23. Годы напряженной учебы

 

1 марта 1909 года в Кронштадтском учебно-артиллерийском отряде состоялся очередной выпуск слушателей - офице­ров и комендоров. После выпуска их для практического обучения распределили на корабли отрада.

"Петр Великий" и "Император Алек­сандр II", составлявшие ядро отряда, сто­яли в ожидании 152-мм орудий Канэ, ре­монт которых закончили на Обуховском заводе. К концу апреля их установили. Другие корабли отряда - транспорт "Ри­га" и пять номерных миноносцев - также готовились к плаванию. Отряду в эту кам­панию предстояло обучить 2589 моряков по весьма насыщенному курсу.

В план занятий с офицерами добави­ли несколько упражнений, ранее считав­шихся необходимыми только для комен­доров. Теперь и офицерам предстояло провести стрельбы на берегу из винтовок и вспомогательных винтовочных стволов на 120- и 152-мм орудиях (в сумме 420 выстрелов). Это, по мнению Морского генерального штаба, нужно было для то­го, чтобы "будущие судовые артиллерий­ские офицеры сами изучали™ практике, чему и как учить нижних чинов для луч­шей подготовки их к боевой стрельбе из пушек".

Учитывая огромную потребность в комендорах для обслуживания орудий разных калибров, на всех классах кораб­лей курс обучения состоял из 122 различ­ных стрельб.

На стрельбах с порядковыми номера­ми от 1 до 18 обучали стрельбе из винто­вок, револьверов и пулеметов на берегу в десантных взводах. Стрельбу № 19 прово­дили из пулемета системы Максим с дви­жущегося катера по вехе в воде. Стрельбы №№ 20, 21 и 21а вели из 120- и 152-мм орудий со вставленными винтовочными стволами. Следующим этапом обучения являлись стрельбы из орудий малого (37-мм и 47-мм) калибра по пирамидаль­ному щиту на расстоянии 5-7 кабельто­вых. И самыми ответственными счита­лись стрельбы №№ 31-41 для офицеров и комендоров-наводчиков. Это были стрель­бы из всех калибров, включая и 305-мм (на "Императоре Александре П"). Их про­водили сначала при стоянке на якоре, за­тем на ходу при скорости 10 уз и ночью с подсветкой цели из прожекторов. Состя­зательные стрельбы (№№ 40-42) производились боевыми зарядами и снарядами.

Все последующие стрельбы (№№ 43-122) предназначались для офицеров, иду­щих служить на миноносцы и подводные лодки. При проведении стрельб учитыва­лись все условия нелегкой службы на них: стремительная качка, циркуляция, крен, большие скорости и плохая видимость. Каждый слушатель делал от 10 до 80 вы­стрелов в зависимости от калибра.

Об интенсивности обучения можно судить по количеству отпущенных отряду боеприпасов. На 1909 год назначалось 650 тыс. винтовочных патронов, 37 тыс. 152-мм и 1400 203-мм снарядов и зарядов. Огромное количество снарядов отпуска­лось и на орудия меньших калибров.

В начале мая отряд прибыл на Ревельский рейд. В день очередной 37-й го­довщины спуска "Петра Великого" на во­ду корабль посетил великий князь Ки­рилл Владимирович. 10 августа, подводя итоги обучения, отряд произвел состяза­тельную офицерскую стрельбу. Переход­ный Императорский приз получил обу­чавшийся на "Петре Великом" лейтенант Г. Оленев. В октябре отряд пришел в Кронштадт.

1909 год явился знаменательным в истории русского флота. 3 июня на веду­щих заводах страны, Балтийском и Адмиралтейском, заложили по два 23 000-тон­ных линейных корабля-дредноута. И в России началась эра дредноутов - заклю­чительный 30-летний этап развития ли­нейных кораблей.

А в Кронштадте в это время мирно стоял после тяжелой учебной работы ко­рабль, который ровно за сорок лет до этого строила почти вся страна в то, ставшее историей для создателей дредноутов, вре­мя, когда Россия, благодаря усилиям ца­ря - реформатора Александра II, освобо­дилась от цепей крепостного права и вы­шла из феодального на иной, капитали­стический путь развития.

Пять последующих лет проходили для отряда похожими друг на друга. Ко­рабли, как и прежде, традиционно уходи­ли в Ревель и там занимались боевой под­готовкой. В 1910 году в отряд включили и крейсер "Россия". В 1913 году, 7 июня, экипаж "Петра Великого" участвовал в грандиозном торжестве - освящении но­вого Морского собора на Якорной площа­ди в Кронштадте. Перед самым началом войны взамен "России" в отряд включили крейсер "Диана". Тогда же отряду довелось участвовать в маневрах Балтийского флота. "Александр II" и "Петр Великий" изображали корабли "противника", сра­жавшегося с Первой бригадой линейных кораблей.

Во время проведения в конце июля 1914 года состязательных стрельб на ко­рабли отряда пришло известие об объяв­лении Германией войны. Но Балтийский флот уже вступил в войну, объявив нака­нуне мобилизацию.

