Проектирование и постройка
В 1913 г. в Великобритании приняли программу строительства пяти новых линейных кораблей, очень близких по типу с линкорами типа "Куин Элизабет", которые уже начали вступать в строй. Вооружение кораблей этих двух типов было одинаковым, но энергетическая установка новых линкоров рассчитывалась на скорость хода всего 21,5 узла (как у линкоров типа "Айрон Дьюк"), в то время как у "Куин Элизабет" она достигала 25 узлов.
Такое решение отражало бытовавшее в британском Адмиралтействе мнение, что главная задача линейных кораблей — действие в составе крупных эскадр, и при этом высокая скорость хода не обязательна. Новые корабли имели меньшее водоизмещение, и на них предполагалось установить котлы для комбинированного топлива: угля и нефти. Все это обеспечивало, прежде всего, экономическую выгоду — стоимость постройки каждого корабля оценивалась в 2 млн. 150 тыс. фунтов стерлингов, в то время как линкоры типа "Куин Элизабет" стоили от 2 млн. 408 тыс. до 3 млн. 14 тыс. фунтов стерлингов каждый.
Проект получил наименование "Т-1" При первом его рассмотрении водоизмещение увеличили с 25 500 т до 25 750 т, а скорость хода снизили с 21,5 до 21 узла.
Все линкоры серии заложили в период с середины ноября 1913 г. до середины января 1914 г. В строй они вступали уже в разгар первой мировой войны: с мая 1915 г. по октябрь 1917 г.
Тактико-технические данные проекта Т-1 (впоследствии тип "Роял Соверен")
Конструктивное водоизмещение — 25500 т.
Полное водоизмещение — 28750 т.
Длина (между перпендикулярами) — 176,90 м.
Ширина — 26,99 м.
Конструктивная осадка — 8,69 м.
Осадка при полном водоизмещении — 9,91 м.
Увеличение водоизмещения на 1 см осадки — 35, 8.
Мощность двигателей — 31000 л.с.
Конструктивная скорость хода — 21,5 уз.
Запас угля при конструктивном водоизмещении — 900 т.
Полный запас угля — 3000 т.
Запас нефтяного топлива — 1500 т.
Вооружение:
8 381 мм /42 калибра, 80 выстрелов/орудие.
16 152 мм /45 калибров, 150 выстрелов/орудие.
4 102 мм зенитное, 200 выстрелов/орудие.
4 535 мм подводных торпедных аппарата,
20 торпед.
Броневая защита
Броневой пояс по миделю — 330 мм.
Броневой в районе носа — 152 мм.
Броневой в районе кормы — 102 мм.
Бортовая броня над броневым поясом — 152 мм.
Броневая переборка в носу — 152 мм.
Броневая переборка в корме — 102 мм.
Барбеты — 102-254 мм.
Орудийные башни — 280 мм.
Боевая рубка — 280 мм.
Шахта боевой рубки — 102-152 мм.
Пост управления торпедным огнем —152 мм.
Шахта поста управления торпедной стрельбой — 102 мм.
Стальные защитные плиты (вертикальные)
Шахта дымовой трубы — 25,4-38 мм.
Противоторпедная переборка — 25,4-38 мм.
Стальные защитные плиты (горизонтальные):
Полубак (над батареей 152-мм орудий) — 25,4 мм.
Верхняя палуба между барбетами 1-й и 4-й башен 31,7-38 мм.
Главная палуба — 25,4; 38 и 50,8 мм.
Главная палуба, скат — 50,8 мм.
Промежуточная палуба к носу — 25,4-63,4 мм
Промежуточная палуба в районе кормы — 63,4 и 76,2-102 мм.
Весовая нагрузка
Оборудование — 750 т.
Вооружение — 4550 т.
Машины — 2500 т.
Уголь — 900 т.
Броня и стальные защитные плиты — 8100 т.
Корпус — 8600 т.
Адмиралтейский резерв — 100 т.
Всего — 25500 т.
В январе 1915 г. на них решили установить котлы, работающие не на комбинированном, а на чисто нефтяном топливе. При этом подсчитали, что после небольших изменений турбины будут развивать мощность 40 тыс. л.с. вместо предусмотренных первоначальным проектом 31 тыс. л.с. Вследствие такого увеличения мощности скорость хода должна была возрасти с 21 до 23 узлов. Изменили и запас топлива: вместо 3000 т угля и 1500 т нефти полный составил 3400 т нефти. Несмотря на значительное уменьшение объема и веса топлива, дальность плавания не изменилась.
