Линейные корабли типа "Роял Соверен" в 1930-1939 гг.

 

Хотя время от времени высказыва­лись соображения о необходимости ради­кальной перестройки линкоров типа "Роял Соверен", но, в отличие от других кораблей, ее так и не провели. Отказ от модернизации мотивировали тихоходностью этих линкоров, хотя кардинальная модернизация предусматривала и замену силовой установки и причины скрыва­лись в чем-то ином.

В официальных документах нет ка­ких-либо обоснований, но очевидно влия­ние двух факторов.

Во-первых, линкоры типа "Роял Сове­рен" были на 6 м короче линкоров "Куин Элиза­бет", между второй носовой и первой кормовой башня­ми просто не оставалось ме­ста для новых надстроек.

Во-вторых, корабли типа "Роял Соверен" к 1930 г. находились далеко не в лучшем состоянии, и суще­ствовал план отправить их на слом, как только будут готовы новые линкоры типа "Кинг Джордж V". Но все же старые линейные корабли к 1930 г. составляли третью часть всего линейного флота Великобритании, поэтому признали разумным их хотя бы несколько усовершен­ствовать. Было решено вы­делить средства на усиление защиты палуб линкоров "Роял Оук", "Роял Соверен" и "Рэмиллис".

 

"Ризолюшен"

 

В декабре 1929 г. на юте линейного корабля "Ри­золюшен" установили катапульту для самолета. В июле 1930 г. ко­рабль прибыл на верфь в Девонпорте, где оставался до февраля 1931 г. За это время были проведены следующие работы:

— сняли катапульту, а у среза кормы поставили подъемный кран для гидросамо­лета, однако после неудачного испытания его сняли и хранили на берегу;

— в качестве опыта поставили спарен­ную 102-мм зенитную установку на палубе (шельтердеке) по правому борту у дымовой трубы, а одноствольное 102-мм орудие сняли;

— на фор-марсе поставили прибор уп­равления зенитным огнем MK-I;

— сняли кормовой торпедный аппарат;

— убрали наполнение верхней части булей цементом и деревом и несколько изме­нили форму булей;

— соорудили водонепроницаемые отсе­ки по бортам от артиллерийских погребов.

В период между 1932 и 1933 гг. были демонтированы стартовые платформы для самолетов на второй ("В") и третьей ("X") башнях. Адмиральский мостик (раньше это была прожекторная площадка) расши­рили к носу, а ее передний срез закругли­ли. В сентябре 1933 г. на площадке боевой рубки установили два 12,7-мм четырехствольных пулемета.

В сентябре 1936 г. "Ризолюшен" поки­нул верфь в Портсмуте, где были осуществ­лены следующие модификации:

— на третьей башне установили уве­личенную катапульту типа "E-III-T". На палубе (шельтердеке) на высоте грот-мачты ближе к правому борту — кран для подъе­ма самолета:

— демонтировали кормовой пост уп­равления торпедной стрельбой и на его ме­сте соорудили авиационную кладовую;

— прибор управления зенитным огнем MK-I на фор-марсе заменили двумя прибо­рами МК-II: одним на фор-марсе и другим на грот-мачте. Утяжеленную грот-мачту снабдили дополнительными опорами;

— демонтировали первоначальные прожекторные площадки по сторонам ды­мовой трубы, а затем построили новую пло­щадку с четырьмя 91,4-см прожекторами ди­станционного управления;

— на новых площадках у дымовой трубы поставили два автомата системы "Пом-пом". Пост управления их огнем по­местили в задней части штурманского мо­стика, а стоящие там два 61-см прожекто­ра сняли;

— нижнюю прожекторную площадку мостика увеличили к корме и объединили с площадками у трубы. Теперь она стала сиг­нальной палубой, на ней появился пост для сигнальщиков, два 61-см и два 25,4-см сиг­нальных прожектора;

— пост управления торпедной стрель­бой над штурманской рубкой заменили по­стом ПВО. Там установили 3,65-м дально­мер для воздушных целей;

— компасную площадку прикрыли пуленепробиваемыми листами для защиты от атак низко летящих самолетов.

