Дарданелльская операция

 

В ходе первой мировой войны из линей­ных кораблей типа "Куин Элизабет" была сфор­мирована 5-я эскадра под флагом контр-адмира­ла Хью Эван-Томаса. Эта "быстроходная эскадра", как ее называли, сыграла определен­ную роль в Ютландском сражении 31 мая-1 июня 1916 г. Но головного корабля серии, линкора "Куин Элизабет", в ее составе не было, он нахо­дился в резерве. Зато этот корабль участвовал в Дарданелльской операции с самого ее начала и до бесславного конца.

В феврале 1915г., через месяц после вступ­ления в строй, "Куин Элизабет" направили в Сре­диземное море для прикрытия старых "додредноутных" британских и французских линкоров, штурмовавших Дарданелльский пролив.

Дарданелльская операция, инициатором которой был морской министр Великобритании Уинстон Черчилль, стала ответом на вступление Турции в войну на стороне Германии.

Целью операции было овладеть проливами Дарданеллы и Босфор, взять Константинополь (Стамбул) и таким образом вывести Турцию из войны. Сторонники этой операции считали, что она могла бы решить исход мировой войны, по­скольку позволила бы наладить снабжение Рос­сии военным имуществом, недостаток которого она испытывала все сильнее, и обеспечить гене­ральное наступление русских армий на Восточ­ном фронте.

Планом операции предусматривалось унич­тожение турецких береговых батарей и фортов огнем корабельной артиллерии, очищение проли­вов от мин и прорыв англо-французского флота в Мраморное море для захвата Константинополя.

Однако, достичь этих це­лей было чрезвычайно трудно. Галлипольский полуостров, контролирующий вход в Дар­данеллы, был тщательно укреп­лен, берега пролива защищали многочисленные артиллерийс­кие батареи и форты (около 200 орудий, в том числе 175 калибром от 150 до 355 мм), в проливе стояли мин­ные заграждения (375 мин в 10 линий). Огонь этих орудий не позволял тралить мины, а минные заг­раждения мешали приблизиться к фортам на рас­стояние действительного огня или совершить прорыв в Мраморное море.

Не удивительно, что многие видные деятели британского флота считали операцию невыпол­нимой и бессмысленной. К сожалению, никто из них не отстаивал свои взгляды достаточно на­стойчиво. В результате начальник морского шта­ба Оливер, хоть и не охотно, но дал согласие на проведение Дарданелльской операции.

Британские министры, настаивающие на ее осуществлении, в частности, переоценивали мощь новых линейных кораблей. В самом начале войны германские и австрийские 305-мм и 420-мм гауби­цы буквально разгромили укрепления Льежа и Намюра. Отсюда в Англии пришли к заключе­нию, что 381-мм орудия "Куин Элизабет" без тру­да разрушат форты Дарданелл.

Однако при этом не было учтено, что гер­манские и австрийские гаубицы стреляли с устой­чивых сухопутных позиций на точно измеренные дистанции и их снаряды падали на неприятельс­кие укрепления под большими углами, а линкор стрелял из орудий с неустойчивой качающейся платформы и угол их возвышения не превышал 22°. Навесной огонь с кораблей на больших дис­танциях слишком неточен, чтобы быть эффектив­ным. К тому же морские офицеры не имели специ­альной подготовки по борьбе с береговыми укреплениями.

В середине февраля англо-французский флот, которым командовал британский адми­рал Карден, сосредоточился у входа в Дарда­неллы. В его состав входили 11 линкоров, 1 ли­нейный крейсер, 4 легких крейсера, 16 эсминцев, 7 подводных лодок и 1 авиатранс­порт с 6 гидросамолетами.

Новейший линейный корабль "Куин Элиза­бет" Кардену было разрешено использовать с большими ограничениями. Запрещалось вводить линкор в пролив, подвергать риску торпедных атак и огню крупнокалиберных орудий с малых дистанций. Кроме того, запрещалось подвергать орудия "Куин Элизабет" чрезмерному износу. Когда "Куин Элизабет" приближался к Дарда­неллам, оказалось, что его турбины не исправны и ход корабля не превышал 15 узлов. Этот дефект вскоре удалось быстро устранить.

