11. "Ревель"и "Свеаборг"—опыт комплексного проектирования,

 

Эти корабли были построены фирмой О. Нор­мана. Согласившись с требованиями русского Морского министерства (переговоры летом 1884 г. начал во Франции военно-морской агент капитан 2 ранга Е. И. Алексеев), глава фирмы переработал свой пер­воначально предлагавшийся проект (усовершен­ствованный тип "Поти" водоизмещением 66 т) и уве­личил водоизмещение до 100 т. Это позволяло га­рантировать достижение 19 уз. скорости, повышен­ные, в сравнении с "Поти", прочность и мореход­ность, а также 1500-мильную дальность плавания 10,5—11 уз. экономическим ходом.

При обсуждении проекта МТК, учтя опыт прежних заказов, потребовал проводить испыта­ния на полную скорость не при сокращенном, как предлагала фирма (10,5 т), а полном (15 т) запасе угля. В свою очередь, прежде применявшееся "шпиронное" (таранное) образование носовой оконечности согласились заменить более благо­приятным для мореходности прямым. Обстоятельное обсуждение проекта в МТК (журнал по кораб­лестроению N 9 от 11 января 1885 г.) при участии лейтенантов К. Д. Рончевского, А. А. Вирениуса, П. А. Берхмана и инженер-механика Ф. Я. Поречкина позволило избежать многих из тех неувязок, что со­провождали заказы миноносцев прежних типов. По заключенному 15 июня 1885 г. контракту готов­ность первого из двух заказанных миноносцев (446 тыс. франков за каждый) назначалась через 13 и второго через 14 месяцев.

Последовательно совершенствовавшая свои корабли специализированная фирма предусмотрела достаточно надежные размеры связей корпуса (об­шивка по килевому поясу 5 мм, а носовой части — 6,3, днища 4 мм, палубы — 5—6,3 мм) и обеспечила редкий еще в то время двухотсечный стандарт непо­топляемости (корабль оставался на плаву при затоп­лении двух любых смежных отсеков). Вместе с руч­ным предусматривался и паровой рулевой привод.

Состав вооружения был общепринятым: два носовых надводных аппарата для 5,79-м мин Уайтхеда калиб­ром 381 мм и 2 37-мм пушки Готчкисса (их позднее заменили 47-мм пятиствольными). Характерна "рыночная" деталь: чертежи теоретичес­кий, а также механиз­мов и котлов фирма обещала передать за­казчику только по окончании построй­ки. За работами по минному вооруже­нию и общему распо­ложению наблюдал лейтенант В. К. Залесский (в 1888 г. ко­мандир "Свеаборга"), по корпусу ко­рабельный инженер Э. Р. Де-Грофе.

Спущенные на воду миноносцы на трехчасовых испыта­ниях при полном во­доизмещении 109 т показали скорости 19,7 и 19,6 уз., расход угля составлял 787,5 кг/час. При 12-уз. скорости часовой расход составил 118,7 кг, что позволя­ло с полным запасом пройти до 3200 миль. В октябре и декабре 1886 г. "Ревель" и "Свеаборг" прибыли в Кронштадт, про­явив, по отзывам ко­мандиров, превос­ходные мореходные качества. Эти свои достоин­ства они подтвердили при сравнительных испыта­ниях миноносцев в 1887 г. и во время перехода с Балтики на Тихий океан. Это была первая массо­вая переброска минных сил на такое расстояние.

25 августа 1894 г. из Кронштадта в сопровож­дении канонерской лодки "Гремящий" вышли ми­ноносцы "Свеаборг" и "Котка", а в сопровождении "Отважного" — "Ревель" и "Борго". 23 ноября из Пирея в сопровождении крейсера "Память Азова" вышли минные крейсера "Всадник" и "Гайдамак". Уже на второй день пути на "Котке" провалились колосники, миноносец пришлось взять на буксир.

В Гавре провели первые ремонтные работы. Ими пришлось заниматься почти в каждом порту захода. Тотчас же сказались и первые преимуще­ства западного машиностроения: на "Котке" из-за отсутствия уравнителей хода очень вредили маши­нам перебои винтов, "Свеаборг" при противном волнении, благодаря уравнителям, перебоев не ис­пытывал. Оказалось также, что "Котка" сильно брал воду носом и против крутой короткой волны идти не мог. "Свеаборг", наоборот, "держался очень хорошо", хотя на попутной зыби у него ого­лялась едва ли не третья часть киля с носа.

