11. Кронштадт

 

После спуска на воду "Петр Великий" ошвартовали у одного из причалов верфи, где начались последние приготовления перед буксировкой в Кронштадт. В основ­ном собирали палубы и устанавливали стойки бруствера. Сами же полозья от­буксировали к эллингу для разборки.

Переход, планируемый на 3-е сен­тября, из-за сильного ветра не состоялся, и "Петр Великий" совместно с назначен­ными к буксировке одновременно с ним канонерской лодкой "Буран" и пароходом "Ястреб" простоял у стенки Галерного ост­ровка в ожидании хорошей погоды. Толь­ко в конце сентября установились безвет­ренные дни, столь редкие осенью. Кораб­ли благополучно перешли в Кронштадт. "Петр Великий" ошвартовался в бассейне Пароходного завода, на который теперь легла вся тяжесть достройки.

К множеству предстоящих хлопот на­чала готовиться контора Кронштадтского порта и сам порт во главе с главным ко­мандиром вице-адмиралом П. В. Казаке­вичем. В помощь заводу для подготовки к установке котлов и машин с завода Берда прибыли на длительный срок двадцать во­семь рабочих.

Первоначальной задачей завода и порта являлась установка всей забортной арматуры: клинкетов, наружных бронзо­вых дейдвудных труб, валов и винтов. На зиму 1872-1873 гг. строитель М. М. Окунев запланировал работы по сборке пере­борок для внутренних помещений и кают, установке недостающих бимсов, подгонке и установке доставленного с Ижорского завода коробчатого железа, предвари­тельно выгнутого по лекалам, а также об­шивку подводной части медными листа­ми. Большую часть назначенных работ следовало производить в доке, куда в кон­це октября 1872 года и ввели на зиму мо­нитор.

Из-за начавшихся в ноябре морозов темп работ замедлился. В декабре под ру­ководством командира корабля капитана 2 ранга В. И. Попова силами экипажа из­готовили из фанеры шаблоны, по которым впоследствии в мастерских Кронштадт­ского завода изготовили из железа и сами лекала для отправки их в Англию на завод "Камель и К°". Одновременно заводу Берда на сумму 31,5 тыс. рублей заказали медные листы для подводной части.

Так как кораблю приказом от 30 мая 1872 года присвоили новое имя "Петр Ве­ликий", то по указанию генерал-адмира­ла Константина Николаевича за шесть дней до его спуска изготовили новую за­кладную дощечку, отличавшуюся от ста­рой лишь лицевой стороной, на которой выгравировали: "4-х пушечный двухбашенный железный монитор "Крейсер", по высочайшему повелению 30 мая 1872 го­да переименованный в монитор "Петр Ве­ликий". Заложен в С. Петербурге на Га­лерном островке 11 июня 1870 года в присутствии Управляющего Морским Министерством генерал-адъютанта Н. К. Краббе". 22 декабря, предваритель­но вырубив в днище отверстие, заменили старую дощечку на новую.

К новому 1873 году окончили подго­товку бортов к креплению тиковой под­кладки под броню. Тик, необходимый для этого, заказали в Англии, уплатив за него 18,5 тыс. фунтов стерлингов. Новый год принес с собой и новые проблемы. При­ступили к изготовлению дельных вещей и вспомогательных механизмов. Ижорскому заводу заказали гласисы к башням, стопоры Легофа, четырнадцать шлюпбалок, сто пятьдесят тентовых и двести леерных стоек. Кронштадтский завод начал изготовление четырех чугунных клюзов, шестидесяти шпигатов, десяти железных трапов для трюмных помещений и обору­дования для командного и офицерского камбузов. Но самым ответственным для завода являлось изготовление сложных гидравлических цилиндров, машин и тру­бопроводов для вращения башен и наведе­ния орудий; железных роульсов-катков, на которые будет давить вся тяжесть баш­ни; зубчатых погонов большого диаметра; а также четырех кат и фиш-балок с их блоками. Завод Берда взялся за изготов­ление двух чугунных и двух железных по­гонов под башенные роульсы и сорока че­тырех водонепроницаемых дверей, авто­матически закрывающихся при поступле­нии в отсек воды. 19 января по чертежам, составленным А. А. Поповым, Кронштад­тскому заводу дополнительно заказали трубы, сальники и шесты для выдвижного носового минного устройства.

