Линейные корабли типа "Роял Соверен" в 1930-1939 гг.
Хотя время от времени высказывались соображения о необходимости радикальной перестройки линкоров типа "Роял Соверен", но, в отличие от других кораблей, ее так и не провели. Отказ от модернизации мотивировали тихоходностью этих линкоров, хотя кардинальная модернизация предусматривала и замену силовой установки и причины скрывались в чем-то ином.
В официальных документах нет каких-либо обоснований, но очевидно влияние двух факторов.
Во-первых, линкоры типа "Роял Соверен" были на 6 м короче линкоров "Куин Элизабет", между второй носовой и первой кормовой башнями просто не оставалось места для новых надстроек.
Во-вторых, корабли типа "Роял Соверен" к 1930 г. находились далеко не в лучшем состоянии, и существовал план отправить их на слом, как только будут готовы новые линкоры типа "Кинг Джордж V". Но все же старые линейные корабли к 1930 г. составляли третью часть всего линейного флота Великобритании, поэтому признали разумным их хотя бы несколько усовершенствовать. Было решено выделить средства на усиление защиты палуб линкоров "Роял Оук", "Роял Соверен" и "Рэмиллис".
"Ризолюшен"
В декабре 1929 г. на юте линейного корабля "Ризолюшен" установили катапульту для самолета. В июле 1930 г. корабль прибыл на верфь в Девонпорте, где оставался до февраля 1931 г. За это время были проведены следующие работы:
— сняли катапульту, а у среза кормы поставили подъемный кран для гидросамолета, однако после неудачного испытания его сняли и хранили на берегу;
— в качестве опыта поставили спаренную 102-мм зенитную установку на палубе (шельтердеке) по правому борту у дымовой трубы, а одноствольное 102-мм орудие сняли;
— на фор-марсе поставили прибор управления зенитным огнем MK-I;
— сняли кормовой торпедный аппарат;
— убрали наполнение верхней части булей цементом и деревом и несколько изменили форму булей;
— соорудили водонепроницаемые отсеки по бортам от артиллерийских погребов.
В период между 1932 и 1933 гг. были демонтированы стартовые платформы для самолетов на второй ("В") и третьей ("X") башнях. Адмиральский мостик (раньше это была прожекторная площадка) расширили к носу, а ее передний срез закруглили. В сентябре 1933 г. на площадке боевой рубки установили два 12,7-мм четырехствольных пулемета.
В сентябре 1936 г. "Ризолюшен" покинул верфь в Портсмуте, где были осуществлены следующие модификации:
— на третьей башне установили увеличенную катапульту типа "E-III-T". На палубе (шельтердеке) на высоте грот-мачты ближе к правому борту — кран для подъема самолета:
— демонтировали кормовой пост управления торпедной стрельбой и на его месте соорудили авиационную кладовую;
— прибор управления зенитным огнем MK-I на фор-марсе заменили двумя приборами МК-II: одним на фор-марсе и другим на грот-мачте. Утяжеленную грот-мачту снабдили дополнительными опорами;
— демонтировали первоначальные прожекторные площадки по сторонам дымовой трубы, а затем построили новую площадку с четырьмя 91,4-см прожекторами дистанционного управления;
— на новых площадках у дымовой трубы поставили два автомата системы "Пом-пом". Пост управления их огнем поместили в задней части штурманского мостика, а стоящие там два 61-см прожектора сняли;
— нижнюю прожекторную площадку мостика увеличили к корме и объединили с площадками у трубы. Теперь она стала сигнальной палубой, на ней появился пост для сигнальщиков, два 61-см и два 25,4-см сигнальных прожектора;
— пост управления торпедной стрельбой над штурманской рубкой заменили постом ПВО. Там установили 3,65-м дальномер для воздушных целей;
— компасную площадку прикрыли пуленепробиваемыми листами для защиты от атак низко летящих самолетов.
