Линкоры против берега

 

Во время второй мировой войны британс­кие линкоры нередко использовались для под­держки сухопутных операций огнем своей тяже­лой артиллерии. При этом достигался ряд преимуществ:

1. Орудия линкоров (и мониторов) были единственным средством эффективного пораже­ния хорошо защищенных целей (хотя в 1943 г. было установлено, что для уничтожения орудия, находящегося в бронированном бункере, требует­ся в среднем 640 снарядов калибра 381 мм);

2. Большая дальность стрельбы орудий главного калибра позволяла поражать цели, уда­ленные от береговой черты;

3. Огонь тяжелых орудий оказывал мораль­ную поддержку десанту и подавлял психику обо­роняющихся.

Одна из таких операций (правда, безуспеш­ная) была проведена в сентябре 1940 г. Тогда была предпринята попытка высадить войска сво­бодной Франции на берег Сенегала, колонии в Западной Африке, находившейся под контролем правительства Виши. Для поддержки операции, получившей кодовое название"Угроза" были вы­ведены линкоры "Бархэм" и "Ризолюшен". Спла­нирована она была из рук вон плохо, но мы оста­новимся только на действии линейных кораблей.

24 сентября в 9 ч. 37 мин. "Бархэм" и "Ризо­люшен" вместе с крейсерами "Остремея" и "Де­воншир" открыли огонь по французским воен­ным кораблям, стоявшим в порту Дакар, среди которых находился новейший линкор "Ришелье". Стрельба велась с дистанции 14650 м. Видимость была плохой, условия не способствовали ведению огня с большой дистанции. А приблизиться к цели мешал огонь береговых батарей. Ситуация ухудшалась, когда французский эсминец поста­вил перед входом в порт дымовую завесу.

В 10ч. 10 мин. британские линкоры стояли ничего не добившись. В то же время "Бархэм" по­лучил попадание двумя снарядами, видимо, бере­говой артиллерии, калибров 155 и 240 мм. 155-мм снаряд попал в правый борт в верхнюю часть буля на уровне второй ("В") башни. Он проделал в буле пробоину диаметром 1,22 м. 240-мм снаряд попал в новую защитную палубу, его осколки пробили надстройку, но серьезных повреждений не было. Незадолго до полудня линкоры возоб­новили обстрел порта, но столь же безуспешно ("Ришелье" получил всего несколько осколочных попаданий).

На следующее утро была предпринята по­пытка высадить десант. Однако в 9 ч. 01 мин. 25 октября, когда британские линкоры занимали по­зиции для ведения стрельбы, "Ризолюшен" был торпедирован французской подводной лодкой "Бевезьер" (командир Линсло). Повреждения оказались тяжелыми, линкор накренился на ле­вый борт на 12°.

"Бархэм" тем временем оставался в районе высадки десанта, продолжая вести огонь. В 9 ч. 19 мин. он попал в "Ришелье" 381-мм снарядом, не причинившим противнику серьезных поврежде­ний. В целом обстрел порта не дал желаемых ре­зультатов. Более того, "Ришелье" взял реванш, попав снарядом в подводную часть "Бархэма", вследствие чего был поврежден буль и вода стала медленно поступать в него.

Этим же утром было решено прекратить операцию и возвращаться в Фритаун. На обрат­ном пути "Бархэму" пришлось вести "Ризолю­шен" на буксире, оба корабля благополучно доб­рались до места назначения, поврежденный линкор в течение 5 месяцев ремонтировался в Фи­ладельфии (США).

С июня по сентябрь 1943 г. проводилась операция под кодовым названием "Хаски" ("Ез­довая собака") — высадка десанта союзников на Сицилии. Для ее прикрытия была создана группа из шести линейных кораблей: "Нельсон", "Вэлиант", "Уорспайт", "Хоу" и "Кинг Джордж V". Их задачей стали не столько действия против берега, сколько охрана сил десанта от возможного напа­дения итальянского флота. Поэтому за два меся­ца линкоры всего дважды вели огонь по берего­вым целям.

В ночь с 11 по 12 июля "Кинг Джордж V" и "Хоу" обстреливали Трапани и Марсалу.

17 июня "Уорспайт" вел обстрел артилле­рийских позиций противника на побережье близ Катаньи. Корабль выпустил 57 381-мм снарядов. Позиции неприятеля не были серьезно разруше­ны, и десантники попросту обошли город. Стоит упомянуть, что во время обстрела при маневри­ровании "Уорспайт" развивал скорость хода до 23,5 узлов.

