Корпус

 

Чтобы дать возможность орудиям бор­товых установок стрелять в нос и корму на малых углах возвышения, не повреж­дая при этом верхней палубы, послед­нюю сузили за счет резкого завала бортов в верхней части корпуса. Это также отчасти компенсировало увеличение «верхнего» веса из-за расположения всех орудий ГК на верхней палубе в тя­желых бронированных барбетах.

Корабль был построен из стали про­изводства Путиловского завода под на­блюдением корпуса корабельных инже­неров полковника Н.А.Самойлова. Вер­тикальный внутренний киль из 13-мм стальных листов размером 5,5 — 6,1x0,99 м шел непрерывно по всей дли­не корпуса. Горизонтальный киль из та­ких же листов, но в два слоя, крепился к нему угловой сталью.

Форштевень (29 т) и ахтерштевень (15 т) представляли собой цельные брон­зовые отливки Балтийского завода. Форштевень доходил до батарейной па­лубы, выше которой продолжался же­лезной конструкцией, а на высоте тара­на переходил в горизонтальный брештук, прочно соединенный с броневым насти­лом нижней палубы. Форма ахтерштевня также была необычной — вниз от ниж­ней палубы он заменял часть стальной и деревянной обшивки кормового подзо­ра, для которой из-за острых обводов не хватало места. Из бронзы отливалась рулевая рама с рудерпостом, петлями и крючьями, а также наружные кожухи гребных валов и кронштейны. Руль об­шивался деревом на медных болтах и медными листами. Основные, запасные румпели и тяги выковывались из «луч­шей стали».

Набор корпуса имел по четыре стрин­гера с борта, набранных из стальных листов: нижний проходил от штевня до штевня, второй — от форштевня до на­стила кормовой платформы, третий — от носовой до кормовой платформы, четвертый (водонепроницаемый) — в плоскости платформ, скрепляясь с их железным настилом. Нижние шпангоу­ты из угловой стали в пределах двойно­го дна шли с шагом 4 фута (1,22 м) от вертикального киля до четвертого стрин­гера. Они располагались короткими участками между стрингерами и соеди­нялись между собой бракетами из лис­товой стали. Десять из них были сдела­ны водонепроницаемыми. Под МКО бракетные шпангоуты заменили шпангоутными рамками. Вне двойного дна шпа­ция составляла 3 фута (шпангоуты из угловой стали шли от кипя до броневой палубы), в пределах броневого пояса — 2 фута, за ахтерштевнем — 4 фута.

Водонепроницаемое внутреннее дно между шпангоутами 22 и 114 проходи­ло от киля до четвертого стрингера (до платформ), а также в районе погребов боезапаса в оконечностях между плат­формами и нижней палубой. Внутрен­нее дно МКО от киля до продольных переборок угольных ям набиралось из стальных листов толщиной 9,5 мм, в ос­тальных местах — из 7,9-мм листов.

Наружная обшивка от киля до шельфа под броню набиралась из 14,3-мм сталь­ных листов размером 4,88x1,07 м, за броней — из двух слоев 11,9-мм сталь­ных листов, над нижней палубой и по­ясом — из 13-мм листов. В носовой час­ти, вокруг якорных клюзов, где якорь при подъеме из воды задевал борт ла­пами, листы обшивки были положены в два слоя. Во многих справочниках это утолщение обшивки ошибочно принято за продолжение броневого пояса. Во­круг портов 152-мм орудий и торпед­ных аппаратов общая толщина двойной обшивки составляла 37,3 мм — для за­щиты от газов при выстрелах.

Поперечные водонепроницаемые переборки проходили по шпангоутам 36, 60, 83 и 102; от внутреннего дна до жи­лой палубы они имели толщину 9,5 мм, а выше нее — до верхней палубы — 6,4 мм. Кормовая переборка, в которой располагались набивные коробки греб­ных валов, до нижней палубы имела тол­щину 14,3 мм.

