Во Второй Мировой войне
К началу второй мировой войны линкоры типа "Роял Соверен" полностью устарели, несмотря на проведенную в 30-е годы модернизацию. Их скорость была ограничена 17-18 узлами, а корпуса нуждались в ремонте. Стоит заметить, что построенные ранее линкоры типа "Куин Элизабет" по справедливости заслужили славу лучших английских линейных кораблей обеих мировых войн.
Тактико-технические данные линкоров типа "Роял Соверен" в 1939-1946 гг.
Водоизмещение
"Роял Соверен" (в сентябре 1943 г. после ремонта на верфи в Норфолке, США): Полное водоизмещение — 34 836 т, нормальное водоизмещение (включая 586 т воды в защитной системе и 1880 т нефтяного топлива) — 33490 т., стандартное — 29950 т.
"Ривендж": Полное водоизмещение — 33560 т (1945 г.).
"Ризолюшен": Полное водоизмещение — 34700 т (1945 г.).
"Рэмиллис": Полное водоизмещение — 35390 т (1945 г.).
Размерения
Длина и ширина — как прежде.
Осадка: "Роял Соверен" (1943 г.) при полном водоизмещении — 10,69 м (нос), 10,13 м (корма);
"Ривендж"" (1945 г.), полное водоизмещение — 10,16 м (нос), 9,83 м (корма).
"Ризолюшен" (1945 г.), полное водоизмещение — 10,72 м (нос), 10,06 м (корма).
"Рэмиллис" (1945 г.), полное водоизмещение — 10,39 м (нос), 10,11 м (корма).
Вооружение (1939 г.)
8 381-мм орудий MK-I на лафете MK-I,
12 152-мм орудий МК-ХII на лафете P-IX (на "Ризолюшен" 2, на остальных 4 демонтированы).
8 102-мм орудий MK-XVI на 4 спаренных лафетах MK-XIX для стрельбы по воздушным и надводным целям.
16 2-фунт. MK-VIII на лафетах MK-V или MK-VI.
8 12,7-мм MK-III на лафетах MK-I или МК-II (с 1931 по 1938 г.).
Дополнительное зенитное вооружение ближнего радиуса действия, 1941-45 гг.
"Роял Соверен"
После пребывания на верфи в Норфолке, июнь 1941 г.:
— 10 20-мм одиночных "Эрликонов";
— сняты 2 12,7-мм пулемета. Начало 1942 г.:
— 2 четырехствольных автомата системы "Пом-пом" "MK-VII" на второй и третьей башнях.
После пребывания на верфи в Норфолке, сентябрь 1943 г.:
— 4 20-мм одноствольных автомата системы "Эрликон";
— 16 20-мм двухствольных автоматов системы "Эрликон";
1944 г., перед передачей СССР, демонтаж 4 20-мм одноствольных автоматов системы "Эрликон".
Общее количество зенитных орудий ближнего действия к концу войны — 24 2-фунт. (2 8 и 2 4-х ствольных); 42 20-мм (16 2 и 10 1-ствольных).
"Ризолюшен "
После пребывания на верфи в США, сентябрь 1941 г.:
— 9 20-мм одноствольных автоматов системы "Эрликон";
— сняты 2 12,7-мм пулемета.
1942 г.:
— 1 20-мм одноствольный автомат системы "Эрликон";
— 2 четырехствольных автомата системы "Пом-пом" MK-VII на второй башне и юте.
Общее количество зенитных орудий ближнего действия в 1945 г. — 24 2-фунт. (2 8 и 2 4-ствольных); 10 20-мм (10 одноствольных).
"Рэмиллис"
1941 г.:
— дополнительно 2 четырехствольных автомата системы "Пом-пом" MK-VII;
— 10 20-мм одноствольных автоматов системы "Эрликон";
— снятие 2 12,7-мм пулеметов.
Во время годичного пребывания и ремонта в Дублине, апрель 1943 г.:
— дополнительно 3 20-мм одноствольных автомата системы "Эрликон".
