Введение

История развития минного и противоминного оружия н способов его боевого применения в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. недостаточно освещена в исторической литературе. В 1906 году вышла брошюра "Траление в Порт-Артуре".: В настоящее время она является библиографической редкостью. Ее автор М.В. Иванов во время обороны Порт-Артура командовал "тралящим караваном", вместе с тем. в его работе имеется ряд неточностей и не освещен целый рад вопросов организации и хода противоминных действий. В работе исторической комиссии Морского генерального штаба по описанию войны приводится богатый фактический материал, однако, без анализа и обобщений.

В последующие годы исследователи русско-японской войны на море вопросам минной войны, особенно противоминным действиям, уделяли недостаточное внимание. В иерархии боевых средств флота мины п тралы стояли позади артиллерии, торпедного, затем ракетного оружия. Результаты применения минного и противоминного оружия оцениваются количеством погибших и подорвавшихся кораблей и вытраленных мни. Стратегические, оперативные последствия применения минного оружия, влияние минной опасности на ход и исход войны остаются неосознанными. Специалисты по боевому применению минного оружия используют термин "косвенные потери". К ним относят удлинение коммуникаций, снижение скорости кораблей и транспортов из-за необходимости следования за тралами и т. д. Косвенные потери очень трудно подсчитать и оценить. Поэтому у минного и противоминного оружия есть особенность - в мирное время о нем как-то забывают, в конце войны очень уважают, помнят после войны в первые годы боевого траления, затем снова наступает полузабвение.

Само понятие "минная война" в советское время не жаловали. Вот как определял ее авторитетный официальный "Военно-морской словарь" в 1990 г.: "Минная война па море - применяемое в иностранных флотах понятие, относящееся к совокупности боевых действий военно-морских сил. связанных с применением минного оружия (постановка мин и борьба с минной опасностью). Главным содержанием Минной войны па море являются миннозаградительные действия и противоминная оборона".

В воину 1904 - 1905 гг. русскому флоту впервые пришлось столкнуться с "минной войной" в больших масштабах, ни один флот мира не имел в то время ни эффективных средств борьбы с минами, ни отработанной организации и опыта их применения при условии противодействия противника. Русским морякам в осажденной крепости, при господстве на море флота противника пришлось решать множество сложных задач.

Создание и совершенствование сил противоминной обороны, развитие оружия и способов его боевого применения, поиски и находки, ошибки и просчеты, ход минной войны интересны, несмотря на прошедшие десятилетняя, не только историкам, но и специалистам оружия и боевого применения. Работа написана па основании документов РГА ВМФ. официальной русской и японской историй войны, материалов научной библиотеки Военно-морской академии.

В данной работе приводятся или частично цитируются документы, воспоминания участником. В связи с этим следует пояснить некоторые термины и понятия, значение которых за сто лет претерпело некоторые изменения.

В XIX веке под термином "корабль" понимали линейный корабль, а словом "судно" называли и крейсера, фрегаты, миноносцы и т. д. В настоящее время слово "корабль" обозначает только боевые, т.е. имеющие вооружение, самоходные плавучие средства. Под словом "судно" сейчас понимают невооруженные пассажирские, грузовые, промысловые, исследовательские плавучие средства. В русских документах и материалах того времени для обозначения японских миноносцев водоизмещением 300 и более тонн использовался термин "истребитель" или "истребитель миноносцев".

В парусном флоте под словом "брандер" понимали небольшое судно, наполненное порохом и горючими материалами. Брандеры пускались по течению пли под парусами подходили к неприятельским кораблям, затем поджигались. Взрывы и пожары брандеров уничтожали деревянные корабли парусной эпохи. Во время обороны Порт-Артура брандерами или пароходами-брандерами называли японские грузовые суда, заполненные камнями, горючими веществами и имевшие приспособления для быстрого затопления. Японцы пытались затопить их в узком проходе с внешнего на внутренний рейд Порт-Артура и тем самым закупорить русскую эскадру в гавани.

В официальной русской классификации отсутствовал класс кораблей "минный заградитель". Поэтому и русские, и японские корабли, специально построенные пли приспособленные для минных постановок, называли "минными транспортами".5 В те времена моряки использовали слово "караван" для обозначения группы судов. В Порт-Артуре землечерпательные суда и грунтоотвозные шаланды (самоходные баржи), осуществлявшие работы по углублению выходного фарватера и бассейнов внутреннего рейда, называли "землечерпательным караваном". После того, как шаланды стали использовать для траления мни. появилось название "тралящий караваи". Иногда тральные группы или отряды именовали "партией траления".

В цитируемых материалах использовались следующие меры длины и веса: 1 фут = 0.305 м: 1 сажень = 1.83 м (морская шестифутовая); 1 миля = 1852 м: 1 кабельтов = 185.2 м: 1 пуд = 16,38 кг; 1 фунт = 0.41 кг.