В 1938 г. одноствольные и двухствольные 102-мм зенитные орудия заменили четырьмя 102-мм двухствольными орудиями системы МК-Х1Хдля стрельбы по надводным и воздушным целям. Модернизировали такелаж грот-мачты и поставили радиопеленгатор. Демонтировали носовой подводный аппарат.
До начала войны в 1939 г. никаких модификаций больше не было.
"Ривендж"
В 1930-е годы "Ривендж" подвергался только небольшим изменениям и лишь к 1939 г. его зенитное вооружение достигло требуемого уровня. Между 1931 и 1939 гг. были произведены следующие работы:
С мая по ноябрь 1931 г.
— удалили деревянное и цементное наполнение верхней части булей, несколько изменив его форму;
— соорудили водонепроницаемые отсеки около артиллерийских погребов;
— демонтировали кормовой торпедный аппарат;
— поставили новую антенну радиопеленгатора у заднего края фор-марса;
— установили автомат системы "Пом-пом" (MK-V) у дымовой трубы, на уровне прожекторного поста ближе к правому борту и установили площадку для прибора управления его огнем у фок-мачты у площадки поста управления огнем орудий главного калибра;
— демонтировали взлетную платформу для самолета на третьей ("X"), а потом на второй ("В") башне;
— соорудили прожекторную площадку для двух 61-см сигнальных прожекторов у грот-мачты;
— установили передающую радиостанцию типа "75" и ее антенну у переднего края фор-марса.
За пребывание на верфи в Портсмуте (по август 1939 г.) провели следующие работы;
— четыре 102-мм зенитных орудия заменили на четыре 102-мм двухствольных MK-XIX универсальных для ведения огня по надводным и воздушным целям;
— установили второй многоствольный "Пом-пом" на уровне дымовой трубы по левому борту;
— прибор управления зенитным огнем MK-I заменили двумя приборами MK-III, один поставили на фор-марсе, другой — на кормовом посту управления торпедной стрельбой;
— два четырехствольных 12,7-мм пулемета установили по обе стороны боевой рубки;
— демонтировали радиопеленгаторное устройство на фор-марсе и установили новое, с жесткой антенной;
— перестроили компасную площадку над штурманской рубкой, устроив там пост ПВО;
— снабдили обтекателем дымовую трубу;
— сняли носовой подводный торпедный аппарат.
В 1936 г. высказывалось предложение перестроить "Ривендж" так же основательно, как и линкор "Уорспайт" (типа "Куин Элизабет"). Но эти планы не были одобрены Адмиралтейством.
"Роял Оук"
С 1927 по 1934 г. на этом линкоре происходили лишь небольшие изменения. В 1932 г. на его фор-марсе установили прибор управления зенитным огнем МК-I. 29 июня 1934 г. линкор надолго отправился на верфь. Ни один из кораблей этого типа не подвергся в 1930-е годы такой основательной перестройке, как "Роял Оук". Она заключалась прежде всего в том, что главная палуба над артиллерийскими погребами получила дополнительную защиту из нецементированной брони толщиной 102 мм, а над машинными отделениями 63,5 мм. Общий вес дополнительной брони составил 900 т. Броню положили на уже имевшиеся 25,4-мм плиты.
Вместо четырех 102-мм одноствольных зенитных орудий поставили четыре 102-мм двухствольных универсальных типа MK-XIX для стрельбы по надводным и воздушным целям . На новую площадку у основания дымовой трубы установили два восьмиствольных автомата "Пом-пом" MK-VI, а по сторонам от боевой рубки — два 12,7-мм четырехствольных пулемета МК-II.
Прибор управления зенитным огнем MK-I заменили на MK-III. Еще один прибор MK-III поставили на грот-мачте, которую сделали треногой, учитывая дополнительный вес.