«Адмирал Нахимов» стал первым рус­ским боевым кораблем, оснащенным продольной водонепроницаемой 7,9 — 9,5-мм переборкой в МКО, проходив­шей по диаметральной плоскости (ДП) от внутреннего дна до жилой палубы, и 5,56-мм фланговыми, проходившими с внешней и внутренней сторон угольных ям (примерно от четвертого и третьего днищевых стрингеров) между шпангоу­тами 36 и 102 до той же высоты. Меж­ду внешней переборкой, являвшейся продолжением вверх внутреннего дна, и бортовой обшивкой имелся коридор, позволявший производить осмотр крепле­ний броневых плит пояса. В закрытой ба­тарее между 1 52-мм орудиями имелись противоосколочные 11-мм переборки.

Бимсы верхней палубы, имевшей погибь 152 мм, и батарейной набирались из тавробимсовой стали размером 178x127 мм и 229x140 мм, соответст­венно, а жилой и нижней — из угловой стали размером 229x88 мм, бимсы плат­форм — из угловой стали размером 127x64 мм. Верхняя кромка бимсов ниж­ней палубы при проектной осадке была на 1,5 м, а у ДП на 0,38 м ниже грузо­вой ВЛ. По концам бимсов верхней па­лубы проходил стрингер из стальных листов (длина 5 шпаций, ширина 915 и толщина 7,9 мм). Настил верхней палу­бы состоял из 7,9-мм стальных листов, поверх которых лежали сосновые доски шириной 165 и толщиной 76 мм. Настил батарейной палубы на длине батареи 1 52-мм орудий состоял из 6,4-мм лис­тов, не доходящих до ДП на 2,75 м (до кожухов дымоходов), а под бортовыми барбетами — из двух слоев по 12,7 мм. Поверх стальных листов укладывались сосновые доски шириной 165 и толщи­ной 88 мм, которые перемежались ду­бовыми. В жилой палубе в пределах броневого пояса стальной настил имел толщину 1 2,7 мм, а вне его — 5,56 мм. Впереди и позади пояса, над карапасными палубами, проходили водонепрони­цаемые платформы из 6,4-мм стальных листов. Все листы настила палуб и платформ имели размер 3,66x1,07 м.

Палубная стальная броня на уровне жилой палубы на протяжении пояса име­ла толщину 37,3 мм на 12,7-мм насти­ле. Карапасная палуба вне пояса состо­яла из двух слоев стали общей толщи­ной 76 мм. В ходе строительства из-за чрезмерной сложности работ пришлось отказаться от проектной двухслойной конструкции броневой палубы (нижний слой из мягкой, верхний из более твер­дой стали) и оставить только мягкую сталь. Все стыки и пазы броневого на­стила были прочеканены, чтобы не про­пускать воду.

Деревянный киль изготовили из тика и прикрепили угольниками к стальной на­ружной обшивке. Фальшкиль и боковые кили (длиной 49 м напротив третьего стрингера) сделали из лиственницы и обшили медными 12,7-мм листами. Де­ревянная обшивка подводной части со­стояла из двух слоев: внутреннего — из вертикально расположенных сосновых брусьев (чаков) и внешнего — из про­дольно расположенных 64-мм досок лиственницы. Поверх проходили два слоя медной обшивки с просмоленной бума­гой между ними.

Коэффициент общей полноты корпу­са составил 0,63, Водоизмещение по проекту при размерениях 97,84 (между перпендикулярами)/101,5(по ВЛ)/ 103,3(общая)х18,6х7,696 (средняя) м составляло 7781,7 т. Полное — 8473 т, из которых на корпус с палубной броней приходилось 3438 т, на остальное бронирование — около 990 т, на главные и вспомогательные механизмы, валы, винты и котельную воду — около 1340 т, на уголь 1200 т, артиллерию с боезапасом около 490 т, дельные вещи 403 т, рангоут и паруса 150 т, якоря и цепи 110 т, команду с багажом 78 т, гребные и паровые шлюпки 46 т, мин­ное вооружение 35 т; остальные 193 т занимали предметы снабжения, запчас­ти, продовольствие и питьевая вода.