Строительство
Первоначально программа 1912г. предусматривала строительство трех линкоров и одного линейного крейсера с вооружением из 343-мм орудий. Чертежи этих кораблей были в основном готовы к началу 1912 г., и предстояло согласовать их с Адмиралтейством с тем, чтобы в феврале передать на обсуждение кабинета министров. Но в это время стало известно, что США и Япония строят линкоры, вооруженные 356-мм орудиями, и это вызывало сомнения в ценности имеющихся проектов. Больше того, поступила информация (она оказалась ложной), что и германские линкоры типа "Кениг" получат такую же артиллерию.
Уинстон Черчилль, недавно назначенный первым лордом Адмиралтейства, нашел выход из создавшегося положения. Правильно оценив появление 356-мм орудий как большой прогресс, он предложил увеличить главный калибр новых линкоров до 381 мм ( на 1 дюйм). Это решение порождало ряд проблем, т.к., хотя проекты таких орудий и имелись, их еще никто и никогда не создавал.
Поскольку создание тяжелых орудий и станков для них требует значительного времени, их нужно было заказывать гораздо ранее, чем сами корабли. Кроме того, не следовало заказывать орудия до того, как будет изготовлен первый образец ствола, который успешно прошел бы все необходимые испытания. Только тогда Адмиралтейство могло запускать орудия в серийное производство. В случае с 381-мм пушками любая задержка, которая сорвала бы выполнение программы 1912 года, была неприемлема.
Возникла дилемма: поскольку закладка киля нового линкора должна была произойти вовремя, оставалось либо вооружать корабль недостаточно испытанной артиллерией, либо орудиями, которые не превосходили бы иностранные. Глава отдела вооружений контр-адмирал Мур выразил уверенность в достоинствах новых орудий и заявил, что готов поставить на карту собственную карьеру. После серьезной дискуссии решили заказывать полный комплект орудий главного калибра, но одно из них следовало изготовить как можно скорее, а остальные — на четыре месяца позже.
Первое орудие надлежало испытать на дальнобойность и точность стрельбы, составить по данным испытаниям баллистические таблицы и инструкции. Такое решение проблемы было связано с немалым риском, но в итоге оно себя оправдало. После того, как был решен вопрос о главном калибре, нужно было подготовить проекты кораблей — их носителей.
Первоначально проект соответствовал стандарту: 10 орудий в 5 башнях (2 носовых, 2 кормовых, 1 средняя), скорость хода 21 узел, бортовая броня 330 мм. Но вскоре выяснилось, что вес 381-мм снарядов позволяет уменьшить количество орудий до 8, т.к. обеспечит превосходство в весе бортового залпа. Действительно, десять 343-мм орудий MK-V дадут залп весом 6250 кг, а восемь 381-мм орудий — 6967 кг. Пространство и вес, сэкономленные за счет одной башни главного калибра, позволят установить больше котлов и обеспечить большую скорость хода.
Моряки подсчитали, что скорость 25 и более узлов позволяет создать эффективно действующую быстроходную эскадру, которая превзошла бы по маневренности германский Флот Открытого моря (по состоянию на 1914-1915 гг.).
Исходя из основных требований: вооружение из восьми 381-мм и шестнадцати 152-мм орудий, скорость хода 25 узлов, составили три проекта. Характеристики этих проектов в сравнении с тактико-техническими данными линкоров типа "Айрон Дьюк" приводятся в таблице.
Тактико-технические данные линкоров типа «Айрон Дьюк» и проектируемых в 1912 г.
|
«Айрон Дьюк» |
Проекты |
||
R-3 |
R-3a |
R-4 |
||
Водоизмещение (т) |
25000 |
27000 |
27000 |
27000 |
Длина между перпендикулярами (м) |
176,90 |
183,00 |
183,00 |
187,58 |
Ширина (м) |
27,45 |
27,57 |
27,57 |
27,45 |
Осадка (м) |
8,54 |
8,66 |
8,66 |
8,66 |
Вооружение: |
10 343-мм, 12 152-мм |
8 381-мм, 16 152-мм |
8 381-мм, 16 152-мм |
8 381-мм, 16 152-мм |
Броневая защита (см) : Броневой пояс |
30,5 |
33 |
30,5-33 |
33 |
Над броневым поясом |
15,2-20,3 |
15,2-20,3 |
15,2 |
15,2-20,3 |
Боевая рубка |
28 |
30,5 |
28 |
30,5 |
Барбеты (максимум) |
25,4 |
28 |
25,4 |
28 |
Стенки башен |
28 |
30,5 |
28 |
30.5 |
Крыша башен |
7,62-10,2 |
12,7 |
12,7 |
12,7 |
Противоминная переборка |
2,54-3,8 |
2,54-3,8 |
3,8-5,08 |
2,54-3,8 |
Тактико-технические данные проекта «R-3а». (Июль 1912 г.)