В первой бомбардировке турецких фортов 19 февраля "Куин Элизабет" не участвовал. Ее ре­зультат, по заключению Кардена, был незначите­лен. Затем испортилась погода и атаку отложили.

Но уже 25 февраля, вместе с 4 английскими и 3 французскими линкорами, "Куин Элизабет" бомбардировал форты. Но на корабле не оказа­лось 381-мм фугасных снарядов, так что его огонь был мало эффективен. Все же с 10 часов и до конца дня удалось вывести из строя почти все орудия фортов, прикрывающих вход в пролив. Корабли еще не вошли в пролив и не достигли минных заграждений, поэтому самое трудное

было еще впереди. Ан­гло-французская эскад­ра продолжала обстрел фортов до 5 марта без "Куин Элизабет" (2 марта к ней присоеди­нились еще 3 английс­ких и 1 французский старый линкор).

С 5 марта нача­лась атака внутренних укреплений. При этом "Куин Элизабет" полу­чил особое задание: он занял позицию с запад­ной стороны полуост­рова Галлиполи, что­бы вести через него перекидной огонь по одному из самых силь­ных фортов - - Гамидие (2 356-мм и 7 240-мм орудий). Дистанция до него была около 13 километров.

Старший помощ­ник командира линей­ного крейсера "Инфлексибл" Вернер характеризовал эту операцию как "безумие и напрасную трату времени". Дей­ствительно, без корректировки стрельба сулила мало успеха, а подвижная турецкая артиллерия на полуострове сразу же открыла по "Куин Эли­забет" меткий огонь. Единственным результатом этой бомбардировки было разрушение турецкой казармы, нейтральные наблюдатели позднее под­твердили, что снаряды "Куин Элизабет" почти не причинили батарее вреда.

6 марта "Куин Элизабет" бомбардировал укрепления Чинака, по-прежнему не входя в про­лив. Корабли, которые корректировали огонь линкора, попали под огонь невидимых с моря орудий противника. По "Куин Элизабет" начал стрелять и старый турецкий броненосец "Барба­росса". Стрельба велась с предельной дистанции, и снаряды, падавшие под большим углом, созда­вали немалую опасность. "Мы, не торопясь, ко­пили попадания и потери", — написал об этом эпизоде британский офицер Вернер.

8 марта "Куин Элизабет" наконец вошел в пролив для обстрела Чинака, что у всех вызвало общее беспокойство за судьбу столь ценного ко­рабля. Но и эта бомбардировка оказалась абсо­лютно безрезультатной. Становилось все яснее, что без участия сухопутных войск не обойтись.

В это время Карден получил указание Ад­миралтейства: введя в действие максимум сил форсировать пролив. Но 16 марта адмирал заболел, был отправлен на Мальту, а коман­дование эскадрой принял его помощник, вице-адмирал де-Робек.

Новый командующий принял реше­ние выполнить предписание Адмиралтей­ства. К этому времени силы союзников состояли из 18 броненосных кораблей, но 16 из них были додредноутами (кроме "Куин Элизабет" и линейного крейсера "Инфлексибл").

По плану операции, которая нача­лась 18 марта, 4 наиболее мощных кораб­ля: "Куин Элизабет", "Инфлексибл", линкоры "Агамемнон" и "Лорд Нельсон" должны были идти строем фронта, имея на флангах по одному старому линейно­му кораблю, и обстреливать форты в дви­жении, поскольку становиться на якорь под огнем турецких орудий и гаубиц было очень опасно. Когда же огонь про­тивника ослабнет, то старые линкоры должны были подойти для обстрела на близкие дистанции.

Операция началась в 11 ч. 30 м., и в 12 ч. на­блюдатели на кораблях донесли, что турецкие форты сильно разрушены. Но и корабли союзни­ков получили много попаданий (особенно пост­радал "Агамемнон" и "Инфлексибл"), а главной опасностью становились мины.