Сэкономленный вес использовали для расширения артиллерийских погребов орудий главного калибра, вместимость которых возросла с 80 до 100 выстрелов на ствол. Применение жидкого топлива уменьшило количество кочегаров до 75 человек. Целый ряд других дополнений привел к увеличению конструктивного водоизмещения до 25 800 т.
Орудия главного калибра (381 мм) так же, как на линкорах "Куин Элизабет", располагались в четырех двухорудийных башнях: две в носу и две в корме. В первоначальном проекте предполагалось не изменять и систему установки шестнадцати 152-мм орудий, но, основываясь на опыте, полученном на линкоре "Айрон Дьюк", на котором даже при среднем волнении батареи 152-мм орудий заливались водой, их перенесли ближе к корме и при этом уменьшили расстояния между казематами. И, хотя орудия все еще находились слишком близко к ватерлинии и не могли избежать действия брызг, их заливало меньше чем на кораблях, построенных раньше.
Из 152-мм орудий только передние по правому и левому борту могли вести огонь прямо по носу, а два задних — прямо по корме. Таким образом обеспечивалась круговая оборона от эскадренных миноносцев. Четыре орудия на главной палубе имели щиты и были поставлены открыто по сторонам от дымовой трубы. Батареи правого и левого бортов разделялись переборкой толщиной 5,08 см и бронированием шахт дымовых труб, а орудия друг от друга — переборкой толщиной 38 мм.
Даты строительства линейных кораблей типа «Роял Соверен»
Название корабля |
Данные |
||||
Закладка киля |
Спуск на воду |
Вступление в строй |
Верфь |
Изготовитель машин |
|
«Рэмиллис» |
12 ноября 1913г. |
12 сентября 1916 г. |
Октябрь 1917г. |
Бердмор |
Бердмор |
«Ризолюшен |
29 ноября 1913г. |
14 января 1915г. |
Декабрь 1916г. |
Палмерс |
Палмерс |
«Ривендж» |
22 декабря 1913 г. |
29 мая 1915 г. |
Март 1916г. |
Виккерс |
Виккерс |
«Роял Соверен» |
15 января 1914г. |
29 апреля 1915г. |
Май 1915г. |
Портсмут |
Парсонс |
«Роял Оук» |
15 января 1914г. |
17 ноября 1914г. |
Май 1915г. |
Девонпорт |
Хоторн Лесли |
Система артиллерийских погребов была такой же, как на линкорах "Куин Элизабет": погреба орудий главного калибра находились между двумя носовыми и между двумя кормовыми башнями, а 152-мм орудий — за второй носовой башней.
Проект предусматривал установку тех же приборов управления огнем артиллерии главного и вспомогательного калибров и на тех же позициях, что и на кораблях типа "Куин Элизабет": на боевой рубке под бронированным колпаком на мачтах и мостиках.
Но в ходе строительства кораблей эту схему несколько изменили. Оба центральных прибора управления огнем главного калибра были установлены еще до окончания работ: один под вращающимся бронированным колпаком в верхней части боевой рубки, а другой — на площадке под фор-марсом.
Два центральных прибора управления огнем орудий вспомогательного калибра позже поставили в нижней части фок-мачты. На линкоре "Ризолюшен" это было сделано в апреле 1917 г., на линкоре "Рэмиллис" — в июне 1918 г., на остальных кораблях — в марте 1917 г. Каждая 381-мм башня имела 4,57-метровый дальномер и визир. Огнем всех орудий главного калибра можно было управлять и из третьей ("X") башни.
Главный броневой пояс, как и на линкорах типа"Куин Элизабет", имел толщину в районе миделя 330 мм, постепенно утоньшаясь к носу до 152 мм, а к корме до 102 мм. Имея высоту 3,88 м, он простирался от главной палубы до отметки 1,52 м ниже конструктивной ватерлинии (на прежних линкорах — до 1,21 м) и при значительной осадке броневой пояс все же поднимался над поверхностью воды на 1,21 м. Эта важная особенность позволяла кораблю выдерживать более сильную бортовую качку, не обнажая незащищенную часть корпуса.
