15. "Петр Великий" покидает Крон­штадт

 

Назначенный на первые дни мая 1881 года уход не состоялся. Сказались последствия суровой зимы. Лед в гавани и заливе сошел только 10 мая. 14 мая "Петр Великий" вышел на Большой Кронштадт­ский рейд для определения девиации.

С утра 19 мая начались последние приготовления к первому дальнему пла­ванию. Замена механизмов в Англии, по мнению МТК, единственный способ в кратчайшие сроки ввести броненосец в строй, а окончательным экзаменом на мо­реходность и качество изготовления ма­шин будет последующее плавание в Сре­диземное море.

На корабле, уходившем в плавание, под командой капитана 1 ранга В. Г. Ба­саргина находились 507 человек. Бли­жайшим помощником командира являлся старший офицер капитан-лейтенант Е. Макаров. Начальниками вахт значи­лись лейтенанты Л. Фелькерзам, Р. де Рибас, мичманы Н. Попандопуло и А. Дыдымов. Они вместе с пятью подвах­тенными мичманами Н. Былим-Колосовским, К. Мордвиновым, К. Мясниковым, Н. Глиноцким, Г. Цимерманом и тремя штурманскими офицерами: штабс-капи­таном А. Оводовым, подпоручиком Г. Терентьевым и прапорщиком Д. Ананьевым отвечали за безопасность плавания и обеспечение повседневной жизни экипа­жа в сложных условиях похода.

Артиллерия находилась в ведении ка­питана корпуса морской артиллерии стар­шего артиллериста корабля К. Жданова. Ему подчинялись командиры двенадцатидюймовых башен прапорщики В. Алькимович и С. Бочаров. За минное вооруже­ние нес ответственность мичман В. Колокольцов. Старший механик Э. Бековский, в подчинении которого находились еще пять офицеров, нес ответственность за механическую часть корабля.

Кроме них, на корабле находились ревизор мичман Н. Юрьев, врач надвор­ный советник Н. Боголюбов, строитель корабля капитан корпуса корабельных инженеров А. Леонтьев и корабельный священник иеромонах Сергий.

Для приобретения опыта, который может дать морскому офицеру только дальнее плавание, приказом генерал-ад­мирала Константина Николаевича от 12 апреля 1881 года на корабль назначил и четырнадцать бывших юнкеров Морского кадетского корпуса, которые сдали экза­мены и были произведены в гардемарины. В плавание уходили гардемарины: Н. Кладо - впоследствии известный мор­ской публицист и теоретик; Петр Римский-Корсаков - брат великого компози­тора и сын контр-адмирала В. Римского-Корсакова, дослужившийся потом до зва­ния контр-адмирала и ставший командиром Владивостокского порта. В списках значились князь Н. Путятин -внук знаменитого адмирала Путятина, первого посла России в Японии, и В. Стеценко, ставшие затем адмиралами.

Согласно ведомости, на корабле чис­лились 33 офицера и чиновника, 14 гарде­маринов, 6 кондукторов и 455 нижних чи­нов, на плечи которых ложились все тяго­ты при погрузке угля, работа у топок кот­лов, уход за механизмами, паро- и трубопроводами, артиллерией и все то, чем изобиловала служба простого матроса на корабле того времени.

К 10 часам утра все было готово и ко­рабль, снявшись с якоря, медленно начал покидать Кронштадтский рейд. Спустя полчаса город, оставшийся за кормой, по­степенно исчез в дымке. Машины работа­ли удовлетворительно и при давлении в котлах всего 1,4 атм. развили около 38 об. мин., что соответствовало скорости 7 уз. Начались первые трудности в управ­лении кораблем, так как при снятой руле­вой машине постоянно приходилось иметь у обоих штурвалов, даже в тихую погоду, по пять - семь человек. Отсутствие указа­телей оборотов винтов, снятых перед вы­ходом, вынуждало как вахтенного офице­ра, так и рулевых к утомительному по­иску положения руля для удержания ко­рабля на курсе и уменьшения рыск­ливости, вызываемой неравномерной ра­ботой машин.

В течение четырех дней плавания Балтика не преподносила сюрпризов, по­года стояла хорошая. Утром 22 мая ко­рабль прошел остров Бронхольм, с кото­рого по телеграфу запросили подъем на­ционального флага. Приблизившись за­тем к острову Менна, находившиеся на палубе увидели шедший под всеми пару­сами, встречавший броненосец герман­ский корвет.

