Строительство полуброненосного фрегата "Дмитрий Донской"
(Из отчета Морского Технического комитета за 1882 г.)


Рассмотрены представленные строителем фрегата, штабс-капитаном Кутейниковым соображения об обращении этого фрегата в закрыто-батарейный. Кораблестроительное отделение Комитета нашло, что:

1) Все расчеты штабс-капитана Кутейникова, относя щиеся к определению веса корпуса фрегата, основаны на тща тельно проверенных данных, а потому к этой части труда нельзя не отнестись с полным доверием.

2) Водоизмещение фрегата от обращения его в закры то-батарейный увеличится на 42 тонны; таким образом фре гат должен будет сесть приблизительно на 2 дм глубже про тив первоначального чертежа. Фрегат может сесть и несколь ко глубже в том случае, если вес механизма с принадлежнос тями, запасами и паровыми котлами будет значительно более рассчитанного. Но такое предположение утрачивает свое зна чение на том основании, что на тщательную проверку веса всего механизма с котлами было обращено штабс-капитаном Кутейниковым особое внимание.

3) Судя по метацентрической высоте (около 3,45 ф), остойчивость фрегата, по отношению к безопасности плава ния, следует признать удовлетворительной.



По таким соображениям Кораблестроительное отделение признало:
1) К обращению фрегата в закрыто-батарейный не представляется технических препятствий, а потому одобрило представленные строителем фрегата чертежи, вычисления и соображения.

2) По обсуждении вопроса о снабжении фрегата шпи лем Кораблестроительное отделение нашло полезным иметь на этом фрегате паровой шпиль, для которого машину можно было бы снабжать паром не только из вспомогательного кот ла, но и из главных котлов. Это же самое приспособление должно быть непременно устроено и на другом строящемся фрегате "Владимир Мономах". Что же касается системы ма шины для шпиля, то отделение признало более рациональ ным иметь ее вертикальной системы. Машина такой системы не будет тяжелее, не займет более места на палубе, и самый уход за действием и исправным состоянием ее будет удоб нее, чем при горизонтальной машине, помещенной под палу бой. Вертикальную же машину для шпиля признало удобным поместить в жилой палубе под шпилем. Машина и шпиль, по мнению Отделения, могут быть изготовлены в адмиралтейс ких Ижорских заводах по образцу такой машины, выписанной из заграницы для фрегата "Владимир Мономах".

3) Рассмотрены представленные строителем фрегата чертежи водоотливной системы и установки опреснительного аппарата. Кораблестроительное отделение, совместно с Глав ным инженер-механиком флота, пришло к следующему зак лючению:
а) Предложение, сделанное строителем фрегата отно сительно приспособления сильных паровых средств, для не посредственного отливания воды не только из тех отделений, где они находятся, но также из ближайших смежных, Кораб лестроительное отделение признало целесообразным и пото му одобрило это предложение в том виде, как оно показано на чертеже.

б) Так как, по объяснению Главного инженер-механика флота, устанавливаемые ныне на судах опреснительные аппараты по количеству опресняемой ими воды не удовлетворяют требованию, то по соглашению его, генерал-майора Соколова, с изобретателем аппаратов г. Тонном, признано возможным увеличить размер аппаратов для фрегата "Дмитрий Донской" до 7-футовой вышины и установить их, как показано на чертежах, на платформах, а не на приемных цистернах.

в) Доступ к кранам, для затопления крюйт-камеры, бом бового и минного погребов, через горловину во внутреннем борту Отделение нашло неудобным и решило вывести штоки от этих кранов в жилую палубу.

г) Для облегчения и ускорения сборки пожарных шлан гов снабдить все резиновые пожарные шланги соединитель ными гайками, изобретенными инженер-механиком капитаном Сергеевым.

д) Для предотвращения возможности разрыва моро зом частей труб водоотливной системы в тех наиболее низких коленах ее, в которых может застаиваться вода, и вообще в тех местах где строитель и механик найдут это нужным, сде лать небольшие отверстия с ввинчивающимися в них пробка ми или кранами.

е) Строитель фрегата представил чертежи предпола гаемого расположения крюйт-камер, бомбовых погребов, мин ного погреба и водяных цистерн, объяснив при этом, что, со гласно данных о размерах пороховых ящиков для 8-дм и 6-дм дальнобойных пушек, сообщенных Артиллерийским отделени ем, первоначально предполагавшаяся носовая крюйт-камера оказывается совершенно недостаточною по объему для 125 зарядов на орудие.

По рассмотрении чертежей Кораблестроительное отделение, совместно с Артиллерийским и с Главным инженер-механиком флота, нашло необходимым сделать изменения в чертежах расположения крюйт-камор, бомбовых и минных погребов, а также водяных цистерн на фрегате, каковые изменения Отделение и указало на предоставленных чертежах.

Количество снарядов и зарядов, показанное на чертеже, признано достаточным, тем боле, что в крюйт-камере, под фонарями, могут быть уложены зарядные ящики, через что возможно будет отпустить на каждое 9-дм орудие по 100 зарядов.

3) Рассмотрены и утверждены Кораблестроительным отделением представленные строителем чертежи расположе ния 6-дм орудий на батарейной палубе, нового устройства выступов на верхней палубе фрегата для помещения 8-дм даль нобойных орудий, которые Артиллерийское отделение призна ло удовлетворительными.

4) Главный командир Кронштадтского порта сообщил Кораблестроительному отделению, что, по заявлению коман дира фрегата, пробное плавание осенью текущего года выяс нило неудобство управления судном посредством телеграфа в машину, установленного только на переднем мостике, и про сил установить другой на полуюте.

Отделение признало полезным установить на полуюте фрегата другой телеграф в машину, независимо от имеющегося на переднем мостике, заказав его в одной нераздельной трубе для обеих машин, подобно имеемому на корабле "Петр Великий". Устройство это даст командиру возможность управлять судном как с полуюта, где помещен ручной штурвал и будет поставлен еще и паровой, так и с переднего мостика.