3. Минное оружие в войне 1877-1878 гг.

 

Создание в мире специальных минных кате­ров опиралось на боевой опыт катеров США и практику использования корабельных (то есть под­нимаемых на борт) катеров. Первенство в их созда­нии оспаривали Россия, Франция и Англия. Так, в "Морском сборнике" N 10 за 1868 г. говорилось, что "идея эта принадлежит русскому флоту". У на­шего фрегата "Светлана" была паровая шлюпка во время последней войны Франции и Англии с Кита­ем, и польза, которую приносила она как нам, так и союзникам, заставила обоих адмиралов обратить на нее внимание.

Катер "Светланы", как и сам фрегат, строился во Франции, которая в создании паровых шлюпок и катеров еще к 1865 году опережала все страны. Как говорилось тогда в "Морском сборнике", французские паровые шлюпки и баркасы "возбуждали зависть и удивление английских моряков за свою быс­троту, силу и легкость управле­ния". На Парижской выставке 1867 года обнаружилось, что и в этой новой отрасли судостроения произошли большие изменения.

Для полного удобства в дальних плаваниях Англия и Франция предлагали вместитель­ные паровые баркасы. Машины и котлы таких баркасов "очень просто и весьма удобно" отделя­лись от днища с помощью четы­рех болтов. Таким путем корпус и машину можно было раздельно спускать и поднимать "во всякое время, не стесняясь погодой и волнением и даже в открытом море". Баркас вооружали медной 120-мм пушкой.

Столь же внушительным был 12,8-м длины и 3,5-м ширины двухвинтовой (для лучшей маневрен­ности) баркас с английского фрегата "Ройял Оук". Его, по английской традиции безнаборный корпус состоял из двух диагонально перекрестных слоев тиковой обшивки. Водоизмещение без груза состо­яло около 20 т. Машина мощностью 39 индикатор­ных л. с. (6 номинальных) вращала винты диамет­ром 0,76 м с частотой 360 об/мин и сообщала ско­рость до 7,8 уз. На носу устанавливали 12- фунто­вую пушку, и строители не оставляли намерений превратить баркас "в маленькую канонерскую лод­ку" и одновременно в походный киллектор, способ­ный поднимать с грунта корабельный якорь. ("Морской сборник" — 1868 года, N 10).

Этот явно избыточный и, естественно, не при­жившийся в дальнейшем универсализм опроверга­ется типом более легких и скоростных паровых ка­теров. Ее представлял ставший уже традиционным деревянный катер французского флота. При длине 8,84 м и ширине 2,13 м он, имея водоизмещение лишь 5,17 т, развивал скорость до 7 узлов. Катер был снабжен водотрубным котлом Бельвиля, по­зволявшим быстро поднимать пары и считавшимся более безопасным при разрыве трубок. Катер тако­го рода послужил прототипом для несколько увели­ченных и широко применявшихся в начальном пе­риоде русского броненосного флота деревянных 32- футовых (9,75 м) катеров типа "Птичка".

В промежутке между этими паровыми катера­ми и баркасами в разных странах строились катера многих других типов. Вслед за французским типом появились и ставшие со временем самыми популяр­ными катера английской фирмы Д. С. Уайта. В Рос­сии первые катера строили заводы Крейтона в Або и Ч. Берда в Петербурге. Один из образцовых катеров Берда имел медный корпус (что устраняло риск обрастания) и уверенно развивал эксплуата­ционную скорость 9 узлов. На короткое время ско­рость доходила до 11 узлов. Этот катер под назва­нием "Чесма" участвовал в боевых действиях на Черном море.

Первый специальный минный катер, приспо­собленный для действия шестовыми минами, был построен английской фирмой Торникрофта в 1873 году. Катер имел водоизмещение 7,5 т и развивал неслыханную по тем временам 15-узл. скорость. Та­кие катера начали называть миноносками. Не от­ставали и французы, которые уже к концу 70-х го­дов скорость своих миноносок довели до 20 узлов. В России таких катеров не было. Так опережение, достигнутое Россией в развитии минного оружия, было парализовано отставанием в создании его оп­тимального носителя. И опять, как водится, при­шлось идти на поклон к загранице и заказать Торникрофту две миноноски его типа. Прибывшие в Одессу зимой 1876—1877 гг., они в разразившейся следом войне оказались единственными на театре представителями этого нового класса кораблей.

Отсутствие творческого задела и собствен­ных идей принудило в октябре 1876 г. к поспешно­му и малопродуманному заказу первого крупно­тоннажного миноносца Ч. Берду, а грянувшая 12 апреля 1877 года война с Турцией заставила, как это уже было не раз, прибегнуть к импровизации и экстренному судостроению.

