Строительство

 

Первоначально программа 1912г. предус­матривала строительство трех линкоров и одного линейного крейсера с вооружением из 343-мм орудий. Чертежи этих кораблей были в основном готовы к началу 1912 г., и предстояло согласовать их с Адмиралтейством с тем, чтобы в феврале пе­редать на обсуждение кабинета министров. Но в это время стало известно, что США и Япония строят линкоры, вооруженные 356-мм орудиями, и это вызывало сомнения в ценности имеющихся проектов. Больше того, поступила информация (она оказалась ложной), что и германские линко­ры типа "Кениг" получат такую же артиллерию.

Уинстон Черчилль, недавно назначенный первым лордом Адмиралтейства, нашел выход из создавшегося положения. Правильно оценив появ­ление 356-мм орудий как большой прогресс, он предложил увеличить главный калибр новых лин­коров до 381 мм ( на 1 дюйм). Это решение порож­дало ряд проблем, т.к., хотя проекты таких орудий и имелись, их еще никто и никогда не создавал.

Поскольку создание тяжелых орудий и станков для них требует значительного времени, их нужно было заказывать гораздо ранее, чем сами корабли. Кроме того, не следовало заказы­вать орудия до того, как будет изготовлен первый образец ствола, который успешно прошел бы все необходимые испытания. Только тогда Адмирал­тейство могло запускать орудия в серийное про­изводство. В случае с 381-мм пушками любая за­держка, которая сорвала бы выполнение программы 1912 года, была неприемлема.

Возникла дилемма: посколь­ку закладка киля нового линкора должна была произойти вовремя, оставалось либо вооружать ко­рабль недостаточно испытанной артиллерией, либо орудиями, кото­рые не превосходили бы иностран­ные. Глава отдела вооружений контр-адмирал Мур выразил уве­ренность в достоинствах новых орудий и заявил, что готов поста­вить на карту собственную карье­ру. После серьезной дискуссии ре­шили заказывать полный комплект орудий главного калибра, но одно из них следовало изготовить как можно скорее, а остальные — на четыре месяца позже.

Первое орудие надлежало испытать на дальнобойность и точность стрельбы, составить по данным испыта­ниям баллистические таблицы и инструкции. Та­кое решение проблемы было связано с немалым риском, но в итоге оно себя оправдало. После того, как был решен вопрос о главном калибре, нужно было подготовить проекты кораблей — их носителей.

Первоначально проект соответствовал стандарту: 10 орудий в 5 башнях (2 носовых, 2 кормовых, 1 средняя), скорость хода 21 узел, бор­товая броня 330 мм. Но вскоре выяснилось, что вес 381-мм снарядов позволяет уменьшить коли­чество орудий до 8, т.к. обеспечит превосходство в весе бортового залпа. Действительно, десять 343-мм орудий MK-V дадут залп весом 6250 кг, а восемь 381-мм орудий — 6967 кг. Пространство и вес, сэкономленные за счет одной башни главно­го калибра, позволят установить больше котлов и обеспечить большую скорость хода.

Моряки подсчитали, что скорость 25 и бо­лее узлов позволяет создать эффективно действу­ющую быстроходную эскадру, которая превзош­ла бы по маневренности германский Флот Открытого моря (по состоянию на 1914-1915 гг.).

Исходя из основных требований: вооруже­ние из восьми 381-мм и шестнадцати 152-мм ору­дий, скорость хода 25 узлов, составили три проек­та. Характеристики этих проектов в сравнении с тактико-техническими данными линкоров типа "Айрон Дьюк" приводятся в таблице.

 

Тактико-технические данные линкоров типа «Айрон Дьюк» и проектируемых в 1912 г.

 

«Айрон Дьюк»

Проекты

R-3

R-3a

R-4

Водоизмещение (т)

25000

27000

27000

27000

Длина между перпендикулярами (м)

176,90

183,00

183,00

187,58

Ширина (м)

27,45

27,57

27,57

27,45

Осадка (м)

8,54

8,66

8,66

8,66

Вооружение:

10 343-мм, 12 152-мм

8 381-мм, 16 152-мм

8 381-мм, 16 152-мм

8 381-мм, 16 152-мм

Броневая защита (см) : Броневой пояс

30,5

33

30,5-33

33

Над броневым поясом

15,2-20,3

15,2-20,3

15,2

15,2-20,3

Боевая рубка

28

30,5

28

30,5

Барбеты (максимум)

25,4

28

25,4

28

Стенки башен

28

30,5

28

30.5

Крыша башен

7,62-10,2

12,7

12,7

12,7

Противоминная переборка

2,54-3,8

2,54-3,8

3,8-5,08

2,54-3,8

 

Тактико-технические данные проекта «R-3а». (Июль 1912 г.)

Конструктивное водоизмещение (т)

27500

Полное водоизмещение (т)

31 300

Длина между перпендикулярами (м)

183,00

Длина с кормовой башни (м)

196,42

Ширина (максимальная, м)

27,60

Конструктивная осадка (м)

8,76

Полная осадка (м)

9,76

Весовой прирост осадки (т/см)

38,5

Мощность двигателей (л. с.)

75000

Скорость хода при конструктивном водоизмещении (уз)

25

Запас топлива при конструктивном водоизмещении (т)

650

Запас топлива при полном водоизмещении (т)

3500

Запас угля (т)

100

Команда (без штаба, чел.)

