Вооружение

 

По проекту артиллерия крейсера со­стояла из четырех 229-мм, десяти 152-мм и четырех 87-мм (4-фунтовых) ору­дий, но достроили его с восемью 203-мм 35-калиберными, десятью 152-мм 35-калибернымиг четырьмя 87-мм 24-калиберными, двумя 63,5-мм десантны­ми пушками Барановского (все Обуховского завода) и десятью пятиствольными револьверными скорострелками Тульского оружейного завода. Минное вооружение включало три 381-мм над­водных торпедных аппарата (кормовой и два бортовых) на жилой палубе, 40 сфероконических мин заграждения в минном погребе под карапасной палу­бой в носу, два минных и два паровых катера, вооруженных торпедными аппа­ратами, метательными и шестовыми минами. К нему же относились и два боевых прожектора, установленных на крыльях ходового мостика.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НЕКОТОРЫХ РУССКИХ ОРУДИЙ

Калибр,

мм/длина

ствола.

 

Дальность

стрельбы.

каб. (угол)

Скорострельность,

выстр./мин.

Образец

Вес орудия, т/ установки*, т/ снаряда/заряда**, кг

Начальная

Скорость, м/с

203/30

1877

13,0/21,2/87,7/32,7

599

35,0 (12)

0,4

203/35

1884

13,7/21,4/87,7/52,2

664

50,0 (15)

0,4

152/28

1877

4,2/8,4/41,5/13,5

543

35,0 (12)

0,4

152/35

1884

6,4/11,3/41,4/22,9

645

43,0 (15)

1-3

86,9/24

1877

0,36/1,24/6,9/1,4

442

18,0 (10)

1,3

43,5/19

1877

0,11/0,36/2,6/0,4

372

10,0 (19)

5

47/25

1884

0,57/1,15/1,1/0,08

450

10,0 (10)

43***

47/43

1896

0,23/0,49/1,5/0,4

701

25,0 (10)

19

37/23

1879

0,27/0,32/0,5/0,069

442

10,0 (6,6)

32***

37/23

1894

0,13/0,17/0,5/0,035

442

15,0 (11)

20

* орудие со станком;

** орудия системы 1877 г. Имели заряд из дымного черного пороха, системы   1884 г. и 37-мм пятистволки — из дымного бурого, а более новые и 47-мм пятистволки — из бездымного;

*** пятиствольные орудии.

 

203-мм орудия имели поршневые за­творы и станки Вавассера с гидравличес­ким компрессором отката. Накат ору­дия после выстрела осуществлялся по наклонным салазкам за счет собствен­ного веса. В походном положении ору­дия со станками откатывались по раме назад и вверх, так что из амбразур ство­лы выглядывали всего на метр-полтора. Приводы поворота башен и подача бое­запаса — ручные. К бортовым установкам боезапас на тележках подавали по продольному коридору на нижней па­лубе под защитой пояса. Батарейные 152-мм орудия с поршневыми затвора­ми стояли на станках системы штабс-ка­питана Дуброва с бортовым штыром, относительно которого осуществлялась горизонтальная наводка. В походном положении они также откатывались по раме от борта и разворачивались вдоль него, полностью скрываясь за орудий­ными портами. Перевод орудия из бое­вого положения в походное занимал 5 минут, обратно — несколько меньше. Боезапас подавали вручную: на нижнюю палубу через специальные колодцы внут­ри цитадели, далее — через сходные люки. Стреляли 203-мм и 152-мм пушки дымным порохом, и корабль после каж­дого залпа заволакивало густыми клу­бами дыма, мешая наблюдать за паде­нием снарядов и вести частую стрель­бу. Тем не менее они значительно пре­восходили предыдущие русские орудия аналогичного калибра по баллистическим характеристикам, и принятие их на во­оружение было большим шагом вперед. Орудия 203/35 в русском флоте несли еще крейсера «Память Азова» (2 уста­новки), «Рюрик» (4) и канонерские лод­ки типа «Кореец» (по 2), а орудия 152/35 — броненосцы типа «Екатери­на II» (по 7), «Император Николай I», «Император Александр II», «Наварин» (по 8), «Двенадцать Апостолов» (4), крейсера «Память Азова» (13) и «Адми­рал Корнилов» (10), канлодки типов «Ко­реец» и «Отважный» (по 1).

Во время ремонта 1898—1899 годов, когда на крейсер поставили новые кот­лы и сняли парусный рангоут, легкие пушки заменили на скорострельные одноствольные орудия Гочкиса образца 1896 года: двенадцать 47-мм 43-капибер-ных и шесть 37-мм 23-калиберных (на надстройках, верхней палубе, кормовом балконе). На марсах установили по два трехлинейных пулемета. Оставили и две десантные пушки, которые могли сто­ять на корабельном или колесном лафе­те и обычно хранились в разобранном виде. Число боевых прожекторов дове­ли до пяти: на специальных площадках на мачтах и крыльях ходового мостика и на крыше средней рубки.