14. Горизонтальные машины - анах­ронизм прошлого

 

В начале 1877 года заметно осложни­лись отношения с Турцией. Для защиты славянских народов Россия в феврале предъявила Турции ультимативное тре­бование о прекращении войны с Сербией, армия которой несла тяжелейшие пора­жения. Турция уступила. В марте вместе с некоторыми европейскими странами Россия вновь оказала давление на Тур­цию, предложив осуществить реформы в управлении балканскими провинциями, основной частью населения которых были христиане. В конфликт вступила Англия. Назревала война. Малочисленный Черно­морский флот не являлся достаточной си­лой. Поэтому Морское министерство ре­шило послать в Адриатическое море ко­рабли Балтийского флота.

До апреля экипаж "Петра Великого" находился в ожидании предстоящего пла­вания в Средиземное море в качестве флагмана весьма солидной броненосной эскадры, в которую входили фрегат "Князь Пожарский", четыре башенных фрегата, две броненосные батареи и четы­ре парохода обеспечения.

В апреле с объявлением войны поход отменили, и "Петр Великий" стали гото­вить к предстоящим испытаниям. В мае корабль прошел докование. Согласно при­казу главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала П. В. Казакевича за № 203 от 28 мая, броненосец под коман­дой капитана 1 ранга И. К. Вогака с 30 офицерами и 317 матросами шестого флотского экипажа вступил в кампанию 1877 года.

Организационно корабль вошел в со­став броненосного отряда Практической эскадры Балтийского флота. Отряд насчи­тывал два башенных фрегата "Адмирал Грейг" и "Адмирал Спиридов", двухбашенную лодку "Смерч" и шесть однобашенных мониторов. Кроме броненосного отряда, в эскадре находился и отряд из 14 деревянных судов.

30 мая "Петр Великий" вышел на Большой Кронштадтский рейд, став на якорь у форта "Александр". После тради­ционного смотра судов перед началом кампании, 13 июня корабль ушел для оп­ределения девиации, и уже 17 июня со­стоялись испытания машин на мерной ми­ле.

При водоизмещении 9587 т корабль на четырех пробегах развил средние: мощность 8904 л. с., 65,5 об. винта и ско­рость 11,8 уз. И хотя машины работали исправно, все же, несмотря на отличный уголь и работу квалифицированных коче­гаров, испытания не оправдали надежд ни Берда, ни механического отдела МТК. Показательной была и работа котлов, имевших к тому времени множество выпучин и трещин в топках. Котлы давали в начале пробега давление в 2,5 атм, в кон­це только 1,3. Окончательно выяснилось, что наличие множества дефектов в тру­бопроводах и машинах, а также малая производительность котлов делали броне­носец тихоходным.

Июль корабль простоял на Большом Кронштадтском рейде, сделав четыре двухдневных выхода за Толбухин маяк. Между выходами силами рабочих Кронш­тадтского Пароходного завода осмотрели машины с частичной их разборкой. Разобрав деревянную обшивку оболочки ци­линдров, рабочие обнаружили несколько трещин. Причем почти вес они, несомнен­но образованные после отливки, хорошо были известны Берду. Трещины Берд пре­дусмотрительно еще в 1870 году скрепил болтами и зашпаклевал. И если в ближай­шие несколько лет, по мнению главного инженер-механика Кронштадтского пор­та Н. Г. Нозикова, трещины были неопас­ными, гарантий на то, что в дальнейшем они не будут увеличиваться никто дать не мог.

30 июля "Петр Великий" ушел в Ре­вель, прибыв туда на следующий день. На этот раз задачей перехода являлось испы­тание стрельбой орудийных станков. Ут­ром 4 августа с прибытием на борт гене­рал-лейтенанта Ф. В. Пестича и контр­адмирала Ф. Я. Брюмера, командовавше­го броненосной эскадрой, корабль совместно с батареей "Первенец" и броне­носной лодкой "Русалка", буксировавшей щит, взял курс к острову Карлос, в районе которого находился артиллерийский пол­игон флота. Сначала совместно с "Пер­венцем" стреляли по буксируемому щиту, а затем и по щитам, стоящим на острове. В целом результаты работы станков и самих стрельб признали удовлетворительными. Артиллерия не вызывала нареканий. От острова броненосец перешел до Гельсинг­форса и 6 августа бросил якорь в Кронш­тадте. Затем в течение августа один раз совершили переход до Ревеля и обратно и дважды за Толбухин маяк для обучения стрельбе из имеющихся на вооружении десантного отряда винтовок Бердана и ре­вольверов Галянда.