Те же британские линкоры, которые при­крывали десант на Сицилию, использовались и для защиты высадки союзников на итальянский материк в районе Салерно (операция "Аваланш", т. е. "Лавина"). Высадка была назначена на 9 сен­тября, но перед ней решили провести отвлекаю­щую операцию в районе Мессинского пролива. Так, 2 сентября "Уорспайт" и "Вэлиант" обстре­ливали там вражескую батарею 150-мм орудий, которая вскоре была захвачена десантом.

Однако еще до начала основной операции, 8 сентября 1943 г., Италия объявила о своей капи­туляции. Теперь охранять десант от итальянского флота уже не было необходимости. "Уорспайт" и "Вэлиант" получили другое задание: собрать сдавшиеся в плен корабли итальянского военно-морского флота и отконвоировать их на Мальту. 14 ноября эта задача была выполнена, и на обрат­ном пути с Мальты линкоры получили приказ начать обстрел береговых целей в районе Салерно.

Прибыв к плацдарму высад­ки десанта к вечеру 15 сентября, "Вэлиант" взял под свой контроль его северный сектор, а "Уорспайт" — южный. Линкоры вели огонь с 17 часов до наступления темноты, поразив ряд вражеских целей. На следующее утро обстрел продол­жился. Около полудня 16 сентября "Вэлиант" покинул позицию, но "Уорспайту" пришлось отражать налет авиации противника.

В 14.00 линкор атаковали 12 истребителей "Фоке-Вульф-190". Их нападение было отбито, но опасность подстерегала "Уорспайт"с другой стороны. Немецкие самолеты, находившиеся на высо­те 6100 м, сбросили три управляе­мые бронебойные авиабомбы, из­вестные как "FX-1400". Эти бомбы весили 1360 кг и развивали конечную скорость 244 м/сек. Ког­да с линкора их заметили, бомбы находились на высоте 2150 м. И казалось, что все три падают пря­мо на корабль.

Первая бомба угодила в сере­дину корабля, пробила все палубы, включая броневую, пролетела че­рез 4-й котельный отсек и взорвалась в промежут­ке между внутренним и наружным днищами. В на­ружном днище оказалась пробоина длиной 6,1 и шириной от 2,1 до 4,3 м, а пробитое внутреннее дно от взрыва сдвинулось вверх. 4-й котельный отсек разрушило полностью, все ближайшие пере­борки изогнуло и повредило осколками.

Вторая бомба упала рядом с правым бор­том на уровне 5-го котельного отсека. Листы внутреннего и внешнего днища под этим отсе­ком были деформированы, а буль пробит. Тре­тья бомба взорвалась по правому борту ближе у кормы, но слишком далеко, чтобы повредить корабль.

Результаты одного прямого попадания и одного близкого взрыва были таковы: вода зато­пила 5 из 6 котельных отсеков (включая между­донное пространство), нефтяные цистерны, ниж­нюю часть буля и шахты кабелей, находившиеся поблизости. В 1-й котельный отсек, машинное от­деление, два генераторных отсека, коридор греб­ного вала и в различные отсеки по сторонам ма­шинного отделения медленно поступала вода. Все котлы были повреждены, при сотрясении питье­вая вода смешалась с морской и с нефтью.

Котел № 1 продолжал давать пар турбинам, которые не были повреждены, и корабль смог ма­лым ходом уйти с позиции. Наконец и этот котел прекратил работу, в 15 ч. 00 мин. линкор остано­вился. Из-за отсутствия пара вышла из строя боль­шая часть электрической сети, хотя дизель-генера­тор продолжал давать ток. Из-за сотрясения и затопления перестали работать радар, радиосвязь и гидравлика орудий главного калибра. Через двое с половиной суток после повреждения, 19 сентября в 8 ч. 00 мин. "Уорспайт" на буксире приве­ли на Мальту. Он принял 5000 т воды и дал силь­ный дифферент на нос и крен 4° на правый борт.

На Мальте корпус линкора укрепили, чтобы восстановить его мореходность, и 1 ноября четыре буксира под охраной четырех эсминцев привели "Уорспайт" в Гибралтар . Переход занял семь дней, линкор сразу же поставили в сухой док.

Здесь был выполнен только частичный ре­монт, поскольку корабль уже был предназначен для поддержки высадки союзников в Нормандии (операция "Оверлорд"). Из Гибралтара он отпра­вился в Великобританию 9 марта 1944 г. К тому времени еще не были введены в строй две башни 381-мм орудий и котельный отсек № 4.

Ремонт продолжался в Розайте, башни были восстановлены. Что же касается 4-го ко­тельного отделения, то его решили не восста­навливать. Переборки в районе отделения были уплотнены, а над пробоиной в днище по­ставили коффердам.

