Линкоры против берега
Во время второй мировой войны британские линкоры нередко использовались для поддержки сухопутных операций огнем своей тяжелой артиллерии. При этом достигался ряд преимуществ:
1. Орудия линкоров (и мониторов) были единственным средством эффективного поражения хорошо защищенных целей (хотя в 1943 г. было установлено, что для уничтожения орудия, находящегося в бронированном бункере, требуется в среднем 640 снарядов калибра 381 мм);
2. Большая дальность стрельбы орудий главного калибра позволяла поражать цели, удаленные от береговой черты;
3. Огонь тяжелых орудий оказывал моральную поддержку десанту и подавлял психику обороняющихся.
Одна из таких операций (правда, безуспешная) была проведена в сентябре 1940 г. Тогда была предпринята попытка высадить войска свободной Франции на берег Сенегала, колонии в Западной Африке, находившейся под контролем правительства Виши. Для поддержки операции, получившей кодовое название"Угроза" были выведены линкоры "Бархэм" и "Ризолюшен". Спланирована она была из рук вон плохо, но мы остановимся только на действии линейных кораблей.
24 сентября в 9 ч. 37 мин. "Бархэм" и "Ризолюшен" вместе с крейсерами "Остремея" и "Девоншир" открыли огонь по французским военным кораблям, стоявшим в порту Дакар, среди которых находился новейший линкор "Ришелье". Стрельба велась с дистанции 14650 м. Видимость была плохой, условия не способствовали ведению огня с большой дистанции. А приблизиться к цели мешал огонь береговых батарей. Ситуация ухудшалась, когда французский эсминец поставил перед входом в порт дымовую завесу.
В 10ч. 10 мин. британские линкоры стояли ничего не добившись. В то же время "Бархэм" получил попадание двумя снарядами, видимо, береговой артиллерии, калибров 155 и 240 мм. 155-мм снаряд попал в правый борт в верхнюю часть буля на уровне второй ("В") башни. Он проделал в буле пробоину диаметром 1,22 м. 240-мм снаряд попал в новую защитную палубу, его осколки пробили надстройку, но серьезных повреждений не было. Незадолго до полудня линкоры возобновили обстрел порта, но столь же безуспешно ("Ришелье" получил всего несколько осколочных попаданий).
На следующее утро была предпринята попытка высадить десант. Однако в 9 ч. 01 мин. 25 октября, когда британские линкоры занимали позиции для ведения стрельбы, "Ризолюшен" был торпедирован французской подводной лодкой "Бевезьер" (командир Линсло). Повреждения оказались тяжелыми, линкор накренился на левый борт на 12°.
"Бархэм" тем временем оставался в районе высадки десанта, продолжая вести огонь. В 9 ч. 19 мин. он попал в "Ришелье" 381-мм снарядом, не причинившим противнику серьезных повреждений. В целом обстрел порта не дал желаемых результатов. Более того, "Ришелье" взял реванш, попав снарядом в подводную часть "Бархэма", вследствие чего был поврежден буль и вода стала медленно поступать в него.
Этим же утром было решено прекратить операцию и возвращаться в Фритаун. На обратном пути "Бархэму" пришлось вести "Ризолюшен" на буксире, оба корабля благополучно добрались до места назначения, поврежденный линкор в течение 5 месяцев ремонтировался в Филадельфии (США).
С июня по сентябрь 1943 г. проводилась операция под кодовым названием "Хаски" ("Ездовая собака") — высадка десанта союзников на Сицилии. Для ее прикрытия была создана группа из шести линейных кораблей: "Нельсон", "Вэлиант", "Уорспайт", "Хоу" и "Кинг Джордж V". Их задачей стали не столько действия против берега, сколько охрана сил десанта от возможного нападения итальянского флота. Поэтому за два месяца линкоры всего дважды вели огонь по береговым целям.
В ночь с 11 по 12 июля "Кинг Джордж V" и "Хоу" обстреливали Трапани и Марсалу.
17 июня "Уорспайт" вел обстрел артиллерийских позиций противника на побережье близ Катаньи. Корабль выпустил 57 381-мм снарядов. Позиции неприятеля не были серьезно разрушены, и десантники попросту обошли город. Стоит упомянуть, что во время обстрела при маневрировании "Уорспайт" развивал скорость хода до 23,5 узлов.