К ночи вошли в Кильскую бухту и простояли там до утра. Утром, приняв на борт лоцмана, снявшись с якоря, "Петр Великий" медленно начал входить на рейд. С рассветом 23 мая показались сна­чала краны и трубы, а затем и строения города Киля - главной базы германского флота.

При подходе к назначенному месту стоянки к борту броненосца, искусно ма­неврируя, подошел катер с лейтенантом германского флота, который передал ко­мандиру корабля приветствие от старшего на рейде адмирала.

К 9 часам "Петр Великий" вошел на рейд и стал на якорь. Здесь, на рейде, на­ходились германская броненосная эскад­ра, состоящая из броненосцев "Фридрих

Карл", "Кронпринц", "Прейсен" и "Фрид­рих дер Гроссе", и фрегат "Аркона" под флагом начальника морских сил Балтий­ского моря вице-адмирала Батха.

Сразу же приступили к погрузке угля с заранее приготовленных русским консу­лом барж, так как за переход израсходо­вали 650 т, т. е. половину всего запаса. Авральные погрузочные работы заняли двое суток, в течение которых на корабль приняли 577 т кардиффа. Тогда же, поль­зуясь стоянкой, произвели чистку и ос­мотр топок, который показал, что количе­ство трещин и накипей не увеличилось. К концу дня 26 мая "Петр Великий" был подготовлен для перехода из Киля в Анг­лию.

Для плавания в Пентландском про­ливе, сложном в навигационном отноше­нии из-за частых туманов, командир за­ранее запросил через нашего консула в Абердине опытного лоцмана. В Киле при стоянке появились первые больные. Мат­роса Назара Форафонова, заболевшего воспалением легких, пришлось оставить в береговом госпитале. Около 7 часов утра 27 мая корабль продолжил плавание в Ан­глию.

Проход через проливы Большой Бельт и Каттегат замедлился из-за посто­янных туманов и встречных течений. Много хлопот доставлял и кардиффский уголь, менее качественный, чем исполь­зовавшийся до Киля ньюкастльский. В каждом из проливов пришлось по два раза из-за погоды отстаиваться на якоре.

В отличие от предыдущих дней Бал­тика выглядела совсем по-другому. Семи­балльный ветер и волнение заставили ко­рабль, управляемый только ручным спо­собом, войти к вечеру 29 мая во Фредерихксхавк.

В течение двухдневной стоянки на корабле, вызвавшем неподдельный инте­рес, по словам очевидца, побывали чуть ли не все жители Фредериксхавка. "Жи­телям такого маленького городка и такого незначительного порта, конечно, редко приходилось видеть в своей бухточке та­кого огромного гиганта, как "Петр Великий". На катерах и на яликах ежеминутно приезжала масса любопытных для осмот­ра корабля. В особенности много посети­телей было в день нашего ухода. Шлюпки приставали по всему борту, где только можно было вылезти. Желание осмотреть корабль заставляло преодолеть всевоз­можные препятствия. Так одна шлюпка, не найдя места приткнуться у борта, при­стала к рядом стоящей угольной барже с очень высоким бортом. В шлюпке было несколько барышень, которые отважи­лись подняться на баржу по лестнице, стоящей совершенно вертикально. Но, к сожалению, храбрые датчанки уже опоз­дали. Корабль начал сниматься с якоря. В это время пришел пароход с массою пуб­лики. Они приехали провожать нас в пла­вание. К 8 часам вечера мы при громких криках "ура" вышли в море, взяв курс на плавучий маяк у мыса Скаген", - писал один из участников плавания. К 9 часам, обойдя маяк, легли на курс 270° и, имея скорость 8 уз, проследовали к мысу Noss Head. После двух суток непрерывного плавания благополучно подошли к мысу, где на борт приняли ожидавшего лоцмана и вышли в Пентландский пролив. Обогнув северную оконечность Шотландии и спу­стившись к югу между Гебридскими ост­ровами, утром 5 мая "Петр Великий" при­был на пустынный рейд Гринока. Из-за частых туманов самым сложным оказался последний переход от мыса Noss Head до Гринока. В этих условиях пришлось пол­ностью довериться лоцману, определяв­шемуся лишь благодаря хорошему зна­нию побережья, которое только изредка проглядывалось в тумане.