В отличие от вышеописанных операций, при высадке союзных войск в Нормандии в июне 1944 г. линейные корабли оказывали ей весьма активную и длительную (несколько месяцев) поддержку. Корабли медленно продвигались вдоль берега Франции на восток, следуя за войс­ками, и открывали огонь по первому их требова­нию. В большинстве случаев тяжелые орудия оп­равдали возлагавшиеся на них надежды, особенно отличились при этом линкоры "Род­ней" и "Нельсон". Успех обеспечила длительная подготовка перед высадкой десанта, четкая ра­бота авиаразведки и наземных наблюдателей, корректировавших огонь.

Для поддержки десанта в Нормандии были выделены четыре линкора. Два из них: "Уорспайт" и "Рэмиллис" приступили к действию с пер­вого же дня 6 июня 1944 г., "Родней" и "Нельсон" поначалу находились в резерве. "Уорспайт" и "Рэмиллис" действовали совместно с монитором "Роберте" и крейсерами "Моришес", "Аретуза", "Фробишер" и "Дрэгон".

Им было приказано оборонять восточный фланг десанта. Кроме того, они должны были об­стреливать береговые батареи в районе Гавра. Оба линкора и монитор сосредоточили свой огонь на укрепленных батареях Виллервиля, Бенервиля и Ульгата. К 9 ч. 30 мин. батареи замол­чали и не открывали огня в последующие дни, хотя находились в весьма сильных бетонных ук­реплениях. "Уорспайт" 6 июня обстреливал бата­рею Виллервиль шесть раз, выпустил 73 снаряда и добился 9 прямых попаданий, трех из них — в ходе первого обстрела.

7 июня в действие вступил и "Родней", а "Уорспайт" обстреливал различные цели, в том числе батарею Бенервиль. С начала высадки он выпустил 314 381-мм снарядов (133 бронебой­ных и 181 фугасных), а вечером этого же дня на­правился в Портсмут, чтобы пополнить боезапас. Обстрел вражеских целей продолжали "Родней" и "Нельсон", а "Рэмиллес" был направлен на под­держание высадки союзников в Южной Франции.

"Уорспайт" вернулся 10 июня и получил приказ поддержать плацдарм американцев на за­паде района высадки, т. к. у кораблей, действо­вавших там, кончились боеприпасы. Линкор об­стрелял 96-ю 381-мм снарядами четыре цели и получил благодарность от американского коман­дования за успешный результат, несмотря на то что корректировки стрельбы с воздуха не было. 11 июня "Уорспайт" вернулся в британский сек­тор у Арроманша. Здесь он применил артилле­рию для отражения контратаки противника в по­лосе действия 50-й дивизии англичан. Вечером того же дня линкор вернулся в Портсмут, а отту­да его послали в Росайт, чтобы сменить износив­шиеся орудийные стволы.

13 июня в 28 милях восточнее Гарвича "Уорспайт" наткнулся на контактную или акус­тическую мину с зарядом около 680 кг. Мина взорвалась у левого борта на уровне четвертой ("У") башни. Руль заклинило, и "Уорспайт" на скорости хода 16 узлов описал циркуляцию, затем его машины были остановлены. Образовался крен в 4,5° на левый борт . Корпус линкора полу­чил обширные повреждения. В районе машинно­го отделения и кормовых погребов листы внеш­ней обшивки были деформированы на протяжении 45,7 м, а конструкция буля между кормовыми башнями вдавлена внутрь на глубину 61 см. Внутреннее днище не пострадало. Большая масса воды хлынула в буль, в междудонном про­странстве ее оказалось немного.

Из-за сотрясения при взрыве были сильно повреждены главная и вспомогательная машины, вышли из строя радар и радиосвязь, пострадали и турбины. Крен удалось устранить перекачкой не­фти на противоположный борт. В конце концов под одной правой машиной на скорости 10 узлов "Уорспайт" 14 июня добрался до верфей Розайта.

Здесь корабль поставили на срочный ре­монт. Его корпус укрепили, а оба внутренних вала, которые обычно для ремонта демонтирова­лись, исправили на месте. Один из внешних валов заклинили. В августе провели ходовые испытания с тремя работающими валами. "Уорспайт" пока­зал скорость хода 15,5 узла.

Его вступление в строй было весьма кстати, поскольку 18 июля линейный корабль "Нельсон" на пути за боеприпасами в Портсмут подорвался на двух якорных минах и ушел на ремонт в США Обстрел побережья из крупнокалиберных орудий вели только линкор "Родней", мониторы "Ро­бертс" и "Эребус". Линейный корабль "Малайя" с октября 1943 г. находился в резерве.

