Линкоры - дредноуты

 

К началу 1-й мировой войны Британский флот насчитывал в своем соста­ве 20 линкоров-дредноутов, 9 линейных крейсеров и 41 линкор старых ти­пов постройки 1894 — 1908 гг. В августе 1914 г. правительством были рек­визированы 2 дредноута, строившиеся по заказу Турции («Эрин» и «Эджинкорт»), а до конца первого года войны вошли в строй еще три: два корабля типа «Айрон Дюк» и линейный крейсер «Тайгер». В 1915 — 1917гг. Гранд Флит пополнился десятью сильнейшими линкорами и пятью линей­ными крейсерами с 15-дюймовой артиллерией главного калибра, а также строившимся на экспорт линкором «Канада». В ходе войны 5 английских дредноутов погибли «Инвинсибл», «Индефатигебл», «Куин Мэри», «Одейшес» и «Вэнгард»), и к моменту заключения перемирия с Германией ВМС Великобритании располагали 33 линкорами (не считая додредноутов) и 12 линейными крейсерами, сохранив за собой мировое первенство в области морских вооружений. К тому времени на стапелях находились заложенные в 1916— 1917гг. 4 крупнейших в мире линейных крейсера полным водоиз­мещением в 45 тыс. т каждый («Худ», «Родней», «Хоув» и «Энсон»), из кото­рых вступил в строй только головной «Худ» (в мае Х920 г.). Заложенный по заказу Чили линкор «Альмиранте Кохрен» с началом войны был законсер­вирован, а после достроен как авианосец «Игл» (укомплектован в апреле 1920 г.).

 

Линкоры типа «Ривендж» - 5 ед.

01.jpg

 

«Ривендж» (Revenge)

«Ройял Оук» (Royal Oak)

«Ройял Соверен» (Royal Sovereign)

«Рэмиллиес» (Ramillies)

«Резолюшн» (Resolution)

Вик

Дев

Порт

Брдм

Плм

22.12.13/29.5.15/3.1916 15.1.14/17.11.14/5.1916 15.1.14/29.4.15/5.1916

12.11.13/12.9.16/9.1917 29.11.13/14.1.15/1.2,1916

искл. 1948

погиб 14.10.1939

искл. 1949

искл. 1948

искл. 1948

 

28000/31 000т, 190,3x27x8,7 м. ГТТ-4, 18 ПК, 40 000 л.с. = 22—23 уз., 3400 т нефти. Броня: пояс и башни до 330 мм, барбеты до 254 мм, рубка 280 мм, палубы 50 - 25 мм. Эк. 908 — 994 чел. 8-381 мм/42, 14-152 мм/45, 2 -76 мм зен., 4 — 47 мм, 4 ТА 533 мм подв.

 

Являющаяся развитием проекта своих выда­ющихся предшественников — линкоров типа «Куин Элизабет» — новая пятерка «15-дюймо­вых» дредноутов отличалась меньшей длиной, иным расположением противоминной артилле­рии, умеренной скоростью и несколько улучшен­ной защитой. Предполагавшееся угольное ото­пление котлов уже в ходе постройки заменили на нефтяное. «Рэмиллиес», а за ним «Ривендж» и «Резолюшн» были оснащены противоминны­ми булями оригинальной конструкции, из-за чего их полное водоизмещение составило 33 000 т, а скорость снизилась до 21 — 21,5 уз. «Ривендж» и «Ройял Оук» участвовали в Ютландском бою, но ни им, ни их систершипам за время 1-й ми­ровой войны не удалось заявить о себе в пол­ную силу. Линкоры типа «Ривендж» впоследст­вии неоднократно модернизировались и актив­но действовали в годы 2-й мировой войны.

 

Линкоры типа «Куин Элизабет» - 5 ед.