Шестовыми и буксируемыми минами спешно вооружили все пригодные для этого корабли Чер­номорской флотилии и мобилизованные для этой цели пароходы. Часть из них (если позволяла проч­ность корпуса) вооружалась артиллерией. По же­лезной дороге перебрасывались корабельные паро­вые катера, призванные теперь свой Транзундский опыт атак шестовыми минами применить в боевых условиях (с торпедами дело довести до конца так и не сумели). Уже в январе 1877 г. для обороны черно­морских портов была создана такая импровизиро­ванная флотилия, включавшая 29 пароходов, 15 па­ровых катеров (затем их стало 18), 9 пароходов, оборудованных для постановки минных загражде­ний, и 12 мелкосидящих пароходов для защиты этих заграждений.

Образцы крейсерских действий проявили в войне вооруженные пароходы "активной оборо­ны". "Веста" 11 июля 1877 г. выдержал отчаянный 4,5-часовой бой с преследовавшим его турецким броненосцем "Фетхи-Буленд". "Россия" 11 декабря 1877 г. захватила у Пендераклии и привела в Севас­тополь турецкий войсковой транспорт с 700-ми солдатами. Наравне с ними главной ударной силой флота оказались катера. Прибывшие из Балтики, они получили названия кораблей, с которых были сняты. В войне участвовали: "Петр Великий", "Це­саревич", "Царевна", "Олаф", "Кремль", "Перве­нец", "Грейг", "Не тронь меня", "Опыт", "Генерал-Адмирал", "Варяг", "Джигит" и др. Свой катер "Шутка" (самый большой — длиной до 18 м—из действующих в Черном море) со стальным корпу­сом предоставил наследник цесаревич (будущий император Александр III). Катер "Мина" с медным корпусом купили у завода Берда. Катер "Ксения" был получен от румынского правительства. На собственном катере, им и командуя, действовал гардемарин граф Строганов.

Катера обеспечивали переправу через Дунай, несли долговременную службу, ставили мины, не допуская к переправам турецкие мониторы, нео­днократно атаковали их шестовыми минами. Но, несмотря на отчаянную храбрость русских моря­ков, сближавшихся для атак в упор под огнем про­тивника, несовершенное оружие могло отказать, и от удара в борт мины подчас не взрывались. Так со­рвались атаки катеров "Цесаревич" и "Шутка".

Наибольшая известность выпала на долю ка­теров "Цесаревич" (лейтенант Ф. В. Дубасов), "Ксе­ния" (лейтенант П. Шестаков), "Джигит" (мичман В. П. Персии), "Царевна" (мичман М. Я. Баль). Потопление ими (атаку произвели лейтенанты Ду­басов и Шестаков) 14 мая 1877 г. у Браилова мони­тора "Сейфи" заставило турок поверить в грозную силу минного оружия. Их активность на Дунае была парализована. Но действенными становились и средства борьбы с шестовыми и буксируемыми минами. Примененные турками боны уже 29 мая 1877 г. помешали выйти в атаку у Сулина четырем катерам парохода "Великий Князь Константин". Приведенные им из Одессы два "быстроходящих" катера (командиры лейтенанты В. О. Рожественский и Л. П. Пущин) взорвали свои мины о боны. Катер Пущина погиб, но людей турки подобрали.

Универсальным носителем минного оружия стал пароход РОПиТ "Великий Князь Констан­тин", который инициатор его вооружения С. О. Макаров назвал "самым сильным миноносцем в мире". Действительно, корабль имел на вооруже­нии все возможные виды мин: буксируемые, шесто­вые, бросательные, "крылатки", выбрасываемые за борт килевые (с поплавками), и нес на борту четы­ре спускаемых на воду малых паровых катера, так­же имевших на вооружении все названные виды мин, а в дальнейшем и самодвижущиеся мины, при­обретенные у Уайтхеда.

Переоборудование парохода осложнялось разнообразностью и несовершенством предостав­ленных С. О. Макарову катеров. Весьма легкий и хрупкий 3,5-тонный катер завода Берда "Чесма'' (названия их были даны приказом командира С.О.Макарова) с медным корпусом толщиной 1,6 мм приходилось поднимать за три точки, из которых главная нагрузка приходилась на котел.

