29. Катера крейсерской доктрины

 

Преимущественно крейсерский состав рус­ского флота в 80-е годы прошлого века заставлял снабжать крейсера особенно крупными и море­ходными катерами. Они должны были воспол­нить недостаток боевой мощи крейсера, помогать ему в крейсерстве и охранять на стоянках в отда­ленных бухтах.

В декабре 1885г. через канцелярию Морского министерства (не напрямую и даже не через ГМШ) от командира фрегата "Дмитрий Донской" посту­пили в МТК эскизный проект и спецификация кате­ров принятых французским флотом "для стороже­вой службы". Из канцелярии же сообщали, что уп­равляющий приказал один такой катер заказать для испытаний на крейсер "Дмитрий Донской".

По рассмотрению проекта в МТК выясни­лось, что при водоизмещении 6,9 т и мощности 80 и. л. с. французский катер развивает скорость 12 уз. У 42' катера Крейтона эти характеристики составляли соответственно 7,5 т, 83 и. л. с. и 10,5 уз., у 48' катера Уайта, построенного в Англии для крейсера "Влади­мир Мономах" —9,7 т, 59 и. л. с. и 10,5 уз. По мне­нию МТК, более высокая квалификация кочегаров могла бы позволить довести мощность до 80 и. л. с.

Здесь сказывалось английское обыкновение (оно дало себя знать промахом Балтийского завода при поставке машин и котлов для броненосца "Две­надцать Апостолов" и крейсера "Рюрик" —см. кни­гу Р. М. Мельникова "Рюрик был первым") доби­ваться высоких скоростей за счет особо форсиро­ванных режимов работы котлов. Повышенный из­нос и необходимость быстрой замены котлов или их трубок богатую Англию не смущал. Последним в таблице сравнений МТК был 48' катер по образцу Уайта, но построенный заводом В. Крейтона. Его характеристики составляли соответственно 11,5 т: 80 и. л. с.; 10,75 уз.

Изучив таблицу, управляющий Морским ми­нистерством приказал один французский катер за­казать для испытаний на крейсер "Дмитрий Донс­кой". Следом, в феврале 1886г., было приказано 15 деревянных французских катеров (с мощностью машины 6 нарицательных л. с.) заказать фирме Крейтона по усовершенствованным чертежам. Тог­да же был сделан первый опыт обращения к боль­шим стальным катерам. И. А. Шестаков приказал дать заказ на 42' минный катер, который из лучшей шведской стали предложил построить представи­тель фирмы "Русский Мотала" Гартман. При водо­измещении 5,8 т фирма обещала скорость 11-12 уз.

Как и в заказах миноносцев, число катеров, приобретавшихся "для пробы", множилось из года в год, но систематизацией опыта их проектирова­ния, всесторонним сопоставлением достоинств и выяснением перспективных типов заниматься по-прежнему было некому. Их номенклатура и состав вооружения складывались стихийно.

Минные катера обычно вооружались трубча­тым аппаратом для укороченных мин Уайтхеда: самые большие — длиной 15', меньшие — длиной 10'. Иногда пробовали (как однажды подглядели в Гонконге) применять решетки или бортовые бугельные подвески, от которых мину освобождали (чтобы она упала в воду) с помощью устройства, подобного традиционной якорной машинке. Кате­ра длиной меньше 35' вооружали двумя шестовыми минами (на двух шестах) и аппаратом для метатель­ных мин. Эта мина двигателя не имела и шла к цели в воде за счет инерции выстрела (от порохового за­ряда). От шестовых мин отказались только в 1900г.

О проблемах катеростроения вспоминали лишь при постройке очередного большого кораб­ля. Тип катера определялся обычно на завершаю­щей стадии работ, когда в итоге многократных пе­рестановок и переделок на палубе выяснялось, ка­кого размера катера можно на ней поместить.

Так получилось и на крейсере "Адмирал На­химов", командир которого капитан 1 ранга К. К. Де-Ливрон докладывал, что катера длиной 56' и 48' на корабле не размещаются. Он предлагал остано­виться на новых катерах по проекту Крейтона. 45' бездейдвудный (по типу Уайта) имел увеличенную до 80 и. л. с. мощность машины и огнетрубный ко­тел вместо ранее применявшихся локомотивных. Предусматривались полубак, бортовое укрытие, свободный проход по длине катера. 34' катер был удлиненной модификацией прежней 32' "Птички", с увеличенной до 30 и. л. с. (вместо прежних 18 и. л. с.) мощностью машины.

Согласившись с доводами командира и на­значив для крейсера два 48' минных катера и два 34' паровых, МТК предлагал сопоставить с ними и ка­тер мощностью 100 и. л. с.. Замещавший управляю­щего Морским министерством начальник ГМШ вице-адмирал Н. М. Чихачев на это заметил, что МТК следовало бы, не доверяя слепо командиру, са­мому убедиться, действительно ли 56' и 48' катера на крейсере не размещаются.