1944-45 гг.:
— дополнительно 3 20-мм одноствольных автомата системы "Эрликон".
Общее количество зенитных орудий ближнего действия в 1945 г. — 24 2-фунт. (2 8 и 2 4-х ствольных); 23 20-мм одноствольных.
Примечание: в октябре 1945 г. демонтировано все малокалиберное артиллерийское вооружение.
"Ривендж"
1941 г.:
— Дополнительно 2 четырехствольных автомата системы "Пом-пом" MK-VII;
— 10 20-мм одноствольных автоматов "Эрликон".
Примечание: это вооружение не менялось до конца войны.
Приборы управления огнем (1939 г.), ПУО
Главный калибр: 2 ПУО; 1 прибор "Дрейера" MK-IV.
Вспомогательный калибр: 2 целеуказателя с постоянным визиром; 2 адмиралтейских прибора управления залповым огнем MK-IV.
Зенитная артиллерия: 2 ПУАЗО MK-III (на "Рэмиллис" 2 MK-I); 2 прибора управления огнем автоматов системы "Пом-Пом" MK-I или МКЛ.
Радиолокационное вооружение
"Роял Соверен", 1942 г.: типы 284, 285 (два), 273 и 279, в сентябре 1943 г.: тип 282 (два), а тип 284 заменен на 284-В.
"Ризолюшен", 1941 г.: типы 279 и 285 (два), в 1942 г.: типы 284 и 273.
"Рэмиллис", с 1941 по 1943 г. — неизвестно, в 1943 г.: типы 273, 284-В, 279, 285 (два) и 282 (два), в 1944 г.: установлен перед высадкой в Нормандии генератор помех типа 650.
"Ривендж", 1941 г.: тип 279, в 1942 г.: типы 273, 285 (два) и 284.
Броневая защита
В целом такая же, как в 1919 г., не считая дополнительного бронирования палуб на всех кораблях, кроме "Ривендж".
Машины и запасы нефти
Главные машины модернизации не подвергались, вспомогательные на новые. Запас нефти в 1945 г. 3110 т.
1. Линейный корабль "Роял Оук"
Линкор "Роял Оук" после модернизации считался лучшим кораблем этого в общем-то не слишком удачного типа. Именно он явился единственным среди своих "систершипс", погибшим во вторую мировую войну, и к тому же в самом ее начале. И погиб он не в открытом море, а на якорной стоянке главной базы британского военно-морского флота Скапа-Флоу (на Оркнейских островах). Идея операции принадлежала командующему подводным флотом Германии Карлу Деницу. Он пришел к выводу, что дерзкий командир подводной лодки, всплыв на поверхность темной безлунной ночью, мог бы попытаться проскользнуть между брандерами, затопленными в узком проливе Кирк Саунд, ведущим с юга в гавань Скапа-Флоу. Конечно, для этого требовались отвага и отличное штурманское мастерство. Выбор Деница остановился на командире подводной лодки "U-47" лейтенанте Гюнтере Прине.
8 октября 1939 г., через месяц и неделю с начала войны, "U-47" вышла из Киля и к вечеру 13-го была у Оркнейских островов. Несколько раз едва не сев на мель, подлодка, пользуясь новолунием и приливом, сумела незамеченной миновать все заграждения Скапа-Флоу. Однако большая часть британского флота в это время находилась в море, только у северо-восточного берега залива стояли на якоре линкор "Роял Оук" и база гидросамолетов "Пегас". В 0 ч. 58 мин. "U-47" выпустила по линкору три торпеды с расстояния 3650 м. Одна из них попала в носовую часть линкора, две прошли мимо.
Взрыв был несильным, и офицеры "Роял Оук" решили, что он произошел внутри корабля, и вначале никто и не подумал, что линкор торпедирован. Часть носовых отсеков, где находились огнеопасные материалы, затопили, чтобы избежать пожара. Аварийные команды начали осмотр трюма, задраили водонепроницаемые двери, укрепляли переборки.
