Прощай, Кронштадт!

 

Вечером 13 июня 1895 г. "Рюрик" под брейд-вымпелом генерал-адмирала, совершив по его при­казанию пробег полным ходом, вернулся в Кронш­тадт. По пути заходили в Либаву, где приняли на борт проверявшего работы по сооружению порта адмира­ла Н.М. Чихачева и его адъютанта капитана 2 ран­га С.П. Шеина. Высокие гости, не мешкая, перебра­лись на поджидавшие их яхты — великий князь на "Стрелу", Чихачев на пароход "Нева" - — и отбыли в Петербург.

Поспешность была понятна: обстановка на Дальнем Востоке грозила взрывом. Там, в китайском порту Чифу, готовясь к бою и впервые перекрасив ко­рабли в защитную окраску, второй месяц находились обе русские эскадры — Средиземноморская и Тихо­океанская. На случай войны подкреплением этих Соединенных эскадр должны были стать готовивши­еся в Кронштадте для похода корабли "Рюрик", "Наварин", "Грозящий" и "Дмитрий Донской". На них занимались спешным устранением недоделок, а на "Рюрике" - — еще и выявленных при походе непола­док. Всего таких работ (в основном по механизмам и корпусу) в перечне П.И. Серебренникова от 23 июня набралось около 80.

По артиллерии, например, прокладывали рель­сы для подачи 203-мм снарядов, проверяли правиль­ность движения патронных беседок по рельсам в па­лубах и патронных погребах, так же, как и на французском броненосце "Хох", сделали качающи­мися откидные части рельсов у поданных труб, закан­чивали оборудование погребов, устройство кранцев первых выстрелов. В машинных и котельных отделе­ниях прокладывали магистрали их аварийного осве­щения от аккумуляторных батарей.

Во Францию на завод фирмы "Сотер и Харле" направили заказ на упрочненные валы артиллерий­ских лебедок, в которых обнаружились и другие кон­структивные и технологические дефекты.

16 июня "Рюрик" встал на клетки Константиновского дока, набранные под наблюдением плот­ничного мастера Алексея Иванова, на корабле при­ступили к исправлению изрядно помятых (вплоть до оторванных медных листов) деревянной и медной об­шивок. Вдоль двух борозд, прочертивших днище на длину до 60 м, помяло несколько фланцев от кингсто­нов. Такова была обратная сторона применения за­щитных деревянной и медной обшивок, которые не выдерживали прикосновений к камням и отмелям. Оторванный или отогнутый лист меди, обнаживше­еся дерево тормозили движение, "съедая" лишние пуды угля; металл корпуса создавал с медью гальва­ническую пару, вызывавшую его электрохимическую коррозию. Все это требовало постоянного поддержа­ния медной обшивки в полной исправности.

Положение на Востоке к этому времени разря­дилось: Япония согласилась отказаться от своих тер­риториальных притязаний к Китаю, и русские Соеди­ненные эскадры 27 июня покинули Чифу. Надобность в немедленной отправке подкреплений отпала. По­этому, учитывая необходимость получения опыта при постройке последующих крейсеров, решили под­вергнуть "Рюрик" более обстоятельным испытани­ям, задержав его в Кронштадте.

После ряда пробных выходов в море под фла­гом контр-адмирала К.К. Деливрона 5 сентября про­вели главный пробег в присутствии всех членов ко­миссии. Крейсер имел осадку на ровный киль 8,18м, что соответствовало водоизмещению 11566 т. Непре­рывным полным ходом крейсер "гоняли" в течение пяти часов. При открытых входных люках и дверях котельных отделений и работавших паровых венти­ляторах давление пара в котлах держалось на уров­не от 8,9 до 8,4 атм (рабочее 9,1 атм). Как было запи­сано в акте комиссии, "все 4 машины действовали удовлетворительно и без нагревания трущихся час­тей, но вода была пущена на все главные части". Средняя частота вращения винтов за все время испы­таний составила 83,14 и 82,14 об/мин. Суммарная мощность всех четырех машин, равная 13326 л .с., пре­высила контрактную (13250 л.с.), средняя скорость че­тырех пробегов на мерной линии составила 18,84 уз.

Акт комиссии от 4 ноября был утвержден жур­налом МТК № 133 по механической части от 11 но­ября 1895 г. Констатировав успех испытаний, МТК признал, что "по отношению механизмов крейсера 1 ранга "Рюрик" условия спецификации выполнены Балтийским заводом удовлетворительно". 10 октября корабли отряда К. К. Деливрона (броненосцы "Наварин", "Адмирал Ушаков", крейсера "Рюрик",

"Дмитрий Донской" и канонерская лодка "Грозя­щий"), закончив каждый свои испытания, представ­лялись перед уходом за границу на традиционный вы­сочайший смотр.

