27. Начало катерной отрасли.

 

В годы после войны с Турцией катера также претерпели большие изменения. Одни, относивши­еся собственно к разъемным, имели, подобно "Чесме", достаточно скромные, хотя также увеличиваю­щиеся от типа к типу размеры. Их со временем ста­рались приспособить для установки 37-мм пушки и аппарата для метательных мин. Другие уподобля­лись миноноскам, поднимаемым на борт броненос­цев и крейсеров. Ставилась задача сделать эти ми­ноноски штатным предметом вооружения корабля.

На них взгромождали и скорострельные пуш­ки, и все возможные виды минного оружия — шесто­вые метательные (род продолговатой обтекаемой мины, выстреливаемой в воду для поражения под­водной части корабля противника) и самодвижущи­еся Уайтхеда. Царившие в то время на флоте (и не только в России) невнимание и небрежение к пробле­мам стандартизации кораблей и предметов их снаб­жения и вооружения (только к 1885 г. были сведены в официальный альбом чертежи типовых шлюпок), а также постоянное заимствование западных образ­цов вызвало большое многообразие типов паровых катеров. Это удорожало их заказы, обучение экипа­жей, обслуживание и ремонт.

Нов министерстве, с легкостью распоряжаясь казенными деньгами (хотя разговоры об "эконо­мии" велись непрестанно), проблему видеть не хо­тели, и катера, как и миноносцы, заказывали беспланово и хаотично. И как с миноносцами, всю эту элементарную бесхозяйственность оправдывали, видимо, тем же безостановочным поиском "образ­цов". И они поступали едва ли не с каждым новым построенным кораблем.

К одному из их ранних представителей отно­сился деревянный катер длиной 26'6" или 8 м. (по­зволим себе здесь для зрительного удобства приме­нить общепринятые в то время обозначения футов и дюймов в виде одного и двух штриховых индек­сов). Построенный в 1872 г. Кронштадтским пор­том и принадлежащий корвету "Гиляк", он и в 1904 г. продолжал числиться в составе плавучих средств Кронштадтского порта.

Распространен был и тип катера длиной 27' 10". Один из них был построен в 1879 г. для учеб­ного корабля (клипера) "Стрелок", другие в 1884 г. для броненосца "Адмирал Спиридов", и в 1893 г. для броненосца "Адмирал Чичагов". В Кронштад­те в 1877 г. построили катер (все они были пока еще из дерева) длиной 28' и мощностью машины 5 номи­нальных л. с. Этот архаичный измеритель, утративший смысл уже спустя 10-летие после появления первой машины Д. Уайта, использовался в отчет­ных и справочных документах и изданиях вплоть до конца XIX в. Строгой формулы перевода нарица­тельной мощности не существует.

Условно, судя по известным примерам ма­шин, на которых индикаторная мощность была вычислена по индикаторам, можно считать, что в описываемое время и в названном диапазоне мощ­ностей она для машины катера составляла около 20 и. л. с. В 1904 г. катер числился на крейсере ''Князь Пожарский". В том же году продолжал служить в Кронштадтском порту катер длиной 28'3". постро­енный в 1875 г. фирмой Крейтона.

Императорские яхты снабжались более комфортабельными катерами увеличенных раз­меров. Некоторые из них на борт не поднима­лись. Так яхте "Марево" водоизмещением 50,8 т (постройки 1878 г.) принадлежал деревянный ка­тер "Тамара", построенный еще в 1870 г. извест­ной английской фирмой Д. Уайта. Быстроходнее своего корабля, той же яхты "Царевна", был стальной катер "Шутка", построенный заводом Торникрофта в 1874 г. Принадлежавший яхте "Александрия" деревянный катер "Петергоф" был построен в Кронштадте в 1881 г. А английс­кий катер "Бунчук" в 1882 г.Он имел длину 56' и долгое время был самым крупным из корабель­ных катеров русского флота.

Относительно стабильным был лишь катер типа "Птичка". Он имел привычно (по аналогии с корабельными шлюпками) деревянный корпус длиной 32' и вес 5,5 т. Катер этого типа устанавли­вали на корабли крейсерского назначения, из ко­торых в 1880 г. состоял почти весь русский море­ходный флот. С появлением мореходных броне­носцев и канонерских лодок начали создавать и соответственно увеличенные и уменьшенные мо­дификации катеров.

В 1881 г. состоялось сравнительное испыта­ние катера типа "Птичка" с его увеличенным вари­антом, разработанным корабельным отделением МТК. При отсутствии собственного опыта прихо­дилось обращаться к иностранным фирмам, уже успевшим наладить выпуск серий катеров. Нача­тое с фрегата "Светлана" французское влияние проявлялось до середины 80 гг. Еще в 1886г. завод Крейтона строил по французскому образцу 15 де­ревянных катеров. Но, как это было и с большими кораблями, все более преобладающей становилась английская ориентация. Эталонами становились катера английской фирмы Д. Уайта.

Первый большой катер длиной 48', заказан­ный в 1882 г., достиг лишь 8,48 уз. скорости, тогда как такой же катер для броненосца "Ифигения" развивал скорость до 12,35 уз. А Уайт уже предла­гал новый быстроходный катер такого класса, ко­торый, как считали в МТК, мог за счет увеличения длины достичь и 14 уз. скорости. Эти перспективы заставили И. А. Шестакова отказаться от уже ут­вержденного для крейсеров "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской" проекта катера длиной 35', заменив проектом катеров длиной 48'.

Их построили в 1884г. При длине 14,63 м ка­тер имел ширину 0,91 м и осадку 1,34 м. Мощность паровой машины составляла 60 л. с. Катер воору­жали аппаратом для укороченных (до длины 4,57 м) мин Уайтхеда образца 1880г. Авторитет английского опыта был столь велик, что даже при заказе кораблей во Фран­ции (броненосец "Цесаревич" и крейсер "Баян") паровые катера для них строили на заводе Уайта. Имея огромный колониальный флот, постоянно плававший в даль­них морях, и при­держиваясь опыта ранних паровых баркасов, англи­чане не стесняли себя в сооружении больших катеров. Уже в 1883 г. через адмирала И. Ф. Лихачева были получены сведения о перс­пективных без-дейдвудных кате­рах Д. С. Уайта, длину которых неутомимый фаб­рикант довел до 16,76м (55'). Не отставала и Ита­лия, которая сооружением на броненосце "Дуилио" обширного ангара для 18-метровой мино­носки положила начало практике оснащения та­кими миноносками всех больших кораблей. Они снабжались легкими бугельными аппаратами для выпуска торпеды из-под борта (как на катерах С. О. Макарова).

Затем появились надводные трубы, как на русских миноносках 1878г. Минные аппараты для укороченных до 3 м мин Уайтхеда старались ста­вить даже на 32' катерах типа "Птичка" и на новых катерах специализировавшейся на мелком судо­строении отечественной фирмы В. Крейтона. Все привычнее становился облик корабля, увешанного множеством громоздких паровых катеров и греб­ных шлюпок. Но флоты, давно не имевшие боевого опыта, это не смущало.