02.jpg

 

«Куин Элизабет» (Queen Elizabeth)    Порт         21.10.12/16.10.13/1.1915      искл. 1948

«Уорспайт» (Warspite)                          Дев           31.10.12/26.11.13/3.1915      искл. 1946

«Вэлиент» (Valiant)                               Фф           31.1.13/4.11.14/2.1916          искл. 1948

«Бархэм» (Barham)                               ДжБр        24.2.13/31.10.14/10.1915      погиб 25.11.1941

«Малайя» (Malaya)                                Арм           20.10.13/18.3.15/2.1916        искл. 1948

 

27 500/33 020 т, 196,8x27,6x8,8 м. ПТ - 4, 24 ПК, 56 000 л.с.= 23 — 24 уз. 3400 т нефти. Броня: как на «Ривендж». Эк. 925 — 951 чел. 8 — 381 мм/ 42, 14- 152 мм/45, 2 - 76 мм зен., 4-47 мм, 4 ТА 533 мм подв.

 

Первые корабли, вооруженные 15-дюймовой артиллерией ГК. На момент вступления в строй по праву считались сильнейшими линкорами в мире, хотя их защита и была принесена в жер­тву вооружению и скорости. Головной «Куин Элизабет» первоначально нес 16 152-мм ору­дий, но позже на всех кораблях число пушек СК было уменьшено до 14. «Куин Элизабет» с фев­раля 1915г. участвовал в бомбардировке турец­ких позиций у Дарданелл. Затем—ремонт в Розайте и служба в водах Метрополии. В 1917 г. «Куин Элизабет» становится флагманом Гранд Флита. Остальные 4 линкора составляли 5-ю эскадру, на долю которой выпала дуэль со всем германским флотом в ходе Ютландского боя. 17 вражеских 280-мм и 305-мм снарядов, Попав­ших в англичан, нанесли им серьезный урон. Сильнее всех пострадала «Малайя» (102 уби­тых и раненых, уничтожены все 152-мм-орудия правого борта). Все 5 линкоров после ряда мо­дернизаций участвовали во 2-й мировой войне.

 

Линкор «Канада» — 1 ед.

03.jpg

 

«Канада» (Canada)           Арм         12.11/27.11.13/9.1915        передан Чили в 1920

 

28600/32 120т, 201,5x28x8,8м. ПТ-4, 21 ПК, 37 000 л.с. = 22,7 уз. 3300 т уг. + 520 т нефти. Броня: пояс до 229 мм, башни и барбеты до 254 мм, рубка 280 мм, палубы до 100 мм. Эк. 1167 чел. 10 - 356 мм/45, 16 - 152 мм/50, 2 - 76 мм зен., 4 — 47 мм, 4 ТА 533 мм подв.

 

Строился по заказу Чили как «Альмиранте Латорре» (Almirante Latorre), с началом войны реквизирован правительством. Проект повторял «Айрон Дюк», но с 356-мм орудиями ГК. Участ­вовал в Ютландском бою. После окончания бое­вых действий «Канада» была передана Чили и находилась в строю под своим первоначальным названием до 1959 г. Второй однотипный лин­кор «Альмиранте Кохрен» (Almirante Cochrane) достроен как авианосец «Игл» (вступил в строй в 1920 г).

 

Линкор «Эрин» - 1 ед.

04.jpg

 

«Эрин» (Erin)         Вик           1.8.И/3.9.13/8.1914         искл. 1922

 

22 780/25 250т 170,5x27,9x8,7м. ПТ-4, 15 ПК, 26 500 л.с. =21 уз. 2120 туг.+710 т нефти. Бро­ня: пояс до 305 мм, башни до 280 мм, барбеты до 254 мм, рубка 305 мм, палубы до 76 мм. Эк. 1070 чел. 10-343 мм/45, 16 - 152 мм/50, 2-76 мм зен., 6 — 57 мм, 4 ТА 533 мм подв.

 

Строился по заказу Турции как «Решадие» (Resnadieh), реквизирован с началом войны. От британских линкоров типа «Кинг Джордж V» и «Айрон Дюк» отличался более тонкой бро­ней, полными обводами корпуса, меньшими запасом угля и дальностью плавания. Входил в состав 2-й эскадры линкоров Гранд Флита, участвовал в Ютландском сражении. Сдан на слом в соответствии с Вашингтонским согла­шением.

 

Линкоры типа «Айрон Дюк» — 4 ед.