В конечном счете из-за аварийного состояния котла "Котку" пришлось оставить в Средиземном море. Снисходя к аварийному состоянию корабля, турецкие власти разрешили ему пройти через про­ливы, и "Котка" оказалась в Черноморском флоте. "Свеаборг" же вместе с "Гремящим" присоединил­ся в апреле 1895 г. в Нагасаки к эскадре.

Вместе с "Всадником", "Гайдамаком" и флаг­манскими кораблями "Память Азова" (вице-адми­рал С. П. Тыртов) и "Император Николай I" (контр-адмирал С. О. Макаров) корабли 21 апреля вышли в море, направляясь в китайский порт Чифу. К 1 мая в этом порту собрались две русские эскадры под начальством "Командующего Соединенными эскадрами Тихого океана и Средиземного моря" вице-адмирала С. П. Тыртова.

Его флагманским кораблем был крейсер "Па­мять Азова". Эскадру Средиземного моря состав­ляли броненосец "Император Николай I" (флаг С. О. Макарова), крейсера "Адмирал Нахимов", "Ад­мирал Корнилов", "Рында", "Разбойник". В эскад­ру Тихого океана входили крейсера "Владимир Мономах" (флаг только что прибывшего из России контр-адмирала Е. И. Алексеева) "Забияка", кано­нерские лодки "Гремящий", "Отважный", "Коре­ец", "Манджур", минные крейсера "Всадник", "Гайдамак" и миноносец "Свеаборг".

20 мая из Владивостока под конвоем канонер­ской лодки "Бобр" пришли миноносцы "Сунгари" и "Уссури". Так энергично проведенное сосредото­чение сил обеспечило явное превосходство над си­лами японского флота и заставило японское прави­тельство отказаться от притязаний на владение зах­ваченным в войне с Китаем Порт-Артуром. В этой блестящей бескровной победе, еще раз (после "аме­риканской экспедиции 1863 г.) подтвердившей ог­ромное значение флота как инструмента внешней политики свою защитную роль в качестве предста­вителей нового рода оружия сыграли и миноносцы.

В последующие годы, развернув обширную программу судостроения и яростную реваншистс­кую кампанию, Япония сумела перехватить инициа­тиву у России и уже ей начала ставить условия на неоднократно проходивших в 1902—1903 гг. мир­ных переговорах. Так изрядно постаревшим героям сосредоточения в Чифу пришлось принять участие в настоящей, навязанной России войне 1904—1905 гг.

В 1895 г. "Свеаборг" и "Ревель" (он с "Борго", застряв на ремонте в Шанхае, присоединиться к эс­кадре в Чифу не успел) сменили свои названия на номера, став миноносцами N 205 и 206. "Борго" по­лучил N 207. С приобретением по договору с Кита­ем 15 марта 1898 г. в аренду Порт-Артура (с Ляо­дунским полуостровом) и превращением его в глав­ную базу флота сюда по настоянию начальника эс­кадры Ф. Б. Дубасова перевели из Владивостока минные крейсера и миноносцы N 203, 204,205,206, 207,208,210, 211. Часть из них принимала участие в проходивших в 1900, 1901 и 1902 гг. маневрах флота под Порт-Артуром. N 207 погиб 19 сентяб­ря 1900 г. от таранного удара миноносца N 204.

В январе 1902 г. приказом командующего морскими силами в Тихом океане Е. И. Алексеева миноносцы N 203, 204, 205, 206, 208, 210, 211, 212 и 213 были зачисле­ны в формировавшийся в Порт-Артуре Квантунский флотский экипаж. В разряде аварий того года оказалась потеря винта миноносцем N 206, повлекшая для каз­ны убыток в размере 935 руб. В июле 1903 г. мино­носцы N 203, 204, 210, 211 под конвоем крейсе­ра "Рюрик" перешли во Владивосток. В августе того же года плавание с крейсером "Боярин" со­вершили миноносцы N 205, 206, 208. Все они пе­реводились в Сибирский флотский экипаж.

Зачисленные в кампанию на время пе­рехода, они получили и новых временно коман­довавших ими офице­ров: лейтенантов Ф. А. Винтера, А. В. Бахтина, И. И. Подъяпольского. Вахтенными начальни­ками были мичманы Н. А. Пини, А. А. Колчак и В. В. Гладкий. Вре­менно заведующими механизмами кораблей назначили инженер-ме­хаников Иванова (N 205,206)и Беренса(N 208). Постоянных ко­мандиров на минонос­цах из-за некомплекта офицеров даже накану­не войны не было. Война заставила вспомнить о почти забытых номерных миноносцах и сделала их более известными, чем некоторые их новейшие собратья в Порт-Артуре.