30 сентября 1904 года Невский судостроительный и механический завод получил наряд на постройку восьми миноносцев - "Сильный", "Сторожевой", "Стройный", "Разящий", "Расторопный", "Деятельный", "Дельный", "Достойный". Одним из существенных отличий новых кораблей от ранее построенных миноносцев водоизмещением 350 т стала замена котлов системы Ярроу усовершенствованными котлами системы Нормана.
Еще в апреле 1903 года при рассмотрении и согласовании проекта миноносцев типа "Громкий" инспектор механической части В.И.Афонасьев предложил на одном из кораблей использовать "для опыта" котлы системы Нормана, имевшие несколько меньшую высоту, что позволило бы отказаться от основательно загружавшего верхнюю палубу громоздкого кожуха.
Тогда это предложение отклонили, главным образом из-за неготовности Невского завода к производству таких котлов. Лишь 9 октября 1904 года завод представил в МТК чертежи котлов системы Нормана, имевших нагревательную поверхность на 1 1,2% меньшую, а паропроизводительность на 20% большую. Последнее обстоятельство объяснялось тем, что 30% нагревательной поверхности котлов Ярроу не участвовало в процессе парообразования. 30 октября МТК одобрил котлы Нормана к установке на миноносцах "проекта 1904 года".
Этот проект представлял собой дальнейшее развитие миноносцев типа "Громкий" ("проект 1903 года"), но, по мнению специалистов МТК, отличался улучшенной остойчивостью за счет понижения на 200 мм центра массы котлов. Так как общая масса котлов Нормана была на 1,12т меньше массы котлов Ярроу, ранее применявшихся на миноносцах "проекта 1903 года", то это позволило установить на новых кораблях по четыре машинных вентилятора, увеличив тем самым доступ воздуха в котельные отделения.
Главные размерения и теоретический чертеж новых миноносцев остались теми же, что и у типа "Громкий": длина между перпендикулярами 64, наибольшая ширина 6,4, осадка носом (на ровном миделе) - 1,77, осадка ахтерштевнем (с винтами) 2,5, осадка на миделе 1,77 м, водоизмещение по чертежу - 350 т. Высоту носового мостика в новом проекте несколько увеличили, чтобы щит носового 75-мм орудия не закрывал рулевому обзор. Кормовой мостик над сходной рубкой предназначался для установки пулеметов. Головные части мин Уайтхеда хранились в погребах, расположенных в непосредственной близости от торпедных аппаратов (двух образца 1904 года для "45-сантиметровых мин") и подавались по элеваторам непосредственно перед заряжанием.
Учитывая печальный опыт с водоотливной системой на своих первых 350-тонных миноносцах, Невский завод в новом проекте предусмотрел установку в каждом отсеке водоструйных эжекторов системы инженера-механика Н.И.Ильина подачей по 80 т/ч. Кроме того, в трюмах установили еще и ручные помпы, приводимые в действие с верхней палубы. Температуру во внутренних помещениях поддерживали грелки парового отопления. Удачно рассчитанная вентиляция обеспечивала надежное вентилирование как жилых помещений, так и провизионных кладовых и погребов боезапаса; кроме палубных вентиляторов имелись и переносные.
Электрическое освещение обеспечивалось "паро-динамо-компаунд машиной" системы Гульта, распределительной станцией и 70 лампами накаливания. Вся проводка (по опыту предыдущих миноносцев) выполнялась водонепроницаемой из освинцованных проводов, оплетенных оцинкованной стальной проволокой.
Вместо складных шлюпок системы Бертона предусматривались шлюпки системы Кебке, более надежные в эксплуатации.
Артиллерийское вооружение оставалось стандартным для миноносцев водоизмещением в 350 т: одно 75-мм и пять 47-мм орудий. Однако после решения о замене 47-мм орудий на одно кормовое 75-мм, принятого МТК в октябре 1 905 года, в чертежи миноносцев были внесены соответствующие изменения. Так как корабли еще строились, этот вопрос удалось решить безболезненно. Таким образом, артиллерийское вооружение новых миноносцев в окончательном варианте состояло из двух 75-мм орудий на станках Металлического завода (боезапас по 160 выстрелов на ствол) и шести 7,62-мм пулеметов. Кроме того, корабли могли брать на борт по 18 мин заграждения.
Стоимость каждого миноносца была определена в 516 тыс.руб., что более чем на 3 1 тыс.руб. превосходило стоимость миноносцев типа "Громкий", но, учитывая некоторые преимущества нового проекта, Морское министерство согласилось на увеличение стоимости. Первые четыре миноносца завод обещал предъявить к испытаниям и сдаче не позднее 15 октября 1 905 года, четыре оставшихся - 20 апреля следующего года. При водоизмещении 382 т миноносцы должны были достичь на испытаниях скорости не менее 25 уз, испытание на скорость хода 26 уз предусматривалось при водоизмещении 350 т.
Через два года после закладки (начало 1905 года) все восемь кораблей благополучно сошли на воду. Водоизмещение "Дельного", "Деятельного" и "Достойного" составило 380 т, остальных - 390 т. С июля по октябрь все корабли прошли испытания, показав на мерной миле скорость выше контрактной, при этом экономическая скорость (под двумя котлами из четырех) достигла 1 5 уз. Однако при этом надо учитывать, что испытания миноносцев проводились заводскими командами, более опытными в эксплуатации механизмов и использовавшими отборный уголь.
К недостаткам кораблей следует отнести то, что при частоте вращения винтов более 325 об/мин уже наблюдалась значительная вибрация корпуса, а также то, что для охлаждения трущихся частей машины и вала их приходилось довольно сильно поливать водой, особенно на "Расторопном", "Дельном", "Разящем" и "Достойном". Кроме того, на больших скоростях наблюдался выброс пламени из труб, что по опыту Русско-японской войны было недопустимым.
Следует отметить, что миноносцы этого типа морально устарели еще до начала Русско-японской войны. Задержка с их постройкой не позволила использовать их на театре военных действий, ради чего, собственно говоря, Морское министерство пошло на строительство заведомо устаревшего типа. Неудивительно, что с окончанием Русско-японской войны целесообразность их достройки нередко ставилась под сомнение, тем более, что флот требовал восстановления на принципиально новой технической базе. После рассмотрения вопроса боевого использования миноносцев типа "Деятельный" Комитет прибрежной обороны согласился признать их пригодными для использования в шхерных условиях Балтийского моря благодаря их незначительной осадке, маневренности и "малозаметности", учитывая, что главная задача миноносцев прибрежной обороны - ночью "командовать Финским заливом".
10 октября 1907 года миноносцы типа "Деятельный" перевели в класс эскадренных, и 1 мая следующего года они вступили в вооруженный резерв, а с середины мая начали кампанию в составе отряда кораблей, предназначенных для плавания с воспитанниками Морского инженерного училища. Циркуляром штаба командующего Морскими силами Балтийского моря от 7 марта 1912 года "к точному и неукоснительному исполнению" предписывалось окрашивать линкоры, крейсеры, заградители, учебные суда, корабли Партии траления и транспорты при эскадре в шаровый цвет, а канонерские лодки, эскадренные миноносцы, лоцманские суда и транспорты при Минной дивизии в "защитный с зеленоватым оттенком цвет", подводные лодки - в темно-шаровый цвет, портовые плавучие средства - в черный. С 21 марта 1912 года это положение распространилось и на Черноморский флот.