КАК БЫЛИ УСТРОЕНЫ БРОНЕНОСНЫЕ ФРЕГАТЫ "ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ" И "ВЛАДИМИР МОНОМАХ"
(Из книги Беляева "Очерки военного судостроения в России в период от 1863 года до фрегата-крейсера "Владимир Мономах", С-Пб. 1885.)

Когда сделалось известным, что у нас заложены фрегаты "Дмитрий Донской" и "Владимир Мономах", рассчитанные на скорость под парами не менее 15 узлов, при артиллерии, равной артиллерии фрегата "Минин", а броневой зашите, превосходящие фрегат "Минин", потому что на них ставилась броня стале-железная, в непробиваемости превосходящая от 25 до 35% железную броню, тогда в Англии тотчас же были заложены, т.е. также в 1881 году, фрегаты-крейсеры "Imperieuse" и "Warspite" с водоизмещением в 7320 тонн и машинами до 8000 инд. сил, рассчитанными на придание этим фрегатам скорости до 16 узлов. Эти два последние английские крейсера еще далеко не готовы; из них "Imperieuse" был спущен на воду в конце 1883 года, a "Warspite" в начале текущего 1884, поэтому нельзя еше ничего о них сказать, Между тем, мы имеем право с гордостью сказать, что мы достигли полного успеха во вновь созданном броненосном фрегате крейсере "Владимир Мономах", построенном на Балтийском заводе. Этот успех вдвойне отраден: наш флот приобрел выдающееся боевое судно, а Балтийский завод, созданный продолжительными и настоятельными усилиями Морского ведомства, доказал, что в России русскими техниками и русскими рабочими мы можем достигать самых высоких технических результатов, несмотря на сложность дела современного военного судостроения.

До сих пор ни одна держава не может похвалиться, чтобы она достигла такого блистательного результата относительно хода броненосного судна. "Владимир Мономах" был выработан из типа наших последних броненосных крейсеров, через ряд различных усовершенствований, как по корпусу, так и по механизму судна. Фрегат на пробе машин развивал свою скорость более 17 узлов и под половинным числом паровых колов до 14 узлов.

Улучшенные чертежи фрегата "Минин" служили основанием постройки "Владимира Мономаха" под наблюдением корабельного инженера подполковника Самойлова. Машина по чертежам машин яхты "Ливадия", выработанным заводом и одобренным Управлением главного инженер-механика флота, выполнена с такой тщательностью, что невольно заставляет говорить о себе. В особенности паровые котлы, новой системы, видимо, были в руках опытного и внимательного к своему делу мастера. Особенность паровых котлов заключалась в том, что каждый из них состоит из двух котлов с топками, расположенными по кониам и под одним общим корпусом. Котлы построены из стали и железа. Вообще интересная постройка этого замечательного судна заслуживает подробного описания. К постройке фрегата "Владимир Мономах" приступлено было 16 февраля 1881 года. Официальная закладка происходила 9 мая того же года, спущен он на воду 10 октября 1882 года; тогда же приступлено было к установке изготовленного на том же заводе и испробованного комиссией поворотом вручную, парового механизма и гидравлическим давлением паровых котлов. Первое испытание машины, по установке ее на судно и на якорных цепях, близ завода, производилось 30 июня 1883 года, а 18 сентября того же года, фрегат вполне вооруженный, вступил уже в дальнее плавание и совершил как пробный рейс, так и рейс за границу в Копенгаген, для конвоирования оттуда императорской яхты "Держава" с августейшей фамилией. При следовании фрегата в Копенгаген ему пришлось в море испытать довольно свежий ветер и значительное волнение. Машина при различных испытаниях под 3-мя и всеми 6-ю двойными котлами действовала отлично. За быстрое изготовление фрегата к плаванию в высочайшем приказе 1 января 1884 года командиру фрегата изъявлена высочайшая благодарность.

Работы по постройке фрегата под наблюдением корабельного инженера подполковника Самойлова были произведены обществом, которому принадлежит Балтийских завод, правильно, прочно и во всем согласно с утвержденными чертежами и спецификацией. Сталь и железо были употреблены в постройку самого лучшего качества, выдержавшие пробу, согласно правилам, утвержденным для приема этих материалов к железному судостроению.

