5. Кто будет строить корабль?

 

Предстоящее строительство монито­ра ставило перед Морским министерством и МТК довольно трудную задачу. Корпус "монитора-крейсера" в то время являлся весьма сложным техническим сооружени­ем, и постройка его на заре железного су­достроения была вовсе непростым делом. В мировой практике большее водоизме­щение имели лишь знаменитый исполин английского инженера И. Брюнеля "Грейт Истерн", построенный в 1858 году, и несколько батарейных броненосцев бри­танского флота. В России корабли подо­бного водоизмещения еще не строились.

С началом броненосного судострое­ния Морское министерство выбрало три направления в строительстве кораблей для флота. Первое заключалось в том, что корпус и машины строились за границей с последующим вооружением корабля в России. Это был наиболее простой путь, но он не способствовал развитию наших заводов и обогащению опытом судострои­телей. К нему прибегли лишь при строи­тельстве броненосной батареи "Перве­нец", которую заказали в Англии. Вторым способом являлось строительство корабля с "подряда". Корабль заказывали одному из частных заводов с поставкой ему в про­цессе работ от Морского министерства брони, орудий, механизмов и дельных ве­щей. Третьим являлся способ строительства "казенными средствами". В этом слу­чае корабль строило непосредственно Морское министерство на одном из своих заводов, привлекая в качестве подрядчи­ков на изготовление различного оборудо­вания множество заводов в России, а в ис­ключительных случаях — и за границей.

От постройки корабля за границей отказались сразу же, так как к тому вре­мени, построив у себя ряд кораблей для защиты Кронштадта, наши заводы имели уже достаточный опыт.

После этого Морское министерство объявило так называемые "торги" - кон­курс на более выгодное размещение зака­за, поместив в одном из приложений газе­ты "Санкт-Петербургские ведомости" объявление.

Незадолго до торгов, в начале февра­ля 1868 года, составленные чертежи и спецификацию корпуса МТК отправил в контору Санкт-Петербургского порта для ознакомления с ними представителей за­водов.

На торгах, состоявшихся 20 февраля, взвесив свои возможности, оказались только три претендента: известный завод­чик Митчель, построивший на Галерном островке батарею "Не тронь меня"; завод Карра и Макферсона, строивший трехбашенный фрегат "Адмирал Лазарев"; Не­вский завод Семянникова и Полетики, который строил двухбашенный фрегат "Адмирал Чичагов".

К концу февраля заводы подали свои соображения и предположительную сто­имость постройки корпуса. Самая боль­шая стоимость постройки оказалась у Митчеля - 1 млн. 375 тыс. рублей, а наи­меньшая у завода Карра и Макферсона -1 млн 212 тыс. рублей. Видимо, частные предприниматели занижали истинную стоимость, так как цена, определенная в МТК, была большей. Причем сюда не вхо­дили расходы на эксплуатацию выделен­ного для строительства фрегатского эл­линга на Галерном островке с примыкаю­щими к нему плазом, мастерскими и кра­нами.

Несмотря на более выгодные условия, предложенные заводом Карра и Макферсона, МТК, ответственный за техниче­скую сторону вопроса, вместе с управляю­щим Морским министерством адмиралом Н. К. Краббе настаивал на передаче зака­за английскому заводчику Митчелю, дав­нему и опытному подрядчику министер­ства. В пользу предоставления заказа Митчелю имелись следующие соображе­ния. Успешную постройку нового броне­носца нельзя было подчинить исключи­тельно дешевизне, и, кроме того, завод Карра и Макферсона помимо строитель­ства трехбашенного фрегата был загру­жен строительством большого плавучего дока, а завод Семянникова и Полетики -строительством трех фрегатов. Учитыва­лось и то, что Митчель являлся "серьез­ным предпринимателем и отличным тех­ником", который уже изготовил два бро­неносных корабля и строил еще три. С за­казом ему "монитора-крейсера" наша промышленность получила бы "серьезно­го наставника", рабочие и техники, быв­шие в Морском министерстве, в процессе строительства приобрели бы большой опыт. Немаловажным являлось и то, что через Митчеля МТК мог получить из за­границы многие новшества в постройке броненосных судов, и как преуспевающий капиталист, он не ограничивал Морское министерство в уплате денег строго опре­деленными сроками.

