К началу Первой мировой войны в составе российского флота насчитывалось 23 эскадренных миноносца, построенных как на Невском заводе в Санкт-Петербурге, так и при его участии на Черном море и в силу этого получивших неофициальное наименование "невки".
С началом военных действий "невки" достаточно активно использовались на всех театрах. Так, на Балтике они несли дозорную службу, ходили на минные постановки, охотились за вражескими подводными лодками. В сентябре 1915 года при отражении первой попытки прорыва германского флота в Рижский залив миноносцы "Сторожевой", "Расторопный", "Достойный" и "Деятельный" в составе отряда кораблей во главе с линкором "Слава" участвовали в обстреле германских позиций в районе Рагоцема и Шмардена и в высадке десанта на курляндском побережье.
Через два года в ходе уже неудачной для российского флота Моонзундской операции миноносцы "Деятельный" и "Дельный" прикрывали отступление гарнизона острова Эзель и участвовали в эвакуации войск с островов архипелага.
Нередко походы по шхерам и узкостям Финского залива сопровождались тяжелыми навигационными авариями. Так, 7 ноября 1916 года эскадренный миноносец "Разящий" в районе Моонзунда в сильный шторм был выброшен на рифы. В спасательной операции приняли участие миноносцы "Громящий", "Стройный" и "Деятельный". Едва не закончилось трагически столкновение миноносцев "Мощный" и "Громящий", произошедшее через 15 дней, причем последнему пришлось даже заменить носовую часть.
В условиях военного времени водоизмещение балтийских миноносцев-"невок" вследствие приема дополнительных грузов нередко превышало 400 т, а осадка возрастала до 1,9 м носом и 2,9 м кормой. Индикаторная мощность машин из-за износа от интенсивной эксплуатации снизилась почти на 300 л.с, а скорость хода редко превышала 24-25 уз.
В ходе войны у миноносцев появился новый враг - авиация. Однако зенитных, или, как тогда говорили, "противоаэропланных" пушек не хватало даже для более крупных кораблей: например, на "Сильном" зенитную 37-мм пушку установили лишь в феврале 1917 года. Справедливости ради следует заметить, что намечалось довооружить и остальные "невки", однако полностью выполнить эту программу не удалось. Это в какой-то мере и решило судьбу эскадренного миноносца "Стройный", который 15 августа 1917 года в Рижском заливе у мыса Кави на 17-узловом ходу в вечерней мгле выскочил на камни. Несмотря на все усилия прибывшей к месту аварии спасательной партии, снять миноносец с камней так и не удалось. Вечером 21 августа аварийный корабль атаковал германский самолет. Одна из бомб попала в носовую часть "Стройного", вторая упала у правого борта, осколки пробили обшивку, и миноносец наполнился водой. Свежий ветер, непрерывно дувший с 28 августа по 2 сентября, заставил прервать спасательные работы. Положение миноносца было признано безнадежным.
Утром 25 октября 1917 года "Деятельный" по приказу Центробалта прибыл в Петроград, где принял участие в Октябрьском перевороте, активно поддерживая восставших в борьбе с войсками генерала П.К.Краснова.
В апреле 1918 года миноносцы "Расторопный" и "Сторожевой" участвовали в Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт, пробившись сквозь льды. Эсминцы "Достойный", "Сильный", "Разящий", "Громящий" и "Видный" из-за невозможности проводки во льдах были интернированы в Гельсингфорсе и пришли в Кронштадт уже в мае.
В августе для отправки на Волгу начал готовиться отряд эскадренных миноносцев, в который вошли "Деятельный", "Дельный" и "Расторопный". После приема в Кронштадте запасов и шкиперского имущества миноносцы перешли в Петроград и стали у Адмиралтейского завода, где с них сняли мачты, орудия, торпедные аппараты с торпедами, шлюпки, уголь и другие грузы. Затем с помощью плавкрана приподнималась корма миноносца, снимались винты, которые грузились на баржи, где уже находилось снятое с миноносцев имущество.
В ночь на 22 сентября 1918 года эсминцы покинули Петроград на буксире и часть пути до Шлиссельбурга прошли пришвартованные борт о борт, преодолев Ивановские пороги под двойной тягой. После непродолжительной стоянки в Рыбинске отряд без особых происшествий на 21-й день пути прибыл в Нижний Новгород.