Размерения фрегата утверждены следуюшие: длина по грузовой ватерлинии 295 фут., ширина с обшивкой 52 фут., углубление в полном грузу форштевнем 21 фут., углубление в полном грузу ахтерштевнем 25 фут.Водоизмешение 5754 тонны.

Система постройки: Вертикальный внутренний киль идет непрерывно во всю длину судна и состоит из ряда стальных листов шириной 45 дюйма и длиной до 21 фута при толшине 9/16 дм. Шпангоуты один от другого на расстоянии 3 фута, составлены из полос углового железа. Наружная обшивка состоит из листов стали длиной до 18 фут, у киля 9/16 дюйма толшиной в два рада, прочие поясья 9/16 толшиной в один ряд. Поперечные переборки состоят из листов стали толшиной 3/8 дюйма.

В носовой таранной части, кроме обыкновенного скрепления, для противодействия при ударе в неприятеля тараном, сделаны усиленные скрепления вертикальными и горизонтальными переборками с вырезами в них для уменьшения веса стали. Наружная обшивка в этом месте на расстоянии 30 фут от форштевня положена двойная. Палуба покрыта двумя рядами стальных листов 3 фута ширины и 18 фут длиной в перевязку стыков с тщательной чеканкой.

Форштевень и старнпост отлиты из бронзы каждый в одной штуке весом около 2000 пудов. Вообще все составные части корпуса судна и принадлежащие к оному дельные веши сделаны, согласно чертежам, из лучших материалов. Судно снабжено новейшими приспособлениями и электрическим освещением с приличным устройством адмиральских и офицерских кают. На судне имеются ванны для офицеров, гардемарин, машинной и судовой команды.

Для выкачивания воды из трюма с обеих сторон продольных переборок, для мытья палуб, тушения пожара и других назначений установлено пять помп системы Даутона 7 дм диаметром каждая. Помпы эти могут брать воду из трюма и от кингстоновых заборных кранов. Кроме сего, поставлены два больших пуль-зометра и особенная паровая пожарная помпа с паровым котлом системы Chand Masson's, а также эжекторы. Каюты адмирала и командира судна, как то: приемные, кабинеты, столовый зал, спальни, уборные и для хранения навигационных карт и инструментов, сделаны из дуба, белой березы под воск и белый лак. Железные переборки покрыты съемными щитами, равно также обшиты деревом подволоки и бимсы. В нижних филенках столярных шитов вставлены бронзовые решетки для вентиляции. Все каюты меблированы по утвержденным образцам. Мягкая мебель и матрасы с пружинами на чистом волосе обиты прочною красивой материей. Палубы в этих каютах обиты клеенкой, поверх которой положены ковры. Ковры положены также в кают-компании офицерской и гардемаринской и в каюте старшего офицера судна. Короче сказать, все убранство и посуда представляют собой необходимый комфорт, который один только может отчасти вознаградить те лишения, какие морякам приходится испытывать в дальних продолжительных плаваниях.

На фрегате "Владимир Мономах" установлены две отдельные трехцилиндровые машины, смешанной или совокупного действия системы с опрокинутыми вертикальными паровыми цилиндрами, каждая в 3500 индикаторных сил, приводящая в движение каждая свой гребной винт. Рабочее давление пара в котлах 70 фунтов на кв. дюйм. Паровые цилиндры у обоих концов снабжены предохранительными водовыпускными клапанами, продувальными кранами, лубрикаторами и кранами для установки индикаторов - инструментов, посредством которых снимаются диаграммы, по которым в данный момент определяется развивающая сила машины и указывается исправность ее действия. Каждая машина имеет по одному паровому цилиндру высокого давления в 60 дм диаметром и по два цилиндра низкого давления в 78 дм диаметром. Длина хода поршней цилиндров 3 ф 3 дм.