Стоимость брони составила 20 фунтов стерлингов за тонну.
Оконечности главного броневого пояса соединялись 102-мм поперечными переборками. Верхний броневой пояс толщиной 152 мм тянулся от барбета первой до барбета третьей башни и в оконечностях также замыкался 152-мм переборками. В отличие от всех предыдущих линкоров у кораблей типа "Роял Соверен" броневая палуба была поднята на уровень прежней главной палубы, ее скат спускался до оконечностей броневого пояса. А главная палуба теперь находилась не на уровне ватерлинии (но, не ниже нее, как это бывало), а на 2,44 м выше. Поэтому запас плавучести корабля в случае повреждения бортовой брони снизился бы меньше и к тому же такая конструкция палуб существенно облегчала погрузку угля, которая была предусмотрена первоначальным проектом.
По всей длине артиллерийских погребов, машинного и торпедного отделений была сооружена противоминная (противоторпедная) переборка. Расположенная так же, как на линкорах типа "Куин Элизабет", она имела значительно меньшую толщину: всего 3,8 см (против 5,08 см), а в междудонном пространстве — 2,54 см. Причина этого в том, что в первоначальном проекте кораблей типа "Роял Соверен" предусматривалось создание угольных ям. После их демонтажа при переходе на жидкое топливо корабль лишился дополнительной защиты, на которую рассчитывали.
Конечно, определенную защиту обеспечивали и топливные цистерны, так что была ли ослаблена подводная защита в целом — вопрос спорный. Однако не подлежит сомнению, что из-за меньшей ширины линкоров типа "Роял Соверен" подводная защита этих кораблей была слабее, чем у линкоров типа "Куин Элизабет".
Поэтому уже в марте 1915 г., в ходе их строительства, Адмиралтейство приказало снабдить "Рэмиллис" бортовыми булями. Во многом причиной такого решения были многочисленные и основательные опыты, проведенные с "Чатемским плотом" с целью найти наилучшие методы подводной защиты от мин и торпед. "Чатемским плотом" называли модель центральных секций военного корабля, которую строили, чтобы испытать действие подводного взрыва на его корпус и конструкции и разработать затем оптимальную систему подводной зашиты. Испытания обычно проводились на моделях масштаба 1:4, затем 1:2 и, наконец, 1:1, после чего делалось заключение.
Каждый буль в верхней и нижней части был разделен на камеры, а в нижней части — еще и продольной переборкой. Внутренние камеры нижней части буля заполнялись стальными трубами диаметром 22,86 см с запаянными концами. Эти трубы должны были уменьшить действие подводного взрыва и препятствовать разрушению переборок осколками и обломками.
Между внешней стенкой буля и трубами находилось пространство шириной 1,21 м. Увеличить эту ширину было нельзя, это затруднило бы спуск корабля со стапеля. Були, простираясь от носового торпедного отсека до кормового и выдавались по ширине на миделе на 2,13 м, что увеличивало ширину корабля до 31,26 м. Одновременно осадка уменьшалась на 30,5 см. После установки булей вес корабля увеличился на 2500 т (из них вес труб 773 т, дерева 194 т).
В октябре 1917 г. было решено снабдить булями и остальные четыре линкора, но при условии, что в первую очередь будет повышена их остойчивость, а уж во вторую — усилена подводная защита. Их були были устроены несколько иначе, о чем пойдет речь в следующем разделе.
Более высокое расположение броневой палубы заметно увеличивало запас плавучести и остойчивости новых линкоров по сравнению с кораблями предшествующих типов. На линкорах (в том числе и типа "Куин Элизабет") постоянно возникали проблемы, связанные со стремительной качкой. Их пытались решить, уменьшая проектную метацентрическую высоту. При этом бортовая качка становилась более плавной, и корабль становился более устойчивой платформой для артиллерии.
Но такое решение проблемы не было кардинальным, поскольку значительный крен возникал и при поворотах корабля. Кроме того, "старые" линкоры в боевых условиях доказали, что они не так уж плохи и что качка мало влияет на точность их стрельбы.