17 октября пришли баржи со всем снаряжением и запасами. До 24 октября моряки и рабочие Сормовского завода под руководством прибывшего из Петрограда корабельного инженера Н.А.Олигера устанавливали вооружение и оборудование, грузили боезапас, провиант и топливо; для установки гребных винтов миноносцы заходили в док. Тогда же на кораблях установили по три дополнительные пулеметные стойки на каждый борт, и теперь все шесть пулеметов могли действовать с одного борта. В конце декабря 1919 года к трем прибывшим в октябре 1918 года присоединились эсминцы "Достойный" и "Сторожевой". Интересно, что еще 1 5 ноября 1918 года поднимался вопрос о переводе миноносцев на нефтяное отопление. Топливные цистерны предполагалось переделать из угольных ям, арматуру мог поставить Путиловский завод. Однако из-за трудностей военного времени перевод на нефтяное отопление осуществить не удалось.
С февраля по май 1920 года "Деятельным" командовал И.С.Исаков - впоследствии известный советский военачальник, Адмирал флота Советского Союза. Позднее он вспоминал об этом периоде: "Ветхость и изношенность миноносцев, являющаяся источником тягостного беспокойства при мысли о том, что в любой момент может "скиснуть" какое-либо устройство или механизм, сколько раз неожиданно отказывал рулевой привод, прерывалась связь, выключалось освещение, падало давление пара или происходили другие происшествия - с соответствующими последствиями. Все это ожидание "сюрпризов", могущих сорвать выполнение боевой задачи, и сознание ответственности тяготило почти всех от салажонка до командира корабля".
Если к этому добавить, что торпеды на миноносцах, ввиду отсутствия на Волге специальных мастерских, не проверялись, как и не производилось ни одной практической стрельбы, то становится очевидным, что никаких особых преимуществ над вооруженными пароходами белых эти корабли не имели. Тем не менее в 1 920 году "Дельный", "Деятельный" и "Расторопный" принимали активное участие в боевых действиях на Каспии, в том числе и в известной Энзелийской операции, а "Достойный" и "Сторожевой" - в боях у Ленкорани в декабре 1920 года.
В конце 1 922 года все пять миноносцев сдали в Бакинский порт, а через три года - в Отдел фондового имущества (ОФИ) для разборки на металл. Остававшиеся на Балтике "Сильный" и "Разящий" вместе с эсминцами "Видный" и "Громящий" находились в Кронштадте на долговременном хранении, пока в середине 1920-х годов не были переданы на разборку.
Боевое крещение черноморских "невок" состоялось в первый же день войны. Дозорный дивизион в составе эскадренных миноносцев "Лейтенант Пущин" (флагман), "Живучий" и "Жаркий" атаковал германо-турецкий линейный крейсер "Goeben". Но уже на четвертом залпе артиллерия крейсера накрыла головной эсминец. Начальник дивизиона в своем донесении передал следующие подробности боя, небезынтересные для определения живучести кораблей этого типа: "От взрыва [ 1 50-мм] снаряда, попавшего на палубу под мостиком и взорвавшегося в командном кубрике, вспыхнул пожар и была выведена из строя вся прислуга носовой подачи [снарядов]. Следующим залпом смело всех сигнальщиков, разворотило штурманскую рубку и привод штурвала. Миноносец управлялся машинами. Нос начал погружаться, электрическая проводка была перебита, почему нельзя было откачивать воду... Температура от разгоревшегося пожара быстро стала подниматься... начали взрываться патроны". Несмотря на такие крупные повреждения, корабль смог дойти до базы, и его ремонт занял всего 20 суток.
В ходе войны миноносцы типов "Ж" и "3" принимали активное участие в боевых действиях Черноморского флота. Они оказывали поддержку Приморскому отряду Кавказской армии, действовавшей в районе рек Арха-ве и Вице, прикрывали высадку русского десанта в тыл сильно укрепленной турецкой позиции у реки Беюк-Дере. В октябре 1916 года эскадренные миноносцы "Живой" и "Жаркий" участвовали в Констанцской операции, а через месяц ставили мины у входа в Босфор.