Парораспределительные золотники всех цилиндров поршневой системы с набивочными кольцами из марганцевой бронзы. Каждый золотник приводится в движение двумя эксцентриками и тягами с дугами. Дуги, бугеля эксцентриков и штоки золотников выкованы из стали. Машины имеют весьма практичное устройство, позволяющее скоро и легко управлять ими, т.е. пускать в ход и останавливать, что достигнуто установкой парового спускового прибора Брауна, который способствует быстрой перемене хода с переднего на задний и обратно.

Штоки поршней паровых цилиндров и поперечники откованы из лучшей мягкой стали. Ноги и скобы выкованы из железа, а подшипники их и обхватывающие мотылевые стержни коленчатых валов из бронзы, залиты белым металлом Бюньо. Стальные коленчатые валы состоят из трех отдельных частей и сделаны так, что могут заменять друг друга. Подшипники из пушечной бронзы залиты также белым металлом и могут быть вынимаемы без разборки коленчатых валов. Гребные валы выкованы из самой лучшей стали, изготовлены с отделкой до степени полировки на Обуховском сталелитейном заводе. Упорный вал имеет кольцеобразные утолщения, входяшие в промежутки подковообразных колеи, залитых белым металлом Бюньо. Дейдвудный вал, по всей длине дейдвудной трубы, облицован пушечным металлом. При каждой машине имеется отдельный привод, состоящий из зубчатого колеса и железного бесконечного винта для проворачивания машины вручную.

Двигателем своим фрегат имеет два неподъемных гребных винта из марганцовой бронзы, 4-х лопастных с переменным шагом. Кониы гребных валов, на которые надеты винты, проходят сквозь дно судна и поддерживаются медными массивными кронштейнами. Диаметр гребных винтов 1 7 ф 6 дм шаг переменный от 18 ф 6 дм до 21 -го ф 6 дм.

Холодильники поверхностные трубчатой системы, отлиты из мунц-металла и устроены так, что могут действовать как обыкновенные инжекционные, снабжены вакуумметрами, горловинами для осмотра внутри их и для очистки осадков, имеют краны с трубами для выпуска из них воды, кода машина не в действии. Холодильники могут брать для инжекции воду из трюма. Трубы холодильников латунные тянутые, снаружи и внутри вылужены оловом.

До установки на судно холодильники были испытаны гидравлическим прессом на 30 фунтов давления на кв. дм. Трубки укреплены в досках валыювальной меди, посредством тесемочной набивки с медными нажимными трубками на резьбе. Полная охлаждающая поверхность холодильников для каждой машины слишком 7000 кв. фут. Пар охлаждается на внешней поверхности трубок, а холодная вода от циркуляционной помпы проходит внутри их. Каждая машина имеет два воздушных насоса, корпус которых из чугуна, внутренняя оболочка, поршни, решетки клапанов и их задержники сделаны из пушечного металла, штоки поршней облицованы медью, клапаны из лучшей вулканизированной резины. 1_1иркуляиионные центробежные помпы приводятся в движение отдельными паровыми машинами. Колеса помп из пушечного металла. Трубы и краны циркуляционных помп устроены так, что могут доставлять холодную воду в холодильники из-за борта и трюма. К кингстоновым кранам циркуляционных помп проведены от паровых котлов трубы для продувания их паром в случае засорения.

При каждой машине имеются две питательные и две трюмные помпы. Приемные и отливные трубы питательных помп снабжены стопорными кранами, чтобы можно было осматривать помпы и во время действия машины. При каждой машине поставлена донка с помпой двойного действия, которая может питать водой группу котлов во время их полного действия. Помпы эти приспособлены для забортной воды и из теплого ящика, а также для выкачивания за борт воды из трюма, вместе с тем они могут служить как пожарные помпы и для подачи воды на палубы для мытья их и брезентов. Кроме того, при машинах имеются ручные помпы.

Паропроводные, питательные, трюмные отливные, продувательные, инжекционные и циркуляционные трубы сделаны из лучшей красной меди, приемные трубы трюмных помп сделаны из гальванизированного железа с таковыми же сотами от засорения. У всех медных труб фланцы зеленой меди, припаянные медным припоем. Каждая машина снабжена индикатором, счетчиком оборотов и часами, телеграфом и переговорными трубами, уравнителем скорости системы Аюргама, вместе с паропроводными балансирными клапанами и со всеми необходимыми для сего приводами, подобно тому, как это сделано на яхте "Ливадия".