Сентябрь оказался напряженным. Сначала совершили переход в Ревель, от­туда к Дагеротскому маяку, затем к ост­ровам Ондерсхольм и Паккерорт. 22 сен­тября "Петр Великий" вернулся в Кронш­тадт. Уже через день, 24 сентября, состоя­лось повторное испытание машин. При водоизмещении 9158 т, давлении пара в котлах до 2,5 атм. машины развили 7236 л. с. и 60 об. винта. Средняя скорость на четырех пробегах составила 12,35 уз.

На следующий день, считая бесперспек­тивными дальнейшие испытания машин с наличием огромного числа неисправно­стей, "Петр Великий" вывели из кампа­нии.

Кампания 1877 года, во время кото­рой корабль прошел 3200 миль, показала, кроме всего прочего, и несовершенство са­мих горизонтальных машин, бывших на "Петре Великом". После испытания А. А. Попов предложил в связи с предсто­ящим зимним ремонтом переделать ма­шины согласно "известному патенту Пэнна", дающему возможность работать как по "обыкновенной" системе, так и по сис­теме "компаунд". Система "компаунд" по­зволяла после модернизации при эконо­мии до 30 % угля развивать мощность на 30 % менее проектной, то есть 6000 л. с. При необходимости достижения полной мощности механизмы переключались на "обыкновенное" действие. С заменой же всех котлов на котлы с давлением в 4 атм., работая по способу "компаунд", машины развили бы полную мощность.

Образованная по этому поводу ко­миссия из восьми корабельных механиков под председательством капитана Н. Г. Нозикова на заседании 3 октября пришла к выводу о нерентабельности по­добных переделок. Основным доводом явилась невозможность при этих услови­ях сэкономить 30 % угля и развить 6000 л. с. Для достижения полной мощно­сти машиной, переделанной по системе "компаунд", необходимо было увеличить не только давление в котлах, но и пло­щадь колосниковых решеток, а это по­влекло бы за собой увеличение их разме­ров. Более того новые котлы имели ци­линдрическую форму вместо прямоуголь­ной, бывшей у котлов на корабле, что вызывало рад трудностей при их установ­ке в корпус. К тому же опыт работы меха­низмов системы Пэнна на кораблях анг­лийского флота показал весьма высокий расход угля.

Плавания в кампании 1877 года выя­вили и ряд замечаний конструктивного характера. В рапорте начальника броненосной эскадры контр-адмирала Ф. Я. Брюмера наряду с малой производи­тельностью котлов и трудностью их об­служивания указывалось на малое возвы­шение палубы за бруствером, постоянно омываемой водой. Отсутствие деревянно­го покрытия верхней палубы вызывало высокую температуру во внутренних по­мещениях. Сказывалось несовершенство управления рулем, работавшим отдельно, от штурвала или же от рулевой машины, управление которой осуществлялось только из румпельного отделения по ко­мандам, подаваемым с мостика по перего­ворным трубам.

14 октября состоялось новое заседа­ние комиссии с участием А. А. Попова и генерал-майора А. И. Соколова - главно­го инженер-механика флота. Комиссия пришла к заключению о необходимости установки еще двух котлов, что, однако, влекло за собой или же увеличение диа­метра дымовой трубы, или установку двух меньшего диаметра. Но это не устраняло все недостатки. Вторым являлось решение о полной замене всех котлов, а это могло быть осуществлено только к кампании 1880 года.

Более радикальным управляющий Морским министерством адмирал С. С. Лесовский признал второе решение, отдав приказ изготовить и установить но­вые котлы к сентябрю 1879 года, чтобы в предстоящую зиму завершить все работы.

В январе 1878 года доверенное лицо Берда - инженер-механик Ф. А. Пелль (сам Д. Ф. Берд находился в Англии) про­сил управляющего Морским министерст­вом окончательно рассчитаться и выпла­тить заводу удержанные ранее за про­срочки 60 тыс. рублей. В марте, считая, что завод уже не сможет исправить плохо изготовленные машины, Морское мини­стерство выплатило только 20,8 тыс. руб­лей. Завод Д. Ф. Берда находился в предверии краха.

Для плавания в предстоящие до заме­ны котлов две кампании зимой 1877-1878 гг. пришлось удлинить на 6 метров дымовую трубу, вынув из нее трубы вы­тяжной вентиляции. Это несколько повы­сило тягу в котлах. Расширили и штат ко­чегарной команды, добавив к ним двух кондукторов и 24 кочегара.

