Первая компания

 

С самого зачисления в списки флота «Адмирал Нахимов», хотя и не нес кор­мового гвардейского флага, состоял в гвардейском экипаже, то есть его ком­плектовали лучшими матросами и офи­церами. Первым командиром стал ка­питан 2 ранга К.К.Деливрон 1-й, произ­веденный в капитаны 1 ранга еще до вво­да корабля в строй, сразу после участия «Нахимова» в царском конвое в Копен­гаген. Это был опытный офицер, до это­го в чине капитан-лейтенанта командо­вавший клипером «Джигит» и совершив­ший на нем длительное плавание на Ти­хий океан. Испытания корабля задержа­лись из-за ремонта днища, поврежден­ного летом 1887 года при входе в Купе­ческую гавань, и только 29 сентября 1888 года в 16 часов 40 минут новый крейсер вышел из Кронштадта на Дальний Вос­ток. Осенняя Балтика встретила «Нахи­мова» девятибалльным штормом, но корабль по донесению командира про­явил отличные мореходные качества: качка оказалась плавной, неукачивающей, чему способствовало высокое по­ложение центра тяжести из-за парусно­го рангоута и орудий ГК на верхней па­лубе. После заходов в Киль, Шербур и Плимут «Адмирал Нахимов» продолжил свой путь по Атлантике, в обход Афри­канского континента. Большая осадка делала проблематичным более короткий маршрут через Средиземное море и Суэцкий канал, которым обычно поль­зовались идущие на Дальний Восток рус­ские крейсера, а хорошая мореходность «Нахимова» гарантировала благополуч­ный исход такого плавания, дававшего отличную практику команде. Относи­тельно короткий и полный корпус позво­лял кораблю всплывать на крупную ат­лантическую волну и опускаться «очень легко и без вздрагивания», принимая на бак только «массу брызг». Правда от­сутствие полубака и перегрузка застав­ляли командира при ходе против волны снижать скорость до 2,5 — 3 узлов, что­бы не зарываться носом, но в отличие от большинства других подобных кораб­лей крейсер и в этих условиях продол­жал хорошо слушаться руля.

Зайдя в Порто-Гранде и Капштадт, где пополнялись запасы угля, «Адмирал На­химов» в очередной тяжелый шторм обогнул мыс Доброй Надежды и 11 ян­варя 1889 года благополучно прибыл на о.Маврикий. Дальнейший путь пролегал через Коломбо, Батавию и Шанхай, и 6 апреля новый крейсер бросил якорь в японском порту Нагасаки, где всегда для необходимого после долгого перехода ремонта останавливались русские кораб­ли. 13 мая «Нахимов» прибыл во Влади­восток, включившись в программу обыч­ных летних учений Тихоокеанской эскад­ры контр-адмирала В.П.Шмидта.

Качество постройки «Адмирала Нахи­мова» подверглось неожиданной провер­ке, когда он в июле сел на мель в бухте Новик. Наружный 400-мм деревянный киль и 1 52-мм слой деревянной обшив­ки сыграли роль своеобразного буфе­ра, предотвратив более серьезные по­вреждения. Но деформированное на длине 30 м днище и разорванная между шпангоутами 50 и 52 обшивка требова­ли срочного докового ремонта, который тогда во Владивостоке произвести было невозможно. Пришлось идти в порт Иокогама на восточном побережье Япо­нии, где а расположенной по соседству военно-морской базе Йокосука имелся сухой док подходящих размеров. В те­чение августа пробоину закрыли наклад­ным стальным листом, восстановили во­донепроницаемость деревянной и мед­ной обшивок, а впадину в днище, дости­гавшую глубины 230 мм, заполнили дре­весиной, чтобы вернуть корпусу преж­ние обводы. Одновременно очистили подводную часть корпуса от налипших за годичное плавание ракушек и водо­рослей и покрыли броневой пояс семью слоями японского лака, предохранявше­го металл от коррозии.

В начале сентября «Адмирал Нахимов» вернулся во Владивосток, но ранние хо­лода заставили русскую эскадру спустя уже шесть недель уйти на зимовку в теплые японские воды. 19 октября «На­химов» под флагом вице-адмирала В.П.Шмидта в сопровождении клипера «Разбойник» вышел из Владивостока. В море корабли разделились — «Разбой­ник» пошел более коротким путем че­рез Хирадский пролив, по которому но­чью «Нахимову» было идти рискованно. Сначала крейсер шел под парусами, но ночью ветер стих, и пришлось поднять пары в шести котлах. Несмотря на вре­менами встречный ветер, «Нахимов» легко держал 11 —12 узлов, и утром 22 октября бросил якорь на рейде Нага­саки, опередив «Разбойника» на несколь­ко часов. В конце месяца к флагману присоединились канонерские лодки «Манджур» и «Сивуч». Начались эскад­ренные учения: парусные, рангоутные, шлюпочные, десантные и другие. 4 но­ября в Нагасаки зашел флагман Китай­ской станции британского флота броне­носный крейсер «Имперьюз». Глядя на этот безрангоутный двухтрубный ко­рабль с длинными стволами 234-мм ору­дий за коробчатыми щитами, трудно было распознать в нем прототип «Нахи­мова». Русские офицеры, воспользовав­шись предложением английского коман­дира, побывали на показательно изготов­ленном к бою «Имперьюз» и с интере­сом ознакомились с кораблем вероятного противника — еще свежи были в памяти события 1885 года, когда обе страны находились на грани войны.