Паровые цилиндры высокого давления, их рубашки, коробки распределительных золотников у цилиндров высокого давления, клапанные коробки у котлов, котельные кингстоны, сепараторы и все прочие части и трубки, подвергающиеся полному давлению пара в котлах, испытаны гидравлическим давлением в 120 фунтов на кв. дм. иилиндры низкого давления с их принадлежностями, холодильники, теплые яцики с их принадлежностями, коробки и патрубки подвергались испытанию при 30 футах давления. Дейдвудные трубы и корпуса машинных кингстонов при 40 фунтах гидравлического давления на кв. дм.

Диаметр каждого парового котла 14 ф 4 дм, длина 17 ф. Котлы имеют с каждого конца по три топки, так что всего 36 топок. Диаметр топок 3 ф 9 дм при длине колосниковой решетки 7 ф. Полная нагревательная поверхность каждого котла 4000 кв. фут; а всех вместе 24 000 кв. фут. Каждый паровой котел снабжен двумя предохранительными клапанами с пружинной нагрузкой и небольшим сигнальным клапаном около З/8 дм диаметром с пружиной на 75 фунтов давления на кв. дм, и автоматическим самодействующим стопорным клапаном. Внутри паровых котлов поставлены мед- ные паросушительные трубы. При каждом котле два манометра, два стеклянных водомерных прибора и водомерные краны. Дымовая труба снабжена форсуном, впереди ее большой туманный свисток. Дымогарные трубки в котлах тянутые латунные, а связные трубки железные. Латунь содержит в себе 68% чистой меди. Толщина трубок соответствует '-' 10 проволочного калибра. Все трубки испытаны при давлении в 300 фунтов на кв. дм. Для очищения от сажи они продуваются паром.

Листы котельных корпусов и концевые стенки сделаны из мягкой стали, все же остальные части котлов из лучшего котельного железа. Толшина листов трубочных досок 5/8 дюйма, топок и огненных ящиков 2/3 дюйма, котельных листов над и под трубочными досками 5/8 дюйма, а корпуса 3/4 дюйма. Стальные котельные листы при пробе на гидравлическом прессе выдержали 26 и более тонн при растяжении до 21%. Горловины для осмотра, чистки и исправления котлов расположены в верхней части котлов и по концам их под топками и над ними. Снаружи котлы покрыты мастикой и сетчатым проволочным переплетом.

Большая паровая пожарная помпа с двумя паровыми цилиндрами и двумя помпами системы Chand Masson's с большим воздушным колпаком установлена около кожухов дымовой трубы в жилой палубе, и от нее проведены шланги на каждую палубу. Машинное отделение снабжено цистернами и ящиками для различных необходимых материалов, лубрикаторами, трубками для охлаждения подшипников, приспособлениями для подъема крышек цилиндров и поршней и всеми другими устройствами и инструментами, какие только требует современное состояние техники.

Устроенный таким образом фрегат "Владимир Мономах" как по корпусу судна, так и по механической части, был вооружен тремя мачтами и бушпритом с полной оснасткой для плавания под парусами, как полное парусное судно, и на нем поставлена артиллерия: двенадцать 6-дм дальнобойных орудий, четыре 8-дм, четыре 9-фунтовых дальнобойных и 10 скорострельных орудий Готчкисса.

Тщательное исполнение как общего, так и всех деталей при постройке судна и механизмов, привело энергию и труды заводского состава к столь прекрасному результату, какой еше нигде и ни с кем не был достигнут. Теперь убедились, что броненосное для океанского плавания судно может ходить со скоростью по 17 узлов в час. Для военного судна это имеет громадное значение помимо его боевой силы. Такое судно должно царствовать на морях и быть опасным неприятелю. Оно имеет возможность наносить вред, отбиваться и уйти от сильной и значительной погони за ним, при столкновении с неприятельскими судами. Подобное этому судну, а именно фрегат "Дмитрий Донской", строившийся в С.-Петербургском новом адмиралтействе, спущен уже на воду и изготовляется к плаванию нынешним летом, на нем уже установлена и испробована паровая машина, которая в продолжение часа времени действовала отлично. Особенность, которою "Дмитрий Донской" отличается от "Владимира Мономаха", та, что он имеет только один гребной винт. Предстоящее испытание на пробной миле покажет, какое это будет иметь влияние на скорость судна при совершенно одинаковых других условиях в корпусе и машине фрегата.