 

Таблица испытаний „Петра Великого"

Т.Т.Д.

Проектные

Дата испытаний

 

 

1875 г.

1877 г.

1877 г.

 

 

2.10

17.06

24.09

25.06

25.0

Осадка средняя, м .

7,2

9665

2,6

 

 

9000

14

6,0

7875

2,5

 

76

6101,3

13,2

7,2

9645

2,5

 

65,5

8904

11,8 Гирша

5,3

7,1

6,9 7,3

9243 9665

2,3 2,1

 

60 63

7236 6886

12,35 10,4

Гриффитса

5,7 8,0

7,2

9651

2,1

 

50

3906

10,6

Водоизмещение, т .

 

 

 

 

 

Давление пара, кг/см .

 

 

 

 

 

Наибольшая частота вращения машин, об/мин .

 

 

 

 

 

Мощность, л/с .

 

 

 

 

 

Средняя скорость, уз .

 

 

 

 

 

Система гребного винта .

 

 

 

 

 

Диаметр винта, м .

 

 

 

 

 

Шаг винта .

 

 

 

 

 

             

 

Кампания 1878 года началась 19 мая. На следующий день, определив девиацию у Толбухина маяка, корабль стал на якорь на внешнем рейде. Первые выходы выя­вили основную тенденцию: механизмы "старели" день ото дня, отчего даже на 12-уз ход уже не рассчитывали. Заказан­ные Берду в начале мая четыре новых котла и запланированные частные пере­борки машин положение явно не спасали. В июне дважды провели артиллерийские стрельбы. Июль оказался самым трагич­ным в истории "Петра Великого". Во вре­мя боевой подготовки произошел несчаст­ный случай, который был характерен для эпохи деревянных кораблей. Несмотря на быстрый прогресс в судостроении, техни­ка уборки якорей оставалась прежней. 7 июля, возвращаясь со стрельбы, при подготовке к отдаче дагликсового (второй на правом борту) якоря лопнула крепя­щая его цепь. Якорь мгновенно ушел в во­ду, сбросив цепью шестерых матросов, ко­торые, потеряв от удара сознание, утону­ли. Произведенное затем расследование показало, что причинами трагедии яви­лись сложность работы с якорем, который хранился на носовых наклонных срезах, и лишь в незначительной степени просчеты команды.

Спустя 20 дней состоялся очередной пробег для определения расхода угля. Оказалось, что при среднем давлении в котлах 2,5 атм. и скорости 10 уз угля по­треблялось 6,8 т в час. При действии по­ловины котлов и скорости 7,5 уз расход угля составил 4,6 т. Оба пробега показали также и ничтожный коэффициент полез­ного действия машин. i В следующий выход, 11 августа, ко­рабль развил только 10,6 уз. После еще шести однодневных выходов за Толбухин маяк 5 сентября броненосец вывели из кампании, за которую корабль прошел 1870 миль.

Планы на предстоящий зимний ре­монт отражались в приказе управляюще­го Морским министерством адмирала С. С. Лесовского, который гласил: ".что­бы "Петр Великий" развивал возможно большую мощность, полагаю главному инженер-механику флота с этой целью сделать в машинах соответствующие из­менения, не стесняясь капитальными пе­ределками".

К этому времени котлы имели в сум­ме 65 выпучин. Для сравнения следует от­метить, что подобный "Петру Великому" английский броненосец "Dreadnought" в течение того же 1878 года находился под парами 51 день, сжигая на 1 л. с. всего 1 кг угля вместо 3,6 кг у нашего корабля.

Выполняя приказ, в МТК разработа­ли три новых проекта. Первый предпола­гал замену всех котлов, число которых до­водилось до 14. Это требовало установку двух труб. Во втором проекте следовало заменить и котлы, и машины, после чего механизм состоял бы из четырех паровых машин системы Пэнна (по две на вал) об­щей мощностью 10 000 л. с. и эллиптиче­ских котлов с двумя трубами. Третий про­ект предложил А. А. Попов, ознакомив­шись с механизмами яхты "Ливадия", строившейся тогда в Англии на заводе Эльдера, который имел хорошую репута­цию.

В кампанию 1879 года корабль не­сколько раз выходил на стрельбы. Два ра­за в неделю, как полагалось, проводили артиллерийские учения.

Машины постепенно сдавали и сдава­ли. Очередная комиссия уже в январе 1880 года отметила, что "железо в топках пленисто", т. е. в трещинах. Общие же вы­воды комиссии были не утешительны: ".с ремонтом котлы еще прослужат две кам­пании", - говорилось в отчете и в заклю­чение отмечалось, что "котлы капиталь­ного исправления не заслуживают".