Тем временем Прин повернул назад, стремясь поскорее уйти из гавани. Однако, оглянувшись, он увидел, что "Роял Оук" стоит на ровном киле и почти не поврежден.
Тогда, описав циркуляцию, "U-47" снова развернулась в сторону берега. В 1 ч. 22 мин. лодка оказалась в 1500 м от цели. Были выпущены еще три торпеды, и через 3 минуты сильнейший взрыв прогремел "в средней части линкора. Попаданием двух торпед буквально разорвало противоторпедные були и топливные цистерны. "Роял Оук" начал быстро крениться и в 1 ч. 29 мин., т. е. всего через семь минут опрокинулся и затонул в полумиле от берега. Его команда даже не успела спустить на воду шлюпки, в результате погибли 833 моряка и среди них 24 офицера.
Столь быстрое затопление линкора объясняется тем, что команда корабля, стоявшего в главной базе, чувствовала себя в полной безопасности. Не было своевременно выполнено аварийное задраивание шахт, люков и дверей. Все это можно было сделать почти за полчаса, прошедших между первой и второй атаками, и, если не спасти линкор, то уж во всяком случае избежать столь больших людских потерь.
Гибель "Роял Оука" стала серьезным моральным потрясением для руководства военно-морскими силами Великобритании. Пришлось временно рассредоточивать тяжелые корабли по другим базам и основательно заняться укреплением Скапа-Флоу.
17 октября 1939 г. подлодка "U-47" вошла в Вильгельмсхафен, где ее встречал сам Дениц, наградивший всех членов ее команды Железным Крестом. Гюнтер Прин был вызван в Берлин и там из рук Гитлера получил Рыцарский Крест, а коммодора Карла Деница за планирование столь успешной операцией произвели в контр-адмиралы.
Примерно через полтора года после своего громкого успеха корветтен-капитан Прин на той же "U-47" курсировал в 200 милях южнее Исландии. Обнаружив конвой англичан, он решил сблизиться с ними в надводном положении, используя часто налетавшие дождевые шквалы. Но эти же шквалы ограничивали и так небольшую видимость с подводной лодки. Прин вовремя не заметил эсминец "Вулверин", охранявший конвой. Подводная лодка была атакована и потоплена глубинными бомбами. Из экипажа "U-47" не уцелел никто.
2. Линейный корабль "Ризолюшен"
"Ризолюшен" получил боевое крещение весной 1940 г., когда Германия захватила Норвегию и Данию. В начале мая он находился поблизости от норвежского порта Нарвик, чтобы поддерживать артиллерийским огнем наземные операции союзников. 16 мая "Ризолюшен" стоял на якоре в заливе Чельсунд, в 30 милях западнее Нарвика, когда на него напали немецкие самолеты. Линкор получил попадание 115-кг бронебойной бомбой в верхнюю палубу между третьей и четвертой башнями 381-мм орудий, ближе к правому борту. Бомба проникла до средней палубы, где и взорвалась. Повреждения были легкими, небольшие очаги пожара удалось ликвидировать. Команда сразу же начала ремонтные работы, но все же "Ризолюшен" на месяц был выведен из строя.
Летом 1940 г. центром военно-морских операций англичан все больше становилось Средиземное море. К 30 июня в Гибралтаре было сформировано соединение "Н" под командованием адмирала Соммервилла, в состав которого вошли авианосец "Арк Роял", линкоры "Вэлиант" и "Ризолюшен", линейный крейсер "Худ", легкий крейсер "Аретуза" и четыре эсминца.
В это время одной из главных проблем для англичан была судьба французских военных кораблей, которые после оккупации Северной Франции Германией и создания марионеточного Вишистского правительства могли быть использованы немцами. В частности 4 французских линкора, 5 эсминцев и большое количество малых кораблей находились в алжирском порту Оран.