Имея в виду столь блистательные успехи по части кораблестроения и машинного производства нынешний состав Управления Морским министерством предпринял исполнить задачу пополнения нашего флота выдающимися боевыми судами, почему и приступлено одновременно к постройке 7 судов различного типа. Так, например в Черном море в Николаеве заложен больших размеров 3-башенный без рангоута броненосец "Екатерина II", и строится он казенными средствами. В Севастополе на верфи Русского общества пароходства и торговли строятся два таковых же броненосца: "Чесма" и "Синоп". В С.-Петербурге в Новом адмиралтействе большой броненосный рангоутный крейсер. На Балтийском судостроительном и механическом заводе большой 4-башенный рангоутный броненосец-крейсер "Адмирал Нахимов", и на Галерном островке, арендуемом Франко-Русским обществом, строятся два океанских крейсера корветы: "Рында" и "Витязь".

Для всех этих начатых и предполагаемых в будущем построек Морское министерство, помимо Обуховского и Колпинского заводов, имеет возможность пользоваться материалами наших частных заводов. На первом плане из этих заводов по всей справедливости можно сказать Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод в Орловской губернии. Завод этот находится у опытных и энергичных русских людей, которые в недавнее время, за прекращением больших заказов на стальные рельсы, открыли у себя отделение прокатки стальных листов и вообще фигурной стали, всевозможных видов, необходимых для судостроения, и в короткое время соединивших с бывшим Путиловским рельсопрокатным и Варшавским сталелитейным заводами, получили заказ и уже значительную часть его исполнили здесь в С.-Петебурге и в Черном море в сложности около 600000 пудов.

Удовлетворение этой потребности было разделено между Брянским и Путиловским заводами так: все количество материала, необходимое для построек в Черном море, доставляется исключительно Брянским, а для С.-Петербурга - Путиловским заводами. Сей последний в свою очередь имеет возможность изготовлять судостроительную сталь одновременно для всех построек как на частных, так и казенных верфях, отличаясь, как и Брянский завод, высоким качествам материала, изготовляемого способом Сименса и Мартена с применением дефосфориваиии металла с помощью русского доломита.

Брянский завод, как видно из его отчетов, делает в год оборотов почти на 15 миллионов рублей и отличается не только этой громадной производительностью, но главное, высоким качеством выделываемой судостроительной стали, давшей при официальных пробах превосходные результаты и оказавшейся выше стали лучших английских заводских фирм. Независимо от изготовления такого материала на Брянском заводе, Путиловские заводы установили уже ныне в своих мастерских производство судостроительной стали всех потребных размеров и вполне удовлетворительного качества, в особенности по отношению к толстым листам палубной брони, образцы которых оказываются особенно превосходными.

Кроме того, в последнее время Путиловский завод испробовал весьма удачно отливку из стали фигурных тяжеловесных предметов, как то: форштевня, ахтерштевня, рулевой рамы и других довольно сложных по модели предметов для военных судов, причем сталь должна была удовлетворять всем требованиям хорошего, прокованного железа. Эта трудная отливка должна заменять еще более трудную отковку таковых предметов из железа. Для отливки больших размеров медных вещей, как например, форштевней, ахтерштевней и гребных винтов, для броненосцев имеется под рукой в С.-Петербурге по 24 линии Васильевского острова Меднолитейный завод братьев Пульман, который уже исполнял подобные заказы.

Таким образом Морское министерство, имея под руками подобные средства, может рассчитывать на возможность держаться принятого принципа, пользоваться для своих построек исключительно русским материалом и в то же время покровительствовать русским рабочим рукам.