После боя

 

Судьба "Рюрика", результаты боя Порт-Артурской эскадры с японским флотом, причины, по­чему Камимура оказался на том месте, где владивос­токские крейсера рассчитывали встретить своих, — не скоро выяснились ответы на эти и многие другие вопросы, которые задавали себе наши моряки. Что же происходило в эти дни там, в Желтом море?

Гибель С.О. Макарова и опоздание в Порт-Ар­тур назначенного на его место Н.И. Скрыдлова усу­губили положение эскадры. Оказавшийся на месте ко­мандующего флотом контр-адмирал В.К. Витгефт, ранее занимавший должность начальника Морско­го штаба наместника (на одном из совещаний прямо заявивший: "Я не флотоводец"), как и большинство командиров кораблей, считал гибельными попытки эскадры прорваться во Владивосток, на чем по­стоянно настаивал наместник. Несмотря на нарастав­шую угрозу уничтожения кораблей под огнем японс­ких осадных батарей, эскадру заставила выйти в море лишь прямая директива наместника со ссылкой на "высочайшее приказание". Все считали необходимым продолжать помогать обороне крепости и не верили в успех прорыва. Формально исполняя приказ о про­рыве всей эскадрой, В.К. Витгефт, несмотря на выс­казывавшиеся в штабе предостережения, отказался оставить в Порт-Артуре тихоходные броненосцы "Полтава" и "Севастополь".

Шести эскадренным броненосцам и четырем легким крейсерам (единственный броненосный "Баян", подорвавшийся на мине, оставили в Порт-Ар­туре) нашей эскадры проти­востояли четыре эскадрен­ных броненосца и два, а во второй половине боя уже три броненосных крейсера японцев. Внешне — пример­ное равенство сил, факти­чески — подавляющее пре­восходство новой техники (японские корабли были "моложе" наших, лучше, если не считать "Цесареви­ча", бронированы), воору­жения, боевой подготовки. Ведь все, что мешало вести бой владивостокским крей­серам, сказывалось, понят­но, и на кораблях Порт-Артурской эскадры. Сверх того, в непосредственной близости от места боя дер­жались, готовые к атаке, еще три боевых отряда (9 крейсеров и 1 броненосец) японского флота и только в пределах видимости ма­ячило до 30 миноносцев!

Первую фазу боя русские выиграли — японцы отстали, прекратив стрельбу. Но наша эскадра не мог­ла развить полной скорости (особенно задерживала отстававшая "Полтава"), и японцы уже на подходе к мысу Шантунг догнали русских. В возобновившемся ожесточенном бою В. К. Витгефт был убит, флагман­ский "Цесаревич из-за поврежденных приводов управ­ления вышел из строя, а находившийся на "Пересве­те" младший флагман контр-адмирал князь П.П. Ухтомский не смог остановить начавшуюся дезорга­низацию эскадры (это потом объясняли невозможно­стью поднять сигнал о вступлении младшего флагма­на в командование из-за сбитых на броненосце стеньг). Ухтомский не показал примера неукоснительного ис­полнения приказа о прорыве, и хотя именно его ко­рабли "Пересвет" и "Победа" с их увеличенными ско­ростью и запасами топлива располагали для такого прорыва наибольшими возможностями, они поверну­ли в Порт-Артур. За ними последовали броненосцы "Ретвизан", "Полтава", "Севастополь", крейсер "Пал-лада" и три из восьми миноносцев. Утром 29 июля рус­ские корабли пришли в Порт-Артур.

В это самое время миноносец "Решительный", вышедший из Порт-Артура вечером 28 июля (чтобы быть уверенным, что эскадра не вернется, как это про­изошло при неудачной попытке прорыва 10 июня), только еще доставил в Чифу для передачи во Влади­восток шифрованную телеграмму с вызовом крейсе­ров навстречу. Таким образом, необходимость похо­да Владивостокского отряда отпадала, но попыток предотвратить отправку телеграммы (есть сведения, что с консулом в Чифу из Порт-Артура поддержива­ли радиосвязь) или остановить вы­ход крейсеров сделано не было. Вер­сия о посылке якобы через два часа вдогонку за крейсерами миноносца, который не смог их догнать, не под­твердилась.