Сомервиллу приказали вывести французские корабли из этого порта или уничтожить их. Операция получила название "Катапульта". Адмирал вышел в море на линейном крейсере "Худ" с линкорами "Вэлиант" и "Ризолюшен", авианосцем "Арк Роял", легкими крейсерами "Аретуза", "Энтерпрайз" и 11 эсминцами. Таких сил было достаточно для преодоления сильного сопротивления французов. 3 июля на эсминце в Оран был выслан капитан 1 ранга Холланд для переговоров с французским адмиралом Женсулем. Женсулю предложили четыре варианта: выйти в море и присоединиться к британским силам, выйти в море и прибыть в любой английский порт, следовать во французскую Вест-Индию или затопить корабли в течение шести часов.
Переговоры были долгими и трудными. Они начались в 10 ч. и пока продолжались, британское Адмиралтейство перехватило радиограмму французов, в которой всем французским военным кораблям предписывалось идти на помощь адмиралу Женсулю.
В 17 ч. 25 мин. Холланд покинул флагман французов линейный корабль "Дюнкерк", когда он выходил из гавани, французский флот готовился к бою.
В 17 ч. 54 мин. корабли адмирала Сомервилла открыли огонь. Бой был коротким, но ожесточенным. В результате французы понесли большие потери: линкор "Бретань" был потоплен, линкоры "Дюнкерк" и "Прованс" серьезно повреждены и потеряли боеспособность, велики были потери французов и в людях. Однако приказ английского военного кабинета полностью выполнен не был: линкору "Страсбург" и 5 эсминцам удалось выйти из гавани и прибыть в Тулон, несмотря на преследование бомбардировщиков-торпедоносцев с авианосца "Арк Роял".
Линкору "Ризолюшен" пришлось еще раз иметь дело с французскими военно-морскими силами. В сентябре 1940 г. была предпринята попытка высадить десант у порта Дакар на берегу Сенегала (Западная Африка), который стал колонией вишистской Франции. Задачей операции под кодовым названием "Угроза" было свержение ставленников правительства Виши и создание в Сенегале правительства генерала Де Гол-ля. Руководил ею британский вице-адмирал Каннингхэм, а его эскадра состояла из авианосца "Арк Роял", линкоров "Ризолюшен" и "Бархэм", крейсеров "Острелия", "Кумберленд", "Девоншир" и "Фиджи", 10 эсминцев и нескольких малых кораблей.
К Дакару она подошла на рассвете 23 сентября. То, что произошло дальше, по мнению английского историка Робертса, весьма напоминало либретто комической оперетты, когда началась невообразимая неразбериха. Десант не смог овладеть аэродромом Дакара, на море опустился густой туман, в котором потерялись транспорты с войсками "Свободной Франции", связь между генералом де Голлем и адмиралом Каннингхэмом прервалась. На ультиматум, переданный по радио генерал-губернатору Сенегала, тот ответил категорическим отказом.
Рано утром 24 сентября тяжелые корабли Каннингхэма вышли на огневые позиции, а самолеты авианосца "Арк Роял" поднялись в воздух для атаки французских кораблей и в первую очередь линкора "Ришелье". Расстояние, на которое велся огонь, составляло 14650 м. Однако из-за тумана видимость была плохой, к тому же французский эсминец поставил перед гаванью дымовую завесу, а огонь береговых батарей мешал британским кораблям приблизиться. К 10 ч. 10 мин. все цели закрыл дым, и английские линкоры отошли, ничего не добившись. При этом в "Бархэм" попали два снаряда береговой артиллерии (155- и 240-мм).
Незадолго до полудня линкоры приступили к повторному обстрелу. Он оказался таким же безрезультатным, а "Ризолюшен" получил четыре легких попадания.
В 14 ч. 00 мин. Каннингхэм отошел на юг для встречи и консультации с генералом де Голлем. Было решено на следующий день попытаться высадить десант, а артиллерийским огнем уничтожить французские корабли.