Но установка булей на линкор "Рэмиллис", выполненная еще до окончания его строительства, изменила параметры остойчивости, поскольку увеличилась ширина и возросла метацентрическая высота. Поэтому решили, снабжая остальные четыре линкора булями, уделить особое внимание остойчивости. "Ривендж" получил були в октябре 1917 — феврале 1918 г. "Ризолюшен" — с конца 1917 по май 1918 г.
Нижняя часть булей делилась на водонепроницаемые камеры, но без заполнения трубами, а верхнюю заполнили смесью цемента и дерева. При таком устройстве булей осадка кораблей уменьшилась на 40,6 см, а водоизмещение возросло на 1526 т (вес цемента 640 т, дерева 186 т). Ширина линкора "Ривендж" составила 30,93 м, а "Ризолюшен" — 30,90 м (табл. 5).
Работы на "Роял Соверен" не начинались до декабря 1920 г., за это время предполагалось еще больше повысить его первоначальную остойчивость за счет увеличения ширины верхней части булей. При этом снова применялись стальные трубы, а заложенная древесина и часть цемента были удалены. Работы закончились только к октябрю 1924 г. Пристройка булей увеличила водоизмещение корабля на 1474 т, из которых 763 т пришлось на трубы и цемент. После того как выяснилось, что корабли с булями весьма подвержены бортовой качке, провели множество опытов, чтобы разработать оптимальную конструкцию булей для линкора "Роял Оук" и установить их одновременно с новыми улучшенными боковыми килями. Були были установлены на "Роял Оук" в 1922-24 гг.
Влияние установки булей на основные тактико-технические данные
|
«Ривендж» без булей |
«Рэмиллис» с булями |
Дата |
24 марта 1916 г. |
30 сентября 1917г. |
Осадка |
10,10 м |
9,79м |
Водоизмещение |
30 750 т |
33000т |
Мощность двигателя |
42 650 л. с. |
42 383 л. с. |
Скорость хода |
21,9 уз |
21,5 уз |
Обороты вала |
330 об/ мин. |
326 об/мин. |
Метацентрическая высота и показатели остойчивости на линейных кораблях типа "Роял Соверен"
Метацентрическая высота (MB) и показатели остойчивости по окончательному проекту |
|||
Состояние корабля |
Водоизмещение (V) |
МВ(м) |
Предельный крен (°) |
Полное водоизмещение с 3400 т (95%) нефтяного топлива |
29050 |
1.52 |
69 |
Конструктивное водоизмещение с 900 т нефтяного топлива |
25 800 |
0.81 |
58.5 |
Порожнем |
24650 |
0.74 |
58 |
«Роял Соверен», креновое испытание |
|||
Полное водоизмещение с 3400 т (95%) нефтяного топлива |
31 160 |
1.51 |
67 |
Водоизмещение в пейсе с 2890 т нефтяного топлива |
30650 |
1.26 |
59 |
Конструктивное водоизмещение с 900 т нефтяного топлива |
27970 |
0.85 |
57 |
Порожнем |
26770 |
0.72 |
56 |
«Ривендж», креновое испытание (после остановки булeй) |
|||
Полное водоизмещение с 3400 т (95%) нефтяного топлива |
32820 |
1.57 |
68.3 |
Водоизмещение в с 3040 т (85%) нефтяного топлива |
32460 |
1.55 |
67.2 |
Конструктивное водоизмещение с 900 т нефтяного топлива |
29590 |
1.59 |
62.3 |
Порожнем |
28410 |
1.60 |
59.3 |
Так же, как на линкорах типа "Куин Элизабет", установили турбины Парсонса в двух группах: в каждой по турбине высокого и низкого давления. В продольном направлении машинное отделение делилось на три отсека. Пар производили 18 котлов "Ярроу" (у "Куин Элизабет" было 24 котла), расположенных в трех отсеках.
Первоначальный проект предусматривал две дымовые трубы, но позже дымовые ходы решили соединить в одну.
По началу возникли опасения, что пристроенные були снизят скорость хода, но потом оказалось, что корабли с булями лучше преодолевают сопротивление воды. Война помешала всестороннему испытанию ходовых качеств, хотя некоторые данные были получены на мерной миле у Скелморли (табл. 5). В ходе этих испытаний все линкоры типа "Роял Соверен" превысили конструктивную мощность турбин, которая равнялась у "Роял Соверен" — 41115 л.с., "Ривендж" — 41938 л.с., "Рэмиллис" — 41356 л.с., "Ризолюшен" — 41406 л.с., "Роял Оук" — 40306 л.с.