Приборы управления огнем вспомогательного калибра сняли с компасной площадки и установили на новой площадке на фор-марсе, ниже поста управления огнем орудий главного калибра. Площадку нижнего мостика расширили к корме и на ней установили сигнальный пост. Прожекторные посты по сторонам дымовой трубы получили новые прожектора с дистанционным управлением.
Демонтировали взлетные платформы на второй и третьей башнях. После этого на крыше третьей башни установили самолетную катапульту типа "S-II-T". На палубе (шельтердеке) на уровне грот-мачты поставили кран для подъема самолета.
На звездообразной площадке грот-мачты установили радиопеленгаторное устройство с рубкой. Его жесткую антенну закрепили на стеньге грот-мачты. На переднем срезе крыши фор-марса поставили антенну коротковолнового радиопередатчика "75".
Разобрали кормовую надстройку для поста управления торпедной стрельбой и демонтировали четыре торпедных аппарата. Вместо них два торпедных аппарата поставили с обоих бортов полубака.
Сняли грот-брам-стеньгу и флагшток. На заднем краю фор-марса поставили короткую стеньгу.
Больше никаких модификаций на линкоре "Роял Оук" до 1939 г. не было, и к началу войны он оказался лучшим кораблем своего типа.
"Роял Соверен"
Изменения и усовершенствования на линкоре "Роял Соверен" заключались в следующем:
Около 1930 г.: установили прибор управления зенитным огнем MK-I на фор-марсе.
В январе-ноябре 1932 г. на верфи в Портсмуте:
— установили два многоствольных автомата системы "Пом-пом" (MK-V) на новых площадках по бортам от дымовой трубы;
— демонтировали кормовой торпедный аппарат;
— прожекторный пост у дымовой трубы заменили новыми площадками с прожекторами дистанционного управления;
— изменили компасную площадку: оснастили ее пуленепробиваемой обшивкой и таким же колпаком;
— нижнюю площадку мостика расширили к корме и превратили в сигнальную палубу;
— соорудили водонепроницаемые отсеки по сторонам артиллерийских погребов.
В 1933 г.
— установили самолетную катапульту и подъемный кран на юте (в 1936 г. их демонтировали);
— поставили два 12,7-мм четырехствольных пулемета МК-II по бортам от боевой рубки.
Около 1935 г.
Сняли пост управления торпедной стрельбой над компасной площадкой. Там же соорудили новую площадку для поста ПВО.
В 1937-38 гг. на верфи в Портсмуте:
— прибор управления зенитным огнем MK-I на фор-марсе заменили прибором MK-III. Второй прибор MK-III поставили на кормовом посту управления торпедной стрельбой;
— четыре 102-мм одноствольных зенитных орудия заменили четырьмя 102-мм универсальными двухствольными типа МК-XIX для стрельбы по надводным и воздушным целям;
— установили среднечастотный радиопеленгатор с жесткой антенной на грот-марсе;
— пост управления торпедной стрельбой над компасной площадкой заменили постом ПВО;
— демонтировали носовой подводный торпедный аппарат.
"Рэмиллис"
10 февраля 1933 г. линкор "Рэмиллис" был отправлен на вервь в Девонпорте. Работы закончились в августе 1934 г. и заключались в следующем:
— установили два прибора управления зенитным огнем MK-I: на фор-марсе и на грот-мачте. Чтобы обеспечить устойчивость прибора, грот-мачту усилили дополнительными опорами;
— установили два многоствольных автомата системы "Пом-пом" MK-VI на новых площадках по бортам от дымовой трубы. Два прибора управления огнем разместили также на новых площадках ниже поста управления огнем 381-мм орудий;
— прожекторы с дистанционным управлением поставили на новых площадках у дымовой трубы;
— установили два многоствольных 12,7-мм пулемета по обе стороны от боевой рубки;
— демонтировали взлетные платформы на второй и третьей башнях. На третью башню поставили самолетную катапульту типа "S-I-T", а подъемный кран для самолета — на палубу (шельтердек) на уровне грот-мачты ближе к левому борту;
— демонтировали кормовую надстройку и кормовой пост управления торпедной стрельбой;
— модифицировали компасную площадку, с боков и сверху ее снабдили пуленепробиваемыми щитами;
— демонтировали кормовой торпедный аппарат;
— установили приспособление для перекачки топлива на эсминцы и емкости для авиационного топлива;
— нижнюю площадку мостика расширили к корме и на ней разместили сигнальный пост.