Непосредственно на корабле обшива­ли сосновыми досками погреба, крюйт-камеры и кладовые. Завершили в некото­рых частях второй слой деревянной об­шивки в подводной части, которую не ус­пели сделать на стапеле. За зиму ее изготовили полностью. Стоянка в доке не­ожиданно преподнесла неприятный сюр­приз. Из-за морозов ввиду несовершен­ной конструкции разорвало все сорок семь кингстонов и клинкетов, изготовленных заводом Берда. Кронштадтскому заводу предстояло изготовить их заново и уста­новить, что было нелегко из-за готовой деревянной обшивки. Выведенные из строя кингстоны, а также и запоздалое из­готовление Бердом листов медной обшив­ки несколько нарушили планы строите­лей.

В конце марта 1873 года Морское ми­нистерство заключило контракт в Англии с фирмой "Броун и Гарфильд" на изготов­ление кормового парового шпиля. В апре­ле начали крепить к борту тиковые брусья под броню. В начале мая, сразу же после ухода льда, по приказанию генерал-адмирала Константина Николаевича "Петр Великий" со снятыми кингстонами, без валов, кронштейнов, винтов, руля и мед­ной обшивки вывели из дока. Самой тру­доемкой работой теперь являлись пред­стоящая установка и крепление броневых плит, что более всего беспокоило админи­страцию завода и портовое начальство, отлично знавшее о недостаточной грузо­подъемности имевшихся в наличии порта кранов.

С открытием навигации в Кронштадт доставили первую партию броневых плит. Имеющиеся в порту краны грузоподъем­ностью 18 т могли работать лишь при ус­тановке небольшой части плит, самыми легкими из которых являлись 178-мм плиты башен и закруглений бруствера ве­сом 12 т. Для наиболее тяжелых 356-мм плит, вес которых достигал 22 т, арендо­вали более мощные краны у частных заво­дов. В процессе установки брони предсто­яла еще одна трудоемкая операция -свер­ление в 38,1-мм наружной железной об­шивке, коробчатом железе с толщиной стенок 19 мм и 356-мм тиковой подкладке отверстий диаметром 100 мм под броне­вые болты. Понадобились соответствую­щие сверла и стальные "напарья" - руч­ные дрели для тика, которые изготовили к концу лета, что существенно замедлило крепление доставленных в то время плит.

Летом, кроме того, окончили уста­новку легких переборок внутри корабля и сборку доставленных из эллинга Галерно­го островка составных частей бруствера, а затем надстройки. Для чего Ижорскому заводу дополнительно заказали 260 т же­леза. В октябре из Англии на пароходе "Эмпресс" доставили оба паровых шпиля. В середине ноября 1873 года командир ко­рабля (в то время командиры строивших­ся кораблей наблюдали не только за снаб­жением, но и за постройкой вверенных им кораблей) представил в МТК список по­ложенных по штату для службы паровых и гребных катеров и шлюпок. Предпола­галось изготовить три паровых катера длиной 9,75; 8,5; 6,7 м, один гребной ра­бочий баркас длиной 10,5 м, вельбот, десятивесельный катер и шестивесельный ял. После утверждения в МТК чертежей и схемы размещения приступили к их изго­товлению в мастерских Кронштадтского завода. Лишь в ноябре, после доставки всех броневых плит (131 шт.) и прибытия мощного крана, вплотную приступили к установке 305-мм и 356-мм плит. Насту­пившие холода заставили строителей по­спешить до образования льда ввести ко­рабль на зиму в док, где продолжить уста­новку брони. К началу 1874 года устано­вили сорок две бортовые плиты. Из-за мороза большинство работ проводилось во внутренних помещениях.

В первый месяц нового 1874 года из Англии на пароходе "Стрельна" доставили недостающие 465 тиковых брусьев. В на­чале марта Кронштадтский завод отка­зался от изготовления запланированных ранее двух железных зубчатых погонов из-за отсутствия соответствующего обо­рудования. Подобные станки оказались на заводе Берда, и заказ передали ему, обязав сделать погоны за пять месяцев. Затруднения с изготовлением погонов уладили, но перед строителями возник вопрос о заказе вспомогательных меха­низмов и "насыщении" ими корабля к кон­цу лета 1874 года.

В середине мая шедшее полным хо­дом изготовление подводных выдвижных минных шестов замедлилось. По первона­чально данному еще 19 января 1873 года наряду Кронштадтскому заводу диаметр труб определялся в 356 мм. Во время пре­бывания летом того же года в Николаеве на "Новгороде" А. А. Попов, испытывая подобные шесты, установил, что их диа­метр мал. В августе в чертежи внесли из­менения, увеличив диаметр труб до 530 мм. Пришлось заново изготовить все деревянные модели для последующего литья по ним деталей. Модели изготовили только к февралю 1874 года. Но длинные медные и чугунные цилиндры, общий вес которых составлял 8,2 т, могли сделать лишь на одном станке Кронштадтского за­вода, на котором в тот период вытачивали дейдвудные трубы для корвета "Баян".

