. А. Поповым, по проверке их в Ко­раблестроительном отделении оказались верными".

Собрание также внесло и ряд улуч­шений. Вместо двух боевых рубок, распо­ложенных по бортам, решили иметь одну впереди дымовых труб. Увеличили и ав­тономность с четырех до пяти суток с уве­личением запасов угля (допустив для это­го увеличение осадки на 152 мм), так как существовавшая парусность имела только вспомогательное значение и была явно недостаточна для длительных переходов. Определили в МТК и количество якорей: ".так как это броненосное судно не будет иметь высокого надводного борта, то оно может быть снабжено четырьмя якорями системы Гротмана весом от 210 до 220 пу­дов". "Согласен", - последовала на журна­ле МТК резолюция генерал-адмирала. Затем утвержденные чертежи МТК пре­проводил главному командиру Петербур­гского порта вице-адмиралу А. В. Воевод­скому для ознакомления с ними участни­ков торгов - возможных будущих строи­телей.

И все же, несмотря на все "утвержде­ния" и "согласия", оставалась еще масса нерешенных вопросов по выбору способа крепления брони борта, образования штевней, размещения шлюпок, парусно­сти и много других, которые разрешили в МТК лишь после долгих обсуждений.

 

ТТЭ вариантов проектирования монитора „Крейсер"

ТТЭ

Первый вариант, утвержденный в МТК 8.02.1868 г. (Журнал МТК № 16)

Вариант, утвержденный в МТК 14.01. 1869 г. (Журнал МТК № 2)

Окончательный ва­риант, утвержденный в МТК 7.06.1869 г. (Журнал МТК №71)

Длина верхней палубы, м

98,5

101,5

Длина между перпендикулярами, м

Длина по ГВЛ, м

94,5

96,0

95,8

98

100,5

Площадь ГВЛ, м2

1270,7

1435,9

1630,9

Наибольшая ширина, м

16,8

17,4

21,9

Глубина интрюма, м

7,1

7,8

7,8

Среднее углубление, м

7,24

7,24

7,2

Площадь мидель шпангоута, м2

109,2

115

114,6

Водоизмещение, т

7496

8372,7

9462

Мощность машин, л. с.

5200

7500

9000

Вооружение, число-калибр, орудий, мм

4-508

4-508

4-508

 

А. А. Попов родился 21 сентября 1821 г. в семье известного кораблестроителя адмирала Алексея Андреевича Попова. В 1831 г. он поступил в Морской кадетский корпус и в 1837 г. успешно окончил его. После окончания корпуса юному гардемарину довелось много плавать на кораблях как Черноморского, так и Балтийского флотов. Перед Крымской войной уже в звании капитан-лейтенанта ему доверили командование вооруженным пароходом „Метеор". Во время войны, командуя поочередно пароходами „Эльборус", „Андия" и „Турок", он участ­вовал в боевых действиях, потопив шесть турецких транспортов с оружием для горцев. В сен­тябре 1854 г., будучи командиром парохода „Тамань", успешно преодолел блокаду Севастопо­ля англо-французским флотом и провел свой корабль в Одессу. Вернувшись вновь в Севасто­поль, А. А. Попов исполнял ответственные поручения адмиралов П. С. Нахимова и В. А. Кор­нилова, одновременно заведуя артиллерийским снабжением бастионов.

После окончания войны, получив за храбрость досрочно звание капитана 1 ранга, он принял активное участие в создании парового флота в России. Будучи командированным для этой цели в 1856 г. в Англию, в Лондоне он познакомился с главным кораблестроителем бри­танского флота знаменитым Джоном Эдуардом Ридом, тесную связь с которым поддерживал потом долгие годы. Чуть позже А. А. Попов участвует в строительстве двенадцати винтовых клиперов и четырнадцати корветов, ставших основой русского крейсерского флота того време­ни. В 1859 г. А. А. Попов совершает длительный переход из Кронштадта в Японское море, где в плаваниях проводит несколько лет. В 1863 г., как уже отмечалось выше, А. А. Попов коман­дует одной из эскадр, вышедших к американским берегам для демонстрации силы в поддерж­ке Россией САСШ, после чего, сдав командование, он прибыл в Петербург, где целиком по­святил себя судостроению. В России в то время началось строительство броненосного флота.