В 1938 г. одноствольные и двухстволь­ные 102-мм зенитные орудия заменили че­тырьмя 102-мм двухствольными орудиями системы МК-Х1Хдля стрельбы по надвод­ным и воздушным целям. Модернизирова­ли такелаж грот-мачты и поставили радио­пеленгатор. Демонтировали носовой подводный аппарат.

До начала войны в 1939 г. никаких модификаций больше не было.

 

"Ривендж"

 

В 1930-е годы "Ривендж" подвергался только небольшим изменениям и лишь к 1939 г. его зенитное вооружение достигло требуемого уровня. Между 1931 и 1939 гг. были произведены следующие работы:

С мая по ноябрь 1931 г.

— удалили деревянное и цементное наполнение верхней части булей, несколь­ко изменив его форму;

— соорудили водонепроницаемые от­секи около артиллерийских погребов;

— демонтировали кормовой торпед­ный аппарат;

— поставили новую антенну радиопе­ленгатора у заднего края фор-марса;

— установили автомат системы "Пом-пом" (MK-V) у дымовой трубы, на уровне прожекторного поста ближе к правому бор­ту и установили площадку для прибора уп­равления его огнем у фок-мачты у площад­ки поста управления огнем орудий главного калибра;

— демонтировали взлетную платфор­му для самолета на третьей ("X"), а потом на второй ("В") башне;

— соорудили прожекторную площад­ку для двух 61-см сигнальных прожекторов у грот-мачты;

— установили передающую радио­станцию типа "75" и ее антенну у передне­го края фор-марса.

За пребывание на верфи в Портсму­те (по август 1939 г.) провели следующие работы;

— четыре 102-мм зенитных орудия за­менили на четыре 102-мм двухствольных MK-XIX универсальных для ведения огня по надводным и воздушным целям;

— установили второй многостволь­ный "Пом-пом" на уровне дымовой трубы по левому борту;

— прибор управления зенитным огнем MK-I заменили двумя приборами MK-III, один поставили на фор-марсе, другой — на кормовом посту управления торпедной стрельбой;

— два четырехствольных 12,7-мм пу­лемета установили по обе стороны боевой рубки;

— демонтировали радиопеленгаторное устройство на фор-марсе и установили новое, с жесткой антенной;

— перестроили компасную площадку над штурманской рубкой, устроив там пост ПВО;

— снабдили обтекателем дымовую трубу;

— сняли носовой подводный торпед­ный аппарат.

В 1936 г. высказывалось предложение перестроить "Ривендж" так же основатель­но, как и линкор "Уорспайт" (типа "Куин Элизабет"). Но эти планы не были одобре­ны Адмиралтейством.

 

"Роял Оук"

 

С 1927 по 1934 г. на этом линкоре происходили лишь небольшие изменения. В 1932 г. на его фор-марсе установили прибор управления зенитным огнем МК-I. 29 июня 1934 г. линкор надолго от­правился на верфь. Ни один из кораблей этого типа не подвергся в 1930-е годы такой основательной перестройке, как "Роял Оук". Она заключалась прежде всего в том, что главная палуба над ар­тиллерийскими погребами получила до­полнительную защиту из нецементиро­ванной брони толщиной 102 мм, а над машинными отделениями 63,5 мм. Общий вес дополнительной брони составил 900 т. Броню положили на уже имевшиеся 25,4-мм плиты.

Вместо четырех 102-мм одностволь­ных зенитных орудий поставили четыре 102-мм двухствольных универсальных типа MK-XIX для стрельбы по надводным и воздушным целям . На новую площад­ку у основания дымовой трубы установи­ли два восьмиствольных автомата "Пом-пом" MK-VI, а по сторонам от боевой рубки — два 12,7-мм четырехствольных пулемета МК-II.

Прибор управления зенитным огнем MK-I заменили на MK-III. Еще один при­бор MK-III поставили на грот-мачте, кото­рую сделали треногой, учитывая дополни­тельный вес.

Приборы управления огнем вспомога­тельного калибра сняли с компасной пло­щадки и установили на новой площадке на фор-марсе, ниже поста управления огнем орудий главного калибра. Площадку ниж­него мостика расширили к корме и на ней установили сигнальный пост. Прожектор­ные посты по сторонам дымовой трубы по­лучили новые прожектора с дистанцион­ным управлением.