Электроэнергию производили два 125-квт генератора, работавших от двигателя внутреннего сгорания, и дв4 турбогенератора по 200 квт. Полученный постоянный ток напряжением 240 вольт подавался потребителям через две распределительные станции. В 1917 г. был поставлен дополнительный генератор, работающий от паровой поршневой машины и производящий постоянный ток в 200 квт. Водоопресняющее устройство было немного меньшей мощности, чем на "Куин Элизабет". Оно производило в среднем 188 т воды в сутки (максимально 225 т).
До тех пор все британские дредноуты имели по два параллельных балансирных руля. У линкоров типа "Роял Соверен" руль был одиночный, но дополненный маленьким вспомогательным рулем спереди (оба располагались в диаметральной плоскости корабля). Такое решение объясняли тремя причинами:
1) Разнос рулей по длине корабля снижал вероятность их повреждения одним попаданием;
2) Такие рули оказывают меньшее сопротивление воде, чем параллельные двойные;
3) У кораблей с двойным рулем возникают большие трудности, если приходится перекладывать их на борт вручную.
Новая конструкция предусматривала ручное управление только малым рулем, что было значительно легче.
Вспомогательный руль был устроен так, что мог работать как синхронно с главным, так и автономно. В последнем случае им управляли либо вручную, либо с помощью электромотора и приборов типа "Хили", "Шоу" или "Уильямс-Дэненни". На практике малый руль использовался редко и в конце концов был демонтирован.
Расположение жилых помещений в целом было подобным, что и на линкорах типа "Куин Элизабет", но они были несколько расширены. Это стало возможным, в частности, за счет увеличения размеров надстройки на полубаке, где разместились камбуз, офицерская кают-компания и другие помещения, включая и конференц-зал.
Первые модернизации
В ходе первой мировой войны и вскоре после нее на линкорах типа "Роял Соверен" были произведены некоторые усовершенствования. Как и на кораблях типа "Куин Элизабет", усилили прочность носовой части корпуса путем установки дополнительных шпангоутов.
Для улучшения водонепроницаемости вентиляционной системы поставили дополнительные клапаны, а в системе пожарных трубопроводов — запирающие приспособления. Кроме того, все было предусмотрено для того, чтобы при необходимости придать кораблю крен или выправить его путем перекачки топлива.
Опираясь на опыт Ютландского сражения, усилили броневую защиту. На главную палубу над артиллерийскими погребами уложили плиты из высокоэластичной стали толщиной 2,54 см. Такое же усиление получила противоминная переборка.
В 1918 г. на вторую ("В") и третью ("X") башни установили взлетные платформы для самолетов. С этого же времени на всех 5 линкорах находились 2 самолета-разведчика.
На фор-марсе и на кормовой прожекторной площадке поставили дальномеры, но в 1925 г. их сняли. Прожекторное вооружение менялось неоднократно. Между 1916 и 1918 гг. поставили прожекторные площадки с устройствами наведения у дымовой трубы и у грот-мачты. На линкоре "Рэмиллис" такие площадки появились даже раньше, причем та, что у дымовой трубы, располагалась заметно ниже, чем на других кораблях. В 1921 г. два прожектора с площадки у грот-мачты убрали, а саму площадку на линкоре "Роял Соверен" демонтировали в 1922 г., на остальных кораблях этого типа — между 1923 и 1928 гг. Между 1917 и 1919 гг. перестроили и расширили фор-марсы, чтобы соорудить на них прожекторную площадку и дальномер.
Видоизменялся и такелаж. В 1919 г. На всех кораблях имелись короткие фор-марс и грот-марс-стеньги (у линкора "Ривендж" только фор-марс-стеньга). В 1919 г. на фор-марсе линкора "Ривендж" установили флагшток, но в 1920 г. его опять сняли. В этом же году на "Ривендж" соорудили кормовую галерею.
Между 1919 и 1922 гг. 4,57-метровые дальномеры на второй ("В") и третьей ("X") башнях заменили на 9,14-метровые.
На линкорах "Рэмиллис", "Ривендж" и "Ризолюшен" поставили лебедки для привязных аэростатов, но вскоре после окончания войны их убрали.