831

Вооружение:

8 381 мм/42 16 152-мм/45 4 533-мм, подводных ТА

Бронезащита: (см) Броневой пояс по миделю

15,2-33

Броневой пояс к носу и корме

15,2- 10,2

Бронированная переборка к носу и корме

15,2- 10,2

Барбеты

10,2-24,4

Боковины башен (Боковая броня башен)

28,0

Лобовая броня башен

33,0

Крыша башен

12,7

Боковая броня боевой рубки

28,0

Крыша боевой рубки

15,2

Шахта боевой рубки

15,2

Пункт управления торпедной стрельбой

15,2

Шахта пункта управления торпедной стрельбой

10,2

Горловины дымовых труб

3,8

Противоминная переборка

5,08

Подкладка броневого пояса

5,08

152-мм батарея

15,2

Полубак (над 1 52-мм батареей)

2,54

Верхняя палуба по миделю

3,18-5,08

Главная палуба по миделю

2,54

Главная палуба к носу и корме

3,18

Промежуточная палуба к носу

7,62—2,54

Промежуточная палуба к корме

7,62—5,72

Веса: (т) Оснастка в целом

750

Вооружение

4550

Двигатели

3950

Запас топлива

650

Броня, защитные плиты

8600

Корпус

8900

Адмиралтейский резерв

100

Всего

27500

 

Броневая защита кораблей проектов "R-3" и "R-4" была такой же, как у "Айрон Дьюка", только броня по ватерлинии, боевой рубки, бар­бетов, боковых стенок и крыши башен стала на 25,4 мм толще. Подводную защиту артиллерийс­ких погребов и машинных отделений обеспечива­ли продольные переборки, а котельные были за­щищены бортовыми угольными ямами. Так, проект "R-За" предусматривал противоторпед­ную переборку; она прикрывала все погреба и ма­шинные отделения, в районе которых эта пере­борка имела толщину 51 мм, а в районе котельных — только 38 мм, т. к. там размещались бортовые угольные бункера. Чтобы компенсиро­вать вес этой переборки, было решено толщину брони по ватерлинии оставить такой же, как у линкоров типа "Айрон Дьюк" — 305 мм; только в районе машинных отделений бортовая броня дос­тигла толщины 330 мм. Верхний броневой пояс был одинаков по толщине на всем своем протяже­нии — 150 мм, в остальном защита не отличалась от таковой на линкорах типа "Айрон Дьюк".

Расположение орудий на кораблях проек­тов "R-3" и "R-За" соответствовало расстановке артиллерии на кораблях типа "Айрон Дьюк", но без третьей (средней) башни главного калибра. Проект "R-4" предусматривал орудийную башню посредине, так что вести огонь на корму она не могла. Стоимость строительства на казенной во­енно-морской верфи по проекту "R-3" составляла 2,1 млн фунтов стерлингов, по проекту "R-За" на 30 тыс. дешевле, а по проекту "R-4", напротив, на 30 тыс. фунтов стерлингов дороже.

Проект "R-За" содержал еще одно важное нововведение: только нефтяные котлы. Лишь с помощью этого можно было достичь скорости хода 25 узлов, что считалось абсолютно необхо­димым. Нефть была выгоднее угля: при меньшем весе она обеспечивала ту же дальность плавания. Конечно, отказываться от угля тоже было непро­сто: нефть доставляли с Ближнего Востока долги­ми путями, а уголь в Великобритании тогда еще был самым обычным топливом. К тому же уголь­ные ямы служили дополнительной защитой при попадании снарядов или торпед.

Нефть не только не была защитой, но тогда даже боялись ее легкой возгораемости. Взвешива­лись все "за" и "против", но в июне 1912г. Адми­ралтейство выбрало именно проект "R-3а". Реше­ние в пользу нефти было принято и из соображений экономии веса, которая позволяла толщину броневого пояса по ватерлинии сделать равномерной — 330 мм, а толщину противотор­педной переборки — 50,8 мм на всем ее протяже­нии. Это компенсировало отказ от защитной фун­кции угля.

После того, как решили строить быстро­ходные линкоры, из программы 1912-13 гг. ис­ключили строительство линейного крейсера. Во второй половине 1912г. Адмиралтейство утвер­дило заказ на строительство четырех линкоров по проекту "R-За". Правительство Малайи вы­разило желание оплатить постройку пятого ко­рабля этого типа в качестве подарка Метропо­лии. В признание благородства этого жеста, пятый линкор был назван "Малайя". По про­грамме 1914-15 гг. был вызван заказ на строи­тельство шестого корабля серии: "Эджинкорт", но в августе 1914г. его аннулировали.

 

Даты строительства линкоров типа «Куин Элизабет»

Название корабля

Закладка киля

Спуск на воду

Вступление в строй

Строительная верфь

«Куин Элизабет»

21 октября 1912г.

16 октября 1913г.

Январь 1915г.

Портсмут

«Уорспайт»

31 октября 1912г.

26 ноября 1913г.

Март 1915г.

Девонпорт

«Вэлиант»

31 января 1913г.

4 ноября 1914г.

Февраль 1915г.

Фэйрфилд

«Бархэм»

24 февраля 1913г.

31 декабря 1914г.

Октябрь 1915г.

Джон Броун

«Малайя»

20 октября 1913г.

18 марта 1915г.

Февраль 1916г.

Армстронг

 

"Куин Элизабет"— английская королева Елиза­вета (1558-1603) много сделала для развития торгового и военного флота Великобритании. Во время ее правле­ния в 1588 г. англичане разгромили испанский флот ("непобедимую армаду"). "Уорспайт" — "Боевая ярость". "Малайя"— см. вверху. "Бархэм"— английский адмирал, лорд. "Вэлиант"— "Доблестный".