32. Миноносцы Владивостока в войне 1904-1905 гг.

 

Из кораблей, которые во время войны с Япо­нией базировались на Владивосток, деятельность миноносцев практически в литературе не освещена. Единственной книгой, где представлены, хотя и не все, эпизоды деятельности миноносцев, остается труд В. Е. Егорьева "Операции владивостокских крейсеров в русско- японскую войну 1904-1905 гг.", вышедший в 1939г.

Между тем, составлявшие большое соедине­ние из кораблей далеко не первой молодости мино­носцы всю войну действовали с полным напряжени­ем сил и ничем не запятнали чести Андреевского флага. По правильности понимания своего воинско­го долга, по настойчивости в его осуществлении, по смелости и самоотверженности экипажи этих кораб­лей могли бы быть причислены к гвардии флота. К счастью, сохранились архивные материалы, кото­рые хотя бы частично позволяют устранить сложив­шуюся историческую несправедливость в освещении действий миноносцев Владивостока.

Первый боевой поход миноносцы Владивос­токского порта совершили по инициативе команду­ющего Владивостокским отрядом крейсеров контр­адмирала К. П. Иессена. Назначенный вместо капи­тана 1 ранга Н. К. Рейценштейна, адмирал по указа­нию командующего флотом в Тихом океане С. О. Макарова должен был усилить активность крейсе­ров на путях сообщения Японии. С этой целью он, исправляя ошибку Н. К. Рейценштейна, для развед­ки у портов по пути крейсерства, решил взять в по­ход миноносцы. Они должны были атаковать или вызвать в погоню за собой и навести на крейсера японские корабли, оказавшиеся в порту.

Поход, как показал ход событий, едва не стал самым, может быть, драматическим эпизодом в той войне. Судьба лишь двумя днями развела отправ­лявшиеся в Гензан оба главных соединения против­ников в Японском море. 10 апреля 1904 г. после двухдневной стоянки в Гензане командующий японской эскадрой Камимура вышел из порта, на­правляясь к Владивостоку для второй его бомбар­дировки или атаки русских кораблей.

В этот же день крейсера "Россия", "Громобой", "Богатырь" ("Рюрик" был оставлен для прикрытия) вышли из Владивостока. Выйди они двумя днями раньше, и подошедшие под при­крытием крейсеров к Гензану миноносцы N 205 (б. "Свеаборг") и 206 (б. "Ревель") получали воз­можность атаковать в порту едва ли ожидавшую нападения (как это подтвердил ход событий) японскую эскадру.

Но обе эскадры (правда, японцы выдали себя радиопереговорами) разошлись в державшемся в те дни сильном тумане. Этот туман даже заставил Камимуру отказаться от дальнейшего движения к Владивостоку и повернуть обратно в Гензан. Во­шедшие в этот момент в порт русские миноносцы успели атаковать стоявшие там суда и потопили оказавшийся в порту каботажный пароход "Гойя-Мару". Но туман опять разводит пути двух эскадр противников, и миноносцы присоединяются к ожи­давшим их в море крейсерам.

Более того, под носом Камимуры русские пе­рехватывают шедший без охранения японский войсковой транспорт "Кинсю- Мару". Он возвращался после демонстрационной высадки десанта в Ригене. Сопровождавшие его японские миноносцы с непо­нятной для японцев опрометчивостью ожидали под­хода транспорта в ближайшем порту. Транспорт был потоплен, а пришедший 13 апреля в Гензан Ка-мимура отправляет пришедшие миноносцы на поис­ки непонятно как пропавшего в тумане транспорта. На следующий день сам выходит на поиски с эскад­рой. Русский отряд в это время, пополнив запасы топлива и воды на подошедших миноносцах, отпус­кает их в самостоятельное плавание до Владивосто­ка. Крейсера, отойдя на его меридиан и не встретив противника, также возвращаются в базу.

Этот первый, сопряженный с фантастически­ми случайностями боевой поход миноносцев пока­зал, что даже такие малые корабли располагают большими возможностями и могут сыграть роль, не меньшую, чем большие крейсера. Подтвердилась правота С. О. Макарова, который с первых дней назначения командующим флотом настаивал на присылке в Порт-Артур 10 миноносцев типа "Цик­лон" и немедленном заказе фирме Нормана 40 ма­лых миноносок, которые можно было бы доставить по железной дороге без разборки.

Но МТК в безмятежной чиновной мудрости был озабочен не успехом в войне, а сбережением впрок казенного имущества. В отправке "цикло­нов" отказали под предлогом, что разборка ми­ноносцев для транспортировки будет равносиль­на их разломке. Предложенный инженерами спо­соб расположения миноносцев на платформе в положении "на боку" МТК также не удовлетво­рил. Малые миноносцы были лишены возможно­сти проявить себя по своему прямому назначе­нию, и только владивостокские ветераны смогли принять участие в войне. Режим не переставал рас­писываться в своей военной несостоятельности.