05.jpg

 

«Айрон Дюк» (Iron Duke)

«Мальборо» (Marlborough)

«Бенбоу» (Benbow)

«Эмперор оф Индиа» (Emperor of India)

Порт       12.1.12/12.10.12/3.1914

Дев         25.1.12/24.10.12/6.1914

Брдм     30.5.12/12.11.13/10.1914

Вик 31. 5.12/27.1 1.13/1 1.1914

искл. 1946

искл. 1932

искл. 1931

искл. 1931

 

25 000/29 560 т 189,8x27,4x9 м. ПТ-4. 18 ПК, 29 000 л.с. = 21,25 уз. 3250туг.+ 1050тнефти. Броня: пояс до 305 мм, башни до 280 мм, бар­беты до 254 мм, палубы до 65 мм. Эк. 1022 чел. 10-343 мм/45, 12- 152 мм/45, 2 - 76 мм зен., 4 — 47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

 

Представляли собой увеличенный ва­риант кораблей типа «Кинг Джордж V» с 152-мм орудиями СК. В годы войны находились в составе Гранд Флита. В Ют­ландском бою «Айрон Дюк» был флаг­манским кораблем адмирала Джеллико. «Мальборо» в том же сражении тяжело поврежден торпедой с немецкого эсмин­ца, но через 3 месяца снова вступил в строй.

После исключения из боевого состава флота в 1929—1931 гг. «Мальборо» и «Бенбоу» немедленно пошли на слом, «Айрон Дюк» служил учебным кораблем, а затем блокшивом. «Эмперор оф Индиа» стал плавучей мишенью и вскоре был потоплен на маневрах.

 

Линкоры типа «Кинг Джордж V» — 4 ед.

06.jpg

 

«Кинг Джордж V» (King George V)

«Центурион» (Centurion)

«Одейшес» (Audacious)

«Аякс» (Ajax)

Порт

Дев

Кмл

Ск

16.1.11/9.10.11/11.1912

16.1.11/18.11.11/5.1913

2.11/14.9.12/10.1913 27.2.11/21.3.12/3.1913

искл. 1926

искл. 1944

погиб 27.10.1914

искл. 1926

 

23 000/25700 т 182,1x27,1x8,7 м- ПТ-4, 18 ПК, 31000 л.с. ~ 21 уз. 2670 т уг.+800 т нефти. Бро­ня: пояс до 305 мм, башни до 280 мм, барбеты до 254 мм, палубы до 100 мм. Эк. 782 чел. 10 — 343 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм; 3 ТА 533 мм, подв.

 

Улучшенный вариант линкоров типа «Орион». Из-за слабой подводной защиты «Одейшес» за­тонул, подорвавшись на немецкой мине, и стал, таким образом, первым дредноутом, погибшим в войне. Все они находились в составе Гранд Флита. «Кинг Джордж V» с 1923 г. числился учеб­ным кораблем; через 3 года он вместе с «Аяксом» был сдан на слом. «Центурион», ставший в 1926 г. радиоуправляемой плавучей мишенью, использовался в этом качестве вплоть до 1941 г., а затем был замаскирован под новый линкор типа «Энсон» и отправлен в Индию, поз­же служил зенитной батареей в Суэцком кана­ле. В конце концов он был затоплен в качестве волнолома при высадке войск союзников в Нор­мандии.

 

Линкоры типа «Орион» — 4 ед.

07.jpg

 

«Орион» (Orion)

«Конкерор» (Conqueror)

«Монарх» (Monarch)

«Тандерер» (Thunderer)

Порт Брдм

Арм

Темэ

29.11.09/20.8.10/1.1912 5.4.10/1.5.11/11.1912 1.4.10/30.3.11/3.1912 13.4.10/1.2.11/6.1912

искл. 1922

искл. 1922

искл. 1922

искл. 1926

 

22 200/25 870 т 177,1x27x8,7 м. ПТ-4, 18 ПК, 27 000 л.с. = 21 уз. 3300 т уг.+800 т нефти. Бро­ня: пояс до 305 мм, башни до 280 мм, барбеты до 254 мм, рубка 280 мм, палубы до 100 мм. Эк. 752 чел. 10-343 мм/45, 16-102 мм/50, 4—47 мм; 3 ТА 533 мм, подв.