Те же британские линкоры, которые прикрывали десант на Сицилию, использовались и для защиты высадки союзников на итальянский материк в районе Салерно (операция "Аваланш", т. е. "Лавина"). Высадка была назначена на 9 сентября, но перед ней решили провести отвлекающую операцию в районе Мессинского пролива. Так, 2 сентября "Уорспайт" и "Вэлиант" обстреливали там вражескую батарею 150-мм орудий, которая вскоре была захвачена десантом.
Однако еще до начала основной операции, 8 сентября 1943 г., Италия объявила о своей капитуляции. Теперь охранять десант от итальянского флота уже не было необходимости. "Уорспайт" и "Вэлиант" получили другое задание: собрать сдавшиеся в плен корабли итальянского военно-морского флота и отконвоировать их на Мальту. 14 ноября эта задача была выполнена, и на обратном пути с Мальты линкоры получили приказ начать обстрел береговых целей в районе Салерно.
Прибыв к плацдарму высадки десанта к вечеру 15 сентября, "Вэлиант" взял под свой контроль его северный сектор, а "Уорспайт" — южный. Линкоры вели огонь с 17 часов до наступления темноты, поразив ряд вражеских целей. На следующее утро обстрел продолжился. Около полудня 16 сентября "Вэлиант" покинул позицию, но "Уорспайту" пришлось отражать налет авиации противника.
В 14.00 линкор атаковали 12 истребителей "Фоке-Вульф-190". Их нападение было отбито, но опасность подстерегала "Уорспайт"с другой стороны. Немецкие самолеты, находившиеся на высоте 6100 м, сбросили три управляемые бронебойные авиабомбы, известные как "FX-1400". Эти бомбы весили 1360 кг и развивали конечную скорость 244 м/сек. Когда с линкора их заметили, бомбы находились на высоте 2150 м. И казалось, что все три падают прямо на корабль.
Первая бомба угодила в середину корабля, пробила все палубы, включая броневую, пролетела через 4-й котельный отсек и взорвалась в промежутке между внутренним и наружным днищами. В наружном днище оказалась пробоина длиной 6,1 и шириной от 2,1 до 4,3 м, а пробитое внутреннее дно от взрыва сдвинулось вверх. 4-й котельный отсек разрушило полностью, все ближайшие переборки изогнуло и повредило осколками.
Вторая бомба упала рядом с правым бортом на уровне 5-го котельного отсека. Листы внутреннего и внешнего днища под этим отсеком были деформированы, а буль пробит. Третья бомба взорвалась по правому борту ближе у кормы, но слишком далеко, чтобы повредить корабль.
Результаты одного прямого попадания и одного близкого взрыва были таковы: вода затопила 5 из 6 котельных отсеков (включая междудонное пространство), нефтяные цистерны, нижнюю часть буля и шахты кабелей, находившиеся поблизости. В 1-й котельный отсек, машинное отделение, два генераторных отсека, коридор гребного вала и в различные отсеки по сторонам машинного отделения медленно поступала вода. Все котлы были повреждены, при сотрясении питьевая вода смешалась с морской и с нефтью.
Котел № 1 продолжал давать пар турбинам, которые не были повреждены, и корабль смог малым ходом уйти с позиции. Наконец и этот котел прекратил работу, в 15 ч. 00 мин. линкор остановился. Из-за отсутствия пара вышла из строя большая часть электрической сети, хотя дизель-генератор продолжал давать ток. Из-за сотрясения и затопления перестали работать радар, радиосвязь и гидравлика орудий главного калибра. Через двое с половиной суток после повреждения, 19 сентября в 8 ч. 00 мин. "Уорспайт" на буксире привели на Мальту. Он принял 5000 т воды и дал сильный дифферент на нос и крен 4° на правый борт.
На Мальте корпус линкора укрепили, чтобы восстановить его мореходность, и 1 ноября четыре буксира под охраной четырех эсминцев привели "Уорспайт" в Гибралтар . Переход занял семь дней, линкор сразу же поставили в сухой док.
Здесь был выполнен только частичный ремонт, поскольку корабль уже был предназначен для поддержки высадки союзников в Нормандии (операция "Оверлорд"). Из Гибралтара он отправился в Великобританию 9 марта 1944 г. К тому времени еще не были введены в строй две башни 381-мм орудий и котельный отсек № 4.
Ремонт продолжался в Розайте, башни были восстановлены. Что же касается 4-го котельного отделения, то его решили не восстанавливать. Переборки в районе отделения были уплотнены, а над пробоиной в днище поставили коффердам.
