34. После Цусимы.

 

Утром 16 мая 1905г. у о. Аскольд миноносцы встречали первого вестника о состоявшемся 14 мая Цусимском бое. Это был миноносец "Грозный", ока­завшийся свидетелем позорной сдачи в плен мино­носца "Бедовый".

Бездарно погубив всю эскадру, штабные чины во главе с "флотоводцем" и "генерал- адъютантом" 3. П. Рожественским предпочли своей сдачей пода­рить японцам вполне исправный корабль, но не вступать с ними в бой. "Грозный" выдержал бой со вторым настигавшим его японским миноносцем и, как все были уверены, потопил его.

В полдень в бухте Стрелок появился прорвав­шийся под японским берегом крейсер-яхта "Алмаз". Утром 17-го к о. Аскольд подошел чудом добрав­шийся до своих берегов (вместо полностью сожжен­ного угля в топки уже бросали деревянные поделки) миноносец "Бравый". Больше никого не было.

Огромная эскадра из 48 судов, за 14000-мильным плаванием которой более 7 месяцев следил весь мир, 14 мая 1905 г. словно растворилась в океане. Не все сознавали причины произошедшей катастро­фы, но на подводных лодках и миноносцах, особен­но хорошо прочувствовавших меру начальственной мудрости и заботы, люди себя не обманывали. "Мо­лодые лучшие силы флота вели его к расцвету, но вся его организация в лице руководителей определенно, ни минуты не отступая и не сомневаясь в цели, при­вела к тому неизбежному концу, который стоил ты­сяч жизней и миллионов народных средств".Так, потрясенный произошедшим, спустя неделю после 14 мая записывал в дневнике командир подводной лод­ки "Скат" лейтенант Михаил Тьедер.

Свою предельную несостоятельность обна­ружили в те дни власти всех уровней — от сучанского пристава до командира порта, командующе­го отрядом, от генерал-адъютанта 3. П. Рожественского до снарядившего его на подвиг бесчес­тия императора Николая II.

Главные на театре военных действий адмира­лы I". П. Иессен и 3. П. Рожественский не приняли мер к сохранению до боя и взаимодействию владивостокских крейсеров с приближавшейся 2-й Тихооке­анской эскадрой, к организации встречи прорывав­шихся кораблей в море, у берега и на наблюдатель­ных постах. На их ответственности нелепые аварии "Богатыря" (из-за слабости портовых служб крейсер всю войну простоял в доке), "Громобоя" (он подо­рвался из за невнимания к тралению), гибель мино­носцев N 204 и 208 (они подорвались на японских ми­нах) и, наконец, взрыв в бух. св. Владимира прорвав­шегося после Цусимы крейсера "Изумруд".

Будь он встречен на подходах к району крепо­сти миноносцами и тральщиками, имей он сведения о минной обстановке у побережья, о наблюдатель­ных постах на берегу и об оборудованной в бухте св. Ольги миноносной стоянке — события могли бы повернуться иначе. И тогда не произошло бы по­крывшего позором командира барона Ферзена бес­смысленного уничтожения прекрасного корабля.

Такие командиры и такие "флотоводцы" куда еще могли привести флот, кроме как к позору Цу­симы, столь ярко описанному в романе участника боя А. С. Новикова. И только матросы, офицеры и немногие из командиров до конца исполняли свой долг. Оставшиеся на театре самым многочислен­ным (после подводных лодок) соединением, мино­носцы продолжали воевать и после Цусимы.

Вышедшие в море 19 июля 1905 г. NN 203, 205, 206, 211 и присоединившиеся к ним в пути NN 201 и 210 совершили новую рекогносцировку. От прибрежных китайских промысловиков узнали, что на западном рейде бухты Гашкевича стоят 6 или 7 японских миноносцев, а многие солдаты вы­сажены на берег. Но атаковать противника запре­щала инструкция. Миноносцы должны были при­крывать рейд к корейскому берегу эскадренных ми­ноносцев "Грозный" и "Бравый".

В бухте Св. Троицы организовали взаимо­действие с разъездами партизанского конного от­ряда поручика Данильчука. "Крайне изумлен,— докладывал по возвращении барон Раден,— сооб­щение поступает не к коменданту Владивостокс­кой крепости, а лишь в Хабаровск Командующему войсками, причем его шифр неизвестен крепости". Бравые приморские полководцы в головотяпстве, очевидно, не отставали от "товарищей по оружию" в Манчжурии, Порт- Артуре и Цусиме. Суда исто­рии они не боялись.

У бухты Гашкевича встретились с вернувши­мися из набега (потопив один пароход) миноносцами "Грозный" и "Бравый". "Бравым" теперь коман­довал недавний командир N 205 лейтенант А. Н. Пелль. Вместе они вернулись во Владивосток. 2 ав­густа весь отряд миноносцев с транспортом "Алеут" в качестве судна-базы перешли в бухту Св. Преоб­ражения. В горах развернули свои наблюдательные посты. Пришедшие следом "Грозный" и "Бравый" пополнили с транспорта запасы угля. После их ухо­да миноносцы продолжили приемки запасов.

Разойдясь по побережью, опросом местных жителей моряки установили, что во время войны японцы в бухту не заходили. Ночью сосредоточи­лись в бухте Америка. Затем, оставив у мыса Пово­ротный два миноносца, перешли на стоянку в бухту Козьмина. Здесь приготовились встретить погоню, которую в исходе набега на японское побережье мог­ли вызвать "Грозный" и "Бравый", но из-за огромно­го волнения, заставлявшего зарываться в валы, и участившего перебоя винтов, набег не состоялся.

Обнаруженную под берегом шхуну пришлось отпустить из-за невозможности снять людей. Продер­жавшись на пути японских пароходов, "Грозный" и "Бравый" повернули обратно. В бухте Козьмина при­шлось исправлять сильно перегревшиеся подшипни­ки. Миноносцы в море прикрывали стоянку "Грозно­го" и "Бравого". За время 5-дневного похода машины малых миноносцев действовали безотказно, корабли свободно развивали скорость до 14 уз.

Достойно завершив войну, миноносцы приняли участие в ликвидации минных заграждений и лишь с переходом к мирной обстановке начали вы­водиться из строя. Первым в 1907 г. исключили из списков N 203. За ним сообразно возрасту и техни­ческому состоянию начали исключать из списков остальные корабли. Переведенные в класс посыль­ных судов, в 1911 г. закончили службу N 201, 202, 209,210, в 1913г. —N205 и 206, в 1915г.—N211.