В 14 ч. произошел взрыв погреба на фран­цузском линкоре "Буве", и он пошел ко дну, уно­ся жизни 700 человек. Этот корабль получил мно­го попаданий в корпус, в том числе двумя 356-мм снарядами, но, возможно, что он к тому же натол­кнулся и на мину. В 16ч. 15 мин. наскочил на мину британский линкор "Иррезистибл", а уже под вечер и "Оушен". Команды с этих линкоров удалось снять (взрывами было убито 20 чел.), но оба корабля потопила турецкая артиллерия.

Операция кончилась провалом. Союзники потеряли 3 линкора и еще 3 были сильно повреж­дены, число убитых и раненых приближалось к 1000 человекам. В то же время, по достоверным германским данным, турки потеряли 24 человека убитыми и 79 человек ранеными (почти в 10 раз меньше). После этого на Галлиполийский полуос­тров был высажен англо-французский десант, и началась сухопутная кампания по овладению Дарданеллами. На флот же легла ответственность за сообщение и снабжение наземных сил.

Турецкий флот неоднократно вводился в дело и успешно обстреливал позиции союзников.

27 апреля на "Куин Элизабет" пережили тревожный момент, когда в проливе появился большой турецкий корабль, принятый за линей­ный крейсер "Гебен" (немецкий корабль, к тому времени вошедший в турецкий флот под назва­нием "Явуз"). "Куин Элизабет" открыл по нему перекидной огонь через полуостров Галлиполи, и при первом же выстреле противник отошел. Но немецкие источники категорически отрица­ют, что "Гебен" в это время входил в Дарданел­лы. Возможно, это был турецкий додредноут "Барбаросса".

Вскоре союзникам был нанесен еще один чувствительный удар. Турецкий миноносец "Муквенет-и-Мигет", которым командовал гер­манский офицер Фирле, в ночь на 13 мая (в 1 ч. 17 м.) подошел на 100 м к британскому линкору "Го­лиаф" и выпустил 3 торпеды. Все они попали в цель, и "Голиаф" быстро пошел ко дну, из 750 че­ловек его команды успели спастись 183, а мино­носец благополучно ушел от огня, открытого по нему с большим опозданием. Этот эпизод еще раз выявил уязвимость англо-французской эскадры.

Именно после него Адмиралтейство ото­звало линейный корабль "Куин Элизабет". Это оказалось своевременным т. к. 25 и 27 мая не­мецкая подводная лодка "U-21" (командир Херзинг) потопила еще два британских линкора: "Трайомр" и "Маджестик".

Неудачи союзников в Дарданеллах в извес­тной мере побудили Болгарию в августе 1915г. вступить в войну на стороне Германии. Это уничтожило последнюю надежду союзников на победу на Галлиполийском полуострове, и к ян­варю 1916г. все их войска были эвакуированы, а флот отозван.

Подводя итоги Дарданелльской операции, принимавший в ней участие британский адмирал Уэстер Уэмис писал: "Никогда еще в мировой ис­тории крупная кампания не была организована так поспешно, никогда не случалось, чтобы такое

предприятие было так мало обдумано".

Что же касается линейного корабля "Куин Элизабет", то по возвращении в метрополию он перешел в резерв, а 17 февраля 1917г. стал флаг­манским кораблем адмирала Битти, назначенно­го командующим флотом метрополии. И, хотя "Куин Элизабет" больше не участвовал в круп­ных боевых операциях, линкор еще раз оказался в центре внимания мировой общественности.

15 ноября 1918 г. на борту "Куин Элизабет" немецкий контр-адмирал Гуго Мерер и команду­ющий британским флотом адмирал Давид Битти подписали условия сдачи Германией своего воен­но-морского флота. Неделю спустя лучшие из уцелевших кораблей германского Флота Откры­того моря бросили якорь в Скапа-Флоу, сдав­шись таким образом в плен (21 июня 1918 г. они были затоплены своими экипажами).