25 сентября в 9 ч. 02 мин., когда британские линкоры начали занимать огневые позиции, "Ризолюшен" торпедировала французская подводная лодка "Бевезьер" (капитан Лансло). Корабль в этот момент шел со скоростью 19 уз. Торпеда попала в левый борт и взорвалась на уровне носового котельного отделения. Буль был разрушен на длину 15,2 м, а двойное дно на 9,2 м. Из-за повреждений противоторпедной переборки котельный отсек, верхняя и нижняя полости буля стали медленно заполняться водой. Из-за замыкания электросети возникли два небольших пожара, которые удалось быстро ликвидировать.
Через час после взрыва начался пожар в котельном отсеке. С ним справились только тогда, когда отсек полностью затопили. "Ризолюшен" накренился на левый борт на 12 , что сделало невозможным использование орудий главного калибра, и линкор отвели с позиции. Крен удалось выровнять перекачкой топлива, но через 4,5 часа после торпедирования "Ризолюшен" потерял ход.
К этому времени выяснилось, что огонь линейного корабля "Ришелье" и береговых батарей точен, а эффективность огня английских кораблей — сомнительна. В частности, линкор "Бархэм" получил серьезные попадания с "Ришелье".
Около полудня 25 сентября англичане решили прекратить обстрел Дакара и отвести все силы в порт Фритаун. На обратном пути "Бархэм" вел поврежденный "Ризолюшен" на буксире, и оба корабля благополучно достигли места назначения.
Так провалилась десантная операция, на которую возлагались большие надежды. Справедливости ради следует сказать, что ни надводные рейдеры, ни подводные лодки Германии и ее союзников не использовали Дакар в качестве базы.
Линкору "Ризолюшен" пришлось встать на длительный ремонт, который проводился с апреля по сентябрь 1941 г. в Филадельфии (США).
3. Линейный корабль "Рэмиллис"
До мая 1941 г. линкор "Рэмиллис" входил в состав эскортных соединений в Северной Атлантике. Он принимал участие в "охоте" британских военно-морских сил за одним из самых мощных немецких рейдеров — линейным кораблем "Бисмарк". Но его участие оказалось косвенным, поскольку "Рэмиллис" патрулировал южное направление, а "Бисмарк" был окружен и потоплен британскими кораблями и авиацией значительно севернее (27 мая 1941 г. в точке 48°10'с.ш., 16°12'з.д.). Вообще, за время своей эскортной службы "Рэмиллис" в крупные боевые столкновения с противником не вступал.
С начала 1942 года стала очевидной необходимость создания нового флота — в Индийском океане, где возникла угроза господству Великобритании прежде всего со стороны Японии. Опасность нависла над Цейлоном, который вполне могла постичь участь Малайи, захваченной японцами. Но выделить корабли для Восточного флота было не просто, поскольку они требовались в Арктике, (конвои в Советский Союз), Атлантике и на Средиземном море. Но несмотря на все трудности, в конце марта 1942 г. Восточный флот создали.
В его составе имелись 2 тяжелых и один легкий авианосец, 5 линейных кораблей, 2 тяжелых и 5 легких крейсеров, 16 эсминцев и 7 подводных лодок. Командование новым флотом принял адмирал Соммервилль, прибывший 26 марта в Коломбо. На этот же порт базировались линкоры "Рэмиллис" и "Роял Соверен", предназначенные для обороны Цейлона.
Уже 5 апреля 1942 г. японская авианосная авиация (91 бомбардировщик и 36 истребителей) атаковали Коломбо, где были потоплены 2 британских тяжелых крейсера и авианосец "Гермес". В Индийском океане сложилась крайне серьезная обстановка, и Черчилль просил США направить часть своих кораблей на поддержку Восточного флота Соммервилла. К счастью для союзников, японцы вскоре после этих событий прекратили операции в Индийском океане, не использовав полученные преимущества. На май-июнь они запланировали операции в центральной части Тихого океана, и спустя два месяца ударные авианосные силы японского адмирала Нагумо были уничтожены американцами в бою у атолла Мидуэй.