Маленький "Наварин" (с яхты "Держава") мог но­сить, и то с трудом, только один минный шест. Не отли­чались мореходностью про­мерный катер "Синоп" и ка­тер "Минер" (со шхуны "Полярная звезда"). Из них лишь "Чесма" развивал крейсерскую скорость до 9— 11 узлов; остальные облада­ли скоростью, вдвое мень­шей. По примеру первых винтовых канонерских ло­док катера, как и пароход, были окрашены в маскиро­вочный серый цвет. Несмотря на огромный риск, все 4 катера уже в ночь с 30 апреля на 1 - е мая 1877 года под непосредственным командованием С. О. Макарова атаковали на Батумском рейде турец­кий сторожевой пароход.

Но крылатые пироксилиновые мины, сбро­шенные лейтенантом И. М. Зацаренным с "Чес-мы", не взорвались. Килевую мину с поплавками на катере "Минер" (С. О. Макаров) применить не успели. Пароход ушел. После крейсерства "Вели­кого Князя Константина" у Севастополя, Одессы, Сулина и Анатолийских берегов 4 катера 7 августа пришли на рейд в г. Гагра, но в темноте обнару­жить турецкий броненосец не сумели. С рассветом, подняв катера, пароход должен был уходить от погони броненосца.

12 августа, чтобы помочь прорыву русского сухопутного отряда, катера совершили нападение на Сухумский рейд. Крылатые мины трех катеров взорвались под бортом оказавшегося на рейде бро­неносца. Экипажам пришлось выпутываться из рухнувших снастей и обломков и выдержать руко­пашную схватку с командой гребного катера, ока­завшегося у борта броненосца. Но сам он удер­жался на плаву. Становилось ясно, что крайняя не­надежность шестовых и буксируемых систем, оби­лие случайностей и применение турками защитных бонов будут в дальнейшем сводить на нет все геро­ические усилия и отчаянную храбрость экипажей катеров. Но снабдить С. О. Макарова более дей­ственным оружием, приобретенным еще в 1876 году у фирмы Уайтхеда ,—самодвижущимися минами начальство отказалось.

Главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Н. А. Аркас считал, что офицеры парохода, незнакомые со сложным механиз­мом мин Уайтхеда, не сумеют освоить новое ору­жие". Флот, оказывается, имел лишь одного специ­алиста — поручика Ф. К. Максимова (к нему по­зднее присоединился лейтенант К. Д. Рончевский), которого, конечно, отправлять на пароходе было рискованно.

Так режим и после смерти императора Нико­лая Павловича продолжал расписываться в своей неспособности своевременно брать на вооружение новейшую технику. Лишь 1-го июля 1877 года Н. А. Аркас, получив предписание из С.-Петербурга, куда через его голову обратился С. О. Макаров, вы­нужден был выдать на пароход две мины Уайтхеда.

Во время стоянки в Севастополе собственны­ми силами устроили импровизированную систему запуска мин из-под днища (после атаки пусковую трубу сбрасывали) или с плотика под его бортом. Уже тогда С. О. Макаров настаивал на том, что для мин Уайтхеда следовало бы "выстроить специаль­ные паровые катера". Работы были закончены лишь в ноябре, и 16 декабря на Батумском рейде со­стоялась первая в мире торпедная атака.

Две мины, выпущенные с катера "Синоп" (с бортового плотика) лейтенантом О. И. Щешинским, вызвали сильные взрывы. Но оказалось, что броненосец уцелел. Одна мина ударила в якорную цепь, отчего зарядное отделение отломилось и взорвалось на грунте. Другая, попав в борт, не взорвалась, видимо, из-за отсыревшего пирокси­лина. Это могло произойти во время трехнедельно­го использования парохода для перевозки провиан­та. (Других транспортных средств у начальства под рукой тогда не оказалось). Механизмы обеих тор­пед (N 255, Р-30 и N 258, Р-26), исследованные получившим их Уайтхедом "оказались совершенно без всяких признаков ржавчины и, по-видимому, со­держались в отличном порядке". Они даже годи­лись для вторичного использования.

Это делало честь русским морякам. Но время для создания эффективных носителей и действенно­го исполнения нового оружия было безнадежно упу­щено. Катера успели совершить еще лишь одну и на этот раз вполне удавшуюся атаку: 14-го января 1878 года в 2 часа ночи с расстояния 60—80 м торпедами катеров "Чесма" (лейтенант И. М. Задаренный) и "Синоп" (лейтенант О. И. Щешинский) на рейде Ба­туми был потоплен сторожевой корабль "Интибах". Но эта удача не могла предотвратить состо­явшиеся вскоре бомбардировки турецкими броне­носцами Евпатории, Феодосии и Анапы. Успехи флота не гарантировали и от возникшей угрозы вторжения в Черное море английских броненосцев. Как и в Крымской войне, возможности нового ору­жия остались не использованными.