20. Новый проект

 

Спустя несколько дней после реше­ния управляющего Морским министерст­вом о переоборудовании "Петра Велико­го" в учебный корабль главный инспектор кораблестроения Н. Е. Кутейников пору­чил члену МТК корабельному инженеру Н. В. Долгорукову разработать проект. Предстояло разрешить довольно сложную задачу коренного переоборудования низ­кобортного броненосца в учебный ко­рабль. По заданию Главного морского штаба его предполагали вооружить че­тырьмя 203-мм, двенадцатью 152-мм, двенадцатью 75-мм и несколькими оруди­ями малого калибра. В короткий срок про­ект был разработан, и уже 2 августа 1903 года Н. В. Долгоруков вместе с уп­равляющим Морским министерством представил на "высочайшее утверждение" эскизный чертеж нового корабля для учебно-артиллерийского отряда, который в целом был одобрен.

Через две недели в этот проект по предложению управляющего Морским министерством внесли изменение: "для лучшей утилизации котлов" вместо одной устанавливали две трубы. Затем последо­вало решение Механического отделения МТК о замене всех котлов из-за нерента­бельности их ремонта. Вместо них запла­нировали установить отремонтированные котлы с яхты "Полярная Звезда".

Параллельно с МТК проект переобо­рудования "Петра Великого" разрабаты­вали и на Балтийском заводе, которому ГУКиС поручил переоборудовать ко­рабль. В начале декабря начальник завода генерал-майор С. К. Ратник представил в МТК эскизные чертежи, пояснительную записку и приблизительный расчет весо­вой нагрузки. Чертежи рассмотрели 15 декабря. Комитет высказался за уста­новку в дополнение к имеющейся на эски­зе одной двухорудийной башне для 203-мм орудий еще одной кормовой для двух 152-мм орудий. Это решение аргу­ментировали тем, что в скором времени подобные башни для 152-мм орудий будут устанавливать на многих крейсерах и бро­неносцах флота. Предложенные в проекте два бортовых 203-мм орудия МТК решил не устанавливать. Место же для носовой 203-мм башни планировали зарезервиро­вать до окончания ее проектирования и изготовления, которое могло быть окон­чено в лучшем случае через три года. В целях экономии башни не бронировались. Через два дня после заседания Комитета исправленный проект Балтийского завода представили Морскому министру, кото­рый приказал, не ограничиваясь этим ва­риантом установки орудий, разработать и другой, с бортовой системой. В декабре 1903 года проект был готов. Из экономи­ческих соображений башенный вариант вооружения управляющий министерст­вом признал нецелесообразным.

В целом второй вариант Балтийского завода с бортовым размещением орудий являлся подобным проекту, представлен­ному ранее Комитетом, автором которого был инженер Н. В. Долгоруков. Различие заключалось лишь в том, что в проекте Балтийского завода все 152-мм и 75-мм орудия в батарее и на верхней палубе ус­танавливали на выступах, для чего над­водный борт с жилой палубы заваливался внутрь на 1,14 м, тогда как в проекте Н. В. Долгорукова он был прямой и не имел спонсонов. Завал бортов давал уве­личение угла обстрела со 100° до 120" и уменьшение пушечных портов до 2,5 м. Сами же стволы орудий при размещении их "по-походному" не выступали за ли­нию борта. Проект Балтийского завода предусматривал размещение и 203-мм орудий на отдельных спонсонах.

20 января 1904 года МТК оконча­тельно утвердил проект Балтийского за­вода, определив при этом штат команды и весовую нагрузку. Экипаж увеличивался на 135 человек (для обслуживания новой артиллерии) и состоял из 30 офицеров, 5 кондукторов и 543 матросов. Полное во­доизмещение с запасом угля в 685 т соста­вило около 9500 т, а осадка -7 м.

Основной трудностью МТК считал переоборудование корпуса. Предстояло вместо снятого бруствера увеличить высо­ту борта на две палубы на всем протяже­нии от носа до кормы. При возведении бортов решили все же не заделывать ус­туп, образуемый наружной обшивкой с верхней гранью оставшегося броневого пояса по ватерлинии. Кроме того, пред­стояло вновь набрать из стальных листов внутреннее дно в бортовых угольных ямах, часть междудонного пространства приспособить для хранения 70 т котель­ной воды. На новой батарейной палубе за­ново набирались все переборки кают, куб­риков и других помещений. Увеличение борта потребовало увеличить и площадь руля. Для управления кораблем спроек­тировали новую боевую рубку с броней в 102 мм. Взамен существующей магист­ральной водоотливной трубы с ее центро­бежными помпами следовало установить новую, заменив паровые водоотливные машины на электрические. Кроме всего этого, Балтийскому заводу предстояло из­готовить две стальные мачты с марсовыми площадками для пулеметов.

Главные паровые машины ввиду их хорошего состояния МТК решил не ме­нять. В процессе работ демонтировали оба выдвижных торпедных аппарата. В веде­ние минеров добавлялось электрооборудование: четыре 640 и одна 320-амперные пародинамомашины фирмы "Сименс и Гальске". Они обеспечивали энергией электромоторы снарядных элеваторов и станков в судовой мастерской, водоотлив­ные средства и боевые прожекторы. Фак­тически оставалась нетронутой только часть корпуса ниже жилой палубы, кото­рая являлась как бы "фундаментом" для создания нового корабля.