Демонтировали взлетные платформы на второй и третьей башнях. После этого на крыше третьей башни установили самолет­ную катапульту типа "S-II-T". На палубе (шельтердеке) на уровне грот-мачты поста­вили кран для подъема самолета.

На звездообразной площадке грот-мачты установили радиопеленгаторное ус­тройство с рубкой. Его жесткую антенну закрепили на стеньге грот-мачты. На пере­днем срезе крыши фор-марса поставили ан­тенну коротковолнового радиопередатчи­ка "75".

Разобрали кормовую надстройку для поста управления торпедной стрельбой и демонтировали четыре торпедных аппара­та. Вместо них два торпедных аппарата по­ставили с обоих бортов полубака.

Сняли грот-брам-стеньгу и флагшток. На заднем краю фор-марса поставили ко­роткую стеньгу.

Больше никаких модификаций на лин­коре "Роял Оук" до 1939 г. не было, и к на­чалу войны он оказался лучшим кораблем своего типа.

 

"Роял Соверен"

 

Изменения и усовершенствования на линкоре "Роял Соверен" заключались в сле­дующем:

Около 1930 г.: установили прибор управления зенитным огнем MK-I на фор-марсе.

В январе-ноябре 1932 г. на верфи в Портсмуте:

— установили два многоствольных автомата системы "Пом-пом" (MK-V) на новых площадках по бортам от дымовой трубы;

— демонтировали кормовой торпед­ный аппарат;

— прожекторный пост у дымовой тру­бы заменили новыми площадками с прожекторами дистанционного управления;

— изменили компасную площадку: ос­настили ее пуленепробиваемой обшивкой и таким же колпаком;

— нижнюю площадку мостика рас­ширили к корме и превратили в сигналь­ную палубу;

— соорудили водонепроницаемые от­секи по сторонам артиллерийских погребов.

В 1933 г.

— установили самолетную катапуль­ту и подъемный кран на юте (в 1936 г. их де­монтировали);

— поставили два 12,7-мм четырехствольных пулемета МК-II по бортам от боевой рубки.

Около 1935 г.

Сняли пост управления торпедной стрельбой над компасной площадкой. Там же соорудили новую площадку для поста ПВО.

В 1937-38 гг. на верфи в Портсмуте:

— прибор управления зенитным огнем MK-I на фор-марсе заменили прибором MK-III. Второй прибор MK-III поставили на кормовом посту управления торпедной стрельбой;

— четыре 102-мм одноствольных зенит­ных орудия заменили четырьмя 102-мм универсальными двухствольными типа МК-XIX для стрельбы по надводным и воздуш­ным целям;

— установили среднечастотный ра­диопеленгатор с жесткой антенной на грот-марсе;

— пост управления торпедной стрель­бой над компасной площадкой заменили постом ПВО;

— демонтировали носовой подводный торпедный аппарат.

 

"Рэмиллис"

 

10 февраля 1933 г. линкор "Рэмиллис" был отправлен на вервь в Девонпорте. Ра­боты закончились в августе 1934 г. и заклю­чались в следующем:

— установили два прибора управле­ния зенитным огнем MK-I: на фор-марсе и на грот-мачте. Чтобы обеспечить устойчи­вость прибора, грот-мачту усилили допол­нительными опорами;

— установили два многоствольных автомата системы "Пом-пом" MK-VI на новых площадках по бортам от дымовой трубы. Два прибора управления огнем разместили также на новых площадках ниже поста управления огнем 381-мм орудий;

— прожекторы с дистанционным уп­равлением поставили на новых площадках у дымовой трубы;

— установили два многоствольных 12,7-мм пулемета по обе стороны от боевой рубки;

— демонтировали взлетные платфор­мы на второй и третьей башнях. На третью башню поставили самолетную катапульту типа "S-I-T", а подъемный кран для само­лета — на палубу (шельтердек) на уровне грот-мачты ближе к левому борту;

— демонтировали кормовую над­стройку и кормовой пост управления тор­педной стрельбой;

— модифицировали компасную пло­щадку, с боков и сверху ее снабдили пуле­непробиваемыми щитами;

— демонтировали кормовой торпед­ный аппарат;

— установили приспособление для пе­рекачки топлива на эсминцы и емкости для авиационного топлива;

— нижнюю площадку мостика расши­рили к корме и на ней разместили сигналь­ный пост.