Улучшением обстановки англичане воспользовались для захвата порта Диего-Суарес, хорошей гавани на острове Мадагаскар, который находился под контролем вишистской администрации. Командование силами в этой операции поручили британскому контр-адмиралу Сифрету, получившему указание быть готовым к концу апреля. В состав его оперативного соединения входили: авианосцы "Илластриес" и "Индомитебл", линкоры "Малайя" и "Рэмиллис" (прибыл из Калиндини 22 апреля), крейсера "Девоншир" и "Гермион", 9 эсминцев, 6 корветов и 6 тральщиков. Сифрет поднял свой флаг на "Рэмиллис".
Высадка десанта началась 4 мая в 3 ч. 30 мин., почти в полной темноте. К 6 ч. 20 мин. на берегу уже было 2 тысячи десантников. Успешными оказались действия авиации, самолеты с "Илластриес" атаковали суда в главной гавани, а с "Индомитебл" — аэропорт. В течение всего дня, несмотря на усилившийся ветер, войска и техника выгружались на берег непрерывным потоком, тральщики очищали фарватеры от мин, истребители патрулировали над плацдармом.
Действия на суше продолжались еще трое суток, и 7 мая в 3 часа ночи Диего-Суарес был занят, командование французских сил обороны капитулировало. В результате успешной операции Великобритания получила важную базу, которая обеспечивала господство в Индийском океане и прикрытие коммуникаций на Ближний Восток. Однако в конце мая британцы понесли серьезную потерю. 29 мая в 22 ч. 30 мин. над гаванью Диего-Суарес появился японский гидросамолет. "Рэмиллис" тут же снялся с якоря и начал маневрировать в гавани. Самолет удалился, не нанеся англичанам никакого ущерба.
Британское командование не уделило этому эпизоду должного внимания и, видимо, не задумалось, откуда вражеский самолет появился. И напрасно! А принадлежал он японской океанской подводной лодке "J-10". Три такие лодки подошли к Мадагаскару.
Вечером следующего дня "J-16" и "J-20" выпустили две карликовые подводные лодки, которые пробрались в гавань Диего-Суарес и между 20 и 21 часами торпедировали танкер и линкор "Рэмиллис". Танкер затонул. Торпеда взорвалась в буле линкора по левому борту перед первой башней орудий главного калибра. Пробоина в буле имела размеры 9,1x9,1 м, в днище 6,1x4,9 м., а повреждения внутри корпуса достигли промежуточной палубы и миделя. Были затоплены погреба носовых 102-мм орудий, погреба обеих носовых башен орудий главного калибра, пост управления зенитным огнем и другие близлежащие помещения на высоту до главной палубы, сильно повреждена электросеть, вся осветительная система и телефонная связь от второй башни к носу вышли из строя. За пределами носовой части линкора повреждения были невелики, главная энергетическая установка не пострадала. Предварительный ремонт корабля на месте занял четверо суток и был закончен 3 июня, но полный пришлось проводить в Дурбане. В общей сложности "Рэмиллис" оставался небоеспособным целый год. Судьба этого линкора складывалась так, что наиболее активно он проявил себя, поддерживая десантные операции, в том числе крупнейшую из них — высадку десанта союзников в Нормандии (операция "Оверлорд").
Вообще эту грандиозную десантную операцию линейные корабли Великобритании поддерживали более интенсивно, чем высадку войск союзников в Северной Африке, Сицилии и Италии. К тому же эта поддержка продолжалась несколько месяцев. По мере продвижения сухопутных сил на восток за ними следовали линкоры, ведущие обстрел побережья. В большинстве случаев применение их тяжелой артиллерии оправдывало все ожидания. Однако при этом особенно отличались более новые линкоры: "Родней" и "Нельсон", орудия которых обладали большой дальнобойностью. Корабли вели точный огонь, подавляющая часть целей после такого обстрела полностью теряла боеспособность.
Успех во многом обеспечили обширные учения и тренировки, предшествовавшие вторжению. Очень помогло использование морской разведывательной авиации, наземных корректировщиков огня. Направленный огонь велся по укреплениям, батареям, районам концентрации войск, танковым и пехотным колоннам противника. Силы артиллерийской поддержки десанта включали 4 линейных корабля. "Рэмиллис" и "Уорспайт" поддерживали самый первый десант 6 июня 1944 г., в то время как более современные "Нельсон" и "Родней" находились в резерве.