Эти катерные излишества, совершавшиеся од­новременно с некомплектом на кораблях офицеров и механиков, лишний раз подчеркивали сугубо крей­серскую направленность в создании флота. Н. М. Чихачев настаивал на применении катеров прове­ренных типов, а потому новый 34' катер следовало бы сравнить с подобными французской фирмы Форж и Шантье, которые, по ее сведениям, развива­ют скорость до 12 уз. В конечном счете "Адмирал Нахимов" все же получил катера, одобренные МТК: два минных 45' и два паровых 34'.

О нерешен­ности проблемы катеров напоми­нала необходи­мость их заказа для готовившихся вступить в строй первых черномор­ских броненосцев. По установивше­муся обычаю сам МТК в те годы ни­какой инициативы не выдвигал и в перспективы не углублялся. Запрос ГУКиС о том, какие же катера следует заказывать на броненосцы, заставил по давней традиции созвать 1 ноября 1885г. "собрание флагманов и капитанов".

Заседание было весьма представительным: одни лишь подписи участвовавших заняли 2 листа текста. А вывод был тот, что при неполноте сведе­ний и разноречивости мнений окончательное реше­ние может быть принято лишь после сравнитель­ных испытаний минных 42' и 48' и паровых 32' (типа "Птичка") и 37' катеров. На очереди были и 56' ка­тера, которые предлагала фирма Ярроу.

Но фирма В. Крейтона все более овладевала отечественным рынком и для крейсера "Память Азова" предложила усовершенствованный проект 50' стального минного катера, в котором, кроме минной трубы, предусматривались и тумбы для пу­шек Готчкисса. Приняв этот проект для крейсера, МТК со своей стороны потребовал, чтобы ско­рость заказанных двух катеров была не ниже той (12,4 уз.), которую развивали 50'катера, построен­ные для черноморских броненосцев. Катера полу­чились длиной 50'6", подъемный вес каждого соста­вил уже 11,2 т.

Сменивший в 1888г. И. А. Шестакова новый управляющий Морским министерством вице-ад­мирал Н. М. Чихачев, и ранее обращавший внима­ние на бессистемность в заказах катеров, в 1891 г. сделал первую попытку ввести их типы в норма­тивное русло. Поводом стало ходатайство коман­дира броненосца "Гангут" о замене одного греб­ного рабочего катера паровым длиной 34'.

Мотивами были чрезмерно большая осадка броненосца (от редкостно скандальной перегрузки она превзошла проектную ровно на 1 м), застав­лявшая корабль становиться на якорь в значитель­ном удалении от берега. Это осложняло сообще­ние на гребных шлюпках с берегом, а в свежую погоду заставляло и вовсе от него от­казываться.

Паровой катер, кроме неза­висимости от погоды, позволял вместо 19 гребцов обойтись лишь 5 человеками его экипажа. К это­му времени броненосец имел три паровых 34' катера и гребные суда: два баркаса, один 16-весельный рабочий катер, два 14-весельных рабочих катера, два 6-весельных вельбота, два 6-весельных яла.

На эту инициативу Н. М. Чихачев ответил резолюцией: "Невозможно, чтобы снабжение шлюпками делалось по едино­личному взгляду командира. Положение о числе шлюпок и какие они должны быть следует иметь для всего флота". Действительно, утвержденное приказом управляющего Морским министерством положение о снабжении шлюпками существовало с 1885 г., но паровые катера регламенту не подле­жали. И тот же Н. М. Чихачев в августе 1892 г. был готов отказаться от признанных им слишком тя­желыми 50' катеров, предназначавшихся для бро­неносцев "Император Николай I", "Император Александр П" и "Наварин".

Он предлагал МТК подготовить обоснова­ние для испрошения согласия на это в докладе ге­нерал-адмиралу. Но МТК доложил, что 50' мин­ные катера считаются необходимыми лишь для крейсеров 1-го ранга. Новые же броненосцы по своим запасам угля "могут быть при особых требованиях употреблены как крейсера". Поэтому и 50' катера на них должны быть сохранены. На бро­неносцах же внутреннего плавания эти катера не предусматривались.

К посвященному этому вопросу журналу МТК N 114 от 21 августа 1892 г. была приложена "сравнительная таблица элементов существующих в нашем флоте минных и судовых катеров". Этот первый опыт катерной нормализации включал 5 типов минных (длиной 51, 50, 48, 47 и 45 футов) и два типа паровых (37' и 34') катеров, каждый из ко­торых заказывался для одиночных кораблей. Воо­ружение варьировалось от укороченных 15' мин Уайтхеда и прожекторов диаметром 30- 40 см до 10' мин. 34' катера черноморских кораблей и других су­дов имели аппараты для метательных мин и про­жекторами не снабжались.