 

Первые британские «сверхдредноуты» с 13,5-дюймовыми орудиями ГК. Очень мощные для своего времени корабли, однако имели недо­статочную остойчивость и слабую противотор­педную защиту. Входили в состав Гранд Флита, участвовали в Ютландском бою («Орион» —как флагманский корабль контр-адмирала Ливсона). После Вашингтонского соглашения два линко­ра были сданы на слом, «Монарх» переобору­дован в плавучую мишень (потоплен на учениях в 1925 г.), а «Тандерер» еще четыре года слу­жил учебным судном.

 

Линкор «Эджинкорт» — 1 ед.

08.jpg

 

«Эджинкорт» (Agincourt)               Арм                9.11/22.1.13/8.1914         искл. 1922

 

27 500/30 250 т! 204,7x27,1x8,2 м. ПТ-4, 22 ПК, 34 000 л.с. = 22 уз. 3200 т уг.+620 т нефти. Броня: пояс и барбеты до 229 мм, башни до 305 мм, рубка 305 мм, палубы до 65 мм. Эк. 1115 чел. 14-305 мм/45, 20-152 мм/50, 10-7Б мм, 2 — 76 мм зек.. 3 ТА 533 мм подв.

 

Заложен под названием «Рио-де-Жанейро» по заказу Бразилии, на стапеле перекуплен Тур­цией и переименован в «Султан Осман I» (Sul­tan Osman I). Реквизирован британским прави­тельством. Необычный проект предопределен требованиями первоначального заказчика, по­желавшего при сохранении 305-мм ГК иметь очень мощный бортовой залп. В итоге «Эджинкорт» стал самым длинным линкором Гранд Флита и единственным в мире семибашенным дредноутом. Корабль входил в состав 4-й эс­кадры линкоров, участвовал в Ютландском бою. После войны «Эджинкорт» планировалось пере­оборудовать в эскадренный корабль-снабженец, но этот проект остался нереализованным.

 

Линкоры типа «Колоссус» — 2 ед.

09.jpg

 

«Колоссус» (Colossus)             Ск               8.7.09/9.4.10/7.1911           искл. 1920

«Геркулес» (Hercules)              Плм             3Q.7.09/10.5.10/8.1911        искл. 1921

 

20 225/23 050 т, 166,4x25,9x8,8 м. ПТ-4, 18 ПК, 25 000 л.с. = 21 уз. 2900 т уг.+800 т нефти. Броня: пояс, барбеты, башни и рубки до 280 мм, палуба до 100 мм. Эк. 755 чел. 10—305 мм/50, 16 - 102 мм/50, 4-57 мм, 3 ТА 533 мм подв.

 

Улучшенный вариант линкора «Нептун». С началом войны «Колоссус» был флагманом 1-й эскадры линкоров Гранд Флита, в Ютландском бою получил два попадания тяжелыми снаряда­ми. После ремонта входил в состав 4-й эскад­ры линкоров. В 1919—1920 гг.—учебный ко­рабль в Девонпорте, с 1920.г. «Колоссус» стоял на приколе и был сдан на слом только в 1928 г. «Геркулес» в начале войны находился в 8-й эс­кадре линкоров, участвовал в Ютландском бою, в 1916— 1918 гг. был флагманом 4-й эскадры, сдан на слом в 1921 г.

 

Линкор «Нептун» — 1 ед.

10.jpg

 

«Нептун» (Neptune)     Порт        19.1.09/30.9.09/1.1911    искл. 1922

 

19 680/22 720 т, 166,4x25,9x8,7 м. ПТ - 4, 18 ПК, 25 000 л.с. = 21 уз. 2710 т уг.+790 т нефти. Бро­ня, пояс до 254 мм, башни и рубка до 280 мм, барбеты до 229 мм, палуба до 76 мм. Эк. 759 чел. 10 -305 мм/50, 16- 102 мм/50, 4- 47мм, 3 ТА 457 мм подв.

 

Архитектура этого линкора — не совсем удачная попытка обеспечить максимальный бортовой залп при сохранении носового и кор­мового залпов, равных первым дредноутам. Эта цель достигнута не была, так как при стрельбе на один борт пороховые газы вызы­вали повреждения мостиков и надстроек. На испытаниях корабль показал хорошую ско­рость—кратковременно 22,7 уз., а при 8-ча­совом пробеге— 21,75 уз. Во время войны входил в состав 1-й, а затем 4-й эскадр лин­коров Гранд Флита, участвовал в Ютландском бою. В апреле 1916 г. столкнулся с торговым пароходом, но отделался легкими поврежде­ниями. В 1919 г. выведен в резерв.

