Итальянские крейсера

«Джузеппе Гарибальди»

 

Его карьера оказалась весьма актив­ной и почетной. После нескольких пет службы «Гарибальди» стал излюбленным флагманским кораблем. На нем после­довательно поднимали свои флаги семь адмиралов. Он же наиболее отличился в боевых операциях среди однотипных «итальянцев», потопив два турецких ко­рабля, и в итоге сам погиб от вражес­кой торпеды.

В начале 1901 года под командой капи­тана 1 ранга Виотти крейсер вышел на первые испытания, после чего корабль был включен в состав сил Средиземного моря в качестве крейсера при флоте. В первые годы его служба протекала в водах Ита­лии, исключая лишь короткий визит в Ту­лон в апреле того же года.

В июне следующего года командова­ние принял капитан 1 ранга Чезаре Анелпи, и корабль отправился в крейсерство к берегам Триполитании и Киренаики, но­сившее явно политический характер. Он посетил Триполи, Бенгази, Тобрук, бухту Суда, Смирну (Измир) и в октябре вер­нулся в Таранто. На следующий год «Га­рибальди» ходил в Алжир и Грецию (Са­лоники и Пирей).

В декабре 1903 года в деятельности крейсера наступил первый «антракт»: его перевели в резерв, оставив на базе в Специи. Отправился он в море только в апре­ле следующего года, уже под командо­ванием капитана 1 ранга Андреа Канале. Вновь войдя в состав сил Средиземного моря, корабль проплавал с эскадрой до ноября 1905 года.

16 ноября крейсер был выведен из со­става Средиземноморской эскадры и по­лучил специальное задание. На следую­щий день вместе с эсминцем «Остро» корабль покинул Специю и направился на Ближний Восток в составе международ­ного отряда под командованием австрий­ского вице-адмирала Юлиана фон-Риппе­ра для демонстрации против Турции. Вмес­те с другими кораблями интернациональ­ных сип он участвовал в высадке десанта для занятия Митилены на о.Лемнос. Толь­ко в конце декабря «Гарибальди» вернул­ся в Мессину и вновь присоединился к своей эскадре.

1 июня 1906 года крейсер получил «повышение по службе»: на нем под­нял свой флаг контр-адмирал Витторио Морено, командующий военно-морски­ми силами Средиземного моря, впослед­ствии его заменил контр-адмирал Эрменгильдо Цези. Но «Гарибальди» оставал­ся флагманом эскадры. В ее составе он совершил плавание к берегам Леванта, а затем участвовал в больших маневрах в присутствии короля Италии. В апреле 1908 года на крейсере спустили и вновь подняли адмиральский флаг: сменился командующий, им стал контр-адмирал Эдуарде Гальярди. Новый флагман по традиции предпринял поход на Ближний Восток, посетив острова Эгейского моря. И снова наступило время «отдыха» — с мая по июль 1909 года корабль нахо­дился в резерве в Специи, проходя ре­монтные работы.

После их окончания «Гарибальди», ко­торым теперь командовал капитан 1 ран­га Станислао Лореччо, стал флагманом резервной дивизии (флаг контр-адмирала Амеро д'Асте Стелла) Средиземномор­ской эскадры; в ее состав входили «Га­рибальди», «Варезе», «Феруччо». и «Амальфи».

Флагманская карьера крейсера про­должалась и на следующий год: 1 мая 1910 года он стал адмиральским кораб­лем 3-й дивизии (флаг контр-адмирала Энрико Никастро) в составе крейсеров «Гарибальди», «Феруччо», «Амальфи» и четырех эсминцев — «Нембо», «Эсперо», «Гранатьере» и «Фучильере». Впро­чем, в конце года его ждал очередной ремонт в Специи, затянувшийся вплоть до августа 1911 года.