Реальную возможность пре­дупредить отряд имели прорвавшие­ся сквозь японскую эскадру самые быстроходные русские крейсера "Аскольд" и "Новик". Но контр-адми­рал Н.К. Рейценштейн на "Аскольде" и капитан 2 ранга М.Ф. фон Шульц, командир "Новика", ничего не знали о вызове владивостокских крейсеров для соединения с эскадрой. В ночь на 29 июля "Новик" из-за уг­розы выхода из строя холодильников главных машин вынужден был ос­тановиться. Его сигнал ратьером на "Аскольде" не разобрали и решили, что "Новик" с его преимуществом в скорости перед всеми японскими ко­раблями пошел на прорыв Корейским проливом, пока там еще не стало из­вестно о результатах боя. "Аскольд", не рассчитывавший на прорыв — его скорость упала до 15 уз, из двенадца­ти 152-мм орудий стрелять могли только четыре — ушел на юг в Шан­хай, где и был интернирован.

"Новик", встретившись утром с осуществившими прорыв крейсе­ром "Диана" и миноносцем "Грозо­вой" (они затем интернировались — первый в Сайгоне, ныне Хошимин, второй в Шанхае), пошел в Кяо-Чао, чтобы попол­нить запасы угля для прорыва во Владивосток вокруг Японии. Здесь на рейде (в 17 ч 25 мин) застали мино­носец "Бесшумный", в 18 ч 30 мин пришел "Цесаре­вич". Попытки получить с него уголь, как и ранее с "Дианы", видимо, не предпринимались. С германско­го парохода (после получения разрешения губернато­ра) грузить уголь начали только в 21 ч. В 3 ч 30 мин 30 июля, приняв только 250 т, погрузку прекратили: ко­мандир "спешил уйти из порта до рассвета. В 4 ч были уже в море. Как раз в это время (на 1 час позже!) отряд К.П. Иессена выходил из Владивостока...

Через сутки, утром 31 июля, "Новик" был на траверзе о-вов Цусима, в 150 милях от него и в 420 милях от спускавшегося к югу Владивостокского от­ряда. Но судьба не готовила им встречи. Курс "Но­вика" был проложен по восточную сторону Японии, и в день боя 1 августа он был в Тихом океане на широте Токио, в районе недавнего крейсерства Вла­дивостокского отряда. Нехватка угля заставила "Новик" утром 7 августа зайти для его пополнения в пост Корсаковский, но и здесь погрузку пришлось прервать — японцы "засекли" по­явление русского корабля. В днев­ном бою с подоспевшим более мощным японским крейсером "Цусима" "Новик" заставил его отойти, но и сам получил тяжелые повреждения. Надежды на прорыв были потеряны; к ночи крейсер за­топили на рейде.

В день боя 28 июля эскадра вице-адмирала Камимуры находи­лась на своей базе Озаки (на север­ном берегу южного о. Цусима). По приказанию Того 29 июля она, раз­делившись, перешла на юг к о-вам Росс и Квельпарт для перехвата прорвавшихся на юг "Аскольда" и "Новика", а 30 июля, встретив от­правленный за ними в погоню от­ряд легких японских крейсеров 3-й эскадры, вернулась в Корейский пролив. Утром 31 июля, получив приказание Того быть готовыми к бою с владивостокскими крейсера­ми, отряд Камимуры вышел в рай­он севернее о-вов Цусима. Здесь он рассчитывал перехватить проры­вавшийся па север "Новик", о вы­ходе которого из Кяо-Чао было уже известно, и шедший на помощь, как предполагали японцы. Владивос­токский отряд. Из крейсеров вхо­дившего в состав эскадры Камимуры 4-го боевого отряда (контр-адмирала Уриу) "Нийтака" остался у южной оконечности южного о. Цусима, а остальные — "Нанива", "Акаси", "Такачихо" и авизо "Чихайя" (посыльное судно) — раз­вернули линию дозора по параллели 35°. Минонос­цам было приказано присоединиться утром к броненосным крейсерам севернее о-вов Цусима.