Не обошлось и без потерь: 25 февраля 1916 года возвращавшийся из разведки "Лейтенант Пущин" наскочил на мину, причем взрывом его переломило пополам. 1 2 апреля подорвался на минах, поставленных германским подводным заградителем UC15, "Живучий", который сразу разломился, "окутанный столбом воды и пара". В 1 91 8 году эскадренный миноносец "Заветный" стоял на ремонте в Севастополе. При подходе к городу германских войск команда затопила свой корабль. Оставшиеся миноносцы этой серии в числе других кораблей Черноморского флота попали в руки немцев, а затем интервентов. При эвакуации из Севастополя англичане подорвали на "Завидном" и "Жутком" машины; другие миноносцы этой серии были переданы генералу Врангелю, который в ноябре 1 920 года увел их в числе других кораблей в Константинополь. На этом переходе во время шторма в ночь с 14 на 15 ноября погиб "Живой", шедший на буксире транспорта "Херсонес"; из находившихся на его борту 257 человек ни один не спасся.
Миноносцы "Звонкий", "Зоркий" и "Жаркий", находившиеся с 29 декабря 1 920 года во французском порту Бизерте (Тунис), ржавели на приколе до середины 1930-х годов, после чего были разобраны на металл. Поднятый 1 2 августа 1921 года, "Заветный" 1 5 октября того же года зачислили в состав Морских сил Черного моря, но уже в следующем году его вместе с "Жутким" сдали в порт, а еще через год оба миноносца были переданы на разборку. "Завидный" собирались восстановить, он уже стоял на капитальном ремонте, однако в мае 1922 года его сдали в порт на долговременное хранение. Больше вопрос о ремонте миноносца не поднимался, и в 1923 году его разобрали на металл.
Начало Первой мировой войны застало в ремонте миноносцы "Бодрый" и "Бравый" - только в 1915 году они вступили в строй. В учебном плавании с осени 1917 года находились вспомогательный крейсер "Орел" с эскадренными миноносцами "Бойкий" и "Грозный". После Октябрьской революции команды разделились: часть требовала немедленного возвращения в Россию, часть вошла в соглашение с французскими колониальными властями. После длительной переписки, в которой приняли участие колчаковское Морское министерство, Министерство иностранных дел, русские посольства в Париже и Токио, русские консульства в Сингапуре и Гон-гонге, а также французские власти в Индокитае, корабли осенью 1919 года вернулись во Владивосток. По непроверенным данным, "Бойкий" во время этой одиссеи ходил под французским флагом и именовался "Qventin Roosewelt" в память сына президента США, погибшего в Первой мировой войне.
К концу 1917 - началу 1918 года из миноносцев Сибирской флотилии находилось в строю всего четыре корабля и в числе их "Бравый". В июне 1918 года интервенты захватили власть во Владивостоке. Находившиеся на рейде иностранные военные корабли навели свои орудия на исправные миноносцы Сибирской флотилии, стоявшие на бочках в гавани с таким расчетом, чтобы корабли интервентов находились в секторе торпедного залпа. Наконец, по обоюдному соглашению, миноносцы были переданы Приморской земской управе, а их команды, получив "гарантию полной свободы и неприкосновенности", сошли на берег.
Отступая, белогвардейцы в октябре 1922 года привели в негодность почти все оставшиеся миноносцы Сибирской флотилии, в том числе "Бойкий" и "Бодрый". Находившийся в доке на ремонте "Бравый" 25 октября 1 922 года был отбит частями Народно-революционной армии Дальневосточной республики и через месяц включен в состав Морских сил Дальнего Востока. В марте 1923 года ремонт миноносца был закончен, и 19 сентября он получил новое имя "Анисимов". Но из-за ветхости корпуса и износа механизмов корабль в основном использовался как брандвахтенное судно и 17 декабря 1923 года был передан на хранение в порт, где простоял до ноября 1925 года, после чего был сдан в ОФИ. "Бодрый" из-за сильного износа корпуса в строй так и не вводился и в конце мая 1923 года был передан в ОФИ для разборки на металл. Находившийся в несколько лучшем состоянии "Бойкий" 30 ноября 1922 года был сдан в порт на хранение, но через три года все же разобран на металл. В ноябре 1 925 года все три корабля были исключены из списков флота.