Брустверно-башенные броненосцы Англии

 

Посещение Европы американскими мониторами не осталось без внимания и в Англии. Осмотрев их и сделав соответст­вующие выводы, английское Адмирал­тейство приняло решение о строительстве нескольких мониторов для обороны пор­тов в отдаленных колониях. Тогда же в 1866 г. Э. Рид составил чертежи первых трех мониторов, названных позже "Cerberus", "Magdala" и "Abussinia". Это были корабли, почти одинаковые по раз­мерам с американскими мониторами, нос устроенным в центральной части брустве­ром, равным половине длины корпуса. Наличие забронированного бруствера заметно улучшало мореходность и позволя­ло более удобно разместить внутри две башни, трубу, рубку и вентиляционные раструбы.

В 1870 году Адмиралтейство заложи­ло еще четыре подобных двухбашенных монитора "Cyclops", "Hecate", "Gorgon" и "Hudra". Все корабли спустили на воду че­рез год, а в 1872 году они вступили в строй.

Одновременно в Англии приступили к постройке брустверно-башенного кораб­ля "Glatton", проект которого Э. Рид со­ставил в начале 1868 года. Разрабатывая его чертежи, знаменитый кораблестрои­тель рассчитывал на то, что новый ко­рабль сможет выполнять не только функ­ции береговой обороны, но и участвовать в линейном бою.

Увеличив водоизмещение почти до 5 тыс. тонн, Э. Риду удалось в бруствере установить только одну башню с двумя 305-мм орудиями. Это ограничение вызы­валось тем, что иметь мониторы большего водоизмещения в своем флоте Адмирал­тейство считало излишним, а с построй­кой восьмого корабля, каковым являлся "Glatton", потребность флота в подобных кораблях отпадала. Это было время ост­рых дискуссий о том, какому быть броне­носцу - башенному или казематному, высоко- или низкобортному. К концу 1868 года кораблестроители и моряки все же сошлись на мысли о превосходстве ба­шенной системы установки орудий.

В начале 1869 года лорд Чильдерс, бывший Морским министром и сторонни­ком башенных кораблей, сообщил парла­менту о готовности Адмиралтейства к строительству броненосца, чертежи кото­рого уже составил Э. Рид. "Главное назна­чение этого броненосца, - говорил лорд Чильдерс, обращаясь к парламенту, - со­стоит в плавании в любое время года в Английском канале, в Средиземном море и всех европейских водах, а также он дол­жен совершить в случае надобности пере­ход через Атлантический океан в Амери­ку".

Разрабатывая чертежи, Э. Рид взял за основу составленный незадолго до это­го проект однобашенного монитора "Glatton", но с добавлением еще одной башни. Для того чтобы "вооружить броне­носец такими орудиями, которые могли бы пробивать борта всех существующих броненосцев", Э. Рид планировал устано­вить на корабле четыре 25-тонных ору­дия. Но затем от них отказались - появи­лись более мощные 35-тонные пушки. Чертежи нового брустверно-башенного корабля (а именно такой тип Э. Рид счи­тал самым подходящим) утвердили 15 марта 1869 года, и уже в октябре в од­ном из Портсмутских доков заложили корпус нового английского броненосца, получившего название "Devastation" (Опустошитель). Во время его строитель­ства Англию потрясла весть о гибели в Средиземном море в ночь с 6 на 7 сентяб­ря 1870 года башенного броненосца "Captain". Поэтому на строившемся бро­неносце произошли изменения: перед бруствером расположили надстройку, на­растили борта шириной около 1,5 м.

В июле 1871 года док заполнили во­дой и на ее поверхности застыл корпус первого английского брустверно-башен­ного броненосца. Официальные испыта­ния "Devastation" состоялись в октябре 1872 г. Полностью же к службе корабль был готов спустя год.

Почти одновременно с "Devastation" в Пемброке приступили к строительству однотипного с ним корабля, получившего позже название "Thunderer" (Потрясатель). В марте 1872 года его спустили на воду, но в состав флота он вошел спустя четыре года.

В феврале 1870 года в Пемброке зало­жили третий брустверно-башенный бро­неносец. Но через семь месяцев произош­ла указанная выше катастрофа с "Captain", и Э. Риду пришлось оставить пост главного строителя флота. На эту должность назначили Н. Барнаби.

Руководя его достройкой, Н. Барнаби внес некоторые изменения в проект Э. Ри­да. Корпус удлинили на 10,7 м, увеличи­ли на 0,48 м его ширину, отчего водоизмещение возросло на 1650 т. Строившийся броненосец назвали "Fury". В марте 1875 года его спустили на воду и отбукси­ровали достраивать в Портсмут. Там ему присвоили новое имя "Dreadnought" (Не­устрашимый). В состав флота он вошел в 1877 году.