В 1867 году, будучи членом Кораблестроительного отделения МТК, А. А. Попов вплотную принялся осуществлять свою идею постройки „монитора-крейсера". Затем он участвовал в создании множества кораблей, к наиболее известным из которых следует отнести броненос­ные фрегаты „Минин" и „Генерал-Адмирал", яхту „Ливадия" и черноморские броненосцы береговой обороны „Новгород" и „Киев" (позже переименован в „Вице-адмирал Попов"). Занимался А. А. Попов и переоборудованием в крейсера пароходов „Европа", „Азия" и „Аф­рика". В 1891 году за свои заслуги он получил звание адмирала. Последние годы жизни А. А. Попов провел в Петербурге, где 6 марта 1898 года скончался.

 

Спустя восемь месяцев, 19 ноября 1868 г., по поводу проекта "монитора-крейсера" у генерал-адмирала состоялось второе "особое совещательное собрание" с участием уже известных нам адмиралов, избравших проект А. А. Попова в декабре 1867 г. Целью собрания являлось внесе­ние ряда конструктивных изменений. Считая недостаточным для плавания в океане и размещения проектировавшихся четырех 508-мм сорокачетырехтонных орудий прежнее водоизмещение в 7496 т, увеличили его до 8372,7 т, увеличив при этом длину корпуса на 2 м, ширину на 0,6 м и несколько высоту надводного бор­та, оставив прежнюю осадку.

По предложению А. А. Попова реши­ли обшить подводную часть монитора медными листами на деревянной под­кладке для предотвращения обрастания его водорослями, что было весьма важно при крейсерстве. С увеличением размеров и водоизмещения весовая нагрузка кораб­ля распределилась следующим образом: на корпус приходилось 3956 т (47,3 %), броню - 1178,7 (14 %), башни с броней -500 т (6 %), рангоут - 90 т (1 %), маши­ны, котлы и уголь - 2328,51 т (27,9 %), прочие предметы -319т (3,9%).

Оставался нерешенным вопрос и об образовании форштевня: делать ли его та­ранным или же нет, используя в качестве тарана выдвижные минные шесты в его подводной части. На наличии шестов на­стаивал начальник эскадры броненосных кораблей вице-адмирал Г. И. Бутаков. Внесенные изменения вынудили чертеж­ную МТК приступить к составлению час­ти чертежей заново, расчет же подводной медной обшивки поручили подпоручику А. В. Мордвинову.

На машины и уголь оставалось 2328 т. Этого веса хватало для того, чтобы снабдить монитор двумя горизонтальны­ми трехцилиндровыми машинами общей мощностью 7500 л/с. Этой мощности по предварительным подсчетам хватало для достижения скорости 14-15 уз. На уголь (предполагался его расход в течение шес­ти суток по 185 т) оставалось 1129 т.

В начале мая 1869 г. А. А. Попов вновь предложил увеличить водоизмеще­ние монитора до 9665 т с расчетом увели­чения запасов угля до 1800 т для большей автономности. По этой причине корпус вновь удлинили на 3 м, ширину увеличи­ли на 0,6 м, а мощность машин довели до 9000 л/с. Следует отметить, что увеличе­ние высоты надводного борта не последо­вало, но очень важным новшеством явля­лось введение броневых свесов, аналогичных свесам, бывшим на американских мо­ниторах для предохранения корабля от таранного удара. В носовой части монито­ра А. А. Попов предложил для улучшения мореходных качеств устроить легкую надстройку длиной около 15 м по типу надстроек на строившихся башенных фрегатах типа "адмиралов".

Так в целом окончилось проектиро­вание корабля. "Чертежи монитора "Крейсер" утверждаю", - последовала ре­золюция управляющего Морским мини­стерством на журнале МТК. Вопрос же о выборе форштевня решили лишь в апреле 1870 г. в пользу минных шестов.