Иначе думали представители конто­ры Санкт-Петербургского порта, ответст­венные за организационную и хозяйст­венную стороны строительства. Они скло­нялись к тому, что постройку "монитора-крейсера" следует вести "казенными средствами", а не с подряда, так как "столь новое дело" - сооружение такого большого корабля - не могло быть заранее обусловлено контрактом. Ведь множество особенностей самой постройки, предстоящие нововведения в проекте и в процессе работ требовали даль­нейших разработок и финанси­рования, а все это учесть зара­нее не представлялось возмож­ным. Не следует забывать, что одновременно с развитием бро­неносного судостроения острее и острее возникала проблема уменьшения стоимости. Если за десять лет до этого полумилли­онные затраты на постройку де­ревянного линейного корабля считались громадными, то ко времени начала строительства "монитора-крейсера" они вы­глядели уже ничтожными. По предварительным подсчетам в МТК строительство корпуса об­ходилось в 1 млн. 475 тыс. руб­лей, а «машин - в 835 тыс.* руб­лей, что в сумме составляло бо­лее 12,5 % ежегодно отпускае­мых на судостроение средств. Да и само строительство кораб­ля средствами порта давало больше воз­можностей для централизованного управ­ления работами и позволяло нашим ко­раблестроителям не в качестве учеников, а на практике проверить свои возможно­сти и усовершенствовать накопленный до этого опыт.

Аналогично рассуждал и сам генерал-адмирал великий князь Константин Ни­колаевич, что собственно и являлось ре­шающим. 8 июля 1868 года в беседе с Александром II он акцентировал внима­ние на необходимости постройки "мони­тора-крейсера" "казенными средствами". В этой беседе император Александр II дал свое "согласие" на строительство "двухбашенного судна по проекту свиты его Вели­чества контр-адмирала А. А. Попова". Вопрос о постройке корабля "казенными средствами" был окончательно решен. Местом строительства избрали фрегатский эллинг верфи Галерного островка.

Галерный островок, находящийся между двумя рукавами реки Фонтанки при впадении се в Неву, с давних пор являлся местом строительства галер для русского флота, отчего и получил свое на­звание. С 1828 года после некоторой ре­конструкции на нем строились уже и фре­гаты. Особенную известность Галерный островок получил с началом внедрения в России железного судостроения, после из­брания его комиссией под председательст­вом адмирала С. А. Воеводского местом постройки подрядчиком Митчелем броне­носной батареи "Не тронь меня". На вер­фи сразу же началось строительство до­полнительных сооружений, причем все они строились с расчетом не только на по­стройку батареи, но и с перспективой дальнейшего строительства броненосцев. Для этого по приказанию генерал-адми­рала бывший в Англии агент Морского ве­домства капитан-лейтенант А. П. Коло­кольцев основательно изучил опыт пере­стройки верфей под железное судострое­ние, в чем большую помощь ему оказал и Митчель. Непосредственно переоборудо­ванием верфи на островке руководил за­ведующий Охтинским адмиралтейством капитан 1 ранга Ф. Ф. Гагман, а его помощниками являлись: по механической части - прапорщик К. К. Буш, по строи­тельной - инженер штабс-капитан Ва­сильев.

В июне 1862 года на верфи начали строительство эллинга длиной 91,5 м, ши­риной 27,5 м и полной высотой 28 м. Эл­линг снабдили рельсовыми путями для паровых кранов грузоподъемностью 2,5 т, а вблизи его построили "железообрабатывающую" мастерскую с паровым прессом и станками. Для хранения железа, изго­товленных частей корпуса, угля и других материалов построили специальные "магазины"склады, часть из которых имела отопление. Одновременно оборудовалась и пристань. На ней установили новые кра­ны и проложили железнодорожные пути. На всем островке и в эллинге было газовое освещение. Через капитан-лейтенанта А. П. Колокольцева в Англии заказали судостроительное оборудование, которое установили к началу февраля 1863 года, то есть через восемь месяцев с начала ра­бот, и уже 5 февраля началась установка на стапеле нового эллинга стапель-блоков для батареи "Не тронь меня".

В ноябре 1863 года на Галерном ост­ровке заложили два монитора "Единорог" и "Стрелец" и двухбашенную броненос­ную лодку "Смерч", спуск которых совме­стно с батареей "Не тронь меня" состоялся в мае—июне 1864 года. После этого нача­лось строительство еще одной механиче­ской мастерской для обработки поступаю­щего на верфь листового и профильного металла. Затем на верфи строилась броне­носная лодка "Русалка", спущенная на во­ду в августе 1867 года. А спустя полгода фрегатский эллинг начали готовить к строительству океанского "монитора-крейсера".