В операции, начатой 31 мая 1904 г., мино­носцы и крейсера действовали самостоятельно. Первыми вышли "Россия", "Громобой" и "Рю­рик". Спустившись к Корейскому проливу, они нанесли самый, пожалуй, за время войны ощути­мый удар по главному узлу японских военных пе­ревозок у Симоносекского пролива. Главной до­бычей крейсеров стал большой войсковой транс­порт "Хитачи-Мару", потопленный с 18 280-мм гаубицами, предназначавшимися для осады Порт-Артура, и с более чем 1000 солдата и офице­ров Гвардейского резервного корпуса.

На предложение сдаться они ответили агрес­сивным отказом и с борта тонувшего транспорта яростно обстреливали русские крейсера из винто­вок. Массированное милитаристское промывание мозгов давало свои результаты. Сдаваться японс­кие солдаты научились только к концу войны. За тем во Владивосток отправили с призовой коман­дой английский пароход "Аллантон", шедший в Японию с грузом угля.

2 июня в крейсерство к берегам Хоккайдо вышли и миноносцы 1-го отряда. Его возглавлял капитан 2 ранга гвардейского экипажа И.А. Виноградский. Вахтенными начальниками на корабле были мичман Э. А. Домбровский (в июле 1905 г., уже в чине лейтенанта, он командовал №209) и мич­ман Сибирского экипажа Л. П. Муравьев. Механи­ком был младший инженер-механик И. И. Крути­ков. Команду составляли 27 нижних чинов и три стрелка Владивостокского гарнизона при установ­ленных на поход двух пулеметах. Из крепостной ар­тиллерии охотником (то есть добровольцем) в по­ходе участвовал подпоручик Ешков.

Так же были вооружены и миноносцы N 205 (командир лейтенант А.Н.Пелль, вахтенный началь­ник мичман Пышнов, младший инженер-механик С. Ф. Тюлев) и N 206 (лейтенант Д.Л.Максимов, вахтенные начальники мичман A.M.Толстопятов и младший инженер-механик С. Д. Величковский). Несмотря на изнуряющую людей и корабли зыбь (она сопровождала практически все походы мино­носцев), было потоплено несколько шхун. Людей пересадили на одно из захваченных мелких судов.

Одну из шхун вызвался довести с призовой командой мичман Толстопятов. Наука Морского корпуса не пропала — в этом и последующих похо­дах мичман обнаружил способности завзятого па­русного командира. Шхуна, будучи в отдельном плавании, пришла в бухту св. Ольги через несколь­ко дней после прихода сюда миноносцев. Здесь из ранее подготовленного хранилища они пополнили запасы топлива и приняли участие в охране подхо­дов к бухте от нападения хунхузов.

Для прикрытия отряда и снабжения дополни­тельными запасами топлива и воды в бухту из Вла­дивостока пришли состоявший при отряде крейсе­ров вспомогательный крейсер "Лена" (бывший па­роход Добровольного флота "Херсон"), транспорт Владивостокского порта "Тунгуз" и миноносцы NN 201 (б. "Янчихе"), 202(6. "Сучена"), 204(6. 'Тог-ланд", б. "Сунгари"), 210, 211.

На подходе к бухте миноносцы, поджидавшие появление шхуны мичмана Толстопятова, встретили германский пароход "Гландиус", завершивший свой отчаянный рейс из Кардифа с грузом 5724 т заказан­ного для Владивостокского порта угля. О рискован­ности экспедиции старых кораблей напомнила поте­ря винта на миноносце N 202 (механик среагировал мгновенно, успел стравить пар в котле и предотвра­тить опасность взрыва). Миноносец N 210 на букси­ре отвел его в бухту Америка

Умело за полчаса работы исправили и "скис­шую" было вентиляторную машинку на N 211. С капитаном английского парохода договорились (за вознаграждение) о буксировке пришедшей под парусами шхуны мичмана Толстопятова, и в 5 час. утра 7 июня вся экспедиция вышла в море. За по­ход прошли 1160 миль — больше, чем в пору их молодости удавалось наплавать на Балтике в тече­ние целой кампании.

Героизм повседневного выполнения долга экипажами этих крошечных кораблей с их изно­шенными механизмами и хрупкими корпусами су­мели оценить лишь офицеры-подводники появив­шихся к лету во Владивостоке первых подводных лодок. У них тоже были свои трудности. Так , тор­педы для одной лодки — единственной, которая была готова к выходу в море раньше других -умудрились доставить с двухмесячным опозданием.

Угнетала и невежественность владивостокс­кого начальства, даже не пытавшегося понять спе­цифику службы на подводных лодках. Но их герои­ческие экипажи, осваивая свои наспех построенные и второпях отправленные лодки, умели видеть и подвиг миноносных команд, которые, в отличие от подводников, не могли дать себе в море отдых от изнуряющего шторма и отлежаться на грунте.

С откровенно горьким чувством лейтенант Михаил Тьедер, автор вышедшей в Москве в 1909г. под псевдонимом Эмте книги "На подводной лод­ке", писал об этом непроходимо косном портовом начальстве. Один из таких адмиралов, явившись на миноносцы, только что завершившие тяжелый штормовой поход, по старой адмиральской при­вычке начал чистотой своих перчаток проверять ухоженность машинного отделения.