16 октября подписанием акта комиссии о про­верке всех "инвентарей" состоялось фактическое при­нятие крейсера в казну. На следующий день, взяв с "Дмитрия Донского" девиаторов, "Рюрик" на три часа ходил в море для определения девиации. 24 ок­тября контр-адмирал К.К. Деливрон простился с "Рюриком", а 28 октября на крейсере вновь подняли контр-адмиральский флаг: "Рюрик" стал флагманс­ким кораблем отряда, уходившего на Дальний Вос­ток под командованием недавнего младшего флагма­на Черноморского флота контр-адмирала Л.К. Кологераса. Большинство офицерского состава (20 человек) и все 573 матроса крейсера принадлежали к 18-му флотскому экипажу, одному из тех береговых формирований, из состава которых комплектовали плавающие корабли.

В 10 ч утра 29 октября на борт "Рюрика", сто­явшего на Большом Кронштадтском рейде, поднял­ся главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. Недавний командующий эскадрой Атлантического океана (в 1893 г. он ходил с отрядом крейсеров в США на празднование 400-ле­тия открытия Америки Колумбом), адмирал отправ­лял теперь "Рюрика" и "Дмитрия Донского", (учас­тник похода в Америку) в плавание к другому -Тихому океану. Короткая напутственная речь адми­рала — и провожаемый салютом по уставу Н.И. Каз­наков направляется на катере к "Дмитрию Донско­му". В 2 ч дня два корабля, два будущих героя грядущей войны покидают Кронштадт. С крепости гремит прощальный салют контр-адмиральскому флагу "Рюрика", с крейсера отвечают уставными 13 выстрелами. "Последним прости" родных берегов и Балтийского флота трепещет на осеннем ветру флаж­ный сигнал главного командира на мачте морского телеграфа:

"Желаем счастливого плавания". С кораблями вместе трогается назначенный для провожающих портовый пароход "Ижора", но вот отстает и он, и уже не различить лиц тех, кого уходящие корабли об­рекают на долгую разлуку. "В два с четвертью оба крейсера прошли входные бочки, в три часа в строе кильватера прошли Толбухин маяк и стали скрывать­ся из виду, а в три с четвертью часа их совсем не было уже видно ("Кронштадтский Вестник" № 126 от 1/13 ноября 1895 г.).

"Рюрик" покидал Балтику навсегда.

 

Перечень офицерского состава крейсера I ранга "Рюрик" на момент его ухода в дальнее плавание

(Строевой рапорт командира от 24 августа 1895 г.( РГА ВМФ ф. 417, оп. 1, д. 1470, л. 13.))

 

18 фл. экипаж капитан 1 ранга Александр Кригер — командир

18 фл. экипаж капитан 2 ранга Петр Серебренников — старший офицер

18 фл. экипаж лейтенант Петр Головнин — вахтенный начальник

18фл. экипаж лейтенант Лев Владимиров—вахтенный начальник

18фл. экипаж лейтенант Владимир Коргуев—вахтенный начальник

18фл. экипаж лейтенант Матвей Бурхановский—ревизор

18фл. экипаж лейтенант Евгений Пастухов —минный офицер

18 фл. экипаж лейтенант Сергей Долгобородов —минный офицер

18 фл. экипаж лейтенант Фома Скорупо —ст. артиллерийский офицер

18 фл. экипаж лейтенант Андрей Степанов —мл. артиллерийский офицер

2фл. экипаж лейтенант Николай Филиппов—вахтенный офицер

18 фл. экипаж мичман Константин Случевский — вахтенный офицер

18 фл. экипаж мичман князь Сергей Урусов — вахтенный офицер

5 фл. экипаж мичман Алексей Вейс — вахтенный офицер

7 фл. экипаж мичман Александр Колчак — вахтенный офицер

18фл. экипаж штабс-капитан Александр Коробицын —ст. штурманский офицер

18 фл. экипаж мичман Федор Матисен —мл. штурманский офицер

18 фл. экипаж ст. инж. мех. Григорий Иванов — ст. суд. механик

18 фл. экипаж пом. ст. инж. мех. Николай Тихонов — пом. старший судовой механик

18 фл. экипаж помошник ст. инж. мех. Геннадий Евгениев — трюмный механик

7 фл. экипаж коллежский советник Александр Бунге —ст. судовой врач Кронштадтского морск. госпиталя лекарь Владимир Яновский —мл. судовой врач

18 фл. экипаж коллежский регистратор Федор Сушинин — шхипер

18 фл. экипаж губернский секретарь Александр Сухов —арт. содержатель

18 фл. экипаж коллежский советник Гавриил Зимин — машинный содержатель

Вольный механик Михаил Головнин — младший механик

Священник не указан