Корабли долгое время несли службу в английском флоте. Сразу после вступле­ния в строй, с мая по апрель 1875 г. "Devastation" проходил службу в водах метрополии. В июле 1874 г. корабль по­стигла первая неудача - столкновение с рангоутным броненосцем "Resistance", в результате которой на "Devastation" были сдвинуты несколько броневых плит. С ап­реля 1875 г. по ноябрь 1878 г. корабль на­ходился в Средиземном море, после чего его перевели в Портсмут на капитальный ремонт. В 1879 г. во время ремонта на нем улучшили вентиляцию, установили шесть малокалиберных пушек Норденфельда, а на вновь установленном марсе -картечницы Гатлинга. Корабль снабдили двумя бортовыми надводными торпедны­ми аппаратами, вырезав для этого в броне бруствера порты и устроив хранилище для 14 356мм торпед. Кроме этого, "Devastation" снабдили одним минным ка­тером. После ремонта броненосец поста­вили в резерв на Мальте, где он простоял до 1885 г. Затем в течение пяти лет до 1890 г. он находился в составе практиче­ской эскадры. В 1887 г. произошло второе столкновение, на этот раз с более сильным кораблем - броненосцем "Ajax". В 1891-92 гг. "Devastation" вновь прошел ремонт, но уже с перевооружением. На нем заме­нили все главные и вспомогательные ме­ханизмы, установили новые мачты и тру­бы. Новое вооружение состояло из 4-х 254-мм новых казнозарядных орудий и 14-ти малокалиберных пушек. После ре­монта броненосцу отвели роль охраны по­бережья сначала у Девонпорта, а затем у крепости Гибралтар, где, кроме этого, он часто участвовал и в общефлотских ма­неврах в Средиземном море. В 1902 г. его как окончательно устаревший корабль разоружили, и он, простояв пять лет в Портсмуте, был исключен из состава фло­та. В 1908 г. его продали на слом.

Другому однотипному кораблю, бро­неносцу "Thunderer", судьба уготовила гораздо большие испытания. Во время хо­довых испытаний в июне 1876 г. на нем произошел взрыв котла. После этого ко­рабль поставили на ремонт в Чатам. Во время ремонта у бортов смонтировали противоторпедные выстрелы и сети, что в те годы было новшеством. В 1879 г. "Thunderer" постигла новая трагедия. Во время учебных стрельб 2 января комендо­ры, не заметив осечки, произвели повтор­ное заряжание левого ствола в носовой башне. В результате орудие разорвало. Взрывом оторвало часть ствола вне баш­ни, выбросив его за борт и убив при этом 12 человек. Корабль вновь поставили на ремонт. С 1889 по 1892 г. "Thunderer" на­ходится в Средиземном море. В 1892 г. его, подобно "Devastation", перевооружи­ли, и он вновь несет службу в Средизем­номорье. Затем ему отвели роль корабля береговой обороны, и до 1900 г. он охра­нял порт Чатам. В 1903 "Thunderer" вновь ремонтируют, после чего он до 1907 г. на­ходится в резерве. В 1909 г. его продают на слом.

Служба "Dreadnought" проходила удачно. После вступления в строй его с 1879 по 1884 г. продержали в резерве в Портсмуте. Затем в течение десяти лет он бессменно проходит службу в Средизем­ном море. В 1894 г. последовал первый ре­монт в Чатаме и вновь резерв. В 1902 г. корабль разоружили, и он использовался как плавбаза до 1905 г., затем его поста­вили в резерв и в 1908 г. исключили из состава флота.

 

Тип "Abussinia" (3 ед.)

 

"Abussinia", "Gerberis", "Magdala".

 

Полное водоизмещение "Abussinia" 2901 т. Длина между перпендикулярами 68,6 м, наибольшая ширина 13,7 м, осад­ка 4,6 м. Бруствер длиной 32,6 м брониро­вался 203-мм плитами в середине и 229-мм у башен. Борт из двух рядов плит в 177 мм. Две башни имели по два 18-тон­ных 254-мм орудия. Броня башен: 254 мм у амбразур и 229 мм по окружности. Две горизонтальные машины, два винта. Ско­рость 10,6 уз.

"Cerberus" и "Magdala" отличались от "Abussinia" только водоизмещением (3253 т), осадкой (4,7 м), длиной брустве­ра (34,1 м) и более толстым (203 мм) вер­хним поясом бортовой брони.

 

Тип "Cyclops" (4 ед.)

 

"Cyclops", "Hecate", "Gorgon" и "Hudra".

 

Полное водоизмещение 3430 т. Дли­на между перпендикулярами 68,6 м, наи­большая ширина 13,6 м, средняя осадка 4,8 м. Броня: борт 203 мм, верхний пояс 177 мм, нижний, бруствер и башни -229 мм. Вооружение: четыре 18-тонных 254-мм орудия. Скорость: от 10,8 до 11,2 уз.

 

Тип "Glatton" (1ед.)