В 5 ч утра 1 августа на "Наниве" получили ра­диограмму Камимуры о появлении владивостокских крейсеров, и адмирал Уриу, оповестив об этом свои крейсера, поспешил к месту боя. В 7 ч к нему присое­динился "Такачихо". В течение всего боя при каж­дом удобном случае они открывали огонь по русским и немедленно отходили, когда ответный огонь становился опасен. Огонь этих двух крейсеров — почти 2 т металла снарядов в минуту — усугублял положе­ние русских. Он поражал с тыла (со стороны, не за­щищенной броневыми щитами) комендоров и меха­низмы орудий, которые вели бой, усиливал нервозность обстановки, заставлял ожидать подхо­да к японцам новых подкреплений, снижал темп стрельбы, отвлекая подачу на орудия второго борта, усиливал риск взрывов подающихся к орудиям бо­еприпасов, увеличивал потери среди людей в укры­тии нестреляющего борта. Более трех часов "Нанива" и "Такачихо" неотступно "висели" на фланге русского отряда, отвлекая огонь на себя, а в 8 ч 42 мин завязали бой с утратившим почти всю свою бое­вую мощь "Рюриком".

В 10 ч 20 мин к месту боя приблизился (в со­провождении двух миноносцев) крейсер "Нийтака", и, видя, что "Рюрик" тонет, японцы прошли дальше на присоединение к броненосным крейсерам. С ними "Нийтака" и вернулся к месту гибели "Рюрика", вме­сте с другими подошедшими крейсерами и минонос­цами приняв участие в спасении еще державшейся на воде части команды погибшего крейсера...

На три океана распространялся в эти дни те­атр военных действий. 1 августа, когда погиб "Рю­рик", а "Новик" прорывался во Владивосток, на дру­гом краю света, в Балтийском море на броненосце "Князь Суворов" З.П. Рожественский поднял свой контр-адмиральский флаг: вторая Тихоокеанская эс­кадра сформировалась, чтобы двинуться на Восток. Крейсера Добровольного флота "Петербург" и "Смо­ленск" уже третий месяц по выходе из Севастополя перехватывали военную контрабанду в Красном море и Индийском океане, достигая порой широты мыса Доброй Надежды. У о-вов Зеленого мыса контрабан­дистов поджидал крейсер "Дон". На подходах к Гиб­ралтарскому проливу с 28 июля по 5 августа досмат­ривал подозрительные суда крейсер "Урал". К Канарским о-вам вышел 12 августа из Либавы крей­сер "Терек". Готовился к походу крейсер "Кубань" (крейсера "Дон". "Урал", "Терек" и "Кубань" пере­оборудованы из океанских пароходов). Однако из-за угроз Англии операции по перехвату военной кон­трабанды в конце августа были прекращены.

В эти же дни закончилась боевая деятельность транспорта "Лена". Накануне выхода владивостокс­ких крейсеров корабль отправили в Охотское море во главе экспедиции для охраны русских промыслов в тех водах. В устье Амура "Лена" встретилась с пришед­шими Татарским проливом транспортами "Якут", "Камчадал" и "Тунгуз" (посыльными судами), назна­ченными в экспедицию. Получив известие о результа­тах боев 28 июля и 1 августа, начальник экспедиции (командир "Лены") капитан 2 ранга А.И. Берлинский счел, по-видимому, свою задачу слишком рискован­ной и с разрешения наместника, под предлогом неис­правности механизмов, отправил транспорты в Ни­колаевск-на-Амуре. "Лена" вышла в Тихий океан для перехвата пароходов с военной контрабандой, направ­лявшихся из Америки. Но и эта операция была пре­рвана, и 29 августа "Лена", прибыв в Сан-Францис­ко, по разрешению из Петербурга интернировалась. Владивостокский отряд остался без своего вспомога­тельного крейсера и судна снабжения.