Годы войны "Петр Великий", будучи плавбазой для подводных лодок, находил­ся сначала в Кронштадте, а затем в Гель­сингфорсе, где его застала Февральская революция. Спустя год, в феврале 1918 года, базировавшиеся в Гельсинг­форсе корабли по приказу В. И. Ленина перевели в Кронштадт. Руководил этим тяжелым переходом, названным после "ледовым", бывший офицер, капитан 1 ранга А. Н. Щастный.

14 апреля "Петр Великий" с отрядом других кораблей прибыл в Кронштадт. Три долгих года гражданской войны он, как и многие другие корабли, простоял опустевший. С корабля давно уже сняли всю артиллерию, штурманское и другое оборудование, оставив один неотапливае­мый корпус. 21 мая 1921 года его исклю­чили из списков флота и сдали на хране­ние в Кронштадтский порт. Как правило, после этого корпуса кораблей или сдава­лись, или продавались на слом. Но "Петр Великий" постигла более счастливая участь, и он еще послужил флоту. Ему дали скромное имя "Блокшив № 1" и пе­реоборудовали в склад для хранения мин заграждения.

В сентябре 1924 года Кронштадт и Ленинград постигло несчастье - сильное наводнение, сравнимое разве что с навод­нениями пушкинской поры. Утрата вы­брошенного на берег блокшива в сравне­нии с другими потерями казалась ничтож­ной. Всеобщая разруха, слабая спасатель­ная база Кронштадта не позволили начать спасательные работы, и корабль простоял на отмели три года, прежде чем 5 октября 1927 года его сняли. Затем блокшив вновь использовался как склад. 1 января 1932 года он получил новый номер и стал называться "Блокшив № 4".

Потом он долгое время использовался как плавучее общежитие, находясь в Кронштадте. В 1959 году его, девяностолетнего "старца", отбуксировали на слом. Так закончилась жизнь корабля, создание и служба которого явились летописью почти вековой истории нашей страны.

Бег времени неумолим. Мы делим его условно на секунды, дни, столетия. Но никто из нас не может физически ощутить его ход. Работая в архивах, листая пожел­тевшие документы, оставившие нам фак­ты и мысли давно ушедших людей, начи­наешь осознавать, как далеки описывае­мые в этой книге события. Но не только документы хранят прошлое, но и память людей, передаваемая от поколения к по­колению. Мы хорошо знаем тех, кто в го­ды Великой Отечественной войны отстоял независимость нашей Родины. Общаясь с ними, мы как бы невольно становимся участниками тех событий. Поколение, победившее в войне, помнит тех, кто вое­вал в русско-японской и на фронтах пер­вой мировой и гражданской войн. То по­коление, в свою очередь, помнило жив­ших еще в крепостной России, а затем и в России, преобразованной царем-рефор­матором Александром II. Таким образом измеряя время, мы можем перенестись в тот далекий 1866 год, когда на виду крон­штадтских фортов показались американ­ские мониторы. Именно тогда началась история создания "монитора-крейсера" -детища А. А. Попова.

Но есть люди из послевоенного поко­ления, которые хорошо помнят высоко­бортное общежитие, мирно стоящее в Кронштадте на Усть-Рогатке. "В пятиде­сятых годах, - вспоминает А. Л. Ларио­нов, хранитель модельного фонда ЦВММ, - в этом общежитии находился еще и склад химического имущества Кронштадтской крепости. В то время слу­жило еще много вспомогательных кораб­лей, построенных до революции. Но этот блокшив был особый. Все хорошо знали, что раньше это был учебный корабль "Петр Великий" и построен он был задолго до 1917 года. После войны он не имел ни мачт, ни труб, ни надстроек. Для спуска в жилые помещения на палубе находились только два тамбура. Но на его бортах ясно виднелись очертания спонсонов, а у во­ды - четкая линия верхней кромки броне­вого пояса. В помещениях сохранилось .лишь несколько столов и диванов, изготовленных в прошлом. Изящно выпол­ненные, они выделялись из прочей мебе­ли. Привлекали также внимание доброт­но изготовленные в начале века латунные иллюминаторы". Хорошо запомнился "Петр Великий" и капитану 2 ранга в от­ставке Ю. И. Спиридонову. После войны, будучи лейтенантом, ему довелось неко­торое время жить в его каютах. "Все мы знали, что живем на "Петре Великом" -корабле бывшего царского флота, - вспо­минал Юрий Иванович, - но лишь немно­гие догадывались, что в прошлом это был сильнейший броненосец мира, строитель­ство которого начали еще за 32 года до на­чала двадцатого века. Много людей в то трудное послевоенное время жило на "Петре Великом", для многих, пусть не на длительное время, он стал домом. И жал­ко то, что тогда мы не знали о нем ровным счетом ничего, ведь тогда объективный подход к своей истории был не в почете".

Как видим, "Петр Великий" помнят представители послевоенного поколения. И совсем недавно одному из новейших атомных крейсеров присвоено имя "Петр Великий". Сейчас он достраивается в Санкт-Петербурге и будет служить Рос­сии под тем же андреевским флагом. Ход истории не допустил разрыва связи вре­мен и поколений.

Ленинград-Санкт-Петербург. 1986-1992 гг.