(Из журнала "Морской сборник" № 11 за 1882 г.)
В воскресенье, 10 октября, во втором часу дня с эллинга Балтийского железо-судостроительного и механического общества благополучно спущен на воду 16-ти пушечный двухвинтовой полуброненосный фрегат "Владимир Мономах". На спуске присутствовали: главный начальник флота и Морского ведомства его императорское высочество великий князь Андрей Александрович, его императорское высочество великий князь Николай Николаевич старший, его высочество Евгений Максимилианович герцог Лейхтенбергский, Управляющий Морским министерством генерал-адьютант вице-адмирал И.А. Шестаков, директор инспекторского департамента генерал-адъютант вице-адмирал И.А. Перелешин, Главный командир Кронштадтского порта генерал-адьютант адмирал П.В. Козакевич, генерал-адъютанты: адмирал граф Е.В. Путятин, вице-адмирал А.А. Попов, почти все адмиралы, служащие в Петербурге и Кронштадте, и очень большое число офицеров флота и посторонней публики. При спуске также находился почетный караул со знаменем и музыкой от Гвардейского экипажа.
В 1 ч 50 мин пополудни фрегат плавно сошел со стапеля и, остановленный на двух якорях на середине реки Большой Невы, углубился форштевнем 8 ф 3 дм и ахтерштевнем 16 ф 3 дм. К постройке фрегата "Владимир Мономах" было приступ-лено 16 февраля 1881 года, а закладка его, в присутствии их императорских высочеств генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича и великого князя Алексея Александровича, а также бывшего в то время Управляющего Морским министерством свиты его величества контр-адмирала А.А. Пещуроза состоялась 9 мая того же 1881 года.
Главные размерения фрегата "Владимир Мономах" следующие: длина между перпендикулярами 295 ф 0 дм, полная длина с тараном 305 ф 0 дм, ширина с обшивкой 52 ф 0 дм, без обшивки 51 ф 0 дм, глубина трюма 32 ф 0 дм, углубление с килем в полном грузу: форштевнем 21 ф 0 дм, ахтерштевнем 25 ф 0 дм, среднее 23 ф 0 дм. Водоизмещение 5783 тонны (строевых тонн 3789,5). По контракту водоизмещение было назначено в 5754 тонны.
Дымовых труб будет две, обе телескопические.
В машинном же отделении должна быть помещена большая пожарная машина с двумя цилиндрами и двумя помпами. Вес машин с котлами, водою в них, гребными винтами, валами, дейдвудными трубками и всеми прочими принадлежностями составляет около 1000 тонн. Число оборотов гребных винтов в минуту предполагается около 90. Расход угля в час на индикаторную силу от 1,8 до 2 фунтов. Запас угля на фрегате 1200 тонн.
Артиллерия полуброненосного фрегата "Владимир Мономах" будет состоять из четырех 8-дм и двенадцати 6-дм нарезных орудий; последние - дальнобойные. Кроме того, будет поставлено четыре 9-фунтовых нарезных орудия и шесть револьверных пушек Готчкисса.
Стоимость корпуса полуброненосного фрегата "Владимир Мономах" определена без брони, но с ее установкой на место, в 1 795 000 рублей. Полное изготовление фрегата во всех отношениях должно быть окончено к 1 июля 1883 года.
Относительно состояния фрегата до спуска, остается еще упомянуть, что в постройку его корпуса до 10 октября употреблено до 76000 пудов стали, 11000 пудов железа и 4438 пудов медного сплаза на штевни, руль и наружные кронштейны гребных валов. Вместе же с броней, гребными валами, винтами, якорями, цепными канатами и прочими предметами, уже положенными в фрегат, вес его в момент пуска доходил до 180000 пудов или без малого 3000 тонн. Сообразно с этим весом спусковые полозья были сделаны необыкновенной ширины, с таким расчетом, чтобы давление на кв. фут было в 1,8 тонн. Такой запас считался вполне достаточным, тем более что в Англии обыкновенно спускают суда при давлении до 2,8 тонн на кв. фут.