Но случилось так, что ремонт при­шлось срочно заканчивать. Мирной ка­рьере крейсера пришел конец в сентяб­ре 1911 года, когда началась война Ита­лии с Турцией. Под командованием ка­питана 1 ранга Маттиа Джиавотто «Га­рибальди» вышел в море для участия в операциях в войне против Турции — и опять в качестве флагмана. Утром 29 сентября на борт поднялся контр-адми­рал Паопо Таон ди-Ревель, командую­щий 2-й дивизией (а составе крейсеров «Гарибальди», «Варезе», «Феруччо» «Марко Поло» и канлодки «Минерва»), входившей во 2-ю эскадру Соединенных военно-морских сил. Первой операцией, с участием «Гарибальди», стал штурм Триполи — он обстреливал форты Гамидие и поддерживал огнем высадку мор­ской пехоты, занявшей город. Затем крейсер конвоировал транспортные суда с войсками экспедиционного корпуса ге­нерала Канева и вновь поддерживал войс­ка огнем своей артиллерии.

В декабре «Гарибальди» перешел в район Тобрука и крейсировал вдоль по­бережья Киренаики, помогая итальян­ским войскам и обстреливая позиции турок до февраля 1 91 2 года, когда вмес­те с «Феруччо» ему пришлось покинуть Тобрук и направиться в Бейрут. 21 февраля крейсер вступил в свой первый ока­завшийся удачным морской бой. Пере­стрелка с турецкими кораблями продол­жалась до 24-го и закончилась потопле­нием обоих противников: канонерки «Авни-Иллах» и миноносца. Одержав столь нужную итальянцам победу, «Га­рибальди» возобновил службу в уже привычной роли флагмана, на этот раз корабля главнокомандующего морски­ми силами в Киренаике. Затем он вер­нулся в воды Ближнего Востока для борь­бы с военной контрабандой.

Вскоре зоной действий корабля ста­ло Эгейское море и Дарданеллы. 18 ап­реля крейсерская дивизия адмирала ди-Ревель обстреляла форты Атание, Кум-Кале, Оркание и Этюгрюл на входе в Дарданеллы. «Гарибальди» оставался в составе дивизии и после завершения опе­рации в Дарданеллах и лишь в мае за­шел в Таранто для кратковременного ремонта.

В августе «Гарибальди» и остальные корабли дивизии вновь отправились на Ближний Восток, где и провели в крей­серстве у берегов Турции и среди много­численных островов Эгейского моря не­сколько месяцев до конца войны. От­ряд с почетом вернулся в Италию 28 октября 1912 года.

11 ноября 1912 года «Гарибальди» принял участие в морском параде в Неа­поле, а уже 21-го был выведен из со­става Соединенных военно-морских сил и вскоре переведен в резерв для ремонт­ных работ в Специи.

Но уже привычная «начальническая» служба корабля не закончилась: в апре­ле 1913-го он становится флагманским кораблем 2-й дивизии (контр-адмирал Джованни Патрис) 2-й эскадры (вице-адмирал Марчелло Амеро д'Асте Стел­ла). В состав дивизии вошли все три крей­сера типа «Гарибальди» («Гарибальди», «Варезе», «Феруччо») и канонерка «Партенопе».

В мае 1913 года крейсер опять полу-чип индивидуальное задание. Приняв роту морской пехоты, он участвовал в высад­ке международных сил в Скутари (Ал­бания), после чего вернулся к обычной службе. В ноябре на бессменном флаг­мане появился новый адмирал: началь­ником 2-й дивизии стал контр-адмирал Эудженио Трифани.

В июне 1914-го «Гарибальди» был вы­веден из состава 2-й дивизии, а 11 фев­раля 1915 года получил приказ присо­единиться к 5-й дивизии 2-й эскадры. 20 февраля крейсер вновь вышел в бое­вой поход против привычных противни­ков — турок, проследовав к Бенгази для поддержки своих войск в их наступле­нии на Соплум.

На протяжении марта крейсер не­сколько раз переходил из Бет сии в Тоб­рук, а затем направился в Адриатику, где его собственная десантная группа поддерживала действия итальянской пе­хоты. После того, как его заменил бро­неносец «Дандоло», «Гарибальди» поки­нул берега Ливии и вернулся в Италию.

