8. Спуск на воду

 

Одна из древнейших традиций судо­строения - ритуал спуска корабля на во­ду. Спуск на воду "Петра Великого" яв­лялся большим торжеством, на которое собралось огромное число зрителей.

15 августа 1872 года около одиннад­цати часов утра по обе стороны пристани, у стапеля, начала собираться публика, включавшая в себя все сословия Петер­бурга. Через час к эллингу на паровой ях­те "Голубка" прибыл "покровитель" флота великий князь генерал-адмирал Констан­тин Николаевич. В его честь на "Петре Великом" на пяти флагштоках подняли андреевские флаги, гюйс и император­ский штандарт. Оркестр заиграл Петров­ский марш. Сойдя на берег, великий князь обошел почетный караул от Вось­мого флотского экипажа, поздоровался с моряками и поднялся на корабль, на верх­ней палубе которого установили бюст Петра I, украшенный цветами. Приняв доклад командира "Петра Великого", ге­нерал-адмирал поздоровался с командой, замершей по обоим бортам. Следующим этапом церемонии был осмотр исполина. Осмотрев корабль и спустившись на ста­пель, Константин Николаевич взошел на специально сколоченный для этого, пыш­но разукрашенный цветами и флагами помост. Вот как описывает последовав­ший за этим момент спуска один из оче­видцев: ".Загремели топоры, начали вы­колачивать блоки, подпоры и задержники, после чего громадный броненосец тро­нулся плавно, при криках команды, всей публики и громе двух оркестров музыки, и без малейшей задержки сошел первый раз на воду и остановился близ эллинга на двух якорях. Картина спуска была эффек­тна и торжественна. Его Высочество бла­годарил генерал-адъютанта А. А. Попова и строителя М. М. Окунева, пробыл после спуска еще с четверть часа, причем по чертежам вновь спущенного монитора из­волил объяснить гостям международного конгресса подробности постройки этого, крайне замечательного броненосца, после чего в два часа пополудни отправился на своей яхточке вокруг нового монитора и затем направился к Елагину фарватеру на взморье".

Более сдержанным являлся написан­ный 20 августа управляющим Морским министерством рапорт Александру II. С полным удовлетворением, какое может получить высокопоставленный морской чиновник от удачного завершения перво­го этапа постройки корабля, так будора­жившего мировую печать и обществен­ность, он пишет: "Имею честь доложить, что "Петр Великий" 15 августа 1872 года в час пополудни спущен на воду совершен­но благополучно. Монитор сошел со ста­пеля плавно, без задержек и углубился форштевнем на семь футов (2,13 м), а ахтерштевнем на восемь футов и девять дюймов (2,7 м). Это углубление менее предполагаемого, такой редкий случай, в особенности при постройке судов совер­шенно нового типа и таких размеров, как "Петр Великий", доказывает с какой вер­ностью и осторожностью сделаны все вы­числения при постройке монитора, и сле­дует предположить, что монитор будет свободно носить предназначенную броню и орудия".

Подсчеты строителя показали следу­ющее: спущенный корпус весил 3623 т, общая стоимость его на тот день составила 1 млн. 156 тыс. 642 рубля. Стоимость ме­ханизмов, изготовлявшихся на заводе Берда, определялась в 995 400 рублей. На постройку корпуса ушло железа на сумму 713 464 рубля, деревянных брусьев, досок и чак на сумму 55 778 рублей. Кроме того, 338 671 рубль израсходовали на оплату труда рабочих и мастеровых.

22 августа, отняв от корабля полозья и отбуксировав их для разборки к стенке, начали готовиться к переходу в Кронш­тадт. Со спуском "Петра Великого" рабо­ты на стапеле не прекратились. Мастер­ские верфи так же, как и прежде, продол­жали изготовлять детали составных час­тей бруствера, деревянную модель которого начали собирать на свободной от спускового устройства части стапеля. К началу ноября на стапеле набрали из де­ревянных брусьев макет, определявший верхнюю палубу монитора от заднего края бруствера до форштевня. На нем в течение зимы 1872-1873 гг. собрали сам бруствер и носовую надстройку. В конце мая 1873 года, разобрав, их отправили по частям в Кронштадт. После этого в эллин­ге на том же макете палубы приступили к изготовлению деревянных моделей кар­касов башен. Одновременно на стапеле собрали деревянные модели надстройки между башнями, якорных кран-балок, са­мого якоря, после чего к их изготовлению (за исключением надстройки) приступил Ижорский завод. Лишь к февралю 1875 года изготовили обе башни, отправив их по частям, как и надстройки с брустве­ром, в Кронштадт.

Постройка "Петра Великого" непос­редственно на верфи Галерного островка началась, как уже отмечалось, в начале 1869 года и окончилась спустя пять лет. Но не следует забывать еще об одном эта­пе в создании корабля. Еще в 1867 г. одно­временно с проектированием "монитора-крейсера" приступили к проектированию для него орудий, вооруженный которыми, он мог считаться сильнейшим.