В отличие от вышеописанных операций, при высадке союзных войск в Нормандии в июне 1944 г. линейные корабли оказывали ей весьма активную и длительную (несколько месяцев) поддержку. Корабли медленно продвигались вдоль берега Франции на восток, следуя за войсками, и открывали огонь по первому их требованию. В большинстве случаев тяжелые орудия оправдали возлагавшиеся на них надежды, особенно отличились при этом линкоры "Родней" и "Нельсон". Успех обеспечила длительная подготовка перед высадкой десанта, четкая работа авиаразведки и наземных наблюдателей, корректировавших огонь.
Для поддержки десанта в Нормандии были выделены четыре линкора. Два из них: "Уорспайт" и "Рэмиллис" приступили к действию с первого же дня 6 июня 1944 г., "Родней" и "Нельсон" поначалу находились в резерве. "Уорспайт" и "Рэмиллис" действовали совместно с монитором "Роберте" и крейсерами "Моришес", "Аретуза", "Фробишер" и "Дрэгон".
Им было приказано оборонять восточный фланг десанта. Кроме того, они должны были обстреливать береговые батареи в районе Гавра. Оба линкора и монитор сосредоточили свой огонь на укрепленных батареях Виллервиля, Бенервиля и Ульгата. К 9 ч. 30 мин. батареи замолчали и не открывали огня в последующие дни, хотя находились в весьма сильных бетонных укреплениях. "Уорспайт" 6 июня обстреливал батарею Виллервиль шесть раз, выпустил 73 снаряда и добился 9 прямых попаданий, трех из них — в ходе первого обстрела.
7 июня в действие вступил и "Родней", а "Уорспайт" обстреливал различные цели, в том числе батарею Бенервиль. С начала высадки он выпустил 314 381-мм снарядов (133 бронебойных и 181 фугасных), а вечером этого же дня направился в Портсмут, чтобы пополнить боезапас. Обстрел вражеских целей продолжали "Родней" и "Нельсон", а "Рэмиллес" был направлен на поддержание высадки союзников в Южной Франции.
"Уорспайт" вернулся 10 июня и получил приказ поддержать плацдарм американцев на западе района высадки, т. к. у кораблей, действовавших там, кончились боеприпасы. Линкор обстрелял 96-ю 381-мм снарядами четыре цели и получил благодарность от американского командования за успешный результат, несмотря на то что корректировки стрельбы с воздуха не было. 11 июня "Уорспайт" вернулся в британский сектор у Арроманша. Здесь он применил артиллерию для отражения контратаки противника в полосе действия 50-й дивизии англичан. Вечером того же дня линкор вернулся в Портсмут, а оттуда его послали в Росайт, чтобы сменить износившиеся орудийные стволы.
13 июня в 28 милях восточнее Гарвича "Уорспайт" наткнулся на контактную или акустическую мину с зарядом около 680 кг. Мина взорвалась у левого борта на уровне четвертой ("У") башни. Руль заклинило, и "Уорспайт" на скорости хода 16 узлов описал циркуляцию, затем его машины были остановлены. Образовался крен в 4,5° на левый борт . Корпус линкора получил обширные повреждения. В районе машинного отделения и кормовых погребов листы внешней обшивки были деформированы на протяжении 45,7 м, а конструкция буля между кормовыми башнями вдавлена внутрь на глубину 61 см. Внутреннее днище не пострадало. Большая масса воды хлынула в буль, в междудонном пространстве ее оказалось немного.
Из-за сотрясения при взрыве были сильно повреждены главная и вспомогательная машины, вышли из строя радар и радиосвязь, пострадали и турбины. Крен удалось устранить перекачкой нефти на противоположный борт. В конце концов под одной правой машиной на скорости 10 узлов "Уорспайт" 14 июня добрался до верфей Розайта.
Здесь корабль поставили на срочный ремонт. Его корпус укрепили, а оба внутренних вала, которые обычно для ремонта демонтировались, исправили на месте. Один из внешних валов заклинили. В августе провели ходовые испытания с тремя работающими валами. "Уорспайт" показал скорость хода 15,5 узла.
Его вступление в строй было весьма кстати, поскольку 18 июля линейный корабль "Нельсон" на пути за боеприпасами в Портсмут подорвался на двух якорных минах и ушел на ремонт в США Обстрел побережья из крупнокалиберных орудий вели только линкор "Родней", мониторы "Робертс" и "Эребус". Линейный корабль "Малайя" с октября 1943 г. находился в резерве.