В конце ноября ушел на Балтику «Раз­бойник», а через неделю в обход китай­ских портов вышли обе канонерки. Па­роход «Владивосток», на который с «На­химова» перевели 6 нижних чинов во гла­ве с унтер-офицером, готовился отпра­виться на поиски пропавшей шхуны «Крейсерок». В Нагасаки остались «На­химов» и клипер «Крейсер». На усиле­ние эскадры шел недавно построенный бронепалубный крейсер «Адмирал Кор­нилов» с новым начальником вице-адми­ралом П.Н.Назимовым, но необходи­мость наносить визиты в дружеские гре­ческие порты задерживала его на Сре­диземном море. По приказу управляющего Морским министерством В.П.Шмидт, не дожидаясь своего пре­емника, до рассвета 1 4 декабря спустил свой флаг и вскоре отбыл в Кронштадт через Иокогаму и Америку.

Дела штаба принял командир «Нахи­мова» К.К.Деливрон, которому было предписано ждать вице-адмирала Нази­мова в Нагасаки. В первый же день но­вого «исправляющего должность началь­ника эскадры» случилась авария. Стоя­щий на якоре и готовящийся к выходу в море «Владивосток» был задет прохо­дящим мимо пароходом «Низам» анг­лийской компании «Р&О». Экспедицию по поиску шхуны «Крейсерок» пришлось отложить, а вместо этого заняться су­дебными делами по взиманию с англи­чан иска за ущерб. На «Нахимове» про­должали рейдовые учения, провели «об­стоятельную» окраску крейсера, а во время начавшихся проливных дождей «немало времени употребили на теоре­тические занятия с командой по специ­альностям и обучению грамоте». Ведь за количество проведенных занятий с командой во время заграничного плава­ния с офицеров русского флота строго спрашивали.

Несмотря на интенсивные учения на рейде Нагасаки, гребные и парусные гонки на шлюпках, Деливрон считал, что столь длительная стоянка вредно сказы­вается на машинистах, кочегарах, комен­дорах и стрелках, лишенных всякой прак­тики. Поэтому он настойчиво добивался разрешения выйти в море навстречу вице-адмиралу Назимову. 8 января 1890 года наконец-то была получена теле­грамма от управляющего Морским ми­нистерством, разрешавшая перейти в Гонконг, проведя по пути артиллерийские стрельбы. Дождавшись возвращения в Нагасаки «Манджура» и «Сивуча», «На­химов» в 18 часов 16 января снялся с якоря при свежем ветре, имея под пара­ми 5 котлов. В открытом море сила вет­ра доходила до 8 баллов, налетали де­сятибалльные шквалы с градом и до­ждем, так что для уменьшения «подда­вания» волн на бак пришлось снизить ход до 3 узлов. В такую погоду нечего было и думать о проведении практической стрельбы, да и наспех отремонтирован­ный корпус подвергался серьезному ис­пытанию. В донесении К.К.Деливрон ука­зывал, что в течение всего перехода «крейсер, как против ветра, так и в галф­винд, при громадной волне держался отлично и не претерпел ни малейшей аварии». Как только ветер ослабел, в помощь машинам поставили паруса, а затем ввели а действие шестой котел, чтобы успеть в Гонконг засветло 21 ян­варя. После Гонконга, где на рейде за­стали всю английскую эскадру Китайской станции во главе с «Имперьюз» (флаг вице-адмирала Н.Сэлмона), «Нахимов» посетил Амой, Фучоу и Шанхай, и в марте уже под командованием капита­на 1 ранга Федотова, бывшего коман­дира броненосца «Петр Великий» (Де­ливрон получил назначение командиром строящегося в Петербурге броненосца «Наварин»), вернулся в Нагасаки, вновь став флагманом эскадры. 23 апреля «На­химов» присоединился в Кобе к «Адми­ралу Корнилову», а 4 мая оба крейсера вместе с клипером «Крейсер» и канлодкой «Сивуч» перешли во Владивосток для выполнения программы летних плаваний и учений.