5 февраля 1915 года «Гарибальди» под командованием капитана 1 ранга Фран­ко Нанеса снова примкнул к 5-й дивизии и был послан в составе группы кораблей поддержки морского фронта в Бриндизи (вместе с броненосцами «Бенедетто Брин», «Регина Маргерита» и крейсера­ми «Варезе», «Феруччо» и «Пизани»).

Италия медленно, но верно втягива­лась в бушевавший уже год мировой конфликт. После начала военных дейст­вий против Австрии крейсер получил первое боевое задание а «большой вой­не» и 5 июня 1915-го обстрелял желез­ную дорогу в районе Рагузы.

Следующее задание для дивизии Трифари (итальянские крейсера «Гарибаль­ди», «Варезе», «Феруччо» и «Пизани», французские эсминцы «Коммандан Ривьер», «Буклие», «Бизон» и «Магони) состояло в поддержке группы легких сил адмирала Милло (итальянские легкие крейсера «Куарто», «Нино Биксио» и анг­лийский крейсер «Дублин», 11 итальян­ских и 2 французских эсминца). Боль­шие корабли обстреляли железную до­рогу из Рагузы в Катарро, а легкие силы действовали против островов Лисса и Ме­ле да.

Эта же группа получила аналогичное задание и в июле: бомбардировка пути Рагуза — Катарро и высадка десантных партий на острова Гравоза и Гиппана для разрушения причалов для миноносцев и укреплений. Этот поход оказался для «Гарибальди» последним. Утром 18 июля дивизия открыла огонь из 254-мм ору­дий по железной дороге. Внезапно «Гарибальди» обнаружил всего менее чем в 400 м вражескую подводную лодку U-4. Крейсер быстро сманеврировал, пытаясь уклониться от выпущенных по нему торпед. Первая из них прошла мимо, а вторая взорвалась в поперечной уголь­ной яме в центре корабля. Удар оказал­ся слишком серьезным. Объемистые машинные и котельные отделения быстро наполнились водой, и спустя всего не­сколько минут крейсер затонул на практически ровном киле. 53 человека погиб­ли вместе с ним, 525 удалось спасти.

 

«Варезе»

 

Если служба «Гарибальди» протекала главным образом в качестве адмираль­ского корабля, то службу этого крейсе­ра можно назвать «представительской».

После окончания испытаний 13 марта 1903 года он вошел в состав сил Среди­земного моря и тут же получил свое первое задание, носившее более чем специфический характер: им оказалась перевозка праха премьера Италии Франческо Криспи в Палермо.

14 сентября он был послан в Алжир для отдания почестей президенту Фран­ции, а 14 апреля следующего года—-в Барселону, где вместе со старым крей­сером «Умбрия» приветствовал короля Италии при его визите в Испанию.

Весь 1905 год «Варезе» принимал участие в учениях и походах вокруг Аппенинского полуострова. 11 апреля 1906-го он прибыл в Неаполь, где его экипаж участвовал в помощи жертвам извержения Везувия, а уже 18 апреля бросил якорь в Пирее по случаю Олим­пиады, проходившей в Афинах.

В августе 1909 года крейсер переве­ли в резервную дивизию, а затем он стал стационаром на Ближнем Востоке, за­менив 12 октября «Веттор Пизани» на стоянке в бухте Суда на Крите. В фев­рале следующего года ему пришлось вернуться в Италию для ремонта. После окончания работ в июне 1910-го «Варезе» вновь вошел в состав сил Средизем­ного моря. В феврале следующего года его включили в 1-ю дивизию, а 11 мая откомандировали в распоряжение комис­сии по приемке и испытаниям торпед в качестве флагманского корабля.

В преддверии войны с Турцией «Варезе» вошел в состав 1-й дивизии 2-й эскадры. После объявления войны участ­вовал в первой фазе операций у бере­гов Ливии, вернувшись затем к родным берегам.

1 ноября крейсер пришел в Триполи, чтобы принять на борт свою десантную партию и материалы, оставленные там с первых дней после взятия города. В се­редине декабря он возвратился в зону боевых действий, где использовал артил­лерию для обстрела Тобрука и поддерж­ки десантных партий со старых крейсе­ров «Вулкана» и «Этна».