Конструктивное водоизмещение (т) |
27500 |
Полное водоизмещение (т) |
31 300 |
Длина между перпендикулярами (м) |
183,00 |
Длина с кормовой башни (м) |
196,42 |
Ширина (максимальная, м) |
27,60 |
Конструктивная осадка (м) |
8,76 |
Полная осадка (м) |
9,76 |
Весовой прирост осадки (т/см) |
38,5 |
Мощность двигателей (л. с.) |
75000 |
Скорость хода при конструктивном водоизмещении (уз) |
25 |
Запас топлива при конструктивном водоизмещении (т) |
650 |
Запас топлива при полном водоизмещении (т) |
3500 |
Запас угля (т) |
100 |
Команда (без штаба, чел.) |
831 |
Вооружение: |
8 381 мм/42 16 152-мм/45 4 533-мм, подводных ТА |
Бронезащита: (см) Броневой пояс по миделю |
15,2-33 |
Броневой пояс к носу и корме |
15,2- 10,2 |
Бронированная переборка к носу и корме |
15,2- 10,2 |
Барбеты |
10,2-24,4 |
Боковины башен (Боковая броня башен) |
28,0 |
Лобовая броня башен |
33,0 |
Крыша башен |
12,7 |
Боковая броня боевой рубки |
28,0 |
Крыша боевой рубки |
15,2 |
Шахта боевой рубки |
15,2 |
Пункт управления торпедной стрельбой |
15,2 |
Шахта пункта управления торпедной стрельбой |
10,2 |
Горловины дымовых труб |
3,8 |
Противоминная переборка |
5,08 |
Подкладка броневого пояса |
5,08 |
152-мм батарея |
15,2 |
Полубак (над 1 52-мм батареей) |
2,54 |
Верхняя палуба по миделю |
3,18-5,08 |
Главная палуба по миделю |
2,54 |
Главная палуба к носу и корме |
3,18 |
Промежуточная палуба к носу |
7,62—2,54 |
Промежуточная палуба к корме |
7,62—5,72 |
Веса: (т) Оснастка в целом |
750 |
Вооружение |
4550 |
Двигатели |
3950 |
Запас топлива |
650 |
Броня, защитные плиты |
8600 |
Корпус |
8900 |
Адмиралтейский резерв |
100 |
Всего |
27500 |
Броневая защита кораблей проектов "R-3" и "R-4" была такой же, как у "Айрон Дьюка", только броня по ватерлинии, боевой рубки, барбетов, боковых стенок и крыши башен стала на 25,4 мм толще. Подводную защиту артиллерийских погребов и машинных отделений обеспечивали продольные переборки, а котельные были защищены бортовыми угольными ямами. Так, проект "R-За" предусматривал противоторпедную переборку; она прикрывала все погреба и машинные отделения, в районе которых эта переборка имела толщину 51 мм, а в районе котельных — только 38 мм, т. к. там размещались бортовые угольные бункера. Чтобы компенсировать вес этой переборки, было решено толщину брони по ватерлинии оставить такой же, как у линкоров типа "Айрон Дьюк" — 305 мм; только в районе машинных отделений бортовая броня достигла толщины 330 мм. Верхний броневой пояс был одинаков по толщине на всем своем протяжении — 150 мм, в остальном защита не отличалась от таковой на линкорах типа "Айрон Дьюк".
Расположение орудий на кораблях проектов "R-3" и "R-За" соответствовало расстановке артиллерии на кораблях типа "Айрон Дьюк", но без третьей (средней) башни главного калибра. Проект "R-4" предусматривал орудийную башню посредине, так что вести огонь на корму она не могла. Стоимость строительства на казенной военно-морской верфи по проекту "R-3" составляла 2,1 млн фунтов стерлингов, по проекту "R-За" на 30 тыс. дешевле, а по проекту "R-4", напротив, на 30 тыс. фунтов стерлингов дороже.
Проект "R-За" содержал еще одно важное нововведение: только нефтяные котлы. Лишь с помощью этого можно было достичь скорости хода 25 узлов, что считалось абсолютно необходимым. Нефть была выгоднее угля: при меньшем весе она обеспечивала ту же дальность плавания. Конечно, отказываться от угля тоже было непросто: нефть доставляли с Ближнего Востока долгими путями, а уголь в Великобритании тогда еще был самым обычным топливом. К тому же угольные ямы служили дополнительной защитой при попадании снарядов или торпед.
Нефть не только не была защитой, но тогда даже боялись ее легкой возгораемости. Взвешивались все "за" и "против", но в июне 1912г. Адмиралтейство выбрало именно проект "R-3а". Решение в пользу нефти было принято и из соображений экономии веса, которая позволяла толщину броневого пояса по ватерлинии сделать равномерной — 330 мм, а толщину противоторпедной переборки — 50,8 мм на всем ее протяжении. Это компенсировало отказ от защитной функции угля.
После того, как решили строить быстроходные линкоры, из программы 1912-13 гг. исключили строительство линейного крейсера. Во второй половине 1912г. Адмиралтейство утвердило заказ на строительство четырех линкоров по проекту "R-За". Правительство Малайи выразило желание оплатить постройку пятого корабля этого типа в качестве подарка Метрополии. В признание благородства этого жеста, пятый линкор был назван "Малайя". По программе 1914-15 гг. был вызван заказ на строительство шестого корабля серии: "Эджинкорт", но в августе 1914г. его аннулировали.
Даты строительства линкоров типа «Куин Элизабет»
Название корабля |
Закладка киля |
Спуск на воду |
Вступление в строй |
Строительная верфь |
«Куин Элизабет» |
21 октября 1912г. |
16 октября 1913г. |
Январь 1915г. |
Портсмут |
«Уорспайт» |
31 октября 1912г. |
26 ноября 1913г. |
Март 1915г. |
Девонпорт |
«Вэлиант» |
31 января 1913г. |
4 ноября 1914г. |
Февраль 1915г. |
Фэйрфилд |
«Бархэм» |
24 февраля 1913г. |
31 декабря 1914г. |
Октябрь 1915г. |
Джон Броун |
«Малайя» |
20 октября 1913г. |
18 марта 1915г. |
Февраль 1916г. |
Армстронг |
"Куин Элизабет"— английская королева Елизавета (1558-1603) много сделала для развития торгового и военного флота Великобритании. Во время ее правления в 1588 г. англичане разгромили испанский флот ("непобедимую армаду"). "Уорспайт" — "Боевая ярость". "Малайя"— см. вверху. "Бархэм"— английский адмирал, лорд. "Вэлиант"— "Доблестный".