15 августа «Адмирал Нахимов» (флаг П.Н.Назимова), «Адмирал Корнилов», клиперы «Крейсер», «Джигит» и канлодка «Бобр» вышли из Владивостока в Пет­ропавловск-Камчатский, чтобы принять участие в ежегодных торжествах в па­мять героической обороны города от англичан и французов в 1854 году. Из-за небольшого запаса угля на клиперах часть пути в 1 590 миль пришлось вести их на буксире: «Джигит» у «Нахимова», «Крейсер» у «Корнилова». Эскадра при­была в самый восточный порт империи 22 августа, за двое суток до начала праздника. В этом походе решались и другие важные задачи, связанные с обес­печением охраны котиковых промыслов и демонстрацией флага в отдаленных портах, где до этого не видели ни одно­го русского боевого корабля. Рандеву всем судам Назимов назначил в Корсаковском порту на южной оконечности Сахалина, куда «Нахимов» прибыл 4 сен­тября. Спустя четыре дня флагман пере­шел в Дуэ, где его настигло сообщение о холере во Владивостоке. В связи с карантином порт закрыли, приостановив в нем все работы. Пришлось «Нахимову» почти две недели провести в море, пере­ходя из одной бухты в другую, и только 21 сентября он бросил якорь на рейде Владивостока. На пути из бухты Амери­ка крейсер встретил свежий попутный ветер и крупную зыбь, так что пришлось для уменьшения бортовой качки (размахи доходили до 33 градусов на борт) принять 250 т воды в междудонное про­странство.

Дальнейшие действия русских кораб­лей в Тихом океане были продиктованы необходимостью обеспечивать морское путешествие наследника престола Нико­лая Александровича на Дальний Восток, которое началось 19 октября из далеко­го средиземноморского порта Триест на борту недавно вошедшего в строй бро­неносного крейсера «Память Азова». Первым на встречу 11 октября вышел «Адмирал Корнилов», соединившийся с отрядом будущего царя в Бомбее. «На­химов» же 25 октября отправился в Иоко­гаму и Йокосуку (вице-адмирал Назимов перенес флаг на канлодку «Бобр») для ремонтных работ, которые не мог вы­полнить Владивостокский порт (напри­мер, из-за отсутствия конопатчиков во Владивостоке нельзя было даже проко­нопатить палубу). 9—12 декабря крей­сер перешел в Нагасаки, пробыв в от­дельном плавании 48 суток. Двое суток принимали 1192 т угля, и в ночь на 15 декабря на стеньге «Нахимова» снова взвился флаг вице-адмирала П.Н.Нази­мова.

12 января 1891 года крейсер вышел в море, чтобы перед приходом в Синга­пур — место встречи наследника — зайти в Манилу (18—25 января), куда также намеревался нанести визит «высочайший путешественник». Флагман прибыл в Сингапур 30 января в 14 часов 30 минут, а 31-го в 17 часов, закончив погрузку 849 т угля, вышел на внешний рейд, где 18 февраля Тихоокеанская эскадра в составе «Адмирала Нахимова», «Джиги­та», канлодок «Кореец» и «Манджур» флагами расцвечивания и салютом встре­чала «Память Азова» и сопровождавше­го его «Владимира Мономаха». («Адми­рал Корнилов» 23 января был вынужден отправиться в Крым с заболевшим бра­том Николая Георгием Александровичем на борту.) Усиленная русская эскадра под общим командованием П.Н.Назимо­ва по пути в Японию посетила Батавию, Бангкок и Гонконг, прибыв в Нагасаки в начале апреля. Начавшееся 25 апреля в Кобе сухопутное путешествие наследника по Японии спустя четыре дня было прервано покушением на него в Киото, после чего русские корабли спешно ушли во Владивосток и 11 мая бросили якоря в бухте Золотой Рог. После завершения этой миссии «Адмирал Нахимов» полу­чил приказ возвращаться на Балтику для ремонта.

В обратный путь через Сингапур, Ко­ломбо, Суэцкий канал и Шербур крей­сер отправился в июне, а уже 17 сен­тября его встречали в Кронштадте. За трехлетнее плавание он прошел около 19 000 миль, не испытав при этом ни од­ной серьезной поломки или аварии ме­ханизмов. Совершив еще короткий поход в Копенгаген, корабль 28 октября стал в Константиновский док для восста­новления днищевого набора и обшивки корпуса. В ходе работ пришлось заме­нить по шесть листов наружного и внут­реннего слоев горизонтального киля (4,2 т), 16 листов наружной обшивки (до 12т), 60 бракет междудонного про­странства (5,7 т), около 90 обделочных угольников по шпангоутам, стрингерам и килю (6,4 т), 4 «гребня» тавровой ста­ли наружного вертикального киля и 8 по­лос Z-образной стали (0,28т), крепив­ших чаки деревянной обшивки, до тонны стыковых планок и прокладок наружной обшивки. Доковые работы завершились 1 июня 1892 года. В соответствии с пер­вой официальной классификацией, вве­денной приказом по Морскому ведом­ству 1 февраля 1892 г., «Адмирал Нахи­мов» стал крейсером 1 ранга.

В январе 1892 года за плавание с це­саревичем капитан 1 ранга Федотов, капитан 2 ранга Родионов и ряд других офицеров «Адмирала Нахимова» полу­чили высочайшие награды.