"Рэмиллис" и "Уорспайт" действовали совместно с монитором "Роберте", крейсерами "Аретуза", "Фробишер" и "Дрэгон". Их задачей была защита восточного фланга десанта и обстрел береговых батарей в районе Гавра.
Оба линкора и монитор сосредоточили свой огонь на укрепленных батареях Виллервиль, Бенервиль и Ульгат. К 9 ч. 30 мин. эти батареи замолчали, несмотря на то что они были хорошо защищены железобетонными конструкциями.
Двухорудийная батарея Бенервиль была специальной целью "Рэмиллис". Ее удалось подавить, хотя прямых попаданий не наблюдалось. В дальнейшем основную тяжесть борьбы с береговой артиллерией противника приняли на себя линейные корабли "Родней" и "Нельсон", а "Рэмиллис" был отозван для участия в высадке десанта в Южной Франции. Там он оказался единственным британским линкором, поддерживающим высадку войск между Тулоном и Каннами 15 августа 1944 г.
"Рэмиллис" вступил в бой с первого же дня, когда он начал обстрел укреплений противника на острове Порт-Кро, который удалось захватить на следующий день. После этого линкор вел огонь по батарее береговой артиллерии к югу от Сан Тропеза. 25 августа "Рэмиллис" обстреливал укрепления в районе Тулона и Марселя. 28 августа эти города были заняты союзниками.
4. Линейный корабль "Роял Соверен"
Когда началась война, линкор "Роял Соверен" находился на ремонте. Вступив в строй, он недолго нес эскортную службу в Атлантике, однако в начале лета 1940 года произошло резкое изменение ситуации: в июне на стороне Германии выступила Италия, немцы к тому времени оккупировали большую часть Франции, а ее военно-морской флот был нейтрализован.
Державы Оси получили такое большое преимущество на Средиземном море, что стал вопрос о самом существовании британских военно-морских сил на этом театре военных действий. В составе итальянского флота находились 4 полностью модернизированных линкора: "Конте ди Кавур", "Джулио Чезаре", "Кайо Дуилио" и "Андрея Дориа", а также 2 современных: "Литторио" и "Витторио Венето". Этим кораблям Великобритания могла противопоставить линкоры "Роял Соверен", "Уорспайт" и "Малайя", базировавшиеся на Александрию, "Вэлиант", "Ризолюшен" и линейный крейсер "Худ", находившиеся в Гибралтаре.
Казалось бы, по количеству тяжелых кораблей англичане не уступали противнику, но их корабли были менее современные и все, кроме "Худа", значительно уступали итальянским в скорости хода. Кроме того, итальянцы в Средиземном море имели большое преимущество в подводных лодках и авиации, которая могла действовать с сухопутных аэродромов. В распоряжении же англичан находился единственный авианосец, старый корабль "Игл", имевший всего 24 самолета.
Теоретически Италия должна была быстро овладеть центральной частью Средиземного моря и захватить Мальту — важнейший укрепленный пункт англичан на пути из Европы в Северную Африку.
Но в действительности ничего подобного не произошло. Итальянский флот с первых же дней войны избрал сугубо оборонительную тактику. Он старался не вступать в бой, ограничиваясь охраной своих конвоев. Итальянцы пренебрегли принципом, что наилучшая оборона — это нападение. Активные действия они предпринимали лишь тогда, когда их противник был многократно слабее.
Такую тактику итальянского линейного флота ярко иллюстрируют события, произошедшие 9 июля 1940 г. В этот день в море находились тяжелые корабли обеих сторон. Английские линкоры сопровождали конвой на Мальту, а итальянские — в Северную Африку. Британское соединение включало "Роял Соверен", "Уорспайт" и
"Малайю", а итальянское "Джулио Чезаре" и "Конте ди Кавур". Во второй половине дня обе эскадры встретились у побережья Калабрии, в районе мыса Стило.
