22. "Сестрорецк" — эталон, оставшийся без воспроизведения.
В "Отчете по Морскому Ведомству за 1890-1893 годы" (СПб, 1895,с.52) объяснялось, что миноносец заказывали (одновременно с истребителем "Сокол", минными крейсерами "Воевода" и "Посадник", а также миноносцем "Пернов") "как образцы последнеусовершенствованных судов этого рода, по которым признается необходимым и нам строить такие суда на казенных и частных русских заводах".
Действительно, во Франции, наряду с построенными в 1893-1895 гг. 120-тонными (25 уз.) миноносцами типа "Флибустьер" (и появившимся в 1898г. типом "Циклон", водоизмещением в 152 т и скоростью 30 уз.), продолжали строить и корабли вдвое меньшего водоизмещения. В 1891 г. появились 25 номерных (NN 145-179 миноносцев водоизмещением по 78,5 т (скорость 21 уз.), а в 1892г.— десять водоизмещением по 79,5 т (скорость 23 уз.) Тип этих кораблей продолжал последовательно развивать проект "Поти" и был весьма показательным свидетельством неуклонно совершавшегося технического прогресса.
28 апреля 1892г. адмирал Н.М.Чихачев принял правильное решение и, как значилось в резолюции приказал для опыта приобрести у Нормана новый тип, во всех отношениях лучший Анакрии. Обстоятельства этого заказа, как и последующие действия министерства оказались полны неясностей и противоречий. Опыт действительно был приобретен, но все его плоды и результаты достались только Норману.
За счет русского заказа он сумел отработать тип нового водотрубного котла и высокой (хотя и условной) скоростью упрочил свои позиции, сумел уйти от ответственности за опоздание готовности корабля, снял с заказчика изрядное количество сверхконтрактных платежей и надежно застраховал себя от попыток заказчика построить копию своего корабля у себя дома. В России же, наоборот, не сумели воспользоваться преподанным Норманом уроком и не предприняли никаких попыток отработать у себя образцовый тип корабля. Более того, признавая устами управляющего Морским министерством превосходство "Сестрорецка" над типом "Анакрии", продолжали новые корабли строить именно по этому, ими же признанному устарелым проекту.
Из всех балтийских современников "Сестрорецк", по отзыву С. О. Макарова, постоянно оставался единственным миноносцем, машина у которого (как и у "Сокола") всегда была в полной исправности. У миноносцев других типов, писал С. О. Макаров уже в 1904 г., плавание даже из Кронштадта в Ревель не обходилось без поломок в машине.
В своей обстоятельной — на уровне тех работ, которые должен был бы разрабатывать по-прежнему отсутствующий в структуре министерства Морской Генеральный штаб — записке о программе судостроения на 1903-1923 гг. тип "Сестрорецка" адмирал продолжал считать образцом для воспроизведения в классе средиетоннажных миноносцев. Надо было только иметь два поворотных аппарата, а артиллерийское вооружение усилить до 4 47-мм пушек. Добавим к этому, что тип "Сестрорецка" совершенно совпадает с тем типом, который лейтенант Э.Н. Шенснович в своей записке в 1888 г. выбрал, как будет сказано ниже, в качестве основного для Балтийского моря.
По примеру этого же типа С. О. Макаров в секретном письме управляющему Морским министерством от 6 февраля 1904 г. предлагал дать Норману экстренный заказ на постройку неотложно необходимых для действий под Порт-Артуром 40 надежных миноносок водоизмещением около 20 т. Их размеры для доставки в неразобранном виде следовало ограничить габаритами железной дороги. Вооружение должно было состоять из одного двойного поворотного аппарата, артиллерия — из 2 47-мм пушек. Ради экстренности постройки и доставки адмирал был готов примириться со скоростью 16-17 уз.
Такие миноноски, выходя в море на ночь, могли бы контролировать пространство в радиусе 100 миль. Нельзя не добавить, что, будь перед войной в Порт-Артуре миноносцы типа "Сестрорецк" или миноноски, предлагаемые С. О. Макаровым, японцы не смогли бы столь беззастенчиво хозяйничать по ночам на рейде, как они это делали из-за слабости его охраны.
И тогда иным был бы и ход всех событий войны. Не могло бы появиться и японской минной банки, на которой погиб "Петропавловск" с адмиралом С. О. Макаровым на борту. Иными, конечно, останься адмирал жив, были бы и результаты морских сражений. Иной, позволим себе такую смелость, была бы, может быть, и судьба России.
Но образцом для воспроизведения "Сестрорецк" не стал. Выдающийся ученый и конструктор Огюстен (он же Августин) Норман был столь же хватким предпринимателем. Ни нарождавшиеся уже тогда союзнические узы России и Франции, ни продление срока сдачи "Сестрорецка" не подвигли главу фирмы к уступчивости.
За машины по чертежам "Пернова" он желал получить 110 000 франков, за чертежи усовершенствованных котлов Дю-Тампля (по образцу изготовленных для "Сестрорецка") он требовал 12000 франков. Прижимистость французского предпринимателя и неуместная щедрость русской бюрократии общими усилиями лишили флот самых, может быть, насущно необходимых для предстоящей войны миноносцев.
Последующая судьба корабля была также достаточно символичной. В 1910г. он прошел капитальный ремонт, в 1912 г., как и большинство малых эсминцев, переклассифицирован в посыльное судно. Участвовал в мировой войне. В 1918 г. в Або корабль захватили немецкие оккупационные власти и передали Финляндии.
В 1922 г. по так же, как и Брестский мир, не украсившему историю нашего отечества Юрьевскому мирному договору (правительство В. Ульянова-Ленина в числе других благодеяний дарило Финляндии северные земли с Печенгским монастырем) корабль подлежал возврату, но как уже устарелый был продан Финляндии на металл.