Лишь осенью все цилиндры и устройства были готовы.

По приказанию генерал-адмирала, учитывая ограничения во времени, все вспомогательные механизмы заказали в Англии, с тем чтобы они являлись, кроме того, и образцами. С заказом механизмов под наблюдением полковника Зарубина началась и сборка фундаментов под них. Непосредственно под руководством лей­тенанта С. О. Макарова в августе начали монтаж водоотливной системы, а чуть по­зже и установку части изготовленных вспомогательных механизмов. К концу месяца броненосец ввели в док. Спешил с подготовкой механизма, установленного незадолго до этого в корпус, и завод Берда, обещавший их полную готовность к 1 сентября. В доке за несколько дней успе­ли установить забортную арматуру, руль, валы и винты. Сразу же после этого бро­неносец вывели из дока. После различных доработок 2 октября 1874 года, согласно приказу главного командира Кронштадт­ского порта, корабль начал свою первую кампанию. На нем еще отсутствовали обе башни, часть якорных и швартовых уст­ройств, шлюпбалки со шлюпками и мач­ты. Фактически внешний вид корабля на­поминал громадную и устойчивую плат­форму с одной лишь трубой и легкой надстройкой в центре. Тем не менее управляющий Морским министерством торопил строителей произвести первые испытания именно в этом году, используя оставшуюся часть времени до замерзания воды в заливе.

В первый день кампании, подняв пар в котлах до 1,8 атм, "Петр Великий" медленно вышел на внешний рейд. Корабль простоял на якоре весь день, на нем были испытаны в действии все вспомогатель­ные механизмы. Вечером вернулись в га­вань.

В первую кампанию командовал ко­раблем новый командир капитан 1 ранга Ипполит Константинович Вогак. Кроме командира и старшего офицера, команду броненосца составляли двенадцать офи­церов, в число которых входил и новый строитель "Петра Великого" подпоручик Александр Евгеньевич Леонтьев, ответст­венный за последующую достройку, а также тринадцать унтер-офицеров и три­ста шесть матросов.

Утром 3-го октября, подняв пары в котлах, начали готовиться к съемке с яко­ря. Спустя час на яхте "Нева" на корабль прибыл вице-адмирал А. А. Попов. Сняв­шись с якоря, имея на борту 60 рабочих с завода Берда, взяли курс на Толбухин ма­як. В районе Красногорского телеграфа повернули назад. На этой пробе при дав­лении пара в котлах 1,5 атм винты разви­ли лишь до 28 об/мин. Через 15 минут по­сле этого послышался стук в районе лево­го винта. Ход пришлось уменьшить. При повторном увеличении оборотов стук поя­вился вновь. Испытания прекратили, и днем броненосец стал на бочки у Купече­ских ворот.

Осмотр винтов водолазами показал, что одна из лопастей левого винта систе­мы Гирша, изготовленного по настоянию генерал-адмирала на Кронштадтском за­воде, видимо, от удара о камень имела вмятину у самого края. Сама лопасть от удара качалась в ступице и при увеличе­нии оборотов задевала за кронштейн. В течение последующих четырех дней гото­вились к замене лопасти и постановке в док. Водолазы вместе с рабочими Берда сняли лопасть, подняв ее с грунта плавк­раном.

7 октября броненосец ввели в Боль­шой Петровский док. Через два дня испытания продолжили. Выйдя на Большой Кронштадтский рейд, постепенно в тече­ние часа развили до 34 об/мин. Через не­сколько минут стук с левого борта появил­ся вновь. Пришлось вернуться в Кронш­тадт.

По настоянию А. А. Попова затем все же продолжили испытания, попеременно давая, стоя на швартовых, то передний, то задний ход. Стук периодически повторял­ся. Обследовавшие винт водолазы обнаружили уже у двух лопастей отколовшиеся куски. Сказывалось несовершенство вин­тов системы Гирша, изготовленных к то­му же из мягкой латуни.

"Петр Великий" ввели в док, теперь на всю зиму. Первая кампания, длившая­ся всего 12 дней, за которые было пройде­но всего 20 миль, окончилась. Машины работали исправно. Но в котлах появи­лось несколько "выпучин". Камнем пре­ткновения оказались лишь винты Гирша.