Очередная (седьмая) кампания 1880 года началась 10 июня. Корабль под командой нового командира капитана 1 ранга А. П. Новосельского с 444 члена­ми экипажа начал курс боевой подготов­ки.

Несмотря на то, что "Петр Великий" являлся мощнейшим броненосцем мира, перед Морским министерством вот уже четыре года стоял неразрешенным вопрос о его механизмах. В конце кампании А. А. Попов, соглашаясь с мнением МТК о том, что "нельзя ожидать, что механизм путем переделок будет хороший", предло­жил полностью заменить его в Англии на известном заводе Эльдера. Предваритель­но цена механизмов, подобных тем, что были на яхте "Ливадия", определялась в 31 тыс. фунтов стерлингов (900 000 руб.), включая в себя все сопутствующие рабо­ты при установке их в корпус. Машины и котлы, изготовленные Бердом, безвозмез­дно передавались Эльдеру. Но более всего на предварительных переговорах подку­пали сроки. При немедленном заключе­нии контракта завод обещал изготовить машины и котлы за шесть месяцев, то есть к маю 1881 года. Все оборудование плани­ровалось заменить в течение 75 суток со дня прибытия корабля к заводской стенке. В августе по настоянию А. А. Попова генерал-адмирал Константин Николаевич этот план утвердил, что позволяло заклю­чить контракт в обход известного поста­новления императора Александра II от 1866 г. о заказах за границей.

Дальнейшие события развивались быстро. Уже 19 августа управляющий за­водом Эльдера В. Пирс, ознакомившись с чертежами "Петра Великого", которые ему доставил А. А. Попов, сразу же решил заключить контракт.

13 октября 1880 года от завода "Джон Эльдер и К°" В. Пирс и уполномоченный Морским министерством капитан М. И. Казн подписали контракт на изго­товление двух трехцилиндровых верти­кальных машин системы "компаунд" об­щей мощностью в 7000 л. с. с котлами.

Контракт обязывал создать механизмы, "подобные "Ливадии", лишь только с изменениями и приспособлениями к бро­неносцу". Готовность механизмов к уста­новке в корпус определялась не позднее 15 июня 1881 года, а сама установка их в течение двух с половиной месяцев со дня прихода корабля в Глазго, который назна­чался в любое время, но не ранее 31 авгу­ста того же года. Весьма строго "наказы­вался" завод за просрочки. Через 10 дней по истечении оговоренного срока Эльдер платил штраф 350 фунтов в первую неде­лю, 700 фунтов во вторую. После невыполнения работ и за этот период (т. е. 24 дня после окончания контрактного сро­ка) каждый последующий день стоянки "Петра Великого" обходился бы заводу по 200 фунтов стерлингов. Гарантийный срок определили 12 месяцев. За изготов­лением машин и их установкой беспре­пятственно мог наблюдать поручик Ф. Я. Поречкин, откомандированный в Англию после заключения контракта. Это также оговаривалось в договоре.

Сам же броненосец начал зимовку в Кронштадте.

 

Т. Т. Д. паровых машин

Т. Т. Д.

„Петр Великий"

"Devastation"

 

 

завод Д. Берда

завод Д. Эльдера

завод У. Пэнна

 

Число машин, шт .

2

горизонт.

10000/3906

2

вертик.

7000

 

3

 

1524

нет

1981

1,0

Д. Эльдера

 

5,18

12

4,9

3

14,26

2

вертик.

6687

 

2

 

2235

нет

нет

1,0

Гриффитса

5,3

5,9

8

2,5

4

13,84

 

Тип машин .

 

 

 

 

Суммарная мощность, л/с, проект/факт

Число цилиндров, шт .

 

 

 

 

 

3

 

нет

нет

1879

1,22

Гирша, затем Гриффитса

5,3

5,7

7,2

8,0

12

2,1-2,6

4

14/10,4

 

 

 

Диаметры цилиндров, мм

высокого давления .

 

 

 

 

среднего давления .

 

 

 

 

низкого давления .

 

 

 

 

Ход поршня, м .

 

 

 

 

Система винтов .

 

 

 

 

Диаметр винта, мм .

 

 

 

 

Шаг винта, м .

 

 

 

 

Число котлов, шт .

 

 

 

 

Рабочее давление пара, кг/см .

 

 

 

 

Число топок в одном котле, шт .

 

 

 

 

Наибольшая скорость, уз проект/факт