Во время пребывания на верфи на корабле было установлено оборудование весом 198,53 т, а снято 65,3 т.
В 1938-39 гг.
— сняли четыре 102-мм одноствольных зенитных и заменили их четырьмя 102-мм двухствольными универсальными орудиями MK-XIX.
— на месте поста управления торпедной стрельбой над компасной площадкой установили пост ПВО.
— демонтировали носовой торпедный аппарат.
— на грот-мачте установили среднечастотный радиопеленгатор с жесткой антенной.
— демонтировали самолетную катапульту.
К 1939 г. мостики линейных кораблей рассматриваемого типа существенно отличались друг от друга, хотя они и улучшались в сходных направлениях. Особенно различались компасные площадки. На каждом корабле они перестраивались в соответствии с полученным опытом. В 1931 г. решили оборудовать их пуленепробиваемой крышей и боковой облицовкой, чтобы защитить людей при атаке низколетящих самолетов. Прежде всего эти работы провели на линкоре "Роял Соверен", когда он находится на верфи в 1932 г., после чего корабль передали Средиземноморскому флоту.
Его командир был против нового устройства мостика и считал, что по сравнению с более просторным мостиком линкора "Ривендж" на его корабле он перегружен приборами и слишком тесен для людей. Он предпочитал открытый мостик закрытому, но защищенный от солнца для наблюдения за воздухом. В результате при перестройке мостика линкора "Рэмиллис" его сделали просторнее. Увеличенную компасную площадку оборудовали пуленепробиваемой крышей только посредине, защиту от непогоды обеспечивало натянутое полотно. Такое устройство, может быть, было удобнее, чем на линкоре "Роял Соверен", но и оно не обеспечивало хорошего наблюдения за воздухом и кругового обзора.
Последним вариантом в этом ряду стала компасная площадка линкора "Роял Оук", измененная во время его пребывания на верфи в 1934-36 гг. Она стала еще просторнее, чем на других кораблях этого типа и не имела крыши. Защиту от непогоды обеспечивали ветровые дюзы и натянутое полотно.
На двух других кораблях: "Ривендж" и "Ризолюшен" компасную площадку тоже увеличили, но на "Ривендж" она существенно не видоизменилась, а на "Ризолюшен" ее снабдили такой же крышей, как на "Роял Соверен".
В феврале 1939 г., когда линкоры "Роял Соверен" и "Рэмиллис" находились на верфи, было предложено усилить их главную палубу 102-мм и 63,5-мм броней из нецементированной стали, как уже было сделано на линкоре "Роял Оук". Були этих линкоров тоже имели иную форму, и решили изменить их верхнюю часть так, чтобы дополнительный вес не снижал остойчивости.
Предусматривалось также демонтировать боевую рубку и мостик и заменить их новыми по образцу линкора "Вэлиант". Начальник судостроительного отдела Адмиралтейства выразил мнение, что проектируемый мостик будет слишком приближен к дымовой трубе, и если трубу сдвинуть к корме, придется менять и размещение спасательных шлюпок. Тогда решили придать мостику такую же форму, как на линкоре "Роял Оук".
Кроме того, планировали изменить лафеты 381-мм орудий для того, чтобы обеспечить угол возвышения стволов до 30 .
Однако в апреле 1939 г. начались другие, более важные работы, в частности, на линкорах "Нельсон" и "Родней", так что на кораблях "Роял Соверен" и "Рэмиллис" планировали уложить только палубную броню. Но, когда началась война, пришлось отказаться и от этой модернизации.