Результатом визита вместо благодарности за подвиг похода явился погромный приказ с объявле­нием сурового порицания механику миноносца за следы масла, обнару­женные адмиралом на деталях машин. К счас­тью, командиры мино­носцев умели не давать в обиду своих людей.

Капитан 2 ранга барон Ф. В. Раден в од­ном из своих донесений -писал, что очередной поход был "крайне тя­желым для миноносцев, и если они пришли во Владивосток с незначи­тельными дефектами, то вновь отношу это к прекрасному составу механиков и машинных команд во главе с механиком С.М.Петровым (в 1900-1902 гг. плавал на крейсере "Забияка", с 1903г. заведовал механизмами мин и миноносок Сибирс­кого флотского экипажа — Р. М.), а также и забот­ливости командиров и офицеров".

Удачным оказался и подбор команды. В июле 1905г. командир миноносца N206 лейтенант Д. Л. Максимов 5-й докладывал заведующему минонос­цами и их командами о том, что рулевой его кораб­ля Дмитрий Веретенников уже год как исполняет обязанности боцмана и "все время отличается безу­коризненным поведением, отличным знанием дела, аккуратностью и старанием". Подчеркивалось, что боцман "на миноносце плавает с первого года при­зыва на службу, то есть более 7 лет, знает миноно­сец в совершенстве и сильно привязан к нему". Хо­датайство командира о производстве рулевого в виде поощрения за отличие в рулевые квартирмей­стеры с оставлением в должности боцмана поддер­жал перед командиром порта и заведующий мино­носцами и их командами Сибирского экипажа ка­питан 2 ранга барон Ф.В.Раден.

15 июня 1904 г. для набега на Гензан, сопро­вождаемые "Леной", вышли в море восемь мино­носцев 1- го (NN 203 (б. "Нарген"), 205, 206), 2-го (NN 201, 202, 204) и 3-го (NN 210, 211) отрядов. Имевшие наименьшие запасы топлива миноносцы N 210 и 211 шли на буксире крейсеров "Рюрик" и "Громобой". Командующий миноносцами барон Раден находился на миноносце N 203.

Всю операцию возглавлял командующий 1-й эскадрой флота Тихого океана вице-адмирал П. А. Безобразов. Во главе отряда крейсеров он должен был нанести новый удар по путям сооб­щения японцев, а в случае встречи с Порт-Артурской эскадрой (она 10 июня собиралась выйти на прорыв) принять общее командование.

В 20 час. 30 мин. 16 июня "Рюрик" и "Громо­бой" отдали буксиры, и миноносцы пошли своим ходом. В 2 часа 15 мин. ночи 17 июня в 20 милях от Гензана миноносцы отделились от отряда и в 5 час. утра тремя группами по трем проходам одновре­менно ворвались в порт. Но японских кораблей там не оказалось. Пришлось ограничиться уничтоже­нием стоявшей у причала японской шхуны, складс­ких сооружений и казармы с японскими солдатами.

Маневрируя в бухте, миноносец N 204 наско­чил на камень и, хотя сумел сойти с него своими си­лами, из-за свернутой на сторону рулевой рамы с рулем потерял способность двигаться. С огромны­ми предосторожностями, рискуя опрокинуть бро­савшийся в сторону неуправляемый корабль, су­мели на буксире вывести его из порта. Почему крейсера не приняли участия в спасении миноносца — объяснений в истории не найдено.

Крейсера ушли, а "Лене" с миноносцами пред­писали возвращаться во Владивосток. Но повреж­денный миноносец идти с отрядом не мог. Не уда­лись и все попытки его буксировать. Взятый под борт "Лены", он с прибавлением скорости столь круто бросился в сторону, что едва не перевернулся. Свернутый на сторону руль создал такое сопротив­ление, что брагой, заведенной за командирскую руб­ку, начало отрывать окружающий ее настил палубы.

Со времени ухода крейсеров прошло уже 4 часа, а отряд сумел отойти от порта едва на 7-10 миль. И произошло труднообъяснимое. Не сумев за­веденным с "Лены" стропом с помощью ее крана об­ломить руль, решили, что все средства к спасению корабля исчерпаны, и он с общего согласия коман­дира и начальника отряда был потоплен подрывны­ми патронами. Попыток поднять корму миноносца краном и буксировать его в таком виде у борта или перебить заклиненную рулевую раму теми же под­рывными патронами предпринято не было.

В то же время с корабля перед потоплением успели снять почти все предметы снабжения, обору­дование и пушки. Остались, как по возвращении докладывал барон Раден, только машина и котел.

Пока "Лена" пыталась наладить буксировку, ми­ноносцы принимали с ее борта уголь и воду. Силь­нейшая зыбь, в которой начала зарываться даже "Лена", заставила всерьез опасаться за безопас­ность миноносцев. На №№ 203, 205, 206 в швах корпуса сдали многие заклепки, носовые отделе­ния оказались заполненными водой.