 

Полное водоизмещение 4912 т. Дли­на между перпендикулярами 74,7 м, дли­на по килю 64,6 м, наибольшая ширина 16,5 м, осадка 5,8 м. В бою при затопле­нии нескольких отсеков уменьшал на 0,305 м высоту надводного борта. Осадка при этом составляла 6,1 м.

Броня: борт из двух рядов плит, верх­ний - 305 мм, нижний - 254 мм, бруст­вер - 305 мм, башня - 356 мм у амбразур, 305 мм - по окружности. Вооружение: два 25-тонных 305-мм орудия. Скорость 12 уз.

 

Тип "Devastation" (2 ед.)

 

"Devastation", "Thunderer".

 

Полное водоизмещение: проектное 9062 т, фактическое 9298 т. Длина между перпендикулярами 86,9 м, длина по килю 75,1 м, наибольшая ширина 19,4 м, ширина корпуса без броневых свесов 17,7 м. Осадка: нос - 7,8 м (факт 8 м), корма -8м (факт 8,2 м). Площадь: погруженной час­ти миделя 134,6 кв. м (факт 138,1 кв. м), грузовой ватерлинии 1475,5 кв. м. Бруст­вер: длина 45,7 м, ширина 15,2 м, высота 2,13 м. Корпус имел 69 водонепроницае­мых отсеков. Высота мостика над ватер­линией 7,1 м. Таран на 3,4 м ниже ватер­линии и на 3 м отстоит от носового пер­пендикуляра. Высота борта над ватерли­нией 3,2 м. Броня борта: два ряда плит, верхний - 305 мм, нижний - 254 мм, на тиковой подкладке в 503 мм. К носу и кор­ме броня уменьшалась до 203 мм. Броне­вой пояс опускался ниже ватерлинии на 1,7 м. В носу находилась поперечная 305-мм броневая переборка, защищавшая котлы от продольных выстрелов.

Броня бруствера: 254 мм в районе ба­шен, 305 мм в центре. Башни: 356 мм - у амбразур, 305 мм - по окружности. Бро­нирование башен и бруствера состояло из двух слоев 152-мм и 177-мм плит с уло­женной между ними тиковой подкладкой. Бронирование палубы состояло в различ­ных частях из 76- и 50,8-мм плит.

Две башни Кольза с наружным диа­метром 9,5 м вмещали в себя по два 35-тонных 305-мм орудия на станках Скотта. Башенные амбразуры отстояли от ватерлинии на 3,9 м. Наибольший угол возвышения стволов 15°, снижения - 5°. Вес 305-мм снаряда 313,4 кг, заряда -49,9 кг.

Две горизонтальные машины для броненосца изготовили на заводе Пэна. Мощность одной машины 5600 л. с. Пар подавался из 8 котлов. Винты системы Гриффитса диаметром 5,3 м.

На испытаниях 2 сентября 1872 года "Devastation" при 6637,7 л. с., 76 оборотах винта развил скорость 13,8 уз. В течение 10 дней, двигаясь 12-уз скоростью, ко­рабль мог преодолеть расстояние в 3000 миль, за 20 дней (10 уз) - 4800 миль. Диаметр циркуляции 314м.

Стоимость постройки 296 400 фунтов стерлингов. Исключен из состава флота 12 мая 1908 года.

 

Общие весовые нагрузки броненосца

Корпус

2882т

Броня

2850т

Артиллерия (4—35 т орудия)

140т

Механизмы с котлами и водой

1064т

Уголь

1350т

Снабжение и др

1012т

Итого

9298т

 

Броненосец "Thunderer" отличался от "Devastation" только системой машин: две горизонтальные двухцилиндровые с диа­метром цилиндров 1956 мм. Диаметр вин­тов 5,3 м. Для испытаний в носовой башне разместили два 38-тонных 318-мм орудия на станках Ренделя. Кроме того, в носу установили один подводный торпедный аппарат. Стоимость постройки определя­лась в 347 089 фунтов стерлингов. Исклю­чен из состава флота в июле 1909 года.

 

Тип "Dreadnought" (1 ед.)

 

Полное водоизмещение 10 950 т. Длина между перпендикулярами 97,5 м, наибольшая ширина 19,5 м, осадка: носом -8м, кормой - 8,2 м. Площадь погру­женной части миделя 137 кв. м. В корпусе 64 водонепроницаемых отсека. Длина бруствера 56 м. Броня: пояс по ватерли­нии 356 мм (в носу и корме 203 мм), бру­ствер в районе башен 356 мм, по периметру 280 мм, башни 356 мм (из двух рядов плит в 229 мм и 127 мм). Две трехцилинд­ровые вертикальные машины двойного расширения. 13 котлов. Диаметр винтов 6 м. Вооружение: четыре 318-мм орудия на станках Скотта. Запас угля 1200 т. Один подводный носовой торпедный ап­парат. Скорость на испытаниях 10 января 1877 года 13,8 уз.