25 августа 1944 г. "полупарализованный" "Уорспайт" примкнул к отряду тяжелых кораблей. Его первой целью стали береговые батареи противника у Бреста, мешавшие продвижению американских частей. За один день линкор выпустил 213 381-мм снарядов. Затем "Уорспайт" вернулся на свои западные позиции. В начале сентября он обстреливал укрепления Гавра. Таким образом, линкор поддержал наступление 49-й и 51-й британских дивизий. 1 ноября "Уорспайт" провел последний обстрел, на этот раз в поддержку десанта на остров Вилхерн и в устье Шельды. В ходе операции "Оверлорд" — высадки десантов в Западной Европе — линейные корабли и мониторы выполнили огромную работу по поддержке своих войск огнем. С 6 июня по 10 сентября они выпустили по наземным целям 3371 406-мм и 381-мм и 1034 152-мм снарядов.
В заключение стоит сказать, что в 1945 г. тяжелые корабли британского дальневосточного флота тоже участвовали в обстреле побережий, хотя в несравнимо меньших масштабах. В основном они использовались как плавучие зенитные батареи. В этих операциях участвовал и переведенный на Дальний Восток линкор "Куин Элизабет". Так, 21 января 1945 г. "Куин Элизабет" в составе отряда кораблей артиллерийской поддержки обеспечивал десант на остров Рамри у западных берегов Бирмы. 6 мая 1945 г. "Куин Элизабет" обстреливал вражеские батареи в проливе Стюарт на Андаманских островах северо-западнее Малайзии.
Британские линейные корабли типа "Куин Элизабет" представляли собой важный этап в развитии военного кораблестроения как первые тяжелые корабли, при работе котлов которых использовалось исключительно жидкое топливе. Они показали и пример удивительного долголетия. Один и тот же линейный корабль "Уорспайт" в 1916 г. в Ютландском сражении вел огонь по германским дредноутам и линейным крейсерам, спасая от разгрома эскадру адмирала Битти, а в 1944 г. он обстреливал побережье Франции, поддерживая высадку союзных войск в Нормандии.
Образно говоря, линкоры типа "Куин Элизабет" родились в эпоху расцвета крупных боевых кораблей, вооруженных мощной артиллерией, а ушли со службы на закате этой эпохи.
"Бархэм", как уже известно читателю, был потоплен немецкой подводной лодкой 25 ноября 1941 г. 12 июля 1946 г. продали на слом многострадальный "Уорспайт", при буксировке в Фаслейн 23 апреля 1947 г. он сильным волнением был посажен на мель Праша Гроув и разобран на месте.
20 февраля 1948 г. продали на слом "Малайю" и в один день, 19 марта 1948 г., "Вэлиант" и "Куин Элизабет". Покинув море, эти корабли навеки ушли в историю.
Из воспоминаний старшего помощника линкора "Уорспайт"
По боевому расписанию я находился в боевой рубке и после попадания отправился уточнить объем повреждений. Спустившись на верхнюю палубу, я увидел, что одна из 4-дюймовых установок просто сброшена за борт. В палубе зияла огромная дыра, из которой валил дым и пар. Я спустился вниз, в левую батарею, чтобы попытаться пробиться к очагу пожара через броневую дверь "связывающую" батареи разных бортов. Нам удалось открыть дверь лишь с огромным трудом, используя кувалды. И вот перед нами предстала печальная картина. Батарея правого борта была объята пламенем и полна дыма. Можно было слышать крики обожженных и раненых людей.
Это было ужасно, и мне сразу вспомнилось, как точно описывал Форестер ад на батарейной палубе эпохи Нельсона. Пламя пылало так яростно, что я начал сомневаться, сумеем ли мы справиться с ним. Однако двое добровольцев встали у меня по бокам с пожарными шлангами, и мы двинулись вперед. Вскоре прибыли первые пожарные партии. Продолжающиеся крики обгоревших и раненых действовали на нервы, мешая работать. Я постарался достать, как больше морфия, хотя в темноте отыскать раненых, разбросанных повсюду среди скрученного железа и обломков, было нелегко. Когда я пробрался в жилую палубу правого борта меня встретила такая же ужасная картина разгрома.
Когда огонь был потушен, я пошел на мостик с рапортом. Спокойное голубое небо казалось почти нереальным после темноты и вопиющей бойни внизу. Вынос мертвых и опознавание тел заняли большую часть моей вахты. Мы зашили из в парусину для похорон. Стойкий капрал морской пехоты, обслуживающий бар кают-компании, добровольно вызвался на эту работу и был занят ею следующие 2 дня, когда мы возвращались в гавань."