 

Линкоры типа «Сент-Винсент» — 3 ед.

11.jpg

 

«Сент-Винсент» (St. Vincent) Порт 30.12.07/10.9.08/5.1909 искл. 1921

«Коллингвуд» (Collingwood) Дев 3.2.07/7.11.08/4.1910 искл. 1922

«Вэнгард» (Vanguard)                 Вик 2.4.08/22.2.09/2.1910 погиб 9.7.1917

 

19560/23030т, 163,4x25,6x8,5м.ПТ-4, 18ПК, 24500л.с. = 21 уз. 2800туг.+940т нефти. Бро­ня: пояс до 254 мм, башни и рубка до 280мм, барбеты 229 мм, палуба до 76 мм. Эк. 718 чел. 10-305 мм/50, 20-102 мм/50, 4-47 мм, 3 ТА 457 мм подв.

 

Прямые наследники «Дредноута», но во­оруженные новыми 50-калиберными пушками ГК. В ходе войны модернизированы: палубные 102-мм пушки заменены на 76-мм зенитки, кор­мовые ТА сняты, на «Коллингвуде» в 1918 г. ус­тановлены платформы для самолета «Сопвич Пап». Все три линкора находились в составе Гранд Флита во время Ютландского боя, но от­крыть огонь по неприятелю им не довелось. «Вэнгард» погиб от взрыва боезапаса, стоя на якоре а Скапа-Флоу (804 убитых). Остальные два с 1919 г. учебные корабли. После Вашингтон­ского соглашения оба пошли на слом.

 

Линкоры типа «Беллерофон» — 3 ед.

12.jpg

 

«Беллерофон» (Bellerophon)

«Сьюперб» (Superb)

«Темерер» (Temeraire)

Порт Эле Дев

3.12.06/27.7.07/2.1909 6.2.07/7.11.07/5.1909 1.1.07/24.8.07/5.1909

искл. 1921

искл. 1923

искл. 1921

 

18 800/22 102 т, 160,3x25,2x8,3 м. ПТ-4, 18 ПК, 23000 л.с. = 20,75 уз. 2648 т уг.+842 т нефти. Броня: пояс до 254 мм,- башни и рубка до 280 мм, барбеты до 229 мм, палубы до 100 мм. Эк. 733 чел. 10-305 мм/45, 16-102 мм/50, 3-47 мм, 3 ТА 457 мм подв.

 

Повторение «Дредноута» с незначительными изменениями. С началом войны входили в 4-ю эскадру линкоров Гранд Флита, наблюдали за Ютландским боем, но сами огонь не вели. «Сьюперб» служил флагманом 4-й эскадры, а в са­мом конце войны вместе с «Темерером» пере­шел на Средиземное море. С 1919 г. «Беллерофон» в резерве, остальные два — учебные ко­рабли.

 

Линкор «Дредноут» — 1 ед.

13.jpg

 

«Дредноут» (Dreadnought)  Порт       2.10.05/10.2.06/12.1906      искл. 1921

 

18110/21 845т, 160,6x25x9,4 м. ПТ-4, ТВ ПК, 23 000 л.с. = 21 уз. 2900 т уг.+1120 т нефти. Броня: пояс, барбеты, башни и рубка до 280 мм, палубы до 102 мм. Эк. 773 чел. 10 — 305 мм/ 45, 27 —76мм, 5 ТА 457 мм подв.

 

Линкор, совершивший революцию в военном кораблестроении в начале века. Построен в ре­кордно короткий срок и, несмотря на спешку, оказался весьма удачным кораблем, имя кото­рого стало нарицательным для линкоров следу­ющих поколений. 8 годы войны служил сначала флагманским кораблем 4-й эскадры флота Мет­рополии, затем— флагманом 3-й эскадры. 18.3.1915 ударом тарана потопил ПЛ U-29, на которой погиб германский подводный ас капитан-лейтенант Отто Веддиген. В 1919 г. выве­ден в резерв. Вооружение линкора неоднократ­но менялось. В частности, к t916 г. на «Дред­ноуте- оставалось всего 10 — 76-мм пушек и 4 ТА.