Огонь был открыт с дистанции 24 км, а на таком расстоянии цель могли поразить только орудия линкора "Уорспайт". И произошло почти невероятное: первым же залпом ''Уорспайт" накрыл итальянский флагман "Джулио Чезаре", попав в центральную часть корабля, причинив ему значительные повреждения и вызвав пожар. Итальянская эскадра тут же повернула назад, поставила дымовую завесу и взяла курс на свою базу.
После скоротечного боя британским кораблям пришлось выдержать сильный налет итальянской береговой авиации. Дело обошлось без серьезного для них ущерба, но нападение с воздуха помешало преследованию противника. Линкор "Роял Соверен", не открывавший огня по итальянским кораблям, активно участвовал в отражении воздушного налета.
Командующий британским Средиземноморским флотом адмирал Каннингхэм был разочарован легкостью, с которой итальянские корабли вышли из боя, и просил Адмиралтейство усилить флот линкорами с дальнобойной артиллерией. Кроме того, он просил увеличить авиационные силы, чтобы обеспечить кораблям защиту с воздуха. Вскоре в состав Средиземноморского флота были включены линкор "Вэлиант" и авианосец "Илластриес".
К началу 1942 г. "Роял Соверен" перевели в Индийский океан, где он базировался в Коломбо для усиления обороны Цейлона. Но, как уже говорилось выше, японский флот целиком сосредоточился на операциях в Тихом океане.
За год до конца войны с Германией, 30 мая 1944 г., "Роял Соверен" в счет репараций с Италии передали Советскому Союзу. 17 августа 1944 г. он совершил переход из Скапа-Флоу в Ваенгу (Кольский залив) в сопровождении 9 эсминцев. 23 августа пять немецких подводных лодок пытались атаковать его к юго-востоку от острова Медвежий, но безуспешно.
24 августа линкор вошел в состав Северного флота под названием "Архангельск". К этому времени основные его тактико-технические данные были таковы: водоизмещение 33500 т, длина 182,3 м, ширина 32,2 м, осадка 10,8 м, мощность механизмов 40000 л.с., скорость хода 20,5 уз (экономическая 10 уз), дальность плавания 5080 миль, вооружение: 8 381-мм, 8 152-мм, 8 102-мм, 24 40-мм, 16 двухствольных и 14 одноствольных 20-мм орудий. Команда состояла из 1230 человек.
В составе советского флота линкор находился до 5 апреля 1949 г., когда был возвращен Великобритании, затем продан на слом и разобран в Росайте.
5. Линейный корабль "Ривендж"
Этот линкор в годы второй мировой войны не принял участия в столкновениях с противником, ограничиваясь рутинной службой по патрулированию и охране конвоев. Исключение составляет лишь участие 11 октября 1940 г. в операции по обстрелу французского порта Шербур (операция «Медиум»).
Действия линейных кораблей типа "Роял Соверен" в 1939-45 гг. показали со всей убедительностью, что время ожесточенных эскадренных боев, таких как Ютландское сражение, в которых броня противостояла артиллерии, закончилось. Наибольшего успеха линкоры добивались в действиях против берега (набеги на базы противника, поддержка десантов и т.д.), да и то не всегда.
Эпоха господства на морях тяжелых кораблей с артиллерийским вооружением уходила в прошлое.
Окончание службы линейных кораблей типа «Роял Соверен»
«Роял Оук» |
Потоплен германской подлодкой «U-47» 14 октября 1939 г. |
«Рэмиллис» |
Продан на слом 20 марта 1948 г. Разобран в Кэрнрайане. |
«Ризолюшен» |
Продан на слом 5 мая 1948 г. Разобран в Фаслейне компанией «Метал Индастриз». |
«Ривендж» |
Продан на слом 1948 г. Разобран в 5.9.1948 г. в Инверкитинге фирмой «Хорд». |
«Роял Соверен» i Продан на слом 5 апреля 1949 г. Разобран в Росайте. |