Вооружение
По проекту артиллерия крейсера состояла из четырех 229-мм, десяти 152-мм и четырех 87-мм (4-фунтовых) орудий, но достроили его с восемью 203-мм 35-калиберными, десятью 152-мм 35-калибернымиг четырьмя 87-мм 24-калиберными, двумя 63,5-мм десантными пушками Барановского (все Обуховского завода) и десятью пятиствольными револьверными скорострелками Тульского оружейного завода. Минное вооружение включало три 381-мм надводных торпедных аппарата (кормовой и два бортовых) на жилой палубе, 40 сфероконических мин заграждения в минном погребе под карапасной палубой в носу, два минных и два паровых катера, вооруженных торпедными аппаратами, метательными и шестовыми минами. К нему же относились и два боевых прожектора, установленных на крыльях ходового мостика.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НЕКОТОРЫХ РУССКИХ ОРУДИЙ |
|||||
Калибр, мм/длина ствола. |
|
Дальность стрельбы. каб. (угол) |
Скорострельность, выстр./мин. |
||
Образец |
Вес орудия, т/ установки*, т/ снаряда/заряда**, кг |
Начальная Скорость, м/с |
|||
203/30 |
1877 |
13,0/21,2/87,7/32,7 |
599 |
35,0 (12) |
0,4 |
203/35 |
1884 |
13,7/21,4/87,7/52,2 |
664 |
50,0 (15) |
0,4 |
152/28 |
1877 |
4,2/8,4/41,5/13,5 |
543 |
35,0 (12) |
0,4 |
152/35 |
1884 |
6,4/11,3/41,4/22,9 |
645 |
43,0 (15) |
1-3 |
86,9/24 |
1877 |
0,36/1,24/6,9/1,4 |
442 |
18,0 (10) |
1,3 |
43,5/19 |
1877 |
0,11/0,36/2,6/0,4 |
372 |
10,0 (19) |
5 |
47/25 |
1884 |
0,57/1,15/1,1/0,08 |
450 |
10,0 (10) |
43*** |
47/43 |
1896 |
0,23/0,49/1,5/0,4 |
701 |
25,0 (10) |
19 |
37/23 |
1879 |
0,27/0,32/0,5/0,069 |
442 |
10,0 (6,6) |
32*** |
37/23 |
1894 |
0,13/0,17/0,5/0,035 |
442 |
15,0 (11) |
20 |
* орудие со станком; ** орудия системы 1877 г. Имели заряд из дымного черного пороха, системы 1884 г. и 37-мм пятистволки — из дымного бурого, а более новые и 47-мм пятистволки — из бездымного; *** пятиствольные орудии. |
203-мм орудия имели поршневые затворы и станки Вавассера с гидравлическим компрессором отката. Накат орудия после выстрела осуществлялся по наклонным салазкам за счет собственного веса. В походном положении орудия со станками откатывались по раме назад и вверх, так что из амбразур стволы выглядывали всего на метр-полтора. Приводы поворота башен и подача боезапаса — ручные. К бортовым установкам боезапас на тележках подавали по продольному коридору на нижней палубе под защитой пояса. Батарейные 152-мм орудия с поршневыми затворами стояли на станках системы штабс-капитана Дуброва с бортовым штыром, относительно которого осуществлялась горизонтальная наводка. В походном положении они также откатывались по раме от борта и разворачивались вдоль него, полностью скрываясь за орудийными портами. Перевод орудия из боевого положения в походное занимал 5 минут, обратно — несколько меньше. Боезапас подавали вручную: на нижнюю палубу через специальные колодцы внутри цитадели, далее — через сходные люки. Стреляли 203-мм и 152-мм пушки дымным порохом, и корабль после каждого залпа заволакивало густыми клубами дыма, мешая наблюдать за падением снарядов и вести частую стрельбу. Тем не менее они значительно превосходили предыдущие русские орудия аналогичного калибра по баллистическим характеристикам, и принятие их на вооружение было большим шагом вперед. Орудия 203/35 в русском флоте несли еще крейсера «Память Азова» (2 установки), «Рюрик» (4) и канонерские лодки типа «Кореец» (по 2), а орудия 152/35 — броненосцы типа «Екатерина II» (по 7), «Император Николай I», «Император Александр II», «Наварин» (по 8), «Двенадцать Апостолов» (4), крейсера «Память Азова» (13) и «Адмирал Корнилов» (10), канлодки типов «Кореец» и «Отважный» (по 1).
Во время ремонта 1898—1899 годов, когда на крейсер поставили новые котлы и сняли парусный рангоут, легкие пушки заменили на скорострельные одноствольные орудия Гочкиса образца 1896 года: двенадцать 47-мм 43-капибер-ных и шесть 37-мм 23-калиберных (на надстройках, верхней палубе, кормовом балконе). На марсах установили по два трехлинейных пулемета. Оставили и две десантные пушки, которые могли стоять на корабельном или колесном лафете и обычно хранились в разобранном виде. Число боевых прожекторов довели до пяти: на специальных площадках на мачтах и крыльях ходового мостика и на крыше средней рубки.