В марте 1912-го «Варезе» вошел в со­став 2-й дивизии 2-й эскадры. Война с Турцией закончилась 11 ноября; крей­сер был переведен в 4-ю дивизию и при­нял участие в морском празднике в честь короля Италии. После турецкой кампа­нии он участвовал в крейсерства* у бе­регов Италии, Албании и Ближнего Вос­тока.

После вступления Италии в мировую войну вошел 8 дивизию адмирала Трифари. Вместе с «Гарибальди» он не раз бомбардировал берега противника, ока­завшись удачливее своего флагмана и не получив никаких боевых поврежде­ний. В июне 1917 года корабль перешел из-под армейского командования в рас­поряжение коменданта военно-морской базы в Бриндизи.

После окончания войны корабль нахо­дился в небоевом состоянии до 1920 года. Первоначально его использовали в каче­стве учебного судна для выпускников ака­демии в Ливорно. В июле 1920-го «Варе­зе» стал флагманом учебной дивизии (контр-адмирала Бодони) и служил в этом качестве до 1922 года, после чего посту­пил в распоряжение коменданта базы в Специи. 4 июня 1923 года карьера его закончилась: крейсер был исключен из списков флота и вскоре сдан на слом.

 

«Франческо Феруччо»

 

С момента вступления в строй третий «Гарибальди» присоединился к своим старшим собратьям. В мае 1906 года он вышел в первый самостоятельный поход — сначала на Сицилию, а затем в Ад­риатику.

В июле 1909 года «Феруччо» начал свою первую заграничную кампанию, но вскоре ему пришлось возвратиться в Италию для участия в ежегодных ма­неврах. В июне следующего года он вновь покинул рейд Неаполя, направив­шись на Ближний Восток, где ему пред­назначалось место стационера в бухте Суда. Вернулся в Италию он только в январе 1911 года.

«Феруччо» участвовал в итало-турец­кой войне вместе с «Гарибальди» и «Варезе», поддерживая, в частности, опе­рации войск около Тобрука. 17 января 191 2-го он эффективно обстрелял лагерь арабских войск в нескольких километ­рах от Дерна.

После реорганизации военно-морских сил крейсер вошел в состав 3-й дивизии вместе с броненосцами «Бенедетто Брин», «Регина Маргерита» и крейсера­ми «Гарибальди» и «Варезе». Вскоре его послали к берегам Малой Азии. 21 фев­раля «Феруччо» участвовал в действиях против Бейрута и вместе с «Гарибаль­ди» пустил ко дну уже упоминавшийся «Авни-Иллах».

9 марта крейсер вошел в состав 2-й дивизии 2-й эскадры, о действиях кото­рой мы уже говорили в разделе, посвя­щенном карьере «Гарибальди».

После окончания войны с Турцией крейсер стал стационером на Ближнем Востоке, посетив до декабря все остро­ва Эгейского моря, перешедшие под итальянский контроль.

По завершении текущего ремонта в феврале 1913 года «Феруччо» вновь вступил в состав действующего флота и был послан в Албанию в период связан­ного с этой страной политического кри­зиса.

К моменту вступления Италии в ми­ровую войну «Феруччо» под командо­ванием капитана 1 ранга Сомми Пиченарди находился в Таранто с другими кораблями 5-й дивизии.

С ноября по декабрь 1915 года крей­сер временно передавался в распоря­жение англо-американских сил в Леван­те, а в 191 6 — 1918 годах базировался в Бриндизи, выполняя задания по охране перевозок в Албанию и поддержки опе­раций у албанского побережья.

После завершения мировой войны «Феруччо» с 1919 по 1 923 год выполнял колониально-полицейские функции у берегов Киренаики. В 1924-м был пере­веден в учебные суда военно-морской академии. Его карьера закончилась в 1929 году, когда «Феруччо» был разо­ружен, хотя из списков его исключили только 13 января 1930-го.