Во время пребывания на верфи на ко­рабле было установлено оборудование ве­сом 198,53 т, а снято 65,3 т.

В 1938-39 гг.

— сняли четыре 102-мм одноствольных зенитных и заменили их четырьмя 102-мм двухствольными универсальными орудия­ми MK-XIX.

— на месте поста управления торпед­ной стрельбой над компасной площадкой установили пост ПВО.

— демонтировали носовой торпедный аппарат.

— на грот-мачте установили среднечастотный радиопеленгатор с жесткой антенной.

— демонтировали самолетную ката­пульту.

К 1939 г. мостики линейных кораблей рассматриваемого типа существенно отли­чались друг от друга, хотя они и улучша­лись в сходных направлениях. Особенно различались компасные площадки. На каждом корабле они перестраивались в со­ответствии с полученным опытом. В 1931 г. решили оборудовать их пуленепробивае­мой крышей и боковой облицовкой, чтобы защитить людей при атаке низколетящих самолетов. Прежде всего эти работы прове­ли на линкоре "Роял Соверен", когда он на­ходится на верфи в 1932 г., после чего ко­рабль передали Средиземноморскому флоту.

Его командир был против нового уст­ройства мостика и считал, что по сравне­нию с более просторным мостиком линкора "Ривендж" на его корабле он перегружен приборами и слишком тесен для людей. Он предпочитал открытый мостик закрытому, но защищенный от солнца для наблюдения за воздухом. В результате при перестройке мостика линкора "Рэмиллис" его сделали просторнее. Увеличенную компасную пло­щадку оборудовали пуленепробиваемой крышей только посредине, защиту от непо­годы обеспечивало натянутое полотно. Та­кое устройство, может быть, было удобнее, чем на линкоре "Роял Соверен", но и оно не обеспечивало хорошего наблюдения за воз­духом и кругового обзора.

Последним вариантом в этом ряду стала компасная площадка линкора "Роял Оук", измененная во время его пребывания на верфи в 1934-36 гг. Она стала еще про­сторнее, чем на других кораблях этого типа и не имела крыши. Защиту от непо­годы обеспечивали ветровые дюзы и натя­нутое полотно.

На двух других кораблях: "Ривендж" и "Ризолюшен" компасную площадку тоже увеличили, но на "Ривендж" она суще­ственно не видоизменилась, а на "Ризолю­шен" ее снабдили такой же крышей, как на "Роял Соверен".

В феврале 1939 г., когда линкоры "Роял Соверен" и "Рэмиллис" находились на вер­фи, было предложено усилить их главную палубу 102-мм и 63,5-мм броней из нецемен­тированной стали, как уже было сделано на линкоре "Роял Оук". Були этих линкоров тоже имели иную форму, и решили изменить их верхнюю часть так, чтобы дополнитель­ный вес не снижал остойчивости.

Предусматривалось также демонтиро­вать боевую рубку и мостик и заменить их новыми по образцу линкора "Вэлиант". Начальник судостроительного отдела Ад­миралтейства выразил мнение, что проек­тируемый мостик будет слишком приближен к дымовой трубе, и если трубу сдвинуть к корме, придется менять и размещение спаса­тельных шлюпок. Тогда решили придать мостику такую же форму, как на линкоре "Роял Оук".

Кроме того, планировали изменить ла­феты 381-мм орудий для того, чтобы обеспе­чить угол возвышения стволов до 30 .

Однако в апреле 1939 г. начались дру­гие, более важные работы, в частности, на линкорах "Нельсон" и "Родней", так что на кораблях "Роял Соверен" и "Рэмиллис" пла­нировали уложить только палубную бро­ню. Но, когда началась война, пришлось отказаться и от этой модернизации.