25 августа 1944 г. "полупарализованный" "Уорспайт" примкнул к отряду тяжелых кораб­лей. Его первой целью стали береговые батареи противника у Бреста, мешавшие продвижению американских частей. За один день линкор выпус­тил 213 381-мм снарядов. Затем "Уорспайт" вер­нулся на свои западные позиции. В начале сентяб­ря он обстреливал укрепления Гавра. Таким образом, линкор поддержал наступление 49-й и 51-й британских дивизий. 1 ноября "Уорспайт" провел последний обстрел, на этот раз в поддержку десанта на остров Вилхерн и в устье Шельды. В ходе операции "Оверлорд" — высадки десантов в Западной Европе — линейные корабли и мони­торы выполнили огромную работу по поддержке своих войск огнем. С 6 июня по 10 сентября они выпустили по наземным целям 3371 406-мм и 381-мм и 1034 152-мм снарядов.

В заключение стоит сказать, что в 1945 г. тя­желые корабли британского дальневосточного флота тоже участвовали в обстреле побережий, хотя в несравнимо меньших масштабах. В основ­ном они использовались как плавучие зенитные батареи. В этих операциях участвовал и переведен­ный на Дальний Восток линкор "Куин Элизабет". Так, 21 января 1945 г. "Куин Элизабет" в составе отряда кораблей артиллерийской поддержки обес­печивал десант на остров Рамри у западных бере­гов Бирмы. 6 мая 1945 г. "Куин Элизабет" обстре­ливал вражеские батареи в проливе Стюарт на Андаманских островах северо-западнее Малайзии.

Британские линейные корабли типа "Куин Элизабет" представляли собой важ­ный этап в развитии военного кораблестроения как первые тяжелые корабли, при ра­боте котлов которых использовалось исключительно жидкое топливе. Они показали и пример удивительного долголетия. Один и тот же линейный корабль "Уорспайт" в 1916 г. в Ютландском сражении вел огонь по германским дредноутам и линейным крейсерам, спасая от разгрома эскадру адмирала Битти, а в 1944 г. он обстреливал побережье Франции, поддерживая высадку союзных войск в Нормандии.

Образно говоря, линкоры типа "Куин Элизабет" родились в эпоху расцвета крупных боевых кораблей, вооруженных мощной артиллерией, а ушли со службы на закате этой эпохи.

"Бархэм", как уже известно читателю, был потоплен немецкой подводной лод­кой 25 ноября 1941 г. 12 июля 1946 г. продали на слом многострадальный "Уорспайт", при буксировке в Фаслейн 23 апреля 1947 г. он сильным волнением был посажен на мель Праша Гроув и разобран на месте.

20 февраля 1948 г. продали на слом "Малайю" и в один день, 19 марта 1948 г., "Вэлиант" и "Куин Элизабет". Покинув море, эти корабли навеки ушли в историю.

 

Из воспоминаний старшего помощника линкора "Уорспайт"

 

По боевому расписанию я находился в боевой рубке и после попадания отправился уточнить объем повреждений. Спу­стившись на верхнюю палубу, я увидел, что одна из 4-дюймо­вых установок просто сброшена за борт. В палубе зияла огром­ная дыра, из которой валил дым и пар. Я спустился вниз, в левую батарею, чтобы попытаться пробиться к очагу пожара через бро­невую дверь "связывающую" батареи разных бортов. Нам уда­лось открыть дверь лишь с огромным трудом, используя кувал­ды. И вот перед нами предстала печальная картина. Батарея правого борта была объята пламенем и полна дыма. Можно было слышать крики обожженных и раненых людей.

Это было ужасно, и мне сразу вспомнилось, как точно описывал Форестер ад на батарейной палубе эпохи Нельсо­на. Пламя пылало так яростно, что я начал сомневаться, суме­ем ли мы справиться с ним. Однако двое добровольцев встали у меня по бокам с пожарными шлангами, и мы двинулись вперед. Вскоре прибыли первые пожарные партии. Продол­жающиеся крики обгоревших и раненых действовали на не­рвы, мешая работать. Я постарался достать, как больше мор­фия, хотя в темноте отыскать раненых, разбросанных повсюду среди скрученного железа и обломков, было нелегко. Когда я пробрался в жилую палубу правого борта меня встретила та­кая же ужасная картина разгрома.

Когда огонь был потушен, я пошел на мостик с рапортом. Спокойное голубое небо казалось почти нереальным после тем­ноты и вопиющей бойни внизу. Вынос мертвых и опознавание тел заняли большую часть моей вахты. Мы зашили из в парусину для похорон. Стойкий капрал морской пехоты, обслуживающий бар кают-компании, добровольно вызвался на эту работу и был занят ею следующие 2 дня, когда мы возвращались в гавань."